Надо Знать

добавить знаний



Ведьма



План:


Введение

Тарас Шевченко. Иллюстрация к поэме "Ведьма". Карандаш. 1847

Ведьма - женщина со сверхъестественными силами.


1. Этимология слова

Слово "ведьма" имеет древнерусский корень "вѣдъ", связанный со значениями "ведать", "знать", "провидеть". В санскрите "veda? означает ?священное знание?. То есть можно предположить, что в древности слово ведьма не имело однозначно осуждающего значения, и означало женщин хранивших тайное, сакральное знания. На правобережной Украины археологи нашли глиняные фигурки женщин-"чаровниц", которые вызывают "небесную воду".


2. Дуалистический образ ведьмы

Ведьма - один из ярчайших персонажей украинской демонологии. Ее описание и характеристика достаточно детально представлены в этнографической литературе. В украинской демонологии ведьма символизирует не только абстрактное зло; иногда она может выступать символом смертоносной язвы или даже смерти, и в этом русле ее действия подобны вампирских / Украинская: народные верования, поверья, демонология. - К., 1992. - С.432 /. "Бледное морщинистое лицо, крючковатый нос, который ловит всяческие запахи, большие алчные губы, каждый глаз по пятаку, недвижимые веки, которые не может пошевелить даже направленный в глаза солнечный луч - вот портрет нечестивой существа в образе женщины, без участия которой не обходилось ни одно нехорошее дело на земле "/ Народины. - С.127 /. Недаром этимологи связывают происхождение слова ведьма с древнерусским существительным вhдь - "знание": слово ведьма сначала употреблялось в значении "и, что все знает", откуда развилось дальнейшее "Гадалка", а позже - "зла, сварливая женщина". Распознать ведьму среди людей очень сложно: она может быть старой и молодой, перевоплощаться в разные образы. Есть две категории ведьм: прирожденные и ученые. Первым таинственная сила видьмарства дается от природы, вторые приобретают ее путем обучения от первых или же получают от чертей взамен на собственную душу. Прирожденные ведьмы в своем отношении к людям добродушнее, чем ученые. Иногда они даже помогают людям избавиться от затей ученых ведьм. Образы ведьм ярко нарисовал в своих произведениях Нечуй-Левицкий. Среди людей бытовала мысль, что ведьмы портят коров, забирая у них молоко, что они навлекают болезни и высасывают человеческую кровь. Согласно легендами, сборища ведьм происходили на голых вершинах гор. В образе украинских ведьмы слились начала добра и зла. Их бесконечная борьба символизирует идею дуализма. И хотя светлые намерения изображаются не так ярко, как противоположные им темные, однако и в этом отголоски старинных верований находим в основе вечную идеальную правду: победу света над тьмой везде, где рассказ не ограничивается сообщением какого-то эпизода борьбы, а передает весь ее ход / Иванов П. В. Народные рассказы о ведьм и упырях / / Украинская. - С.432 /. В современной жизни украинских ведьма может быть символом нехорошей, сварливой женщины, а также человека, который много знает и может влиять на ход событий.


3. Народная классификация ведьм

Разделяли ВЕДЬМ на две категории - "родимых" и "ученых". Естественная, или "родимое" ведьма появляется когда у кого рождается подряд семь девушек, а между ними ни одного мальчика, или является представительницей третье поколение внебрачных девушек или просто дочерью ведьмы (в зависимости от региона). Родимое ведьма могла родиться у матери, которая, будучи беременной, готовила рождественский вечерние блюда и ненароком проглотила уголек, или же когда ребенка в утробе матери прокляли "в такую ​​минуту".

"Ученый" ведьма набирается своих сверхъестественных сил от другой ведьмы, или от черта, вообще от нечистой силы. Разница между "родимым" и "ученым" ведьмами и, что родимое ведьма может иногда и направить причиненный вред, но ученая никогда этого не сделает: "Худшая ведьма ученая, как родимое" (Номис, 235).


3.1. Инициация ведьмы

Училась ведьма у другой ведьмы или даже у самого черта. Народные предания связывают с процессом "Инициации" ведьмы жуткие ритуалы, такие как, например, топтание иконы, считыванием молитвы наоборот, переброской через чем, карабкание на придорожную фигуру вверх ногами. Старшая ведьма также может умывать свою ученицу волшебным наваром, после чего та вылетала в дымоход и возвращалась уже ведьмой. Но окончательно обучение заканчивается в Киеве на Лысой Горе.


3.2. Частое проявление активности ведьм

Специальность Украинский ведьм - отбор молока от коров. Коровье молоко с росой - любимое блюдо ведьм. Ведьмы любят принимать у себя по праздникам всякую нечистую силу, но, чтобы ее угостить, должны первым добраться до чужих коров и выдоить их до крови. Родимое ведьма доит коров, как и всякая другая женщина. Зато ученый ведьма, после первого выдою, проделывает дырку в одном из столбов своего дома, затыкает ее заказным ЧОПом, и потом молоко течет из той - как из крана. Согласно другим источникам, ведьме довольно собрать на границах или пастбище фартуком или рубашкой росу и выжать: молоко будет течь без остановки. Порой ведьма бегает доить коров перевернувшись белой собакой. Если же ведьма не может красть молоко, то она хоть навредит корове, у коровы из вымени вместо молока будет течь кровь.

Нету сферы в сельской жизни которой ведьма не могла бы вмешаться и наделать глупостей: она может направить град и вызывать различные болезни, но даже смерть, завывая закрутки на ниве; скрадаты звезды с неба и вызвать зать солнца и месяца : если ведьма передержить на мотовило через пасхальные праздники пивмиток, а в ведущую воскресенье вечером снимет и удалится полночь во двор, и махнет ним до звезды, и так ее и снимет и спрячет в горшка.

Ведьма на помеле. 1450

Ведьмы часто летают. Пользуются для того веником, или помолом. Мажутся какой-то жидкостью и вылетают через дымоход. Цель их полета обычно - Лысая Гора у Киева, что соответствует Брокен немецких ведьм и Беневентский дубовые итальянских. Здесь они празднуют свои шабаши, то есть разгульные банкеты, и составляют ответ перед высшим нечистой силой. Происходят эти шабаши обычно первой недели каждого нового месяца, или под праздники, как Юра, и тому подобное. Кое-где говорят, что когда ведьма отправляется на такой шабаш, то улетает только ее душа, а тело остается на месте. Если же перевернуть Ведьмин тело головой туда, где были ноги, то душа уже не сможет в него войти.

После смерти, ведьмы, как и упыри, могут вставать из могилы, особенно если испытывали при жизни какую-то несправедливость, за которую хотят отомстить. На таком веровании построено прекрасное повесть Н. Гоголя "Вий".

Ведьмы будто имеют влияние на погоду, могут задерживать дождь и насылать таким образом засухи. В связи с этим суеверным верованиям стоял обычай экзамена ведьм водой, о котором упоминает в своем ?Слове? с 1274 г. Серапион, епископ Владимирский, который прежде был архимандритом Печерской Лавры и составил свое "Слово" против самосудов над ведьмами на основании своих наблюдений за жизнью украинского народа.


4. Распознавание ведьм

4.1. Испытание водой

В украинских судебных актах XVIII в. также встречаются непосредственные указания на экзамен ведьм водой, так называемый "Суд Божий". Так, в 1709 г. крестьяне и шляхтичи испитувалы водой шляхтянку Яворскую: ее раздели до голого тела, связали накрест, как это обычно в таких случаях делалось - большой палец правой руки привязывали к большому пальцу левой ноги, а палец левой руки привязывали к пальцу правой руки, - между связанными руками и ногами продели шнур и спустили горемычную в воду. Но так как она тонула, ее признали невинной, ( В. Антонович "Чары в Украине" 1905, 52).

Описание подобного экзамена водой подал и Цветок в своей "Конотопской ведьме".

Об испытании водой упоминается уже в далеком индусской книге Ману. Неясные указания даются и в Авесте. В старогерманском обычном праве и в законодательстве также находится описание испытания водой. Идея этого экзамена заключалась, пожалуй, в том, что вода, как чистая стихия, отказывается принять у себя людей, которые служат нечистой силе.

Бой с ведьмой. Иллюстрация к финскому эпосу Калевала

4.2. Другие способы

Говорили, что если кто хочет увидеть ведьму, то должен посмотреть через полено, в котором выпал сучок, или сквозь такое же отверстие в доске, которую тешут на гроб. Можно увидеть ведьму и через осиновую борону, изготовленную за один день.

Ближайшую ведьму можно призвать, и таким образом узнать кто она: варя кусок сырого полотна, в которое воткнуты девять шпилек; всунуть в печь молоко на сковороде, бросив предварительно три раза по девять игл; доить корову на живую форель, на Пасха разжечь в печи поленьями, отложенными по понедельникам в течение Великого Поста из дров, которые вносят в дом для розжига. Парень может надеть фуражку козырьком назад, а руки, свернув предварительно дули, скрыть: одну в карман, другую за пазуху. Ведьма при этом начинает злиться и ругать его.


5. Обереги против ведьм

Дьогтяни крестики на дверях, сделанные на Юрия, мак -викидюк, которым обсыпают усадьбу. Маком отряхивают также конюшни и хлева, потому ведьмы, которые очень любят мак, собирают по мачинци и нет времени подойти к скоту.

Немецкие ведьмы. 1700

6. Разница между представлениями о ведьмах в Украине и в Западной Европе

В свое время проф. В. Антонович обратил внимание на разницу в отношении к ведьмам у нас, в Украине, и на западе Европы, где ведьм очень остро преследовали и сжигали - первую ведьму сожгли в Тулузе в 1275 г. На западе главным основанием для преследования ведьм было запидозрювання в отношениях с нечистой силой, отступлении от истинной религии, то есть в т.н. апостасии. У нас, зато все процессы против ведьм были построены на жалобах о каком-то конкретном вреде, ее бы причинила ведьма. И если на западе привлекали ведьму к ответственности государственные, а чаще церковные учреждения, то у нас, как правило, подобные процессы начинали только за иском частных лиц, при наличии обиженной стороны. Особенно интересна в нас полное отсутствие церковной иерархии, полная ее незаинтересованность делом. И в Левобережье, и на Правобережье систематического преследования ведьм у нас не было. А тем меньше можно говорить о массовом характере, который оно приобрело на долгое время на западе Европы.

Причина мягкости судебных приговоров относительно ведьм в Украине и вообще отличного от западного трактования ведьм заключалась, как писал В. Антонович - ?не столько в гуманном настроения судей, как в отсутствии в Украине тех демонологических представлений, которые вызвали на западе жестокое преследование волшебников. Предполагая возможность волшебного таинственного влияния на бытовые, повседневные обстоятельства жизни, не искал основания этих влияний в сношениях со злым духом демонология не только не была развита, как стройно уложена система представлений, но до конца XVIII в, насколько можно судить по процессам, совсем не существовала в народном воображении. Народный взгляд на волшебство был не демонологический, а исключительно пантеистический. Допуская существование в природе сил и законов, неизвестных общественности, народ считал, что многие из этих законов известны лицам, которые сумели тем или иным способом их познать. Следовательно, само по себе обладание тайны природы не считалось что-то греховное, противоречащее религиозному обучению ... "

Рассматривая и дополняя этот взгляд исследователя ?Чары в Украине", К. Штепа в киевском "Первого. гражданства" (1928, кн. II) в свою очередь отмечал, что "не отсутствие демонологии, как думал Антонович, а особый, отличный от запада Европы характер ее был причиной и особого отношения нашей общины к ее адептов "(ст. 73)." Сами волшебники и ведьмы у нас в большинстве своем были не такие как на западе. Анализируя представления связанные с верой в ведьм и волшебников в Украине, мы не видим там никаких следов той волны антично-восточного чернокнижии, что прокатилось по Западной Европе и было там главным поводом для преследования ведьм. Демонологии, в понимании законченной теории, в Украине не витворилося, также как докатились до нее и элементы вульгарной демонологии античных народов. Примитивная демонология сохранялась в своих пережитках в Украине, как и среди других народов, но с верой в ведьм не была связана, по крайней мере мы не видим нигде ее ярких следов. Где-где заметно влияние демонологии догматической, то есть догматических представлений официальной Церкви - в представлениях о Сатану и его участие в чародейских актах. Дуалистический мотив вообще оказывается здесь очень слабо, хотя и не совсем отсутствует, - возможно здесь состоялись последние волны большого дуалистического течения, прошедшей по Европе ".


См.. также

Источники

Литература

  • Кононенко А. Народная демонология / / Одноклассник. - 1994. - 3. - С.21-28. [С]
  • Милорадович В. украинских ведьма: Очерки по украинской демонологии. - М.: Радуга, 1993. - 72 с.: Ил. [В 82 (4УКР) М 60]
  • Мышль Ж. Ведьма / Пер. с франц. под ред. В. Фриче. - М.: СП "СВЕНАС", 1992. - 304 с.: Ил. [В 86.391 М 71]
  • Тарновский В. Ведьмы / Пер. с нем. Волкова. - М.: Слово, 1994. - 48 с.: Ил. - (Что есть что). [В 86.391 Т 21]
  • Заянчковский И. Ведьмы в образе животных / / Заянчковский И. Животные, приметы и предрассудки. - М., 1991. - С.169-178. [В 86.39 С 40]
Выбранная статья

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам