ВАЗ-2121

ВАЗ-2121 "Нива", в наше время [ Когда? ] сказывается LADA 4х4 [1] - советский легковой автомобиль повышенной проходимости. Первый в мире комфортабельный внедорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом. Серийно производится с 5 апреля 1977 года. В истории мирового автомобилестроения ?Нива? считается родоначальником "Кроссоверов" - особенно популярного в начале XXI века и класса легковых автомобилей, а также оригинальным и популярным автомобилем советского и российского производства. Во многих странах существуют фан-клубы ?Нивы?.


1. Концепция и история создания

Серийный ВАЗ-21213 / ВАЗ-21214 с 2006 года называется LADA 4x4 3-дв.

Сначала конструкторы ВАЗ а получили задание на разработку компактного городского автомобиля. С этим и связаны такие необычные для джипа особенности, как сверхмалые габариты и двухдверный кузов "хэтчбек" с крохотным багажником. Однако затем концепция резко изменилась, и было решено превратить городской автомобильчик в внедорожник. Как ни странно, но парадоксальная концепция оказалась жизнеспособной, а машина - на редкость удачной. Автомобиль получился сверхкомпактный по сравнению с джипами тех времен, а следовательно, и легким, что положительно сказывалось на проходимости. Очень большой дорожный просвет и малые свесы кузова также способствовали проходимости. Еще одной особенностью стал полностью ?легковой? дизайн машины - в автомобиле не было ничего специфически "внедорожного", "Нива" выглядела как обычная легковая машина. К тому же, в конструкции широко применялись элементы дизайна и детали ВАЗ-2106, а салон оказался практически идентичным "Шестерке". В итоге получилось, как писал один автомобильный журнал, "Как будто" Рено-5 "поставили на шасси" Лендровера "". Тем не менее, "Нива" оказалась очень удачным автомобилем, возможно, лучшей разработкой отечественного автопрома.


2. Описание конструкции

ВАЗ-2121 (21213/21214) - легковой автомобиль повышенной проходимости (внедорожник) малого класса. Кузов несущий, трехдверный типа хэтчбек. Трансмиссия с постоянным полным приводом, механической четырехступенчатой ​​коробкой передач (начиная с 21213 - пятиступенчатой), двухступенчатой ​​раздаточной коробкой и блокеровкою межосевого дифференциала. Геометрические параметры проходимости хорошие за счет достаточно большого дорожного просвета (220 мм), небольших свесов кузова (угол въезда 32 ?, съезда - 37 ?) и сравнительно короткой 2,2-метровой колесной базой. На первую модель ВАЗ-2121 устанавливался двигатель ВАЗ-2121, созданный на основе двигателя ВАЗ-2106), рядный карбьюраторний четырехцилиндровый, объемом 1580 см ?. Мощность 75 л.с при 5400 об / мин, максимальный крутящий момент 116 Н ? м при 3400 об / мин. На рестайлинговую модификацию ВАЗ-21213 устанавливался карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 с увеличенным до 1690 см ? рабочим объемом, мощностью 80,8 л.с. при 5200 об / мин и максимальным крутящим моментом 125,3 Н ? м при 3000 об / мин. Одной из особенностей ?Нивы? было использование в ее конструкции крупносерийном узлов модельного ряда ВАЗ. Так, от модели ВАЗ-2106 использовался 1,6-литроввий двигатель с цепным приводом ГРМ, коробка передач и редуктор заднего моста (на первых "Нивах" в редукторах мостов использовались главные передачи от ВАЗ-2101 с передаточным отношением 4,3). Тем не менее, "Нива" сразу продемонстрировала уникальную для своего класса проходимость.


3. Мировое признание и экспорт

Ранний пикап на базе "Нивы" переделанный одной из зарубежных тюнинговых фирм
Кабриолет на базе Нивы переделанный зарубежной тюнинговой фирмой

Большинство выпускаемых в 70-х годах XX века автомобилей типа 4х4 оснащались жестко подключаемым полным приводом (постоянный полный привод использовался в то время только на Range Rover), рамным шасси, зависимой подвеской, упрощенными кузовами со спартанским интерьером (кроме того же Range Rover и Jeep Wagoneer) и мягким верхом, а также и низкооборотных бензиновыми или дизельными двигателями. Поэтому внедорожник с постоянным полным приводом, большим количеством новаторских (мирового уровня) решений вроде независимой передней подвески, закрытого комфортабельного цельнометаллического несущего кузова, в сочетании с невысокой (по мировым меркам) цене вызвал большую сенсацию, и, впоследствии, множество подражаний.

В 1978 ВАЗ-2121 был награжден золотой медалью и признан лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно. [2] В октябре 1980 автомобиль получил золотую медаль Познаньской международной ярмарки. [2]

"Нива" (с 2006 года LADA 4x4) была и остается одним из лидеров экспорта АвтоВАЗа. Две наиболее первые специальные версии ?Нивы? были экспортными: ВАЗ-21211 с 1,3-литровым мотором (для стран с дорогим топливом и высокими налогами на объем двигателя) и ВАЗ-21212 с правым рулем. Праворульных версия ?Нивы? пользовалась очень хорошим спросом в Великобритании и даже поступала в небольшом количестве в Японию, куда, кроме "Нивы" вообще ни советский (российский) автомобиль больше не прорывался [3] АИ по ссылке отсутствует. С конца 90-х на экспорт производится малыми партиями модификация ВАЗ-21215 с дизелем Пежо. Экспортный потенциал бензиновой ?Нивы? сохранился в странах дальнего зарубежья до сих пор. В 2003-2007 гг завод успешно адаптировал LADA 4x4 под нормы Euro 3 и 4. Целый ряд зарубежных тюнинговых фирм создавали на базе "Нивы" версии с кузовами кабриолет и пикап, а также спортивно-гоночные и тюнинговые варианты.

За три с лишним десятилетия с 1800000 сделанных "Нив" на экспорт в более чем 100 стран мира было отправлено свыше 500 тыс. Ежегодно около 15 тысяч "Нив" экспортировались в страны Латинской Америки, Африки, Среднего Востока, Восточной и Западной Европы, в том числе в Германии, Франции, Италии, Англию, Испании, страны Бенилюкса и и Греции. В этих странах, а также в Японии, несмотря на то, что внедорожник больше не поставляется в Страну восходящего солнца, и по сей день существуют клубы любителей ?Нивы?. Встречаются ?Нивы? и в Австралии и Канаде.

Сегодня ?Ниву? из поставляемых АвтоВАЗом сборочных комплектов собирают в Казахстане (фирма "Азия-Авто") и в Украина (завод "ЛуАЗ" компании " Богдан "). Ранее сборка? Нивы ?из SKD комплектов производилась в Греции и в Эквадоре, где только в 2001 году было собрано почти две с половиной тысячи автомобилей.


4. Автоспорт

Нива - официальная машина безопасности (pace car) гонки Будапешт-Бамако 2005г.
Нива Т3

"Нива" достигла успехов и в автоспорте, став призером таких престижных ралли-рейдов как Париж-Дакар, Париж-Тунис, ?Ралли Фараонов?, Париж-Пекин и других [4] [5].


5. Мировые рекорды ?Нивы?

  • Мировой рекорд высоты: в 1998 году внедорожник ?Нива? поднялся в базовый лагерь под Эверестом на высоту 5200 м, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взял высоту 5726 м над уровнем моря;
  • "Нива" покорила Северный полюс - в ходе международной парашютной акции в апреле 1998 ВАЗ-2131 "Нива" был сброшен на парашюте, а после приземления на лед и освобождения от строп, был заведен и успешно преодолел заданный маршрут;
  • 12 лет прослужила ?Нива? на русском полярной станции "Беллинсгаузен" в Антарктиде, где дорог не существует в принципе. Тольятивський внедорожник эксплуатировался в диапазоне температур от -54 до +4 ? C для перевозки грузов и буксировки судов. Общий пробег автомобиля составляет 40 тыс. км; [6]
  • В 1999 и 2000 гг снегоболотоход "Лада-Нива-Марш?, созданный на агрегатах ?Нивы?, дважды покорил Северный полюс. [7]

6. Безопасность

По данным журнала Авторевю уровень пассивной безопасности ?Нивы? ВАЗ-21213 оказался крайне низким. По результатам краш-теста по правилам Euro NCAP (точнее, только одной из его частей, фронтального удара на скорости 64 км / час.), проведенного журналом [8], "Нива" набрала 0 баллов из 16 возможных за проведенный фронтальный удар, став второй после ВАЗ-2107 моделью АвтоВАЗа, набравшая ноль баллов за безопасность. Этот результат вполне закономерен, поскольку автомобиль разрабатывался более тридцати лет назад и имеет общую с "классическим" (ВАЗ 2101 - ВАЗ 2107) семейством агрегатную базу. На практике это означает, что водитель автомобиля, попавшего в такую ​​аварию на скорости 64 км / ч обязательно будет травмирован. Особенно вероятны травмы стоп (из-за смещения педального блока на слишком большую величину), переломы ребер (из-за отсутствия в ремней безопасности ограничения по усилиям), травмы головы и шеи (из-за устаревшей конструкции рулевого управления руль при ударе смещается назад и вверх и на большой скорости бы 'является водителя снизу в челюсть). Возможность улучшения без коренной переработки автомобиля, в том числе силовой схемы кузова, отсутствует. Одной из проблем, выявленных краш-тестами, возникла проблема деформации лонжеронов. В прессе в 2002-2003 годах появлялись заметки о том, что на АвтоВАЗе производятся эксперименты по решению этой проблемы путем заполнения полостей лонжеронов вспененными материалами с целью улучшения характера деформации кузова (для соответствия автомобиля ВАЗ-21213 требованиям Правила R 94 ЕЭК ООН, то есть, успешного прохождения фронтального краш-теста на скорости 56 км / ч). Однако результаты краш-тестов нигде не приводились и данных о том, стала рестайлинговая Lada 4x4 безопаснее, нет.


7. Семейство "Нивы"

7.1. Модификации "Нивы"

  • ВАЗ-2121 Нива (экспортное название Lada Niva 4x4) - базовая модель с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л, 75 л.с., 116 Н ? м) и 4-ст. КПП. Несколько опытных образцов ВАЗ-Е2121 было создано в 1972-1975 гг. В конце 1976 года была выпущена опытно-промышленная партия ?Нивы?. Серийно модель производилась с апреля 1977 по 1993
  • ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) - экспортная модификация с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л, 69 л.с., 92 Н ? м). Проводилась с 1978 года для стран с повышенными налогами на двигатели объемом более 1500 см ? (преимущественно страны Бенилюкса и Южной Европы). Пользовалась ограниченным спросом из-за низкой тяговитости двигателя на бездорожье и плохой динамики на обычных дорогах;
  • ВАЗ-21212 (Lada Niva 4x4) - экспортная праворульных модификация. Проводилась ограниченными партиями, прежде всего, для английского рынка. Известно о продаже небольшой партии ?праворуких? ?Нив? в Японию, куда советские автомобили ни раньше, ни позже не проникали;
  • ВАЗ-2122.600 "Река" - армейский автомобиль-амфибия с использованием агрегатов ВАЗ-2121. В 1976-1985 гг. было разработано несколько опытных образцов амфибии с утилитарным герметизированные открытым 2-дверным кузовом. В 1987 г. доработанный образец ВАЗ-2122.600 "Река" прошел госиспытания, но серийно амфибия не проводилась из-за конверсии;
  • ВАЗ-21213 (первоначальное название "Тайга? не прижилось) - рестайлинговая модель ?Нивы? с переработанной задней частью кузова с пониженной погрузочной высотой (иная форма задней двери и задних фонарей), более мощным и тяговитым двигателем ВАЗ-21213 (1,7 л , 81,8 л.с., 125 Н ? м) с карбюратором "Солекс" и системой зажигания (и то, и другое снижает расход топлива), алюминиевым радиатором, и многим другим. В 1993 году была выпущена переходная партия со стандартным двигателем ВАЗ-2121.
  • ВАЗ-21214 (LADA 4x4) - модификация модели 21213 с двигателем ВАЗ-21214 (1,7 л, 81,8 л.с., 127,5 Н ? м) оснащенным центральным впрыском топлива. Начиная с 2002 г на эту модель устанавливается двигатель ВАЗ-21214-10 (Евро-0) с распределенным впрыском топлива, модернизированным в 2006 г под нормы Евро-2 (21214-20) и в 2008-м под Евро-3 (21214 - 30). C 2006 года согласно соглашения по СП GM-АвтоВАЗ переименована в LADA 4x4 3-дв.;
  • ВАЗ-21215 - экспортная версия с дизельным двигателем Пежо XUD 9SD, выпускавшейся в 1999-2007 гг. Модификация мелкосерийное производилась на экспорт, поэтому в штатную сборку входила улучшенная обвесом (бампера, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и т. п.);
  • ВАЗ-21216 - экспортный вариант модели 21213 с правым рулем и карбюраторным двигателем ВАЗ-21213;
  • ВАЗ-21217 - экспортный вариант модели 21213, с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л);
  • ВАЗ-21219 - переходная комбинированная модификация с кузовом и подвеской от ВАЗ-2121 и 1,7-литровым двигателем и трансмиссией от ВАЗ-21213. Салон и бачок омывателя заднего стекла также сохранены от ВАЗ-2121. Проводилась в 1993-1994 гг
  • ВАЗ-2121Б - бронированный инкассаторский автомобиль на базе ВАЗ-2121. Был создан в 1992 году специалистами дочерней ВАЗовской фирмы ОАО "Производство специальных автомобилей Бронте". Выпускался ограниченной серией в 1992-1993 гг Послужил отправной точкой для создания семейства бронеавтомобилей "Бронте Форс".
  • ВАЗ-2121Ф - экспортный коммерческий вариант на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа фургон ет. Задняя часть салона превращена в грузовой отсек, путем замены боковых стекол (на задней двери сохранено) металлическими панелями, удаления заднего сиденья и отделки. По передними сиденьями установлена ​​трубчатая защита от смещения груза при торможении. Фургоны версия ?Нивы? изготавливается малыми партиями на ОПП АвтоВАЗа для поставки исключительно на рынки стран дальнего зарубежья, местное законодательство которых предусматривает налоговые льготы для подобных коммерческих автомобилей.
  • LADA 4x4M - модернизированный вариант ВАЗ-21214, постепенное освоение которого предполагается с 2009 года. Изменено светотехнические приборы, салон, узлы трансмиссии. Часть комплектующих применена от Chevrolet Niva. [9]

7.2. Удлиненные разновидности "Нивы"

ВАЗ-212180 LADA Fora (1996-2005)
  • ВАЗ-212180 "Фора" - удлиненная на 300 миллиметров версия модели 21213. Мелкосерийное проводилась с 1996 до 2005 года фирмой "ПСА Бронте" (вин-код "X7G"). Отличается от базовой модели увеличенными по ширине дверями и дверными проемами, поднятой за счет пластиковой надстройки задней частью крыши и более широким задним сиденьем трехместным типа 2108. В стандартное оснащение "Форы" включена автоматическая система пожаротушения в моторном отсеке от броневика ?Форс?, а за доплату - гидроусилитель руля, кондиционер и пластиковый ?кенгурятник? перед решеткой радиатора. Из-за применения колес увеличенного диаметра (легкосплавные диски тольяттинской фирмы "Слик" с шинами "Nokian HRC?) ?запаска? вынесена из моторного отсека и закреплена над задним бампером.
  • ВАЗ-212182 "Форс" - бронированный инкассаторский вариант модели ВАЗ-21218. Кроме системы бронирования дополнительно оснащен автоматической системой пожаротушения в моторном отсеке, взрывопожаробезопасности топливным баком; дополнительной аккумуляторной батареей, кондиционером, дистанционным приводом замка правой двери с места водителя. В качестве дополнительного оборудования предлагается бронированный пол, светосигнальные маячки и т. п. Так как ?Форс? на 430 кг тяжелее "Форы", применены пружины подвески из прутка увеличенного диаметра и усиленные амортизаторы;
  • ВАЗ-212183 "ландоле" - открытый пляжный внедорожник на базе "Форы" с кузовом типа "Ландо" или "ландоле". Проводится "СПА Бронте" по индивидуальным заказам с 1997 года. Отсутствие части крыши и стоек дверей компенсировано оригинальным силовым трубчатым каркасом, на которые в случае необходимости крепится легкий тент или монтируются кронштейны для перевозки крупногабаритного спортинвентаря. Задний борт откидывается на горизонтально расположенных петлях. Салон, легко моется (сиденья обтянуты кожзаменителем, пол покрыт мягким линолеумом). Экстерьер дополнен оригинальным пластиковым "обвесом" и двухцветного окраской.
  • ВАЗ-2129 (неофициальное название "Кедр") - удлиненная на 500 мм модель на базе стандартного ВАЗ-21213. "Кедр" был создан в начале 90-х как носитель агрегатов для перспективного минивэна ВАЗ-2120, но в 1992-1994 гг. выпускался малой серией на ОПП АвтоВАЗа. Кузов удлиняется за счет центральной вставки. Послужил основой для создания 5-дверной модели ВАЗ-2131;
  • ВАЗ 2129 "Утилитер" - коммерческая модификация "Кедра". Отличается от базовой модели отсутствием заднего сидения и зарешеченными изнутри задними боковыми окнами. Изготавливалась поштучно под заказ на ОПП АвтоВАЗа и распространения не получила;
  • ВАЗ-2130 ("Кедр") - модификация ВАЗ-2129 с измененной планировкой салона. Трехместное заднее сиденье типа 2108 сдвинуто вперед. По непроверенной информации, впоследствии индекс модели был изменен на 2129-01. ВАЗ-2130 проводился малыми партиями в 1993-1994 гг. Послужил основой для создания 5-дверной модели ВАЗ-2131-01;
ВАЗ-2131 (с 1993)
  • ВАЗ-2131 (LADA 4x4 5-дв.) - Удлиненная на 500 мм пятидверная модель на основе агрегатов ВАЗ-21213. Выпускается в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа (ОПП АвтоВАЗа) с 1993 года. ВАЗ-2131 создан на базе модели 2129 ?Кедр? за счет добавления задней пары дверей. На февраль 2009 произведено уже 100 тыс. ВАЗ-2131 [10], что делает данную модель второй по популярности в семействе старой "Нивы". Удлинение кузова производится за счет центральной 500-миллиметровой вставки в стандартный кузов модели 21213. Соответственно, меняется колесная база и длина автомобиля. На версии 2131 расстояние между передними и задними сиденьями увеличено на 125 мм, а на 2131-01 применено трехместное заднее сиденье типа 2108. Топливный бак увеличен до 70 л. С освоением в ОПП производства двигателей ВАЗ-2130 (1,8 л, 84 л.с., 132 Н ? м), проводилась версия 21312 с таким мотором. Из-за характерной внешности и любви производителей к зеленому цвету, ВАЗ-2131 в народе получил прозвище - крокодил [11];
  • ВАЗ-2131 СП (213105/213145) - модель изготавливается на ОПП ВАЗа санитарный автомобиль на базе ВАЗ-2131. Отличается увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой пластиковой крышей. Благодаря увеличенному объему багажника позволяет перевозить больного на носилках и двух сопровождающих медиков с комплектом оборудования.
  • ВАЗ-213102 - ?гражданская? 5-дверная версия санитарной модели ВАЗ-213105. Владела таким же увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой пластиковой крышей, но оснащалась обычным 5-местным салоном. Увеличенный до 1900 л багажник позволял разместить в нем два дополнительных сиденья, что превращало автомобиль в 7-местный (и переводило его в класс среднеразмерных внедорожников). ВАЗ-213102 производился под заказ в 1999-2003 гг.
  • ВАЗ-2121 сахара-1 Небольшой по размерам салон ?Нивы? заставлял задумываться о продлении машины. Таким путем в конце 80-х годов пытались идти на самом заводе и некоторые конструкторы-энтузиасты. Таковы Энтузиастами в 1991 году было создано шесть экземпляров удлиненной ?Нивы? с увеличенной высотой крыши. Часть машин из этой партии, зарегистрирована как самоделки, попала в частные руки, а часть была выкуплена ?Лада-банком? в качестве служебных и оформлена под собственным названием "Сахара". В дальнейшем наработки для этой машины были использованы при создании удлиненных версий ВАЗ-2129 "Кедр" и ВАЗ-21218 "Бронто".

8. Другие модели на базе "Нивы"

ВАЗ-2123
ВАЗ-2323
  • ВАЗ-2123 - российский компактный внедорожник второго поколения, опытно-промышленные партии которого были сделаны на ВАЗе в 2001-2002 гг Сохранил преемственность со старой "Нивой" с агрегатами и после существенной модернизации был запущен в крупносерийное производство с сентября 2002 года на мощностях СП GM-АвтоВАЗ как Chevrolet Niva. Часть агрегатов от Chevrolet Niva (например, ГУР фирмы ZF) со временем перешла на LADA 4x4;
  • ВАЗ-2328 "Волк" - пикап с короткой 2-местной кабиной на базе модели ВАЗ-2131. Должен был встать на производство параллельно с пикапом ВАЗ-2329, но из-за низкого спроса "ЛАДА-Тул? выпустила только установочную партию "Волков";
  • ВАЗ-2329 "Медведь" "Нива Пикап", LADA 4x4 Pickup - пикап с удлиненной 5-местной кабиной на базе модели ВАЗ-2131, мелкосерийное изготавливаемой на ОПП ВАЗа. Автомобиль сохранил несущий кузов (колесная база 2700 мм) с усиленным основанием и отличается увеличенным на 300 мм задним свесом. Грузоподъемность составляет 650 кг. На ВАЗ-2329 сохранена механическая часть от ВАЗ-2129/2131. Под заказ вместо двигателя ВАЗ 21213 была возможна установка двигателя ВАЗ-2130 (1,8 л, 84 л.с.). Предусмотрено дополнительный топливный бак, доводит их общую емкость до 84 л. Заднее сиденье в кабине оригинальное, в сложенном состоянии имеют ровную грузовую площадку. Первые выпуски пикапа носили собственное "Медведь";
  • ФВК-2302 "Бизон" - пикап с рамным шасси на базе агрегатов ?Нивы?. Пикап с короткой двухместной кабиной и деревянной платформой мелкосерийное проводился одной из малых тольяттинских фирм в 1993-1995 гг. Усиленная задняя подвеска "Бизона" была выполнена с рессорами от ?Волги? и задним мостом от УАЗа. Пикап не пользовался большим спросом из-за ряда конструктивных недостатков.
  • ВИС-2346 - семейство пикапов с напиврамним шасси на базе агрегатов ?Нивы? производства Тольяттинского фирмы "ВАЗинтерсервис" производится с 1996 В настоящее время [ Когда? ] мелкосерийное выпускают две версии пикапа: ВИС-2346 с короткой двухместной кабиной и ВИС-23461 с удлиненной 5-местной кабиной. Ранее проводился также пикап ВИС-23464 с полуторной четырехместной кабиной и пикап ВИС-2348 с панелями кабины от LADA Samara 2. Усиленная задняя подвеска выполнена рессорной.
  • Бронте-1922 "Марш-1" - снегоболотоход ("Пневматика") на колесах сверхнизкого давления на агрегатах ВАЗ-21213. Мелкосерийное проводится ОАО "СПА Бронте" с 1997 года.
  • Нива - боковая проекция

  • Задняя часть ВАЗ-2121 (выпуск в 1977-1994 гг)

  • Задняя часть ВАЗ-21213/-21214 (выпуск с 1994 г.)

  • ВАЗ-2329 "Медведь"


9. Технические характеристики LADA 4x4 3-дв. с двигателем ВАЗ-21214-30 (Евро-3)

Длина, мм 3720
Ширина, мм 1680
Высота, мм 1640
Колесная база, мм 2200
Колея передних колес, мм 1430
Колея задних колес, мм 1400
Объем багажного отделения, куб. дм. 265/585
Масса в снаряженном состоянии, кг 1210
Полная масса автомобиля, кг 1610
Допустимая полная масса буксируемого прицепа с тормозами, кг 600
Допустимая полная масса буксируемого прицепа без тормозов, кг 300
Колесная формула 4 x 4
Ведущие колеса Все
Основные параметры автомобиля Полноприводная, расположение двигателя переднее, продольное
Тип кузова Хэтчбек
Количество дверей 3
Тип двигателя Бензиновый, четырехтактный
Система питания Распределенный впрыск с электронным управлением
Количество и расположение цилиндров 4 в ряд
Рабочий объем двигателя, куб. см 1690
Максимальная мощность, кВт / об.мин. 59,5 / 5000
Максимальный крутящий момент, Нм при об / мин 127,5 / 4000
Топливо Неэтилированный бензин АИ-95 (min)
Расход топлива по ездовому циклу, л/100 км 11
Максимальная скорость, км / ч 137
Коробка передач Механическая
Число передач 5 передних, 1 задняя
Передаточное число главной пары 3,9 или 4,1
Рулевое управление Травмобезопасное с телескопическим валом, рулевой механизм - глобоидальный червь
Раздаточная коробка Механическая, с блокированной межосевым дифференциалом
Число передач РК 2 (высшая с передаточным соотношением 1,2 и ниже с передаточным соотношением 2,135)
Шины 175/80 R16 (85, Р) 185/75 R16 (92, Q) 175/80 R16 (88, Q)
Емкость топливного бака, л 42

10. "Нива" в кино

  • В фильме "Мираж", где по сюжету главные герои похищают инкассаторский броневик "Welling super box?, его кино муляж был выполнен на базе ?Нивы?. Интересно, что в начале 90-х конструкторы тольяттинской фирмы "СПА Бронто", вдохновленные данным сюжетом, спроектировали реальный инкассаторский броневик ВАЗ-2121Б, в дальнейшем лег в основу удлиненной мелкосерийной модели "Бронто Форс? (ВАЗ-212182).
  • В детском фильме "Большое приключение" (В. Никифоров, 1985) пионеры помогают вернуть угнанную "Ниву" владельцу, спрятав ее в лесу.
  • В заключительной серии фильма "Визит к минотавру" оперативник на ?Ниве? гонится за преступником на "Зиле".
  • В фильме "Бегущий во времени" женщина-ученый Карен Доналдсон и астронавт Майкл Райнора, от погони идут на "Ниве".
  • Такая же двухцветная ?Нива? у главного героя в фильме "Холодный свет дня".
  • На "Ниве" ездят герои фильма ?И целого мира мало".
  • В сериале "Возвращение Мухтара" Артем, а впоследствии и Максим ездит на "Ниве".
  • В фильме "Багровые реки" (действие происходит в Альпах) "Нива", которую там называют ?Лада?, используется в качестве доказательств.
  • В фильме "корсиканец" главные герои фильма ездят на "Ниве".
  • В фильме "Барон" - первой части "Бандитского Петербурга", главный герой - журналист Андрей Обнорский (в ролл. Александр Домогаров) ездит на "Ниве".
  • В многосерийном фильме "Что сказал покойник" (по одноименной книге Иоанны Хмелевской) ?Нива? появляется в сцене погони, где выполняется трюк с ее подрывом и переворотом.
  • В начале фильма "Другой мир: Эволюция" полицейские, которые пытаются задержать Маркуса, ездят на "Ниве".
  • В фильме "Враг номер один" главный герой - бизнесмен Алексей Князев (в ролл. Виталий Хаев) ездит на длинной ?Ниве? ВАЗ-2131.
  • В фильме "В полосе прибоя" - на Ниве ездит один из бандитов.
  • В фильме "Детройт - Город Рока" с Эдвардом Ферлонг в главной роли, "Нива" появляется как машина поставщик пиццы (розового цвета с поросячьим хвостиком, приделанными к багажной двери), в эпизоде, когда герои фильма собираются вызволять ударника группы, попавшего в суровую католическую школу. Интересно, что по-видимому, это "киноляпы": действие фильма происходит в США в 1978 году, очень маловероятно, чтобы в то время "Нива" могла появиться на территории Соединенных Штатов.
  • В фантастическом фильме "Посредник" главный герой - астрофизик ездит на "Ниве", причем во множестве сцен автомобиль используется как их важный художественный элемент.

11. В игровой и сувенирной индустрии

A20 001.jpg

Сегодня можно встретить множество масштабных моделей-копий ВАЗ-2121. Вот основные из них производители:

  • Первой в 1981 году, появилась знаменитая А20 от ПО Тантал, получившая 5 звезд на международной выставке 1982 (сейчас эта модель очень ценится среди коллекционеров). Модель имеет полностью рабочую подвеску, включая пружины и рычаги, у нее открываются двери, капот и багажник. В первых экземпляров было множество уникальных деталей, как-то: рулевой вал с шестерней (при повороте колес возвращался руль) трамблер и запасное колесо под капотом, а у самых первых - металлические рычаги подвески и металлические же колеса, полностью соответствовали прототипа. В ~ 1995 А20-в изменила в производстве новая, уже неномерных модель ВАЗ-21213. Качество отливки и уборки заметно снизилась, капот и багажник больше не открываются, но любители саратовских моделей по-прежнему с удовольствием покупают их.
  • Московской фирмой "Досуг" выпускались модели ВАЗ-2129, 2130 2131 и 2328.
  • В наши дни еще одна модель "Нивы" появилась в России, в журнальной серии "Автолегенды СССР" от издательства ДеАгостини 23.06.2009 под номером 10 (цвет модели желтый). До этого "Нива" вышла в Польше в журнальной серии Kultowe Auta PRLu под номером 21 (цвет модели - красный). Производитель этих моделей, фирма ИСТ-моделс (Китай), планирует также выпустить под номером IST075 "регулярный" вариант ВАЗ-2121 синего цвета, а также, по спецзаказу Российского дистрибьютора VMM Co., Ралли йную версию San-Tropez.

12. Сноски

  1. Официальный сайт ОАО "АВТОВАЗ".
  2. а б ВАЗ-2121
  3. [1]
  4. "Нива" - героиня супермарафонов
  5. История создания "Нивы"
  6. Проработав 15 лет в Антарктиде, Нива остается на ходу
  7. "Марш" на Niva.ru
  8. описание краш-теста приведено в № 19, 2002 г.
  9. http://www.zr.ru/index.php/articles/57368
  10. http://www.ladaonline.ru/news/16694/
  11. прозвище общеизвестное и общепринятое

13. Внешние ссылки

Викискладе по теме: ВАЗ-2121


Жигули ("классика")
Семейство Лада Самара
Семейство Лада 110
Семейство Лада Самара 2
Семейство Лада Калина
Семейство Лада Приора
Семейство Лада Гранта
С роторно-поршневым двигателем
Малолитражные автомобили
ВАЗ-1111 ("Ока") ? ВАЗ-1121 ("Ока-2") ? "Гном" ? "Карат" ? "Чебурашка" ? "Эльф" ? "Рапан"
Нива (Лада 4x4)
ВАЗ-2121 ? ВАЗ-2123 ? ВАЗ-2329 ? ВАЗ-2131 ? ВАЗ-1922 ("Бронто-Марш") ? ВАЗ-2129
Автомобили совместного производства
Другие автомобили
Lada Revolution ? ВАЗ-1706 ("Челнок") ? ВАЗ-2120 ("Надежда") ? "Тарзан" ? "Тарзан-2" ? Lada Revolution 2
Концепт-кары
ВАЗ-2151 ("Новая классика") ? Lada Roadster ? ВАЗ-2116 ("Силуэт") ? Project C ? Lada C ? Lada C-Cross ? Lada Revolution III
Опытные образцы
ВАЗ-1120 Минивэн ? ВАЗ-2122 "Проект река"