Надо Знать

добавить знаний



Весна


Galanthus nivalis.jpg

План:


Введение

Galanthus nivalis.jpg

Весна - одно из четырех времен года между зимой и летом.


1. Календарная весна

Календарная весна состоит из трех месяцев : Март, Апрель и Май в северной и Сентябрь, Октябрь и Ноябрь в южном полушарии.

2. Астрономическая весна

Астрономическая весна наступает позже календаря:

Календарная Астрономическая
Северное полушарие 1 марта - 31 мая Весеннее равноденствие (20-21 марта) - летнее солнцестояние (20-21 июня)
Южное полушарие 1 сентября - 30 ноября Весеннее равноденствие (22-23 сентября) - летнее солнцестояние (21-22 декабря)

По количеству энергии, поступающей от Солнца, равноденствие должно быть серединой соответствующих сезонов, однако задержка в изменениях температуры, обусловлена ​​физическими свойствами воды и суши, задерживает климатические изменения по сравнению с астрономическими. Температурная задержка зависит от положения местности, поэтому в одних народов равноденствия рассматривают как середину весны, в других - начало.


3. Весна в украинской народной культуре

Призыв весны - один из интереснейших обычаев украинского народа. Ведь приход весеннего тепла давал толчок началу нового земледельческого цикла и вливал мощная струя вдохновение к крестьянской души.

Народное воображение создало поэтический образ весны-девушки с венком цветов, что "где-то в садике шьет рубашку", а иногда и в виде женщины, которая уже имеет или готовится иметь дочь:

Ой весна, весна и весняночка,
Ой где твоя дочь, и панночка ...

Эта красивая девушка или женщина очень богатая, от нее люди надеялись щедрых даров, а потому и выглядели ее рано утром до восхода солнца: выбегали на холмы, становились на воротах, лезли на крышу амбара или сарае и приглашали ее песнями. Призывали весну обычно женщины, девушки и дети.

Призывные обряды по сути состоят из действ по призвания птиц из теплого края и, собственно, призвание весны.


4. Загукання птиц из Ирия

Птицы - предвестники весны по представлениям наших предков ее приносили на своих крыльях из теплых краев - царства вечного лета, представлялись воплощением душ умерших, посредниками между небом и землей, этим миром и потусторонним. Два извечных контрасты: свет и тьма, тепло и холод, радость и грусть ... Но по справедливому закону жизни конец порождает начало, свет побеждает тьму, радость развеивает грусть, тепло побеждает холод.

Птичек вызываю из теплого края,
Летите, соловьи, на нашу землю,
Спешите, ласточки, пасты коровушки!
Волынь, вылынь, Гоголь! Вынеси лето с собой!
Вынеси лето, лето, зеленое рожь,
Крещатый барвиночек, душистый васильочок!

На Сорок святых (9 марта) пекут из теста лепешки в форме птичек птиц в честь жаворонков, что тогда вылетают из теплых краев.

Крестьяне по Жаворонках гадают на урожай: если жаворонки летят высоко над землей, то это они "к Богу летят молиться" - будет урожай на хлеб. Если же они летят над землей низко, то это они "потеряли цеп по пути" - будет неурожай.

Если ребята заметили аиста, то показывали ему рукоположение лепешки, испеченные специально для этого, и кричали: "Бусень, Бусень! На тебе голвоту, а ты мне ржи копу"!

Когда дети видели диких гусей, то подбрасывали вверх солому и кричали: "Гуси, гуси, нате вам на гнездо, а нам на здоровье!" или "Гуси, гуси, вам на гнездо, я на на тепло!" Эту солому матери собирают и бросают в гнездо под наседку - "чтобы цыплята водились".

Дети носили в руках сделанную из дерева ласточку, ходили с ней от дома к дому и прославляли весну.

Существует также традиция, что 19 марта с юга к нам прилетают аисты. Известно, что эти птицы поселяются только на домах добрых людей, принося им счастье и радость. Прилет аистов связывают не только с приходом весны, а с "пополнением" в семьях. Издавна сохранились легенды, что аисты приносят детей ...


5. Призыв весны

Весна - время пробуждения природы. Поэтому молодежь собиралась в лугах, возле рек, водили хороводы, проводили весенние игры. До наших дней сохранились такие игры, как "Длинная лоза", "Котик и мышка", "Подоляночка", которые сопровождались веснушками.

Веснушки (гаивки, горелки, ягилкы) - название старинных славянских обрядовых песен, связанных с началом весны и приближением весенних полевых работ. Веснушки поются почти всегда одновременно с танцами и играми, которые должны "призывать" весну и хороший урожай.

Отдельные танцевальные движения напоминали вспашку, сев руками, полиння, кошения подобное. Слова песни объясняли эти движения: "А мы просо сеяли, сеяли", "Вот так, вот так рвут мак" и другие. В западных регионах Украины веснушки называют горелки, гаивки. Мелодии веснушек построены на многократном повторении одного-двух попевок в пределах небольшого диапазона.

Период от Сретения (встречи зимы с летом) до Благовещения считался биологической чертой зимоборства. Окончательный приход весны приходился на Благовещение и заканчивался летним солнцестоянием на Купала. Известно такая пословица: "До Благовещения каменная весна".

Женщины в этот день закончив ткать полотно, выходят с куском натканого в поле, кланяются на все стороны и, повернувшись лицом к востоку-солнца, говорят: "Вот тебе, мать-весна, новая обновка!" После этого расстилают кусок полотна, кладут на него пирог и уходят с надеждой, что лен и коноплю этим летом родят хорошо.

Призывать весну могли и на Сорочино (9 марта), и на Евдокии (14 марта) или даже на Теплого Алексея (30 марта). Часто бывало, что еще снег лежал.

Призыв весны, символ жизни, соединенное с изгнанием зимы - смерти. Наши предки обожествляли воскресение природы и верили, что с ней пробуждаются, выходят "в мир", развлекаются и пируют вместе с живыми души умерших родственников.

Отмечая каждое божество весеннего цикла, наш предок не обделил вниманием и божество зимнее. Обряд погребения Зимы - Смерти в виде "Морены", по-народному "Марины", или просто "Мари", что морила землю стужей, а человека болезнью и голодом, исполненный глубокого драматического содержания.

Братский проект Посмотрите весна в Викисловарь, свободном словаре.


Crystal Clear app korganizer.png Эту страницу необходимо дописать или усовершенствовать.
Именно Вы можете помочь проекту, сделав это! .

Это сообщение следует заменить более точным.


Источники

  • "Украинский год в народных обычаях в историческом освещении. Книга II ", Степан Килимник, Киев" Обереги "- 1994;
  • "Украинская мифология", Валерий Войтович, Киев "Лыбидь" - 2005.
  • "Двенадцать месяцев", Василий Скуратовский, Киев "Радуга" - 1993

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам