Надо Знать

добавить знаний



Вергилий


Publius Vergilius Maro1.jpg

План:


Введение

Публий Вергилий Марон (сокращенно: Вергилий, лат. Publius Vergilius Maro ; 15 октября 70 до н.е. - 20 сентября 19 до н.е.) - выдающийся поэт древнего Рима и один из самых выдающихся поэтов античной литературы, автор эпоса "Энеида", воспевающий легендарное происхождение римского народа.


1. Жизнь

Сведений о Вергилия немного, а те, что есть, дошли до нас в виде разрозненных цитат позднейших римских авторов и в составе семи коротких набросков жизнеописаний знаменитых людей из-под пера Светония, которых, по очереди, часто приписывают Элию Донато том, что текст сохранился в его рукописи. Некоторые независимые биографические сведения содержатся в "Жизнеописании" Бернского рукописи. Также вероятно, что все биографии имеющих источник записки современников Вергилия.

Среди имен Вергилия, Публий вполне обычно для римлянина, другие два, очевидно, имеют этрусское происхождение, хотя имя Вергилий носили многие латинов. Отец поэта был, вероятно, латином, чей род несколькими поколениями ранее осел в северной Италии, которая называлась тогда Цизальпийскую Галлией. О его жизни мы почти ничего не знаем: сообщается лишь, что он был или гончаром, или даже посыльным - и женившийся на дочери своего хозяина, а затем промышлял разведением пчел и продажей леса. Имя матери Вергилия, Магия Полла, также звучит на этрусский лад, у Вергилия еще были минимум два брата, однако к его совершеннолетия родители, наверное, уже умерли.

Вергилий родился 15 октября 70 до н.е. у Мантуи, в поселке Анды (часто его отождествляют с современным Пьетоле). По преданию Светония, его матери во время беременности приснилось, будто она родила лавровую ветвь, что коснувшись земли, сразу пустила корни и выросла в зрелое дерево со множеством различных плодов и цветов. Вергилий получил хорошее образование: до 15-летнего возраста в Кремоне, а затем в Медиолане (современный Милан). Когда ему было лет с 19 (ок. 51 до н.е.) Вергилий приехал в Рим учиться риторики - в те времена обязательной части высшего образования, необходимого для политической карьеры. Пробыв в Риме около года, он присоединился к основанному Филодемом в Неаполе кружка эпикурейцев, который возглавлял Сирони. И хотя Вергилий готовился к карьере адвоката, природная застенчивость определила его жизнь как поэта.

Светоний пишет, что Вергилий был высокого роста, крепкого телосложения, на лицо смуглый, походил на крестьянина, но не отличался крепким здоровьем: особенно страдал он животом, горлом, головной болью и часто спускал себе кровь. Умеренный в еде и вине, он любил мальчиков, - и особенно любил Цебета и Александра, которого ему подарил Азиний Поллион и который во второй Эклоге "Буколики" назван Алексид. Ходили слухи, что женщина по имени плотию Гиерия предлагала Вергилием сожительство с ней, но тот решительно отказался. В остальном он был всю жизнь столь чистую и в высказываниях, и в мыслях, что в Неаполе его обычно называли Парфений
греч. девушка , С намеком на целомудрие), а когда он показывался на улице, приехав изредка в Рим, и люди начинали ходить за ним по пятам и показывать на него, - он укрывался от них в ближайшем доме.

В политической жизни Вергилий не участвовал, и благодаря щедрости друзей, его состояние достигло десяти млн. сестерциев, и он имел дом на Эсквилине рядом с домом Мецената. Около 41 до н.е., после убийства Цезаря, имение было отнято для передачи ветеранам нового владыки Рима, Октавиана Августа. Поэт поспешил в Рим и с помощью своих друзей добился возвращения собственности.

В Неаполе или вблизи него, Вергилий и прожил почти всю свою жизнь. Лишь изредка посещал он Рим, бывал на Сицилии и в Таренте, и один раз посетил Грецию.

На пятьдесят втором году жизни ( 19 до н.е.) Вергилий пустился в большое путешествие Грецией, чтобы следующие три года заниматься видшлифовкою своей поэмы "Энеида". Прибыв в Афины, Вергилий встретился здесь с Октавианом Августом, после чего решил отказаться от поездки и вернуться с ним в Италию. При осмотре Мегар он серьезно заболел, на корабле болезнь еще усилилась, и вскоре после прибытия в Брундизий Вергилий умер 20 сентября 19 до н.е.

Прах его перенесли в Неаполь и похоронили возле второго камня на Путеоланському пути, для своей гробницы он составил такой двустишие:

В Мантуе был рожден, умер в Калабрии, покоится
В Парфенопеи - воспевал пастбища, села, вождей.
Где пастбища - намек на произведение "Буколики", села - на "Георгики", вождей - на "Энеиду".

Половину имущества он завещал Валерию Прокула, своему сводному брату, четверть - Октавиану Августу, двенадцатую часть - Меценату, другое - Луцию Варе и плотию ТУКК. По Светонием, еще до отъезда из Италии Вергилий договаривался с Варе, что если с ним что-нибудь случится, тот сожжет незавершенную "Энеиду"; но Вари отказался. Уже находясь при смерти, Вергилий настойчиво требовал свой книжный ларец, чтобы самому ее сжечь; но когда никто ему не принес, он больше не сделал никаких особых распоряжений по этому поводу и поручил свои произведения Варе и ТУКК с условием, чтобы они не выдавали ничего, что не выдан им самим. Но, к счастью, по приказу Октавиана Августа "Энеиду" издан с незначительными поправками.


2. Творчество

Вергилий и обе руки от него музы : Клио и Мельпомена. Мозаика 3 века из современного Суса, Тунис

Первые поэтические опыты Вергилия относятся к школьным годам и написаны в духе господствующего тогда "неотеричного" направления, главным представителем которого был Катулл, для этого направления была характерна безразличие к политическим и социальным проблемам, развившаяся в разоренных гражданскими войнами группах средних римских сословий, и индивидуалистическое отношение к жизни. "Неотерична" поэзия, рассчитанная на небольшое и замкнутый круг образованных читателей, культивировала исключительно малые жанры, главным образом эпиграммы и небольшие поэмы по образцу эллинистических "эпиллий". Разрабатывались преимущественно мифологические темы с упором на патетические положения и на изображение душевных переживаний героев. Небольшие размеры поэм компенсировались тщательной отделкой стиха, приближением его к строгим нормам эллинистической метрики и щедро рассыпанными блестками "учености"; оригинальность творчества ценилась ниже, чем стилизация и переработка уже имеющегося в литературе материала. Эти настроения обусловили выбор в философские учителя эпикурейце Сирони, представителя учения, призвал к полному общественного индифферентизма. В литературных кругах, с которыми Вергилий завязал прочные связи, он упражнялся в составлении шутливых эпиграмм в стиле Катулла.


2.1. "Буколики"

Началом своей литературной деятельности сам поэт считал "Буколики". Они состоят из 10 эклог ("избранных стихотворений"), из которых 6 являются диалогами между пастухами; чаще пастухи соревнуются между собой в пении (эклоги 3, 5, 7, 8), произнося при этом или цели стихи (Еккл. 5 и 8), или перебрасываясь репликами в 2 (елк. 3) или 4 (Еккл. 7) стихотворения. Эти короткие песенки, воспроизводя иногда приемы народного стиля (параллелизм членов, припев), были весьма подходящим материалом для реформы поэтического языка, сделанной Вергилием, которая стала основой для всего дальнейшего развития римской поэзии. Длинные и запутанные периоды древней римской поэзии (иногда до 20 стихов) Вергилий заменил короткими предложениями с ясным членением на части и без накопления подрядных, перенес таким образом в поэтическую речь навыки античной художественной прозы. Каждая эклога - сложная мозаика мотивов и отдельных выражений, заимствованных из разных стихотворений Феокрита. Однако, в то время как у греческого поэта иногда еще встречаются жанровые картинки, у Вергилия бытовой материал играет незначительную роль. Центр тяжести - в переживании пастухов, предаются любви и поэзии; охотно вводятся и народные поверья. Пастухи Вергилия - вполне условные фигуры для произнесения плавных стихов в "нежном" стиле с остро отточенными сентенциями, которые поэт зачастую больше ценит, чем строгий выдержанностью ситуации целого стихотворения.

События гражданской войны, начавшейся после убийства Цезаря, служат материалом для диалогов между пастухами в эклогах 1 и 9; в 1 Эклоге в уста пастуха Титира вложена хвала божественному юноше, который позволил ему остаться на своем участке, в то время как все соседи изгнаны. Совершенно особое место занимает знаменитая 4 эклога, что является хвалой новому политическому порядку, облеченной в форму оракула, который предвещает близкий рождение нового бога, который спасет мир. Древние христиане видели в этом мальчике Христа, 4 эклога действительно основывается на тех же религиозных представлениях эллинизма, из которых впоследствии выросло христианство. "Буколики" Вергилий обратил на себя внимание Октавиана и его сподвижника Мецената, которые были заинтересованы в литературном пропаганде идеологических основ нового строя. Этот порядок требовал новой государственнической идеологии, окрашенной в романтическое преклонение перед римской стародавнистю.роорпмр


2.2. "Георгики"

По предложению Мецената Вергилий пишет ?Георгики?, дидактическую поэму о сельское хозяйство и работает над ними 7 лет (примерно 37-30. до н.э.). Поэта привлекло задача борьбы с материалом, трудно поддающимся эстетическому оформлению, и он выполнил его с гораздо большим успехом, чем эллинистические авторы дидактических поэм.

"Георгики" состоят из 4 книг: 1. "О посевное хозяйство", 2. "О культуре винограда и плодоносных деревьев", 3. "О скотоводство", 4. "О пчелах" (по обычным порядком расположения в римских сельскохозяйственных сочинениях). Поэма расцвечена стилистическими орнаментами, блестящими описаниями, картинами стилизованной в идиллические тона сельской жизни. При стилистической обработке Вергилий широко использовал старый литературный материал, согласно традициям "неотериков", которые оставили глубокий след на всем творчестве Вергилия. Спокойную объективность дидактической поэзии эллинизма он заменяет высоким пафосом, достигающим наибольшей напряженности в многочисленных отступлениях, среди которых следует особо отметить хвалу Италии и хвалу мирной сельской жизни во второй книге как литературное оформление актуальных политических лозунгов. По всему произведению рассыпаны хвалы меценатов (прославляет его вместе с Октавианом).

"Георгики" - вторая поэма Вергилия, написана с целью возбудить любовь к земледелия в душе ветеранов, награжденных землями. Взяв за образец Гесиода, Вергилий, однако, не входит, подобно своему греческому образцу, во все подробности сельскохозяйственного дела - его цель показать в поэтических образах прелести сельской жизни, а не написать правила, как сеять и жать, ибо детали земледельческого труда его занимают лишь там, где они представляют поэтический интерес. С Гесиода Вергилий взял лишь указания счастливых и несчастных дней и некоторых земледельческих приемов. Лучшая часть поэмы, есть отступления натурфилософские характера, большей частью почерпнута из Лукреция.

"Георгики" считают совершенным произведением Вергилия за чистоту и поэтическую завершенность стиха. У них, вместе с тем, глубоко отразился характер поэта, его взгляд на жизнь и религиозные убеждения, это - поэтические этюды о достоинстве труда. Земледелие в его глазах - святая война людей против земли, и он часто сравнивает подробности земледельческого быта с военной жизнью. "Георгики" служат также протестом против распространившегося в последнее время республики атеизма; поэт помогает Августу возбуждать в римлянах угасшую веру в богов и сам искренне проникнут убеждением в существовании высшей Промысла, управляющего людьми. Одним из последователей Вергилия был Луиджи Аламанни.


2.3. "Энеида"

Главное произведение Вергилия - героическая поэма "Энеида". В основе ее лежит сказание о благочестивого троянца Энея, сына Анхиза и Венеры, бежавшего во время пожара Трои в латинскую землю. По официальной версии римляне считались потомками троянцев, а род Юлиев, к которому причислял себя Октавиан Август, вел свое происхождение от самого Энея. Поэма Вергилия была стать хвалой предкам Октавиана и древних установлений, реставратором которых тот себя считал. Новый литературный вкус, что обратился к классическим образцам, требовал создания большого эпоса, обогащенного новым социально-политическим и религиозно-философским содержанием, и Вергилий создал новый тип эпической поэмы. В построении ?Энеиды? подчеркнуто стремление создать римскую параллель поэмам Гомера. Большинство мотивов ?Энеиды? Вергилий нашел уже в существующих обработках сказания об Энее, но выбор и расположение их принадлежат самому Вергилию и подчинены его поэтическому заданию. Не только в общем построении, но и в целом ряде сюжетных деталей и в стилистической обработке (сравнения, метафоры, эпитеты и др.) проявляется желание Вергилия ?соперничать? с Гомером.

Тем острее проявляются глубокие различия. "Эпический покой", любовное прорисовке деталей не привлекают Вергилия. "Энеида" представляет собой ряд рассказов, полных драматического движения, строго концентрированных, патетически напряженных; звенья этой цепи соединены искусными переходами и общей целеустремленностью, создающей единство поэмы. Ее движущая сила - воля судьбы, которая ведет Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. "Энеида" полная оракулами, вещими снами, чудесами и знамениями, которые управляют каждым действием Энея и предвещают грядущую величие римского народа и победы его деятелей вплоть до самого Октавиана Августа.

Массовых сцен Вергилий избегает, выделяя обычно несколько фигур, душевные переживания которых и создают драматическое движение. Драматизм усиливается стилистической обработкой: Вергилий умеет мастерским подбором и расположением слов добавлять стертым формулам повседневной языка большую выразительность и эмоциональное окраску.

В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комического, которое так часто имеет место у Гомера, и стремится к "благородных" аффектов. В ясном членении целого на части и в драматизации частей Вергилий находит нужный ему средний путь между Гомером и "неотериками" и создает новую технику эпического повествования, что на протяжении веков служила образцом для последующих поэтов.

Правда, герои Вергилия автономные, они действуют вне среды и являются марионетками в руках судьбы, но такое было жизнеощущение атомизированного общества эллинистических монархий и Римской империи. Главный герой Вергилия, "благочестивый" Эней, с его своеобразной пассивностью в добровольном подчинении судьбе, воплощает идеал стоицизма, ставшего почти официальной идеологией; в странствиях Энея сопровождает бесстрашный оруженосец Ахат, преданность которого стало нарицательным. И сам поэт выступает как проповедник стоических идей: картина подземного царства в 6 песне, с мучениями грешников и блаженством праведных, нарисована согласно представлениям стоиков. "Энеида" была закончена лишь вчерне. Но и в этом "черновом" виде "Энеида" отличается высоким совершенством стиха, углубляя реформу, начатую в "Буколиках".


3. Литературная деятельность

Не только в общем построении, но и в целом ряде сюжетных деталей и в стилистической обработке (сравнения, метафоры, эпитеты и др.) проявляется желание Вергилия ?соперничать? с Гомером. Тем резче проявляются глубокие различия. "Эпический покой", любовное прорисовке деталей не привлекают Вергилия. "Энеида" представляет собой ряд рассказов, полных драматического движения, строго концентрированных, патетически напряженных; звенья этой цепи соединены искусными переходами и общей целеустремленностью, создающей единство поэмы. Движущая ее сила - воля судьбы, которая ведет Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. "Энеида" полная оракулами, вещими снами, чудесами и знамениями, которые управляют каждым действием Энея и предвещают грядущую величие римского народа и победы его деятелей вплоть до самого Октавиана Августа. Массовых сцен Вергилий избегает, выделяя обычно несколько фигур, душевные переживания которых и создают драматическое движение. Драматизм усиливается стилистической обработкой: Вергилий искусным подбором и расположением слов умеет добавлять стертым формулам обыденной речи большую выразительность и эмоциональную окраску.

В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комическое, которое так часто имеет место у Гомера, и стремится к "блогородних" аффектов. В ясном членении целого на части и в драматизации частей Вергилий находит нужный ему средний путь между Гомером и "неотериками" и создает новую технику эпического повествования, что на протяжении веков служила образцом для последующих поэтов. Правда, герои Вергилия атомистических, они действуют вне среды и являются марионетками в руках судьбы, но такое было жизнеощущение атомизированного общества эллинистических монархий и Римской империи. Главный герой Вергилия, "благочестивый" Эней, с его своеобразной пассивностью в добровольном подчинении судьбе, воплощает идеал стоицизма, ставшего почти официальной идеологией. И сам поэт выступает как проповедник стоических идей: картина подземного царства в 6 песне, с мучениями грешников и блаженством праведных, нарисована согласно представлениям стоиков. "Энеида" была закончена лишь вчерне. Но и в этом "черновом" виде "Энеида" отличается высоким совершенством стиха, углубляя реформу, начатую в "Буколиках".


3.1. Другие произведения

Вергилию приписывался еще ряд мелких произведений. Несомненно настоящими лишь некоторые стихи из "Каталептон". Подлинность других сомнительна.

3.2. Наследие

Очень скоро Вергилий стал классиком. Вся поздняя римская поэзия полна заимствований из Вергилия. Известным грамматики, которые занимались толкованием Вергилия были: Велий Лонг, Элий Донат, Проб, Аскони Педиан, Присциана.

Упомянутое выше толкование 4 эклоги придавало Вергилию особое значение и в глазах христиан как в античности, так и в Средние века, ибо произведения его дошли в очень большом количестве списков. Вергилий считался источником знания, даже "волшебником", носителем высшего откровения, за книгами Вергилия гадали. Очень большое влияние Вергилия на латинский поэзию средних веков: часто из отдельных стихов Вергилия составлялись новые произведения. Влияние Вергилия заметен и на средневековом эпосе на народных языках. Данте избрал Вергилия в проводники адом и чистилищем. В XVI-XVIII вв. Вергилия считали величайшим мировым поэтом, находя его более "галантным?, чем Гомер. Героическая и пастушеская поэма этого времени развивается под знаком подражания Вергилию; комическая поэма охотно пародирует его (" травестия" , " бурлеск" ), напр. "перелицованный Вергилий" Скаррона (1648-1653), "Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку" Н.П. Осипова и А. Котельницкого (1791) и знаменитое украинское "перелицовка" И. Котляревского (1798).


4. Переводы творчества Вергилия украинские

Первые переводы творчества Вергилия приходятся на середину XIX века, причем их авторы более-менее одновременно взялись за перенос на почву украинской культуры всех трех его основных произведений.

Так, "Георгики", две эклоги (первую и вторую) перевел в 1848 - 1849 гг Осип Шухевич, но труд его была издана лишь в 1886 г. с предисловием Ив. Франко о жизненном и творческом пути Вергилия. Перевод Шухевича был написан плавной народным языком, но рифмованным стихом, не гекзаметром. Не соблюдаются гекзаметра в своих переводах "Энеиды" и гр. Бондаренко - переводчик начале второй книги (II, 1 - 66) и С. Руданский, который в 1865 г. пиж названием "Енеянка" перепел конец первой книги (и, 657 - 755).

В начале ХХ ст. серьезную попытку подать Вергилия эпос украинским словом сделал И. М. Стешенко (1873 - 1918), известен как переводчик "Метаморфоз" Овидия.

Новую страницу в истории перевода поэтического наследия Вергилия представляет деятельность поэта, критика, ученого, большого знатока и переводчика римских классиков М. К. Зерова (1890 - 1942). Из-под пера этого мастера вышли переводы 1 и 4-й эклог "Буколики", значительные отрывки из "Георгики" и весомая работа - полный перевод ?Энеиды?.

В то время, когда в Украине над переводом ?Энеиды? работал М. К. Зеров в Западной Украине все свои силы отдай этому же делу М. И. Билык. Некоторые части переводной им поэмы (книги I - VI) были изданы в Стрые 1931 г., а полный перевод завершен во Львове уже после Отечественной войны.


См.. также

  • Древнеримская литература

Источники

Произведения Вергилия
Исследование жизни и творчества


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам