Надо Знать

добавить знаний



Ведель Артем Лук \ 'Янович


Условный скульптурный портрет композитора

План:


Введение

Артем Лукьянович Ведель (Ведельский) ( 1767, Киев - ? 14 июля 1808, там же) [1] - Украинским композитор, дирижер, певец, скрипач.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Родился в семье киевского мещанина Лукьяна Власовича и Елены Григорьевны Ведельский, предположительно в апреле 1767 года. Усадьба семьи Ведельский находилась на Подоле в приходе Рождества Предтечинская (Борисоглебской) церкви. Дом с огородом и садом стояла на углу современных улиц Братской и Андреевской. Здесь Ведель жил до 1788, с апреля 1792 до весны 1796 и с лета 1798 до августа 1799. В отцовском доме композитор также закончил свой жизненный путь в 1808.

Отец Веделя Лукьян Власович Ведельский (1730-1815) был художником-резчиком, имел собственную мастерскую, изготовлял иконостасы. Фамилия композитора Ведель - вероятно, сокращенная форма от Ведельский. Так композитор подписывал собственноручно написанные письма, по фамилии Ведель выписаны его военным документом. Отец композитора в письме к киевскому генерал-губернатора пишет: "Имею однородного в себя Артема Ведельский" и подписывается: "Киевский мещанин Лукьян Ведельский".

Ведель учился в Киево-Могилянской Академии в 1787, прошел курс к классу философии включительно, где получил основательное гуманитарное и музыкальное образование. В Киево-Могилянской Академии Ведель начал писать свои первые музыкальные произведения, дирижировал студенческим хором и оркестром, выступал как солист и скрипач. Певец из хора, которым руководил Ведель в Академии, рассказывал впоследствии исследователю В. Аскоченского: "... это был красивый юноша с глазами, излучали свет, имел нежный голос, спокойный характер и чрезвычайно тактичный".


1.2. Работа в Москве

1788 командирован митрополитом Киевским и Галицким, протектором Киево-Могилянской Академии С. Миславский с малолетними певцами в Москву, где руководил капеллами генерал-губернатора Москвы Петра Еропкиным (до 1790), а после его отставки - Александра Прозоровского. Эти капеллы по художественному уровню и значению в империи занимали выдающееся место вслед за Придворной императорской капеллой. Для руководства ими подбирались самые музыканты. Следовательно, уже тогда талант Веделя был признан музыкальными кругами и получил высокую оценку. Формально Ведель был зачислен на службу и получал зарплату на строительстве в Кремле помещения "присутственных мест" (с 17 марта 1788 к 27 мая 1791), впоследствии он числился в штате VI Депутатского Сената подканцеляристов (от 28 мая 1791 в 1 декабря 1792). Во время пятилетнего пребывания в Москве композитор имел возможность познакомиться с музыкальной культурой России и Западной Европы. 1 декабря 1792 по просьбе Веделя был уволен в чине канцеляриста Сената.


1.3. Возвращение в Украину

Мемориальная доска Артемию Веделю работы Игоря Гречаника

С конца 1792 Ведель живет в родительском доме. Некоторое время снова руководил хором Киево-Могилянской Академии. В Киеве тогда особенно славились церковные хоры, а из светских - хор и музыкальная капелла генерала А. Леванидов при штабе украинского пихотського корпуса. На начале 1794 Ведель возглавил капеллу. Одновременно руководил хором солдатских детей. Леванидов высоко ценил и уважал талант Веделя и всячески способствовал его музыкальной деятельности. Очень быстро продвигался он и в военной службе, 1 марта 1794 был назначен канцеляристом штаба, 27 апреля 1795 - младшим адъютантом, а 24 сентября 1796 - старшим адъютантом штаба с капитанским рангом. Музыкальная деятельность Веделя в это время была очень плодотворной. По 1793-95 он написал 6 концертов, возможно, еще и ряд других композиций, которые не вошли в известного автографа.

В марте 1796 Артемий Ведель переехал в Харьков, что было связано с назначением генерала Леванидов генерал-губернатором Харьковского наместничества. Здесь А. Ведель организовал новый наместническим хор и оркестр, преподавал пение и музыку в Казенном училище при Харьковском коллегиуме. Продолжал композитор и творческий труд. Написал 3 концерта: "Воскресни Боже" и "Услишы Господи глас мой" ( 6 октября 1796) и др.. Названо лишь датированные произведения, но в это время композитор мог написать еще ряд других композиций, в частности двохорний концерт "Господь пасет мя".

В Харькове очень высоко ценили композитора и его произведения. Концерты Веделя изучались и выполнялись в Харьковском коллегиуме, их пели в церквях. В начале 1797 по приказу императора Павла I корпус Леванидов расформирован, Харьковское наместничество ликвидировано, и Леванидов оставил Харьков. Царским указом все "не положены" по штатному расписанию полковые капеллы было ликвидировано, и Ведель подал рапорт с просьбой об отставке. Указом Государственной военной коллегии от 12 октября 1797 Ведель: "вот воинской службы на собственное пропитание отставлены с тем же образом с ношения мундира".

В то время музыкальная культура претерпевает значительные притеснений: повсеместно сокращают штаты хоров и их обеспечения. В церквях запрещают петь духовные концерты (псалмы, молитвы), которые непосредственно не касаются службы, запрещают распространены в Украине канты и колядки - то, что органично вошло и срослось с нашим национальным богослужением. Разбитую Екатериной Украины добивали уничтожением очагов духовной культуры. Талантливые украинские художники, которые не обслуживали режим, а тем более те, что служили во славу своего Отечества, становились неугодными и опасными ...

Ведель перешел работать в гражданское ведомство Алексея Григорьевича Теплова, губернатора вновь Слободско-Украинской губернии. Теплов в молодости получил прекрасную музыкальное образование. Он относился к Веделя лучше. Композитор продолжал свою музыкальную деятельность, начатую при генерале А. Леванидови: руководил губернской капеллой, был капельмейстером вокального класса в Казенном училище при Харьковском коллегиуме, его ученики занимали первые места в придворной капелле Санкт-Петербурга, Москвы и Петербургских митрополичьих хорах. Дирижер Санкт-Петербургской придворной капеллы, выдающийся композитор Дмитрий Бортнянский отзывался о веделивськи вокальные классы как о "музыкальную академию". Но постепенно культурно-художественная жизнь Харькова упадок. Ликвидирован театр, губернский хор и хоры в воинских частях, симфонические оркестры, исполнение произведений Веделя в церквях запрещено.

В конце лета 1798 Ведель уехал в Киев. Жил в родительском доме на Подоле, работал над новыми произведениями. Написал два концерта: "Боже законопреступницы восташа на мя" ( 11 ноября 1798) и "Ко Господу всегда скорбиты мы". Выполнялись эти концерты в Киевском Братском Богоявленском и Софийском соборах. Но возможностей применить свои способности Ведель, очевидно, не видел. Он писал своему ученику: "Я полностью неустроенный в моей судьбе. Ни то ни се, но что делать?"


1.4. Преследования и заключения

В начале 1799 он стал послушником Киево-Печерской Лавры. В Лавре художник, по воспоминаниям прот.Петра Турчанинова и иеромонаха Варлаама (Зубковского), вел подвижнический образ жизни, безупречно выполняя послушание чтеца и певца на клиросе. Он был примером для братии в смирении, терпении и добросовестности служения.

В конце весны того же года было найдено книгу "Служба Нилу Столбенскому", где на пустых страницах вроде Веделевою рукой в ​​символической форме было написано пророчество об убийстве действующего царя Павла I и назван его убийцей. Против Веделя немедленно нарушили "секретную дело". Именно из-за "секретность" дела все, что происходило в тот период, покрыто тайной: через 200-летнюю отсутствие архивных документов, найденных лишь недавно, распространились легенды, выдумки и откровенные клевету, в частности о "долгое странствие по Малороссии", во время которого композитор "присоединился к секте илюминатов" .

Неизвестно, где на самом деле были найдены "Службу" прп. Нила - или в Киево-Могилянской академии, или в Лавре; неизвестно, оставлял Ведель Лавру, или его выход был сфальсифицирован руководством монастыря во избежание личной ответственности за послушника.

Митрополит и архимандрит Киево-Печерской лавры Иерофей (Малицкий) 25 мая 1799 года объявил Веделя сумасшедшим и передал киевском коменданту Ф. Л. Вигеля под стражу. "Документы дела, - пишет известный веделезнавець Василий Кук, - свидетельствуют лишь о том, как проходила расправа над композитором и как его, наконец, без вины, без суда замучено. Сути дела они не раскрывают, за что и почему уничтожили именно его, Веделя , не освещают ... По документам формально Веделя никто не арестовывал ... нет акта обвинения, ни протоколов допроса обвиняемого. Все происходило без участия "сумасшедшего отставного капитана" и без него решается его судьба. Но, что очень удивляет, для того, чтобы поместить "больного "в больницу, Киевский губернатор Милашевич просит разрешения на это у Малороссийского губернатора Беклешова, который советует направить дело в генерал-прокурора России, а последний представляет соответствующий документ на санкцию царю".

Пока в Петербурге решали дело, Веделя, тяжело заболел гауптвахте и был близок к смерти, отдали под опеку отца. 10 июля 1799 года поступило распоряжение генерального прокурора Санкт-Петербурга, где отмечалось: царь "повелеть соизволил: будет он Ведель выздоровел, взять его от отца, отослать в дом сумасшедших в Киеве и держать без выпуску".

1 августа 1799 года киевский губернатор П. И. Салтыков рапортовал, что капитан Ведель "в дом сумасшедших для содержания без выпуска отдан". Преемник императора Павла I император Александр I в деле Веделя 15 мая 1802 написал: "... оставить в Нынешний полонениы".

В киевской сумасшедшие композитор промучился 9 лет. Лишь накануне смерти отцу удалось забрать его домой. Похоронен Артемия Веделя на подольском Щекавицком кладбище. Сейчас оно полностью разрушено, и где была могила Веделя - неизвестно.


2. Творчество

Произведения Веделя долгое время были запрещены и распространялись в рукописях, их знали и выполняли, несмотря на запрет. На сегодня известно около 80 музыкальных произведений. Среди них 31 хоровой концерт, 6 трио, среди которых "покаяния отверзи ми двери", 2 литургии Иоанна Златоуста, Всенощное бдение и один светский кант [2].

В Институте рукописей НБУВ хранятся рукописи неполной литургии Иоанна Златоуста и 12 духовных концертов [3] :

  1. "В молитвах неусыпающую Богородицу" - до минор (1794)
  2. "Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея" - ля минор (1794)
  3. "Доколѣ, господи, забудешь мя" - фа минор (1795)
  4. "Пою Богу моему дондеже есмь" - до минор (1795)
  5. "Блажен разумѣваяй на нища и убога" - соль минор (1795)
  6. "Помилуй мя, Господи, яко немощеные есмь" - ля минор (1796)
  7. "Воскресни, Господи ..." (сохранился полностью, 1796)
  8. "Услыши, Господи, глас мой" - до минор (1796)
  9. "Проповѣдника вѣры" - до мажор (1796)
  10. "Господь пасет мя" - до мажор (1796)
  11. "Боже, законопреступницы восташа на мя" - до минор (1796)
  12. "Ко Господу внегда скорбѣты мы" - до минор (1798)

Подавляющее большинство концертов Веделя написаны на слова псалмов, преимущественно умоляющего, скорбного характера, в которых говорится о досаджання человека злыми силами. Три концерта написаны на тексты псалмов исторического содержания и лишь два (№ № 9, 10) - панегиричного.

Как Березовский и Бортнянский, Ведель придерживался традиций партесного пения. Концерты многочастную (обычно 3 - и 4-частные), большинство из которых построена по принципу темпового и тонального контрастов, в ряде случаев целостность цикла скрепляется тематическими связями между частями. Нередко части концертов имеют 2-4 относительно самостоятельные разделы, состоящие из экспозиционного изложения, развития и окончания.

Мелодика Веделя выразительная, охватывает значительный диапазон и тесно связана со словом. Виразовисть мелодика усиленная ритмикой, который отмечается сложностью и разнообразием ритмических рисунков. С классическим стилем связана четкая расчлененность мелодики, использование построений типа "вопрос - ответ", суммирующих структур. Зато связи с древнеукраинским монодии и украинским фольклором придают ей певучий характер. [4]

Гармонический язык имеет все признаки развитой тональной системы, увеличению напряжения способствует использование альтерированные субдоминанты, а также альтерированные доминанты. В ансамблях Ведель часто использует трехголосная аккордовой фактуры, свойственную кантам. Хоровая фактура существенно влияет на образность и формообразования. Свойственное сопоставления ансамблевых звучаний с туттийнимы, изменения в хоровой фактуре является динамизуючимы факторами.


Примечания

  1. Татьяна Гусарчук. Артем Ведель и его рукописное наследие / / Артем Ведель. Божественная Литургия и 12 духовных хоровых концертов / под ред. Колесника В. - Киев, Эдмонтон, Торонто, 2000 г.
  2. Ведель Артемий Лукьянович - www.ukma.kiev.ua / ua / general / history / professors / vedel / index.php, по материалам энциклопедического справочника "Киево-Могилянская aкадемия в именах XVII-XVIII вв."
  3. Л. Корней. История украинской музыки. Т.2. - М.; Харьков; Нью-Йорк: М. П. Коць, 1998. - С.307
  4. Л. Корней, с.331

Литература

  • Аскоченского В. Киевъ с древнѣйшимъ его училищемъ академии. Часть II. - К., 1856.
  • Аскоченского В. Русский композиторъ А. Л. Веделевъ. - Газета "Киевские губернские вѣдомосты", 1854, № 10.
  • Турчаниновъ П. И., протоиерей. Автобиография. - Газета "Домашняя бесѣда для домашнего чтения", выпуск 2-6. - СПб., 1863.
  • Соневицкий И. Артем Ведель и его музыкальное наследие. - Украинская Свободная Академия Наук в США. Музикологична секция. - Нью-Йорк, 1966.
  • Кук В. Артем Ведель-Ведельский (1767-1808). Арест и заключение (1799-1808). - Научный вестник Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского: Фигура Артема Веделя в историко-культурном контексте. Вып. 11. - К., 2001, c. 28.
  • Махновец Е. Артем Ведель. 1799. - Научный вестник Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского: Фигура Артема Веделя в историко-культурном контексте. Вып. 11. - К., 2001, c. 39.
  • Киево-Могилянская академия в именах, XVII-XVIII вв. Енцикл. вид. Сост. С. И. Хижняк, за ред. В. С. Брюховецкого. - М.: Изд. дом "КМ Академия", 2001.
  • Артемий Ведель. Духовные произведения. Ред.-сост. Гобдич М. М. и Гусарчук Т. В. Библиотека хора "Киев". - М.: Полиграфический центр "Геопринт", 2007.
  • http://www.ukma.kiev.ua/ua/general/history/professors/vedel/index.php - www.ukma.kiev.ua / ua / general / history / professors / vedel / index.php
  • Куземский Г. Православный подвижник Артем Ведель и ... масонство - www.parafia.org.ua/biblioteka/statti/podvyzhnyk-vedel/ - Библиотека "Нашей прихода" - www.parafia.org.ua/
  • Куземский Г. Помолись за них, Украина! Максим Березовский. Артем Ведель - www.parafia.org.ua/biblioteka/knygy-broshury/maksym-berezovskyj-artem-vedel/ - М., "Випол", 2009.
  • Энциклопедия композиторов Первой украинской радиостанции классической музыки -

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам