Надо Знать

добавить знаний



Ветер дьявола


Палач в экспозиции орудий пыток.jpg

План:


Введение

Дьявольский ветер ( англ. Devil wind [1], также встречается вариант англ. Blowing from guns [2] - буквально "развенчания пушками") - название типа смертной казни, который заключался в привязке приговоренного к жерла пушки и выстреле из нее сквозь тело жертвы (как ядром, так и "холостой" зарядом пороха).


1. История возникновения

Казнь лидеров восстания сипаев с помощью "дьявольского духа". Картина В. Верещагина, 1884

Этот тип казни был разработан британцами во время Восстание сипаев ( 1857 - 1858) и активно применялся ими в мятежников.

Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины "Подавление индийского восстания англичанами" (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:

Современная цивилизация скандализувалась главным образом тем, что турецкий расправа проводилась около, в Европе, а затем и средства совершения зверств слишком напоминали тамерлановских времена: рубили, перерезали горло, как у баранов.
Другое дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии, во-вторых, делали дело грандиозно: сотни привязывали возмущенных против их господства сипаев и не сипаев в жерл орудий и без снаряда, одним порохом, расстреливали их - это уже большой успех против перерезания горла или разрезания живота. <...> Повторяю, все делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дула не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более-менее преступной индийском гражданину, разного возраста, профессий и каст, и затем по команде все пушки стреляют вместе.

- В. Верещагин Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В.В. Верещагина.

Особенный ужас данного типа наказания для осужденных состоял в том, что "Дьявольский ветер" неизбежно разрывал тело жертвы на куски, что в свете религиозных и общественных традиций Индии имело очень негативные последствия для расстреливаемой. В воспоминаниях Верещагина указывается:

Смерти этого они не боятся, и казнь их не пугает, и чего они избегают, чего боятся, так это необходимость предстать перед высшим судьей в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это же не только вероятно, но даже неизбежно при розстрелюванни из пушек. <...>
Замечательная деталь: в то время как тело разлетается на куски, все главы, оторвавшись от туловища, спирально летят вверх. Естественно, что хоронят потом вместе, без строго разбора того, какой именно из желтых джентльменов принадлежит та или иная часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень пугает туземцев, и оно было главным мотивом введения смертной казни розстрилюванням из пушек в особо важных случаях, как, например, при восстаниях.
Европейцу трудно понять ужас индейца высокой касты при необходимости лишь коснуться собрата ниже: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уже и то, что в современных порядков приходится, например, на железных сидеть локоть к локтю и с каждым, - а тут может произойти, ни больше, ни меньше, что глава брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии - бррр ! От одной этой мысли вздрагивает душа самого твердого индуса!
Говорю это очень серьезно, в полной уверенности, что никто из побывав в тех странах или беспристрастно ознакомился с ними по описаниям не будет противоречить мне.

- В. Верещагин Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В.В. Верещагина.


2. Казнь в культуре

  • В романе Жюля Верна "Паровой дом" индусы собирались казнить полковника Мунро, привязав его к жерла пушки и выстрелив из нее. Там же присутствуют такие строки: "- Мунро, - продолжал набоб, - один из твоих предков, Гектор Мунро, первый раз решился применить эту страшную кару, которая в войну 1857 приняла такие страшные размеры!"
  • В романе Р. Сабатини "Одиссея капитана Блада" главный герой, капитан Блад, приказывает привязать пленного испанского кабальеро Дон Диего де Эспиноса в жерла пушки, чтобы заставить сына последнего выполнить свои условия. Сабатини описывает этот эпизод так:
    "Дон Диего, привязанный к жерла пушки, неистово вращал глазами, проклиная капитана Блада. Руки испанца были заведены за спину и туго стянуты веревками, а ноги привязаны к станине лафета. Даже бесстрашный человек, смело смотрел в лицо смерти, может ужаснуться, точно узнав, какой именно смертью ему придется умирать.
    На губах у испанца выступила пена, но он не переставал проклинать и оскорблять своего мучителя:
    - Варвар! Дикарь! Проклятый еретик! Неужели ты не можешь прикончить меня как-нибудь по-христиански? ?.
  • Казнь "Дьявольский ветер" изображено на картине В. Верещагина "Подавление индийского восстания англичанами" (1884 год) (см. выше)
  • Казнь сипаев изображена в фильме "Капитан Немо".

Примечания

  1. Д. Келли Указ. Соч ..
  2. India non violence - www.info-sikh.com/PagePeace1.html

Источники

  • Д. Келли Порох. От алхимии до артиллерии .. - КоЛибри, 2005. - 340 с. - (Вещи в себе). - 5000 экз. - ISBN 5-98720-012-1
  • Christopher Herbert War of no pity: the Indian Mutiny and Victorian trauma. - Princeton University Press, 2008. - 334 с. - ISBN 069113-332-8

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам