Надо Знать

добавить знаний



Вечер трудного дня


A Hard Days night poster.jpg

План:


Введение

"Вечер трудного дня" ( англ. A Hard Day's Night ) - Британская музыкальная кинокомедия 1964 года режиссера Ричарда Лестера с участием группы The Beatles. Это псевдодокументальный фильм, описывающий "типичную пару дней" из жизни популярного рок-группы, причем название The Beatles ни разу не упоминается в фильме. Картина содержит многочисленные Гротеск, сюрреалистические и просто комические эпизоды, а также музыкальные номера в исполнении The Beatles и оркестра под управлением Джорджа Мартина [1]. Диалоги построены на ливерпульском сленга и своеобразном настроении участников The Beatles.

Фильм имел успех у зрителей и получил положительные рецензии от кинокритиков. В частности, были отмечены многочисленные новаторские кинематографические приемы, актерская игра Ринго Старра. Журнал Time назвал его одним из 100 лучших фильмов всех времен [2]. В 2004 году журнал Total Fиlm поместил фильм на 42 место в списке лучших британских фильмов. На сайте RottenTomatoes.com фильм занимает третье место в рейтинге лучших фильмов и имеет 100% благоприятные рецензии.

Картина повлияла на шпионские фильмы 1960-х и на развитие жанра музыкальных видеоклипов, а также вдохновила американских телепродюсеров на создание ситкома "The Monkees".


1. Сюжет

Вилфрид Брамбелл и Джон Леннон (сцена в поезде)

Музыканты играют в фильме самих себя. Действие происходит в течение двух дней. Квартет, преследуемый толпой поклонников, едет на поезде с Ливерпуля до Лондон для выступления в телевизионном шоу, при этом постоянно попадая в различные курьезные ситуации. Музыкантов обременяют строгий контроль со стороны их менеджера, масса ограничений, скучные пресс-конференции, глупые вопросы журналистов, пребывание взаперти в свободное время. По любому поводу они пытаются вырваться на волю. Немало хлопот им приносят и выходки дедушки Пола, Джона Маккартни, которого он взял с собой, чтобы тот развлекся. Незадолго до начала выступления на телевидении Ринго, переодевшись в бродягу, отправляется на прогулку и попадает в беду. Остальные "битлов" бросаются на его поиски и едва успевают вернуться к назначенному времени, чем чуть не доводят педантичного телепродюсера до истерики.


2. В ролях

  • Джон Леннон
  • Пол Маккартни
  • Джордж Харрисон
  • Ринго Старр
  • Вилфрид Брамбелл - Джон Маккартни, дедушка Пола.
  • Норман Росингтон - норм, руководитель группы.
  • Джон Джанкин - Шейк, дорожный менеджер. Прототипами персонажей Норм Шейк были действительны дорожные менеджеры ("Роуд") группы - Нил Аспинолл и Мэл Эванс.
  • Лайонел Блэр - танцор в зале
  • Виктор Спинетта - продюсер на телевидении.
  • Дэвид Дженсон - мальчик у озера
  • Фил Коллинз - восторженный зритель-подросток (в очках)
  • Патти Бойд - девушка в поезде.

В фильме на несколько секунд появляются режиссер Ричард Лестер (его можно увидеть возле сцены, где "Битлз" выполняют "Tell Me Why") и дорожный менеджер группы Мэл Эванс (он проходит с контрабасом между Ленноном и поклонницей, говорящих за сценой у лестницы.)


3. История создания

3.1. Подоплека

В 1963 году "Битлз" выдали первые два альбомы, активно выступали с концертами и начали набирать популярность не только в Великобритании, но и за ее пределами.

Вице-президенту американской кинокомпании Юнайтед Артистс Дэвиду Пикер позвонил руководитель музыкального издательства компании, Майк Стюарт, и рассказал ему о группе "Битлз". Сам он узнал о группе от руководителя их офиса в Лондоне - тот считал группа перспективным и подал идею снять музыкальный фильм с его участием. Пикер ничего не знал о "Битлз", но его заинтересовало то, что они получат право выдать своей фирме музыку с кинофильма - поскольку в контракте "Битлз" с американской фирмой Кэпитол Рекордз не было оговорено выпуск саундтреков. [3]

Когда Пикер связался с менеджером "Битлз" Брайаном Эпштейном с предложением снять группу в фильме, тот с радостью согласился, и был подписан контракт сразу на три фильма. Однако сами "Битлз" не желали сниматься - они были невысокого мнения о тогдашних музыкальные фильмы с участием поп-групп и не представляли себе, как их музыку можно объединить с кинематографом [3].


3.2. Постановка

Продюсером фильма руководители Юнайтед Артистс назначили Уолтера Шенсона. Он познакомился с Эпштейном и они договорились о встрече с "Битлз". Однако на встречу приехал один Эпштейн, объяснив, что в "Битлз" неожиданно появилась возможность поработать в студии EMI, что уволилась. Шенсон предложил заехать за ними на такси и по дороге поговорить. Встретившись с участниками группы, в Шенсона возникло впечатление, что он "попал в фильм с братьями Маркс" . Обсуждая дату начала съемок, "Битлз" сказали, что собираются поехать на отдых на Багамы, а в феврале отправляются в США на выступления в шоу Эда Салливана. Шенсон дал им задание составить во время отдыха не менее 6 песен для фильма [3].

Режиссером фильма был выбран Ричард Лестер - американец- экспатриации в Великобритании, работал на британском телевидении в Лондоне. Он был особенно известен телевизионной адаптацией комедийного радио-шоу Goon Show - эксцентричным комедийным сериалом "The Idiot Weekly" ( 1956) и его продолжение - "A Show Called Fred" и "Son of Fred" (1956). "Битлз", в частности Леннон, были фанатами этих шоу. Они с радостью согласились работать с ним. По их мнению, благодаря нестандартным подходам Лестера фильм имел шансы стать чем-то особенным, а не тривиальным мюзиклом. Ричард Лестер получил от Пикер полную свободу действий по съемкам и содержания фильма [3].


