Надо Знать

добавить знаний



Вертеп



План:


Введение

Вертеп. Иллюстрация из сборника Галагана "Украинский вертеп", который вышел в 1882 году
Персонаж вертепа "Племянник сатаны". Иллюстрация из сборника Галагана "Украинский вертеп", который вышел в 1882 году

Вертепстарославянского - пещера) - странствующий театр марионеток, распространен в основном в Украина, в барокко сутки ( 17 - 18 века). Имел форму двухэтажного деревянного ящика. На втором этаже показывали рождественскую драму, на первом - механически привязанную к ней сатирически-бытовую интермедию. Первая, рождественская, часть вертепа, которую называли "святая", имела более-менее стабильную композицию, зато, вторая изменялась в зависимости от местных условий, способности и остроумия вертепника. До сих сохранился преимущественно на западноукраинских землях в виде рождественских представлений на религиозную тематику.


1. История

Вертепы происходят от мистерии - западноевропейской средневековой религиозной драмы, в 17 веке распространилась на польские, а впоследствии - и Украинский земли. Николай Маркевич, который в 1860 году впервые напечатал текст вертепа, в предисловии к нему писал:

" Первоначальное происхождение вертепа можно отнести, во времена гетмана Конашевича Сагайдачного, в 1600-1620 лет, когда он начал возобновлять Киевское братство и Академию "

Польско-украинская этнограф Эразм Изопольський подает близки к этому даты - 1591 - 1639 года. Первое письменное упоминание о вертепе датируется 1666 годом, она содержится в материалах львовского ставропигиального братства. Наиболее распространились вертепные представления во второй половине 18 века, особенно в сутки упадка Киево-Могилянской академии, когда число вертепников пополнялось ее воспитанниками, которые шли в народ популяризировать украинский представления в форме кукольного театра. Эта форма была удобной для распространения в массы правды об исторических событиях (например, сутки казачества - вертеп "Запорожец") или сохранение национальных традиций (в том числе, колядок) в период преследования со стороны Российской империи. В это время вертепы распространились на этнически российские территории, например, в Сибирь, и вторично приобрели известность в Польше.

В первой половине 19 века вертепы, как массовое бытовое явление, постепенно исчезают, оставшись только в быту украинских крестьян Восточной Галиции. До сих сохранился преимущественно на западноукраинских землях в виде рождественских представлений на религиозную тематику.


2. Сюжет

Сюжеты рождественских вертепов более или менее одинаковы: царь Ирод узнает от волхвов, что родился Христос, претендент на его престол. Желая избавиться от соперника, он зовет воина и приказывает ему избить всех вифлеемских детей от 2 лет и младше. Воин выполняет приказ, но одна старуха Рахиль не дает своего ребенка на избиение, потому озлобленный Ирод приказывает убить ее ребенка. За это преступление смерть отрубает Ироду голову, а черти тащат его в ад. После смерти Ирода на сцене, с песнями и танцами, появляются цыган, лях, москаль, жид, крестьянин, дед, баба, батюшка.

Число действующих кукол доходило иногда до сорока. В драматургическом смысле рождественская вертепная драма крайне примитивна: в ней нет развития действия, а есть лишь ряд отдельных сцен, движение обуславливается появлением и исчезновением, танцами и драками. Вертепная драма всегда сопровождается музыкой.


3. Строение вертепа

Вертепная сундук похожа на домик имеет два этажа, которые по христианской традиции трактовались как "небо" и "земля". Изготовлен из дерева или картона, открытый со стороны зрителя, домик мог быть разного размера (до двух метров высотой и одного метра в ширину). В донышке сундуки и в полке, разделявшая этажа, делались прорези - дорожки для движения кукол. Пол обклеивали мехом или тканью. На верхнем этаже вертепа находилась неподвижная фигура девы Марии с младенцем, а на нижнем - трон царя Ирода. Вертепные куклы двигались с помощью прикрепленных к ним снизу проводов. Вертепника, который стоял позади сундука, водил куклу по проемах в полу, наблюдая за действием в специальные окошки. Кукольник говорил и пел за всех героев, меняя голос для предоставления определенной характеристики персонажам. Кукол в вертепах могло быть до 40. Несмотря на видимую простоту, вырезанные из дерева куклы были настоящим произведением национального прикладного искусства. Резчики создавали образы, обращаясь к народным представлениям о герое (Запорожец), мифологических персонажей (Смерть, Черт), обрядовых животных. Кроме того, часть вертепных кукол имели определенную механизацию: Смерть замахивалась косой, Козак танцевал, приседая, у царя Ирода голова слетала с плеч. Каждая кукла имела свой игровое пространство и двигалась строго в его пределах. Персонажей библейской части спектакля одевали в каноническое наряды, остальные героев - согласно социального положения и национальных признаков. Однако внешний вид кукол менялся под влиянием времени и всегда зависел от материалов и фантазии владельца. Вертепную представление щедро наполняли музыкальным сопровождением. В первой части действия звучали народные колядки и канты (вид церковной музыки, возникший вследствие реформы в конце XVI века). Этот торжественный многоголосое пение без инструментального сопровождения мог использоваться и за пределами храма. Вторая часть была насыщена народной музыкой. Запорожец появлялся во гопак, красавица Дарья Иванина "следовала" на сцену в ритме русского танца, поляка сопровождал краковяк. Наряду с вертепника находился музыкант или группа музыкантов, которые играли на скрипке, свирели, бандуре, цимбалах, колесной лире.


См.. также

Литература

  • "Украинская Малая Энциклопедия", профессор Евгений Онацкий
  • Литературоведческий словарь-справочник под редакцией Р. Т. Громьяк, Ю. И. Кузнецова, В. И. Теремка. - М.: ВЦ "Академия", 2007
  • ДРАМА вертепная в Литературной энциклопедии 1929-1939 (Рус.)
  • Марковский, украинский вертеп. Разведки и тексты, в. I, изд. Всеукраинской. акад. наук, Киев, 1929
  • Белецкий А., Старинный театр в России. Зачатки театра в народном быту и школьных обиходе Южной Руси Украины, М., 1923
  • Петров, Южно-русский театр и в частности вертеп, "Киев. Стар.", 1882, XII
  • Кисель О., украинский театр, вид. "Книгоспилка", Киев, 1905
  • Галаган, украинский вертеп, "Киев. Стар.", X, 1882
  • Франко И. К. История укр. вертепа XVIII в., I в., "Зап. Наук. т-ва им. Шевченко", Львов, 1906, т. 71-73
  • Франко И. Новые материалы по истории украинского вертепа, там же, т. 82, 1908.


п ? в ? р Рождество Христово
Персоналии MCB-icon12.jpg
Места
Вифлеем ? Храм Рождества Христова ? Пещера Рождества ? Ясли Христовы
Календарь
Традиции
Еда
Колядки
Украинские
А в пастеречку, на подвиречку ? Бог предвечный родился ? Бог рождается ? В воскресенье рано ? Во Вифлееме ныне новость ? Добрый вечер, пане господарю ? Благодарю Бога Йсусу Христовы ? Родился Бог на санях ? Небо и земля ныне торжествуют ? Новая радость стала ? Ой давно, давно постародавно ? Ой, там на горе церковь строят ? Ой, там под горе церквушка стоит ? Ой, кто, ​​кто Николая любит ? Ой, как же было изпрежды века ? Ой, как еще было с нащада света ? Пречистая Дева родила сына ? И вой д 'ЦЭМУ дома и и д' веселом ? Щедрик
Неукраинские
По странам

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам