Надо Знать

добавить знаний



Великий пост



План:


Введение

Битва между карнавалом и постом, Питер Брейгель старший

Великий пост - главный продолжительный пост во многих христианских конфессиях ( православии, католицизме и других), цель которого заключается в приготовлении к празднованию Пасхи. Установленный на знак подражания Иисусу Христу, который постился в пустыне сорок дней. Продолжительность Великого поста так или иначе связаны с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии.


1. Украинские народные обычаи и традиции в Великий пост

Первое воскресенье Великого поста называется "Воскресенье сборная". В настоящее время уже обычно тает снег, поэтому говорят: "Воскресенье сбор - течет вода с гор". В это воскресенье девушки варили когда-то кашу с маком и на короткое время закапывали его в землю - "чтобы судьба пропала".

Четвертая неделя Великого поста - крестопоклонной, потому в среду на этой неделе отмечают праздник креста. В этот день хозяйки пекут "кресты" с маком и смазывают их медом. Часть "крестов" сохраняют на время сева. На этой же неделе сеют мак, а также рассаду капусты и помидоров, поскольку существует поверье, что ее обязательно нужно сеять в пост - "чтобы мороза не боялась".

Пятая неделя поста называется Похвальное, в субботу этой недели - праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот день нельзя работать, а можно только рассаду сеять.

Воскресенье за неделю перед Пасхой называется "Вербным", "Шутков" или "Апреле", а неделя перед этим воскресеньем - "Вербное". В эту неделю нельзя сеять конопли и овощей, потому что "будет ликовате, как ива" , а также свеклы, потому что "будут горьки".

Шестая суббота - Вербное или Лазарева. В Вербное воскресенье святят вербу. Обычай святить ветки деревьев ушел от тех времен, когда люди устилали пальмовыми ветвями дорогу Иисусу, что въезжал в Иерусалим на осле. Обычай очень старый, потому что уже в "Изборнике" (1073 г.) упоминается "Праздьникъ вьрбьны". У церкви собирают большое количество ивового ветви и после совершения Богослужения священник окропляет это ветви святой водой. Считается, что это праздник детей, потому что во время церковного обхода на вечерние дети носят вербу: кому случится самая ветка вербы - тот счастлив. Когда-то хозяева, возвращаясь из церкви с освященной ветвями ивы, сразу шли на огород или в поле, чтобы посадить сразу несколько ветвей, "чтобы росла Богу на славу, а нам, людям, на потребление". Остальные заносили в дом и ставили в углу под святыми образами. Святая ива всегда была в большом почете, поэтому даже меньше ветви, что оставалось после освящения, жгли на огне, чтобы "не дай Бог, под ноги не попало".

Последняя неделя перед Пасхой называют белым или чистым. На этой неделе верующие соблюдают пост так же строго, как и в первую неделю. Важнейшим днем недели является четверг, который четверг - это праздник весеннего очищения. Люди чистили все в домах, кладовых, конюшнях, на дворе, и украшали все по-праздничному. Сами же купались, особенно для того, чтобы избавиться от болезней. Вечером в церкви отправлялись "Страсти". В этот день стараются соблюдать торжественный покой - без смеха, песен, громких разговоров в то время, когда в церкви читают Евангелие. Возвращаясь из церкви, люди пытались донести страстную свечу домой так, чтобы огонь не погас. Для этого делали специальные фонари из цветной бумаги или крашеного стекла. В Чистый четверг была традиция колоть кабанчиков и поросят, чтобы на Пасху на столе были ветчина и колбаса. А Чистый четверг, по поверью, способствовал тому, что в "сале этих свиней никогда не заведется ничего - ни противного, ни вредного". Этот обычай сохранялся в Украине в начале 30-х годов, пока ему не помешало колхозное хозяйства.

В Страстную пятницу люди верующие ничего не едят до выноса плащаницы с алтаря на середину церкви. Обед обычно постный, даже рыбу нельзя есть - обходятся капустой, картофелем, огурцами. Нельзя также ни шить, ни прясть, ни рубить дрова и вообще что-либо тесать топором. Нельзя также петь, ибо "кто поет в Страстную пятницу, то на Пасху плакаты будет". В пятницу хозяйки пекут пояса. Пробовать их к освящению строго запрещено - грех.

В Пасхальную субботу делают яйца или писанки. Больше делают красных яиц, потому что они напоминают о крови Спасителя. Существует много орнаментов, которыми украшают писанки - в зависимости от региона страны. В писанкарстве в наше время усматривают не только исторический смысл, но и художественный.

В Пасху к заутрене все идут в церковь. После праздничной литургии освящают "освященное", хрестосуються и поздравляют друг друга словами "Христос Воскрес!" и ответом "Воистину Воскресе!". Затем идут домой, умываются, молятся и садятся за стол. Наступает "разговения".


2. Великий пост в римско-католической традиции Польши и Украины

Великий пост - это время покаяния, который подготавливает к переживание главных христианских праздников, Свят Воскресения Господня. Он охватывает сорок дней ( лат. Quadragesima ), Которые отсчитываются от Пепельной Среды до начала обедни Вечери Господней в Великий четверг, причем в этих сорока дней не включаются воскресенье.

В первые века христианства Великий Пост охватывал лишь Великую Пятницу и Великую Субботу. В III в. постились уже целую неделю, а в начале IV в., в память о сорокоденне пребывания Христа в пустыне а также сорока лет странствий народа Израиля после побега Египет, был продлен до сорока дней.

В VII в. Католическая церковь приняла как начало поста шестую перед Пасхой. Поскольку воскресенье были изъяты с поста, чтобы захватить сорок дней покаяния, их начало было назначено на среду. От 1570 г. это был уже обычай, обязывающий всех членов Церкви. Тогда же в первый день поста в знак покаяния стало обязательным посыпать голову пеплом.

Папе св. Григорию и Великому приписывается внедрения передвеликопистного периода - Передпистя (Времени Симдесятници), который начинался за девять недель перед Пасхой, и охватывал поочередно три недели перед Пепельной Среды: Воскресенье Симдесятници (или воскресенье Старозаписна), воскресенье шестидесятница (или воскресенье Мьясописна ) и воскресенье Пятидесятницы (или воскресенье Записна). Сейчас Передпистя в западной традиции не обходят. Зато в восточной оно сохранилось.

Великий пост - это время покаяния и обращения. Его отличительными чертами являются покаяние, милостыня и молитва.


3. Великопостные традиции и обычаи

Великий Пост начинался от посыпания голов пеплом, раздачи нищим остатков запустних блюд и сокрытия в шкафы бальных туалетов. Во время поста хлеб мазали повидлом, а не сливочным маслом, или мокалы в масло. К столу подавали селедку без сметаны, кофе также подавалось без сливок и без сахара, и вообще была из жженых желудей. Пили липовый чай, вместо десертов подавали мало сладкое печенье, так называемое "пожизненное" ("wiekuiste"), которое получило такое название из-за того, что его можно было есть даже через полгода после того, как было сожженное.

Женщины шесть недель носили украшения из черных агатов и из оникса, оправлены в серебро или эбонитовую бижутерию. Во время поста не разрешалось играть веселой музыки. А уж то игралось - это лишь задумчивые и печальные мелодии (например, ноктюрны Шопена). Случалось, что на время поста у детей отбирали игрушки, оставляя взамен только найпошарпаниши, вместо сказок им читали жития святых.

Мужчины имели отказываться от алкоголя, курение; супруги должны воздерживаться от общежития.


4. Статистика соблюдения Великого поста в Украине

По данным потребительской панели домохозяйств в Украине, которую проводит компания GfK Ukraine, в 2009 году Великого поста придерживалось 23% всех домохозяйств.

В Западном регионе доля тех, кто придерживается Великого поста, является наибольшей - каждое второе домохозяйство постилося в 2009. В Восточном регионе этот показатель является наименьшим (13% домохозяйств).

  • В Киеве постились 2009 года 19% домохозяйств,
  • в Днепропетровске - 10%,
  • в Одессе - 12%.
  • во Львове - 50%.

Доля домохозяйств, которые придерживаются Великого поста, в сельской местности вдвое больше по сравнению с долей таких семей среди жителей крупных городов (с населением свыше 500 тыс.).

Разница между долей женщин и мужчин, которые постились незначительна. Но возраст существенно влияет на долю тех, кто придерживается Великого поста: среди домохозяек до 30 лет таких - 19%, а тех, кому более 60 лет - 27%.


См.. также

5. Источник


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам