Надо Знать

добавить знаний



Василий Великий



План:


Введение

Три святителя: Василий Великий (Кесарийский), Григорий Богослов (Назианзин) и Иоанн Златоуст


Василий Великий, Святой Василий ( греч. Μέγας Βασίλειος ), Василий Великий, Святой Василий ( 329 - 379) - святой, архиепископ Кесарии Каппадокийской в Малой Азии, выдающийся церковный деятель, один из Отцов Церкви и уважаемых на Руси святых.

Французский автор, отец Жан Ривьер в книге "Святой Василий - епископ Кесарии" написал: "Св. Василий это одна из самых светлых и славных фигур старинной греческой Церкви. Уже его современники называли его Великим ... Он аскет по призванию и человек чина со своей природы ... Его правила стали кодексом монашеской жизни на Востоке, правила св.Бенедикта на Западе ... Он аскет, епископ, оратора, учитель, богослов и ученый. Он, без всякого сомнения, является самым совершенным представителем Церкви своего времени ... Жизнь св. Василия гармонирует с его наукой, или другими словами, его наука - это отражение его жизни ". Поэтому ничего удивительного, что Церковь заслуженно дала ему титул Великий. Он действительно Великий основном в трех участках своей жизни: Он Великий Архипастырь Церкви, Великий Законодатель монашеской жизни и Великий своей святостью.

Память святого Василия Христианская Церковь чтит 1 января (14 января по новому стилю) и 30 января (12 февраля по новому стилю) - Собор трех святителей.


1. Большой Архипастырь Церкви

Первая знаменательная циха св. Василия как архипастыря это бесстрашие в признании и обороне ортодоксальной веры. В его времена ариане, которые пользовались поддержкой императоров, преследовали последователей ортодоксального христианства. Император Валент ( 364 - 379), крещен арианской епископом, стал заядлым апостолом арианизму. Среди бесчеловечных и жестоких гонений епископов и верных только Василий решился подставить лоб самому императору. Историки записали встречу св. Василия с Модестом, префектом Претории, тоже заядлым арианином, который приказал сжечь с кораблем 88 священников. Модест позвал св. Василия к себе и обращался с ним гордо и дерзко, кричал и угрожал изгнанием, конфискацией имущества, муками и смертью. На все те страшные угрозы св. Василий спокойно ответил: "Грозы мне чем иным, ибо никакая из кар меня не трогает". После Модест, отчитываясь императору Валенса о своем разговоре с Василием, сказал: "Господин, епископ нас победил. Он выше более всякие угрозы и не даст себя закачать никакими убеждения". И император оставил св. Василия в покое.

С глубокой веры вытекала его друга знаменательное циха: жертвенна любовь к Богу и ближнему. Жертва - это язык любви. У св. Василия язык жертвы была очень сильная и активная, его любовь всегда была готова поддержать друзей и врагов, всегда чуткий, прозорливая и всех обнимая. Для бедных, старых, больных, опущенных, сирот и вдов он строит большие благотворительные заведения, которые творили как особое город круг Кесарии и от его имени получили название Василияды.

Свои великие таланты, знания, силы и здоровья он жертвовал для добра своих овец. Он постарался защищал свое стадо перед наступлением арианизму. Его друг св. Григорий с Назиянзу об этом так говорил: "К одним загощуе сам, ко вторым кого-то посылает, других вновь зовет к себе, советует, напоминаю, обличающего грозит, обвиняет берет в оборону целые народы, города, отдельных людей, продумывает всякие возможные способы спасения "(Похвальное Слово в честь св. Василия Великого).

Св. Василий ревностный апостол живого слова-беседы. Проповедь в его времена была очень важным, мощным и практически единственным фактором в обучении святой веры. Св. Василий - это проповедник и оратора по Божьей милости, его слово горячее, огненное, порывая. Св. Ефрем Сирин рассказывал, что когда зашел в церковь в Кесарии, где проповедовал св. Василий, то увидел белого голубя на его ветви. И тогда св. Ефрем призвал: "Великий, Боже, в своей правде. Василий - это огненный столб и его устами говорит Святой Дух". Огненный столп - это символ его героической любви к Богу и ближнему. Он стал символом и его духовых сыновей в Василианском Ордене.

Св. Василий Великий - художник и апостол пера. Коротко жил, но много написал. Его великую духовой наследство создают произведения догматические, нравственные, аскетические, полемические, объяснение св. Письма и 366 листов.


2. Великий законодатель монашеской жизни

Второй участок работы, в которой св. Василий показался большим как несравненный организатор и законодатель - это монашеская жизнь. Он навеки записан золотыми буквами в истории монашеских общин, в истории монашеских правил и науки аскезы не только в Восточной Церкви и на наших родных землях, но и в целом Католической Церкви. Св. Феодор Студит (759-826) называет св. Василия "отцом греческого монашества и первым из всех Отцов". Его монашеские правила знал и из них пользовался отец западного монашества св. Бенедикт (480-543). Он в своих правилах поручает читать Правила св. Василия Великого.

"Из всех прислуги, - говорит бритийський исследователь св. Василия В. Л. Кларк, - что их Василий сделал для дела монашества, введение совместной жизни больше заслуживает того, чтобы его помнить ... Монастыри Пахомия были общежительный только по внешнему виду, но их внутренняя суть была индивидуалистическая. В Василия совместную жизнь в монастырях стало действительностью ... Поэтому его надо считать пионера в начертании идеала совместной жизни "(Св. Василий Великий).

В Правилах св. Василия монашеская жизнь имеет целью не только спасение личное, но и спасение ближних. Для монахов св. Василия апостольская работа вне монастыря не является исключением, а правилом. У него любовь к ближнему - это мера любви Божией.

Монашеские правила св. Василия - это выплыл его глубокого знания Священного Писания, великой науки, опыта жизни, святости и практического разума. Его правила - это собственно Святое Евангелие на практике. Св. Феодор Студит, большой почитатель св. Василия и обновителем его правил, говорит о нем: "Кто за Василием идет, идет за Святым Духом, а кто ему не верит, не верит Христовы, через него говорил". Слуга Божий Митрополит Андрей дает следующую оценку правилам св. Василия: "По Евангелию Иисуса Христа и Апостолов науке нет книги, которая могла бы иметь большее или и ровную уважение для монахов, как правила св. Отца нашего".

Своим правилам св. Василий ставит прочные основы под совместную жизнь в монастырях, поэтому некоторые историки считают его организатора совместной жизни, хотя титул первого организатора принадлежит св. Пахомия (+347). Поэтому ничего удивительного, что монашеские правила св. Василия перетривалы разную судьбу истории и является миродатнимы в восточном монашестве.

С приходом христианской веры на украинские земли и у нас появляется практика монашеской жизни. Его основника стали два великие сыны украинского народа - св. Антоний (+1073) и св. Феодосий (+1073) Печерские. В основу монашеской жизни св. Феодосий ставит устав св. Теодора Студита, опирающейся на правила св. Василия Великого.

Лучшую похвалу для монашеских правил св. Василия дал его большой и духовный сын Митрополит Андрей Шептицкий : "На его правилах образувалися празднике нашего (Василианского) Чина. Они были школой для целого ряда всех, которые и почислиты нельзя: от св. Ивана Дамаскина, Максима, Теодора Студита и до святых Антония и Феодосия Печерских и св. Иосафата, который из той книги зачерпнул того великого духа, которым возродил нашу Церковь и наш народ "(Вступление к" Выписки из Правил св. отца нашего Василия Великого для инокинь ").

Идеал монаха-апостола в духе Василианской традиции снова отжил и окрасился на наших землях с приходом Брестской унии. Митрополит В. Рутский и св. Иосафат становятся большими обновителем и организаторами монашеской жизни в униятских Церкви. Вроде западных чинов они переводят полную централизацию наших монастырей, а в основу монашеской жизни кладут правила св. Василия Великого. С тех пор работа Василианского Ордена происходила прежде всего в трех направлениях: работа миссионерско-пастырская, воспитательная в школах и издательская.


3. Святой Василий - Великий святой

Немецкий историк Ганс фон Кампенгавзен в книге "Греческие Отцы Церкви" о св. Василия написал: "Василий - это аскет телом и душой. Строгая аскеза - это элемент, в котором он духовно работает, живет и существует". Св. Василий говорил: "Монахи - это борцы за святость". А во вступлении к своим шире Правил отметил: "Имеем мы, и вы и я, ту же цель - святость жизни". Так он учил и так жил. Великодушие, бескомпромиссность, ангельская невинность и полная жертвы любовь к Богу и ближнему - это знаменательные черты его характера. "Когда св. Василий раз на что-то решился, - утверждает французский автор В. П. Юмберклод - он шел к той цели любой ценой ... Таким он был всю жизнь ... Эта черта его характера перешла на его аскезу" (Наука Аскетическая св. Василия). А бритийський историк Ф. Фаррар писал: "Василий не принадлежал к тем, чтобы делать что-либо наполовину. Когда он отдался Богу, то сделал это сплошь" (Жизнь Святых).

Его святость, добродетели и множестве воспевает наша Церковь в богослужение в дни праздника: "святой Христов язык", "пастырь Христовой Церкви", "Божественная и священная пчела Христовой Церкви", "царская украшение Церкви", "премного сокровище наук", " непобидний Троицы поборник "," Ты шел твердой дорогой добродетелей "," твое слово - это хлеб ангельский "," невинности чаша "," для монахов образец добродетели "," свет благочестия "," труба богословия ".

Св. Церковь очень скоро по его смерти стала почитать его как святого и празнуваты день его смерти первого января. Историк Т. Руфин (+ к. 410), 18 лет по смерти св. Василия перевел его правила латыни, в сопроводительном письме уже называл Василия святым: "я перевел монашеские правила святого Василия, епископа Каппадокии, мужа славного со своей веры, дел и всякой святости".

Латинская Церковь учитывая праздник Господнего Обрезание празднует его память 14 июня. В этот день он стал епископом 370 года. Службу праздника св. Василия уложилы Анатоль Константинопольский (5 в.), Св. Иоанн Дамаскин и Герман Константинопольский (8 ст.).

Вот такая перед нами кратко описана сильветка бессмертной лица св. Василия Великого и его вечного значение для нашей Церкви и украинского монашества. Словам св. Ап. Павла "подражайте мне братья" (Фил. 3, 17) и "будьте моим последователями, как я Христу (1 Кор.11, 1 св. Василий Великий всех нас зовет быть последователями его глубокой веры, его жертвенной и всесторонней любви к Богу и ближнего, его большой святости.

Храм св. Василия Великого, г. Киев

Дня первого января, в начале горожанских года, украинская Церковь празднует память смерти одного из крупнейших и самых Отцов Церкви, учителей веры и монашеских законодателей св. Отца Василия Великого.

"Ты всех святых собрал добродетели, Отче наш Василий, Моисееву послушанию и Ильин ревность, Петрово признание и Иваново богословие, и как Павел ты непрестанно взывал". (Стихира Вечерние Василия)


4. Цитаты

  • "Сколько отнимешь от тела, столько добавишь силы души" - святой Василий Великий

5. Произведения

  • Догматические: "Против Евномия", "О Святом Духе";
  • Экзегетические: 15 бесед на псалмы, "Беседы на Шестоднев";
  • Беседы (проповеди): 28 бесед на разные темы;
  • Письма: ок. 365 писем к разным лицам;
  • Аскетические: "Моральные правила", "Монашеские правила", обширны и короткие.

5.1. Оригиналы

5.2. Переводы украинских

  • Василий Великий. Гомилии. - Источники Христианского Востока 14. - М.: Светильник 2006. - 312 с. - ISBN 966-8744-84-5.
  • Василий Великий. Морально-аскетические произведения. - Источники Христианского Востока 16. - М.: Светильник 2006. - 380 c. - ISBN: 966-395-036-6
  • Св.Василий Великий. Гомилии на псалмы. - М.: Миссионер 2010. - 240 с. - ISBN :978-966-658-195-5

5.3. Переводы на русский

  • Беседы ... на Шестоднев, сиречь на шесть дней творения ... - М ., 1782. - 249 стр. (также перевод Л. Сечкарева: Ч. 1. - М ., 1785)
  • Нравственные слова ..., избранные Симеоном Метафрастом. 2-е изд. - СПб ., 1824. - 354 стр.
  • Беседы ... на разные материи ... 2-е изд. - СПб ., 1824. - 542 стр.
  • Нравственные сочинения. - М ., 1838. - XXX, 552 стр.
  • Творения. В 7 ч. - М ., 1845-1848. переизд., например: Сергиев Посад, 1900-1902.
  • Творения. / Исправлять. пер. Московской духовной академии. В 3 т. - СПб .: Сойкина. 1911. (Есть репринты)
    • Т. 1. Беседы на Шестоднев. Беседы на псалмы. Толкование на пророка Исаию. Опровержение на защитительную речь злочестивый Евномия. О Святом Духе. - 644 стр.
    • Т. 2. Нравственные правила. Беседы. О подвижничестве. Правила, пространной Изложенные в вопросах и ответах. Правила, кратко Изложенные в вопросах и ответах. Подвижнические уставы. - 530 стр.
    • Т. 3. Письма к разным лицам.
  • Письма. - М ., 2007. - 559 стр.

Новые переводы на русский:

  • Девять бесед на Шестоднев. / Пер. Л. А. Фрейберг [с. 47-50]. Письма 1, 3, 4, 12, 14, 19, 20. / Пер. Т. А. Миллер [с. 65-69]. / / Памятники византийской литературы IV-IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. - М .: Наука, 1968. - С. 45-69.
  • Гомилии на св. Рождество Христово. / Пер. А. Г. Фокина. / / Богословский сборник. - 2000. - № 5. - С. 104-117.
  • Переписка с Аполлинарием (письма 361-362). / Пер. П. Б. Михайлова. / / Богословский сборник. - 2003. - № 12. - С. 71-78.

См.. также

Источники


Святой Это незавершенная статья о святого.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.
п ? в ? р Учителя Церкви
Отцы Церкви
Другие Учителя Церкви
Женщины
п ? в ? р Христианство
Иисус Христос Icon 03032 Raspyatie s predstoyaschimi.jpg
Основы
Библия
Богословие
Таинства
История и Традиция
Важные фигуры
Разнообразные темы


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам