Надо Знать

добавить знаний



Василиане


Herb osbm.jpg

План:


Введение

Чин святого Василия Великого ( лат. Ordo Sancti Basilii Magni ), Также: Ордена, Василианский Чин святого Иосафата и отцы Василиане - один из основных монашеских орденов Украинской греко-католической церкви.


1. Об ордене и его название

Традиционное название Ордена - Орден святого Василия Великого. Официальная, хотя менее известна употребляемых, есть название, принятое на одной из генеральных Капитул Ордена в 1931 году для подчеркивания роли святого священномученика Иосафата (Кунцевича) в формировании современной модели Василианского жизни: Василианский Чин святого Иосафата; название это фигурирует в официальных церковных документах.

В Восточных Католических Церквах существует несколько чинов, которые происходят из традиции св. Василия Великого, а именно: Василиане с Гроттафераты около Рима в Италии (италогрекы), Василиане Святейшего Спасителя, Василиане св. Иоанна Крестителя (соариты), Василиане-Алепинци - эти три относятся к Мелхитской Церкви. Существует также Орден св.Василия латинского обряда. В Украине известен только Василианский Орден св. Иосафата.


2. Краткая история Ордена

Митрополит Рутский - главный реформатор Василианского Ордена

Основоположником Ордена считается св.Василий Великий ( 329 - 379), один из виднейших Отцов Восточной Церкви. По сегодняшний день его Правила (широкие и короткие) вместе с другими аскетическими произведениями составляют основу Конституции Ордена, хотя в более тысячелетней истории образ жизни василианских монахов подлежал определенным изменениям. К наиболее известным реформаторов Василианского жизни относятся: св. Феодор Студит ( 760 - 826), св. Феодосий Печерский (? 1074), св. Иосафат Кунцевич ( 1580 - 1623) вместе с киевским митрополитом Иосифом Велямина Рутским (1574-1637).

Монашеская жизнь в Украине, в типичной для Востока форме, своими корнями уходит во времена князя Владимира Великого ( 980 - 1015), когда в пещерах в окрестностях Киева поселились первые монахи. Наибольшее влияние на развитие этой жизни имели св. Антоний Печерский (? 1073) и его последователь - св. Феодосий Печерский (? 1074). После татарских набегов, что в середине ХИИИ века уничтожили Киевскую Русь, монахи искали себе места на северных и западных крае, закладывая новые монастыри. Таким образом, они добрались до Галицко-Волынского княжества, которое вошло в границы Польского Королевства и Великого Княжества Литовского.

священномученик Иосафат (Кунцевич)

Большую роль в формировании Василианского жизни в Киевской митрополии, после восстановление единства с Католической Церковью, сыграли Киевский Митрополит Иосиф Велямина Рутский и св. Иосафат Кунцевич, что в начале XVII века провели основательную реформу тогдашнего монашеской жизни, предоставляя структуру современных чинов, внедряя централизацию монастырей. Таким образом, с взаимно независимых перед василианских монастырей, подчиненных власти местного епископа, создан Чин в сегодняшнем смысле этого слова. Поэтому Митрополита Рутского и св. Иосафата можно считать настоящими учредителями сегодняшнего Василианского Ордена.

Так сформирован Чин Василиан динамично развивался в XVII и XVIII веках, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что после запрета деятельности Ордена Иезуитов в Польше во второй половине XVIII в. василиане перебрали провод многочисленных иезуитских школ и гимназий.

Василианский Чин значительно пострадал после разделов Польши. На российской территории был полностью и окончательно ликвидирован, однако, не без труда, пережил в рамках австрийских. Однако во второй половине XIX в. стало необходимым его обновления. Реформу провели иезуиты. Начат ее в монастыре в Добромиле в 1882 году, оттуда и ее название - Добромильский реформа. После реформы василиане снова широко развили деятельность миссионерскую и реколекционный, пастырское и издательскую, а также научную.

После I мировой войны большинство василианских монастырей оказались в пределах тогдашней Польши. В странах социалистического блока официальная деятельность Ордена была прервана. Всюду, за исключением Польши, Чин вынужден был сойти в подполье. На протяжении многих лет василиане воспитывались, молились и действовали как светские люди. Многие монахи осужден на ссылку и в тюрьмы. Многие василиан в Украине, в Чехословакии, в Румынии и Венгрии погибли за свои религиозные убеждения. В 2001 году пять Ордена были беатифицирована - провозглашенные блаженными. Сейчас проводится беатификационный процесс еще ряда василиан.


3. Цель деятельности Ордена

Целью Ордена, согласно его Конституциями, является воспитание общежития для собственного освящения через выполнение обетов и заповедей любви и ради спасения ближних посредством благовествования через проведение миссий и реколлекций, научную и издательскую деятельность, пастырство и работу с молодежью.

4. Герб Ордена

Герб Василианского ордена святого Иосафата состоит из обрамленного дугой огненного столба, что символизирует пламя любви, как постоянный указатель в служении Богу и ближним; огненный столб также является символом св. Василия Великого, над огненным столбом изображено солнце - символ самого Спасителя-Жизнодавца; в солнце помещена монограмма Иисуса Христа, над которой является крест, как знак следования за Ним. Весь герб окружает венок из двух ветвей: дубовой и лавровой. Дубовая ветвь символизирует постоянство и мощь в духовном росте и трудах, а лавровая - эсхатологическую, вечную награду для победителей.


5. Структура Ордена

От 1617 года Василианский Чин является централизованной организацией, во главе которой стоит Протоархимандрита. Монастырь, который является центром Протоархимандрита и четырех советников, находится в Риме. Протоархимандрита выбирает Генеральная Капитула Ордена сроком на 8 лет. С июля 2004 года Протоархимандрита Василианского Ордена является о. Василий Ковбич.

Протоигумен украинской провинции Ордена (2004-2007) о. Григорий Гринько во время похорон Иоанна Павла II

Чин делится на провинции, которыми управляют Протоигумена. Провинции состоят из монастырей и резиденций (резиденции - это малые монастыри, которые имеют менее 6 монахов), во главе которых стоят игумены и настоятели. Провинции, как правило, находятся в пределах одного государства. На 2006 год существуют такие Василианские Провинции: Святейшего Спасителя в Украине (к какой из 1992 г. временно приобщена Закарпатская Провинция св. Николая), которая включает 29 монастырей и резиденций, Непорочного Зачатия Девы Марии в Аргентине (3 монастыря), св. Иосифа в Бразилии (15 монастырей), Пресвятого Сердца Иисуса в Канаде (10 монастырей), св. Стефана в Венгрии (5 монастырей), Покрова Пресвятой Богородицы в Польше (4 монастырей), св. апостолов Петра и Павла в Румынии (3 монастыря), св. Кирилла и Мефодия в Словакии (6 монастырей) и Успения Пресвятой Богородицы в США (7 монастырей).

С 19 июля 2007 Протоигуменом Украинской провинции является о. Йоаникий Чверенчук.


6. Описание монашеской одежды василианин

Монах-василианин в полном монашеском одеянии

Согласно Конституциями Ордена, монашеские одежды Василианского монаха состоит из рясы (Габита) черного цвета, имеет белый воротничок (колорадку), а также пояс, мантию и капюшон. В повседневной жизни, где монахи св. Василия Великого выступают как сообщество, используют рясу и пояс, а в торжественных богослужебных службах, по принятому обычаю, тоже - мантию и капюшон. Габита - это символ свадебной одежды, а колорадка имеет значение духовного ига и символ чистоты. Мантия имеет символ духовных крыльев и постоянную готовность монаха для духовного труда (в частности пасторальной), монах в мантии символизирует собой ангела (согласно учению св. Василия Великого - хоть в теле живут, но сердцем и духом в небе с Богом находятся, что делает их подобных ангелов в теле). Капюшон - это символ духовной философии, закрывает и предохраняет монаху глаза от страстей этого мира и греха. Пояс, которым монахи Тричи переперезуються, имеет символическое значение трех монашеских обетов (чистоты, нищеты и послушания), а два конца, свисающие, имеет значение двух дорог, ведущих к небу: пост и молитва.


7. Некоторые статистические данные о Василианский Чин в Украине и мире

На 2006 год Чин насчитывает примерно 600 монахов, не считая кандидатов. Некоторые из них принадлежат к другим (не украинская) восточных католических Церквей своего права: Румынской, Венгерской, Словацкой и в Мукачевской епархии.

Общая численность монашеской общины провинции Святейшего Спасителя в Украине - 303, из них граждан Украины - 297, включая тех, которые находятся за границей - 42, иностранцев, работающих в Украине - 12, из них - 6 членов Провинции.

Священников - 101, студентов - 80, братьев - 79, послушников и кандидатов - 43.

Образовательный уровень монахов провинции: с высшим образованием - 125, с незаконченным высшим образованием - 69, со средним - 107, с неполно-средней - 2.

Средний возраст Ордена в Украине - 34 года.


8. Святые и блаженные Василианского Ордена


9. Должности василиан в церковных учреждениях

Епископы :

Иеромонахи:

  • Тимофей Коцур - директор украинской секции радио "Ватикан",
  • Степан Стареправо - ректор Папской коллегии св.Иосафата,
  • Луис Касьян - ректор коллегии Покрова Пресвятой Богородицы ( Рим),
  • Матей Гаврилов - советник Конгрегации по делам святых,
  • Василий Парасюк - вице-ректор Папской коллегии св.Иосафата,
  • Феодосий Грень - вице-ректор Папского укранских коллегии Покрова Пресвятой Богородицы ( Рим)
  • Дионисий Заведюк - духовник Папского укранских коллегии Покрова Пресвятой Богородицы.

Литература

  • Конституции Ордена святого Василия Великого, Рим 2002.
  • Catalogus Ordinis Basiliani Sancti Iosaphat, Romae 2005.
  • Монастыри Украинской Греко-Католической Церкви, Львов 2006.
  • Лозинский М. В. Научно-издательская и просветительская деятельность Василианского Ордена в Галиции (конец XIX - первая половина ХХ ст.): Автореф. дис ... канд. ист. наук: 07.00.01 / Марьян Владимирович Лозинский НАН Украины, Институт украиноведения им. И.Крипьякевича, Институт народоведения. - Львов, 2004. - 20 с. - Диссертация. (Zip-файл в фонде электронных документов Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского).

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам