Надо Знать

добавить знаний



Бюст



План:


Введение

Бюст гетмана Мазепы, город Чернигов. Скульптор Геннадий Ершов.

Бюст в скульптуре - изображение человека, обычно портретное, с отражением торса от лица к груди. Синонимом является иностранное слово "бюст".


1. Исторические данные

Классические образцы бюст дали мастера Древней Греции и Рима. В эпоху Римской империи бюстов предков хранились в семейных домах. Позже размещения поргруддя императора у власти в собственном доме рассматривался как лояльность владельца к существующей власти. Бюст императоров ставили также в садах. Бюст давно предмет коллекционирование музеями и частными коллекциями.

  • Император Люций Сентябрь

  • Корнелия Солонина, жена императора Галлиена

  • Император Филипп Аравитянин


2. Техники выполнения

Скульптор Джулиано Финелли, Кардинал Монтальто, мрамор

Для создания бюста используют те же материалы и техники, и для скульптуры:

Несмотря на небольшие размеры, скульпторы сделали множество вариантов и композиций бюст с включением обеих рук или даже одной руки. Выдающиеся образцы бюстов создали Верроккио, Лоренцо Бернини, Карло Бартоломео Растрелли, Федот Шубин, Куазевокс, Огюст Роден, Франческо Мессина т.д..


3. В средневековье

Реликварий - Св. Людмила, 1360-е гг Монастырь Св. Агнессы, Прага, Чехия.

Античные образцы, их остатки или случайные находки, продолжали влиять на создание скульптур и в эпоху средневековья. Но их идейную нагрузку изменилось. Среди бюстов средних - реликварии и очень редкие образцы портретов, часто выполнены из драгоценных металлов. Среди реликварии - изображения святых, покровителей людей от различных болезней. Реликварии часто украшенные драгоценными или полудрагоценными камнями и занимают промежуточные позиции между скульптурой и ювелирным изделием. Близости к ювелирного изделия способствуют не только драгоценные металлы ( золото, серебро), но и методы обработки поверхности - чеканка, полировка поверхности, комбинация с другими материалами (эмаль, стекло), другими техниками ( инкрустация). Уникальными образцами были попытки создать портретные бюсты обладателей, где портретность была довольно условной через значительную потерю мастерства портретирования в средневековье.


4. В эпоху возрождения

Усиление светский тенденций в культуре Италии 14-15 вв. и наличие античных образцов способствовали восстановлению бюстов и заинтересованности в их создании. Количество созданных реликварии уменьшается, а для создания бюстов больше используют дешевые материалы (окрашенное дерево, терракота, поменьше - мрамор или бронза). Среди поргудь эпохи возрождения - как религиозные образы (Христос, Иоанн Креститель, мастерская Верроккио, Флоренция, Аньоло ди Поло, Пистойя), так и светские портреты (Лоренцо Великолепный, окрашенное дерево, Вашингтон). Высота подобных работ, как правило, не превышала 52 см, что облегчало их транспортировки. Скульптор Дезидерио где Сеттиньяно специализировался на создание детских головок - умерших детей в виде ангелов, которые дарили в храмы.

В композициях бюстов суток возрожденной еще ощутимы скованность, робость даже известных мастеров. "Лица" в бюстом застывшие, их головы немного наклоненные вперед, взгляды или направлены вперед или вниз, руки обычно не изображены. Исключения - мадонна с младенцем, где руки Богородицы содержат ребенка (рельефы-бюст из окрашенного фаянса семьи делла Роббиа).


5. Брут работы Микеланджело

Микеланджело. Бюст Брута, Флоренция, Национальный музей.

Среди безусловных шедевров эпохи итальянского возрождения - бюст Брута, созданное скульптором Микеланджело в 1537 - 1538 гг Произведение Микеланджело - указатель как далеко зашло изучения и усвоения достижений древнеримской скульптуры в Италии на новом этапе. Теперь это и интересная композиция, и новое идейную нагрузку, далеко от декоративности. Обращение к образу убийцы римского императора ради восстановления республиканского правления мало антитираничне окраску и приобщало мнения современников до недавних политических событий, к восстановлению тиранической власти Медичи во Флоренции. Понятно, что подобное бюст не могли заказать ни светские тираны-правители Флоренции, ни римские папы - духовные тираны тогдашней Западной Европы. Антитираничне идейное окраски бюст был таким имеющимся, что Микеланджело уговорили прекратить работу над опасным произведением и бюст осталось незавершенным. Только чрезвычайные художественные качества произведения спасли бюст от уничтожения. Брут Микеланджело так и остался поодинаким образцом прореспубликанських, антитираничних настроений художника в сутки формирования абсолютизма как типа имперской власти на территории Западной Европы в 16 веке.


6. В эпоху барокко

Пьетро Баратта, аллегория зимы, серия "Сезоны". Летний сад (Санкт-Петербург).


В сутки барокко бюст как жанр искусства пережило настоящий расцвет. Этому способствовало несколько факторов - поиск новых бюстов эпоху Древнего Рима, среди которых и выдающиеся образцы, прискипливе изучения полученных образцов, соперничество мастеров между собой, общее повышение мастерства западноевропейских скульпторов 16-17-18 веков. Только в Италии работает целый ряд талантливых мастеров, среди которых -

  • Альгарди, бюст Мауриццио Франджипане, Национальная Пинакотека, Болонья

  • Альгарди, бюст кардинала Паоло Эмилио Заккья, 1650 г., терракота

  • Альгарди, бюст Камилло Памфили, 1647, Эрмитаж

  • Альгарди, бюст папы римского Иннокентия Х.


Они создают бюст в разных техниках и очень разные по назначению. Это может быть портрет для кабинета светского вельможи или церковного князя, портрет для галереи, бюст для художественного надгробия в соборе. Со временем бюст переходят в сад барокко в качестве мемориальной достопримечательности или распространенной аллегории (олицетворение четырех времен года "Сезоны", олицетворение человеческих темпераментов или чувств, иногда обыграны чисто декоративные качества изображенного лица - негр в ярком наряде, условный девичий бюст т.д.).


7. В 18 веке

В 18 веке художественная инициатива почти полностью переходит из Италии за рубеж, прежде всего - к Франции. Именно здесь есть условия для творческих поисков, своя система воспитания новых мастеров, сфорувалася система государственных и частных заказ, именно здесь сконцентрировано наибольшее количество выдающихся мастеров, среди которых -

Показательной для эпохи была творческая биография скульптора-итальянца Карло Бартоломео Растрелли. НЕ находячи использование своих выдающихся способностей в Риме и Флоренции, он едет на заработки в Париж, признан художественный центр 17-18 веков. И только случай приводит к переезду выдающегося скульптора в новую страну Московию, только тесно привлеченную к культурному достоянию западноевропейской цивилизации.



8. Галерея

  • Бюст философа Аристотеля, бронза

  • Бюст Шекспира, терракота.

  • Огюст Роден, писатель Бальзак, 1892 г.


Источники

  • Słownik terminologiczny sztuk pięknych, red. Kubalska-Sulkiewicz K., Warszawa 1996, s. 324. (Польск).
  • "Малая история искусств. Античное искусство", М, 1972 (рус).
  • Соколов Г.И. "Римский скульптурный портрет ИИИ века и художественная культура того времени", М, "Искусство", 1983 (рус).

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам