Ван Чун ( 27 - ок. 98) - китайский философ, который является достаточно уникальным явлением в китайской культуре. Он не принадлежал ни к одной из философских течений - ни формально (как член школы), ни содержательно. Он был выдающимся представителем интеллектуальной оппозиции, члены которой часто самоучки или люди, отчаялись в конфуцианстве, находили в себе смелость противостоять авторитету школы чиновников, подкрепленному силой государства. До нас дошел только одно произведение "Лунь-Хен" и многочисленные ссылки ка него в работах других философов. Одной из особенностей учения Ван Чуна является полемический стиль изложения, где положением конфуцианства соответствует его собственное мнение.

Вот как строится текст. Сначала констатируется положения конфуцианства, далее оно соотносится с собственным взглядом на проблему, после чего Ван Чун ищет внутренние противоречия в позиции оппонента. И, наконец, критике подвергаются выводы из этого положения, причем привлекается материал по медицине, астрономии и других отраслей знания. Например, конфуцианцы считают, что небонадилене волей, а Ван Чун - что небо, земля и человек происходят естественным путем, то есть небо не может что-то чувствовать, желать или влиять на человека. Тогда возникает противоречие - если небо имеет волю и может влиять на правителя, который нарушает его волю, то почему оно выбрало плохого правителя и т.д.

Ван Чун особое внимание уделяет критике положение о бессмертия души. Он считает, что если человек является сочетанием темных и светлых частиц и только ей присущий разум, то сознание является результатом этого сочетания и вне его не существует. "Если в Поднебесной не бывает одного горящего пламени, то как можить существовать одни частицы сознания без формы (т.е. без тела)?". Эту мысль он усиливает следующим соображением: если до рождения нет сознания, то и после смерти ее не может быть. Одновременно он критикует веру в возможность постижения бессмертия. Логика Ван Чуна проста: не умирает только то, что не рождалось, - темное и светлое начало, а все предметы и существа образовавшихся из них когда-нибудь у них и превратятся. "Из факта рождения существа становится известной и необходимость и смерти".

В теории познания Ван Чун придерживался позиции, близкой к Хань Фэя. Он признавал опыт как главный источник знаний, но знания достигает "ясности" только после объяснения их умом. Поэтому так трудно правильно учить. Предсказания Ван Чун объяснял соображениям по аналогии, когда умный человек, делая выводы "по схожему", может "в самом начале видеть конец". Критерий истинности он видел в возможности применения знаний.

Ван Чун считал, что если сущность человека естественна, то она всегда была одинаковой. Поэтому попытки поднять древности не имеет под собой оснований. Наоборот, люди за время своего существования многому научились и живут сейчас лучше, чем в древности, когда носили шкуры илы сырое мясо. Однако, признавая прогресс в материальной сфере, Ван Чун считал неизменным политический строй, а главную причину роста или упадка государств видел в змшенни сельскохозяйственных условий.

Но и самому Ван Чуну не удалось избежать противоречий. Отрицая существование души, он признает существование духов. Все разделы учение проникновений фатализмом. Человек - игрушка в руках судьбы. Доля общества также не зависит от людей, так как определяется капризами природы.

Несмотря на эти недостатки, Ван Чун был выдающимся мыслителем эпохи Хань, с которым вынуждена была считаться официальная идеология в лице конфуцианства. Его труды сыграли важную роль в сохранении культурной традиции доциньськои философии.