Надо Знать

добавить знаний



Венчание



План:


Введение

Венчание царя Николая II и княгини Александры Федоровны (1895). Картина датского художника Лауритса Туксена (1853-1927).

Венчание - церковный брак, одно из таинств - союз мужчины и женщины, освященный церковью, где, как считается, Господь своим присутствием соединяет души в единое целое. В таинстве венчания Господь подает свою благодатную помощь, чтобы супруги имели возможность бороться все неурядицы, которые происходят в совместной жизни. Церковью брак воспринимается как таинство, причем таинством является не столько венчание, сколько сам брак как союз мужчины и женщины, освященный церковью.


1. Значение и история таинства венчания

Церковь придает большое значение этому таинству, небезосновательно полагая, что каждая благословенная церковью семья является ее символом. Православное богословие считает, что образование брачного союза возможно только в Церкви по благословению епископа или священника. Согласно такой точке зрения, церковь своими священнодействие и молитвами призывает на брачующихся благословение Божие. Брак начинается с церковного благословения и продолжается всю жизнь супругов. Считается, что Дух Святой наделяет христианское супругов лаской, чтобы они могли правильно выполнять свои обязанности и вместе служить Богу, заслуживая себе жизнь вечную.

Апостол Павел сравнивает Таинство Брака с тайной единения Христа с Церковью и говорит: "Это большая тайна ..." (Еф. V, 32). "Посему оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут одна телом" ( Бытие II, 24), - так определяет Господь суть этой тайны.

Древняя Церковь в те времена еще не знала специального чина венчания. Тогдашнее таинство брака состояла в благословении и короткой молитве епископа, совместное участие жениха и невесты в Святой Евхаристии. Отдельный венчание достаточно позднего происхождения и известен не ранее IX века.

Во времена Петра I и до 1917 года для православных жителей Российской империи, а в ней и большей части Украины, действительным провозглашался брак, освященный церковью. Если же молодые не были обвинчани, то их дети были незаконнорожденные.

Впрочем, осуществить таинство бракосочетания не во все времена было доступно, а в советские - жестоко преследовалось. В советское время священное таинство заменила обыденная процедура в ЗАГСе. По супружеская венчания, равно как и за крещение ребенка, можно было не только поплатиться партбилетом, но и работой. Поэтому христианские пары, которые любой ценой хотели пройти через это чистилище, венчались тайно, нередко при закрытых дверях церкви, ночью или в священников дома. После провозглашения независимости в Украине давняя традиция возродилась.

В отличие от крещение, которое проводится каждый день, по вторникам, четвергам и субботам молодоженов не венчают. Не осуществляют таинство венчания также при четырех крупных постов, масляной и пасхальной недели и больших религиозных праздников.


2. Обручения

Таинство венчания начинается с обручения, известного также как помолвка. После молитв на пальцы молодым одевают кольца. Перед этим эти кольца клали на престол, и таким образом их освящали. После обручения молодых ведут на полотенце.

Помолвка считаются скрепления перед Богом и Церковью взаимных обещаний будущих невест. Помолвке предшествующих благословение родителей и духовного отца. В древности одобрение брака родителями признавалось не менее важным, чем согласие жениха и невесты. А поскольку христиане, кроме родителей по телу, имели духовного отца в лице епископа, вошло в обычай перед браком получить и благословение епископа.

Сельское венчания на Руси. Гравьюра К. Вагнера. 1812 год.

3. Обряд венчания

Венчаться в церкви можно только один раз. До венчания в церкви допускаются только люди крещены. В украинских селах священник предупреждает прихожан о венчании супружеской пары за два месяца до этой даты. Если кто-то из односельчан знает какие-то препятствия, он должен предупредить священника. Как и к каждому церковного таинства, лучшей подготовкой к таинству венчания является пост и молитва.

При совершении таинства венчания невесты держат в руках зажженные свечи. Свет - это знак радости, потому зажженные свечи символизируют радость встречи двух любящих людей. Одновременно - это символ их чистоты и непорочности.


3.1. Обмен кольцами

Издавна признаком бракосочетания кольца - специальные кольца. Требник предписывает золотой кольцо для жениха и серебряный - для невесты. Золотой перстень символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется человек в брачном союзе; серебряный - символизирует месяц, меньше светило, которое светит отраженным солнечным светом. Кольцо - знак вечности и непрерывности брачного союза, так непрерывна и вечна благодать Святого Духа.

После наложения колец, в знак единодушии, согласия и взаимопомощи в семейной жизни, жених и невеста обмениваются кольцами при участии свадебного друг жениха или священника.

После тройной перемены колец серебряное остается у жениха, а золотое - у невесты в знак того, что женской слабости передается мужественный дух. В современной практике оба кольца - золотые (даже могут иметь украшения из драгоценных камней).

Климент, епископ Александрийский, во II-й главе своего "Педагога" говорит: "Мужчина должен дать жене золотое кольцо не для ее внешней красоты, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с того момента переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам ". Выражение "положить печать? объясняется тем, что в те времена кольцо, а точнее вделанный в него камень с вырезанной эмблемой, служил печатью, которой обозначалась собственность данного лица и, одновременно, печатью, которой заверялись деловые бумаги. Христиане вырезали на своих перстнях печати с изображением рыбы, якоря, птицы ( голубя, феникса) и других христианских символов. На помолвке кольцо надевался на четвертый (безымянный) палец левой руки. Этот обычай возник на основе тогдашних знаний анатомии человека: считалось, что один из тончайших нервов этого пальца непосредственно прикасается к сердца.


3.2. Обряд общей чаши

Также во время венчания невесты пьют вино из одной чаши. В прошлом это была общая евхаристического чаша, соучастие в Евхаристии, утверждавшая исполнение брака во Христе. Невесты попеременно (сначала жених, как председатель, затем - невеста) в три приема выпивают вино. Пира напоминает о чудесном превращении воды в вино, совершенное Иисусом Христом в Кане Галилейской. Питья из общей чаши символизирует полное единение невест. Отныне у жениха и невесты совместную жизнь: одна судьба, одни мысли, одни желание, одно тело. В неразрывном союзе они будут делить между собой чашу радости и скорби, печали и потех.


3.3. Соединение рук и тройной обход вокруг аналоя

После обряда общей чаши, священник соединяет правую руку жениха с правой рукой невесты, покрывает их епитрахиль и сверху на епитрахиль руку свою. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навечно.

Держа руку на епитрахили поверх соединенных рук невест, священник трижды обводит их вокруг аналоя (тетраподу). Как и в чине Крещении, это хождение по кругу символизирует вечность. Невесты обязаны вечно хранить свой супружеский союз, помнить о совместном крест, положенный на них сегодня, носить "тяготы друг друга" (Гал. VI, 2) и всегда быть полными благодатной радости этого дня.


3.4. После венчания

После обряда венчания голову невесты покрывают платком. Согласно словам апостола Павла, который говорит: "Женщине голова - человек ... Поэтому женщина должна иметь на голове своей знак власти над нею ..." (1 Кор. XI, 3-10), т.е. иметь покрывало на голове, между христианами издавна сохранялся обычай , согласно которому, девушка до замужества проводила больше времени с открытой головой, а замужняя женщина - с покрытой. Об этом свидетельствует Тертуллиан ("О молитву Господню", XV, XVI). Поэтому в некоторых местностях возник особый церковный обычай возложения покрывала на голову невесты после брака. Считается, что первым в украинской Церкви этот чин включил в свой Требник свт. Петр Могила. Согласно этим образом, новоодружена останавливается перед дверью храма. К ней выходит священник в епитрахили и фелони и вводит ее в храм. Здесь он читает молитву, призывая на новоодружену благословение Божие и умоляя Господа украсить ее голову красотой, приятной Ему. После молитвы священник благословляет голову новоодруженои и покрывает ее покрывалом (платком).

В начале христианства после венчания молодые еще восемь дней не были мужем и женой. Они носили на себе венцы, которые тогда были не металлические (позолоченные или серебряные), а плелись из цветов. Восьмой день приходили снова в храм, и в них читалась соответствующая молитва на снятие венцов, и только тогда им разрешалось вступать в семейные отношения.


4. Смотрите также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам