ВСУ-57-2

ZSU-57-2 Hun 2010 08.jpg

ВСУ-57-2

ВСУ-57-2
Общие данные
классификация зенитная самоходная установка
Производство и применение
страна-производитель Flag of the Soviet Union (1923-1955). Svg СССР
года производства 1950-1960
года эксплуатации с 1955
Основные параметры
экипаж, чел. 6 человек
длина, мм 6220мм
ширина, мм 3270мм
высота, мм 2760мм
Броня
Вооружение
длина ствола, кал. 76,6 калибров
боекомплект 150 снарядов для каждой зенитной пушки
Силовая установка, маневренность и мобильность
подвеска индивидуальная, торсионная
запас хода по шоссе, км 300-400км (зависит от местности)
запас хода по пересечь местности, км 300-400км (зависит от местности)

ЗСУ-57-2 - Зенитная самоходная установка.


История создания

Зенитные САУ в СССР разрабатывались еще до начала Немецко-советской войны, однако проекты в лучшем случае доводились до опытного образца, и не более того. В военное время проектирования продолжалось, но также без особого успеха. Лишь в 1945г. началось производство легкой ЗСУ-37 на основе артиллерийской установки СУ-76М. Выпуск продолжался до 1948 г., всего было собрано 75 машин. ЗСУ-37 не удовлетворяла войска ни в количественном, ни в качественном отношении. Использования в танковых колоннах было почти невозможно: максимальная скорость машины - 30 км / ч, запас хода по шоссе - 260 км, что заметно меньше аналогичных показателей Т-54. И поставки зенитной САУ горючим вызвало проблемы: ведь на ней устанавливались два карбюраторные двигатели.

Между тем в 1942 г. в бронетанковой промышленности были утверждены тактико-технические требования на разработку зенитной САУ на базе танка Т-34. Тогда же, в 1942 г., конструктор завода № 174 И. В. Савин представил в ГБТУ проект башни с 37-мм автоматической пушкой для установки на корпусе Т-34

Зенитная самоходная самоходная установка ЗСУ-57-2 на государственных испытаниях. 1951 Фотографии из фондов РГАЕ. Потом были еще несколько проектов. Наконец, в феврале 1946 г. конструкторское бюро завода № 174 (докладчик - И. С. Бушни) представило на рассмотрение технического совета Минтрансмаша выполнен совместно с Центральным артиллерийским конструкторским бюро под руководством В. Г. Грабина проект самоходной зенитной установки на базе танка Т- 34, несущей четыре 37-мм автоматические пушки. Проект в целом был одобрен, но рекомендован лишь для исследовательской работы. Все внимание предлагалось сосредоточить на зенитной САУ с использованием новейшей базы - танка Т-54.

С министерской переписки следует, что весной 1947 г. была определена не только база, но и будущее вооружение ВСУ - спаренная 57-мм зенитная пушка разработки все того же ЦАКБ. К концу 1947 г. технический проект самоходки был почти готов, но дальнейшие работы пришлось остановить из-за отсутствия таких пушек. Пушки доводились до приемлемого уровня еще год, так что проект был завершен только осенью 1948г.

После его утверждения в конце 1948 г. началась разработка рабочих чертежей ЗСУ-57-2. В марте 1949 г. они были завершены - правда, в мае пришлось снова менять. Так или иначе, в мае 1949 г. завод № 174 приступил к изготовлению первых двух ВСУ. Между тем НИИ-58 (прежнее ЦАКБ) столкнулось с серьезными проблемами как со спаренной 57-мм пушкой С-68, так и с базовой пушкой С-60. Доведение С-68 продолжалась в 1951-1953 гг., Хотя первая ЗСУ-57-2 была изготовлена ​​в июне 1950 г. По результатам заводских испытаний в декабре был изготовлен второй образец - для государственных испытаний.

Государственные испытания проводились с 27 января по 15 марта 1951г. на полигоне ГАУ с участием группы сотрудников НИИБТ полигона. От Минтрансмаша присутствовал главный конструктор завода № 174 И. С. Бушни. Далее цитируем по "Заключением комиссии по государственным испытаниям зенитной САУ": "Государственная комиссия рекомендует изготовить опытную партию артсамоходов для войсковых испытаний".

В мае 1951 конструкция ВСУ была усовершенствована с учетом замечаний, и началось изготовление шести образцов для войсковых испытаний. Боекомплект был увеличен до 300 снарядов. Но опять дело остановилось из-за отсутствия усовершенствованной артиллерийской системы С-68А.

Различные доработки продолжались и в 1952 г., и в 1953 г. Только в 1954 году. два ВСУ-57-2 поступили на контрольные войсковые испытания, по результатам которых машина в феврале 1955 г. была принята на вооружение.

Серийное производство ЗСУ-57-2 началось в 1957 г. Пушки изготавливались артиллерийским заводом № 946, сборка шла на омском заводе № 174 и Красноярском заводе Министерства тяжелого машиностроения. К тому времени ЗСУ-57-2 уже не в полной мере соответствовала задаче воздушного прикрытия танковых частей.

К концу 1950-х гг. не только истребительная, но и штурмовая авиация переоснащать реактивными самолетами. Продолжительность боя сократилась до считанных секунд. Для противодействия скоростным штурмовикам зенитная САУ должна была располагать автоматизированными приводами наведения в сочетании с радиолокационными системами. Работа по модернизации ЗСУ-57-2 началась на заводе № 174 в 1957г., Но это уже совсем другая история, тем более что в результате на вооружение были приняты системы с меньшим калибром вооружения и на другой ходовой базе.


Технические характеристики

Зенитная самоходная артиллерийская установка ЗСУ-57-2 предназначается для защиты бронетанковых и механизированных частей, находящихся на марши, на исходных позициях и пункты сбора от нападения авиации противника.

Зенитная самоходная артилерийськаустановка спроектирована с использованием агрегатов и деталей серийного танка Т-54 и выполнена с боевым весом 26,172 тонны, имеет легкое бронирование ... и вооруженная 57-мм спаренной автоматической зенитной пушкой С-68, спроектированной с использованием элементов автоматики серийной 57-мм полевой автоматической зенитной пушки С-60.

Зенитная самоходная артиллерийская установка ЗСУ-57-2 и ее вооружение обеспечивают возможность ведения огня по зенитным целям на прицельной дальности до 4500 метров, а также по наземным целям с места и с ходу ...

Питание автоматов осуществляется обоймами на 4 патрона каждая ... Вертикальное и горизонтальное наведение системы осуществляется с помощью гидравлического привода или вручную ...

Боекомплект пушки состоит из 252 снарядов, из них 172 были размещены в башне, в обоймах и 80 снарядов в лобовой части без обойм в специальной укладке.

Корпус артсамохода по внешним габаритам, выполнен таким же, как и корпус серийного танка Т-54. Внутренние габариты корпуса по сравнению с танком Т-54 увеличены за счет применения меньших толщин бронелистов. Башня выполнена из броневых листов толщиной 10 мм с диаметром погона в свету 2100 мм и диаметром подвесного полика и ограждения в нижней части боевого отделения 1850 мм.

Сборка и агрегаты моторно-трансмиссионного отделения, ходовой части и отделения управления заимствованы от серийного танка Т-54 за исключением установки 4 пар опорных катков вместо 5, установки генератора Г-54 мощностью 3 кВт вместо Г-73 мощностью 1,5 кВт, изменения в установке аккумуляторных батарей, установление облегченных крышек бортовой передачи, перемещения сиденья механика-водителя вперед и влево и смещение ряда деталей, связанных с креплением их к бортам в связи с уменьшением толщины броневых листов ...

Для внешней связи зенитная самоходная артустановка ЗСУ-57-2 так же, как и танк Т-54, оборудована радиостанцией Юрт, а для внутренней связи переговорным устройством ТПУ-47 ".

На испытаниях выяснилось, что темп стрельбы двух автоматов составляет 222 выстрела в минуту, боевая скорострельность - 53 выстрела в минуту. Скорость наведения по азимуту силовым приводом равнялась 36 град. / Сек, ручным - 4 град. / Сек. По углу подъема те же показатели составили соответственно 20 и 4,5 град. / Сек. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда весом 2,8 кг достигала 1000 м / сек. Броневая защита была рассчитана на попадание бронебойных 7,62-мм пуль с дистанции свыше 250 м. По подвижности и запаса хода машина соответствовала базового танка Т-54.

Комиссия в своем заключении отметила: "Опытный образец ЗСУ-57-2 является мощным средством защиты бронетанковых и механизированных войск от авиации противника и по своим характеристикам соответствует тактико-техническим требованиям, утвержденным постановлением правительства, кроме боевого веса, превышает на 172 кг задан, результате установки серийных гусениц вместо опытных.

Зенитный артсамоход ЗСУ-57-2 по всех узлов, механизмов и вооружения на заданный километраж - 1500 км и 2000 выстрелов испытания выдержал, за исключением планетарных механизмов поворота, проверенных только на 1069 км и недовипробуваних вследствие выхода из строя дизель-мотора.


Страны-операторы

Flag of Egypt.svg Египет
Иран Иран
Куба Куба
Flag of Mozambique.svg Мозамбик
Россия Россия
Сербия Сербия


Бронетехника Это незавершенная статья о бронетехнику.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.
п ? в ? р Бронетанковая техника СССР и Украины (послевоенные разработки)
Танки
Самоходные
артиллерийские установки
СУ-122-54 ? АСУ-57 ? АСУ-76 ? АСУ-85 ? 2С1 "Гвоздика" ? 2С2 "Фиалка" ? 2С3 "Акация" ? 2С4 "Тюльпан"
? 2С5 "Гиацинт"-С ? 2С7 "Пион" ? 2С8 "Ландыш" ? 2С9 "Нона" ? 2С19 "Мста"-С
Зенитные
самоходные установки
Бронированные
разведывательные машины
БРДМ-1 ? БРДМ-2 ? БРМ-1К
Боевые машины
Бронетранспортеры
БТР-40 ? БТР-152 ? БТР-50 ? БТР-60 ? БТР-70 ? БТР-80 ? БТР-Д ? БТР-3 ? БТР-4 ? БТР-7 ? БТР-94 ? KRAZ-ASV
Бронированные ремонтно-эвакуационные
машины, тягачи
МТ-ЛБ ? АТ-Т ? БАТ-М ? МТ-Т ? ХТВ-64 ? БРЭМ-1