3.3. Сценарий

Для написания сценария был приглашен Алана Оуэна, которого "Битлз" знали по пьесе "No Trams to Lime Street". Валиець по происхождению, Овен вырос в Ливерпуле и хорошо разбирался в ливерпульском сленга. Он провел несколько дней с группой во время их турне по Франции, чтобы лучше о них узнать. Обращая особое внимание на их поведение, занятия, манеру общения, различные сленговые словечки и выражения, которые они использовали, он составлял на их основе сценарий и диалоги. Например, когда "Битлз" рассказали ему, что вся их жизнь - это "комната-машина-комната-машина-комната-машина" - он включил подобную фразу в один из диалогов.

Персонажи музыкантов были определенной степени основаны на подлинном характере каждого из них: Джон - проказник и бунтарь, Пол - любезный и дипломатический, Джордж - тихий и робкий, Ринго - молчун-одиночка.

В сценарии "Битлз" изображены заключенными своей славы, строгого расписания и руководства, но больше всего хлопот им наносит дедушка Маккартни. Сами они с иронией воспринимают свою популярность. Например, когда поклонница узнает Леннона, он начинает доказывать ей, что это отнюдь не он, что его глаза другого цвета и нос тоже совсем другой, и в конце-концов женщина признает, что "он совсем на него не похож". После этого Леннон говорит сам себе: "Она походит на него более меня ...". На пресс-конференциях они приводят в замешательство журналистов остроумными или глупыми ответами. Когда журналист спрашивает у Ринго, или мод он или рокер, он говорит, что он "мокер" ( англ. mocker , Насмешник) [4]

На протяжении всего фильма разные люди называют дедушки Пола "чистеньким старичком" - это было придумано для контраста с персонажем, сыгранным Вилфридом Брамбеллом в предыдущем фильме, где его называют "грязным стариком". [5]


3.4. Съемки

Пол Маккартни

Еще перед началом съемок было решено, что общие расходы не должны превышать 500,000 долларов США - по этим причинам фильм снимали на черно-белой пленке. Съемки длились 6 с половиной недель, а в целом на создание фильма ушло 16 недель. Практически все сцены были сняты в таком порядке, в котором они идут в фильме, не было типичным для обычных киносъемок [6].

Ричард Лестер использовал в фильме элементы голливудских кинокомедий, новаторские приемы режиссеров французской "новой волны" и свой ​​личный опыт изготовления рекламных видеороликов на телевидении [6].

По словам Лестера, одной из его главных целей было сделать съемки фильма наиболее естественным процессом для "Битлз". Не было установлено никаких ограничений для актеров и операторов, и во время съемок было много импровизации и экспериментов. Некоторые сцены и приемы было придумано в процессе съемок. Главный оператор Гилберт Тейлор назвал сценарий "Интуитивным" [3].

До начала съемок "Битлз" еще не были членами Британской профсоюзы актеров. Утром первого дня съемок они наскоро вступили в профсоюз за помощью Вилфрида Брамбелла и Номана Россингтона.

Съемки начались на станции Пэддингтон 2 марта 1964. В первую неделю снимались сцены в поезде, который шел из Лондона в Майнхед. Подростки, которые преследуют группу по дороге на вокзал (и в некоторых других эпизодах) - настоящие поклонники, не актеры. После первого дня съемок "Битлз" намеренно высадили на одной из остановок не доезжая до конечной станции в Лондоне. Когда съемочная бригада прибыла туда, их уже ожидал огромная толпа фанатов. Молодой ассистент режиссера, принятый через свою прическу за одного из битлов, был атакован обезумевшими подростками и, убегая от них, потерял несколько катушек с кинопленкой. Таким образом половина снятого за первый день материала была утеряна [3].

В первой сцене фильма, где "Битлз" бегут от фанатов, Харрисон спотыкается и падает. Поскольку он немедленно встал и побежал дальше, съемку не было остановлено, и этот дубль вошел в фильм. В фильме есть другие подобные помарки: во время исполнения "If И Fell" Харрисон нечаянно сваливает усилитель, а в эпизоде ​​в конце фильма, когда после концерта группа запрыгивает в вертолет, из него сваливается ботинок. Главный оператор считал, что подобные мелочи придают фильму непринужденности и естественности [3].

10 марта был снят сцены с Ринго в пабе "Turk's Head" в Твикенгеми, а на следующей неделе проводились павильонные съемки в Твикенгемских киностудиях.

С 23 по 30 марта съемки шли в театре "Scala Theatre". 31 марта там же был снят концертное выступление "Битлз" (под фонограмафонограму) перед аудиторией из 350 человек.

23 апреля в игровых полях Торнберри (что в Айлворт, Миддлсекс) был снят эпизод с песней "Can't Buy Me Love", где члены группы, вырвавшись на волю, бегают и прыгают по полю. Сначала в эпизоде ​​было использовано песню "Иьll Cry Instead", однако позже режиссер решил, что унылый настроение песни не подходит этой веселой, жизнерадостной сцене. В этот день Джон Леннон не участвовал в съемках, ибо занят рекламой своей книги. Поэтому на отрезках сцены, снятых с вертолета, его заменил дублер. Съемки большим планом был осуществлен позже участием самого Леннона.

В фильме прослеживается связь с картинами о Джеймса Бонда : Ринго получает приглашение в казино Le Cercle, то самое, где появился Джеймс Бонд в фильме "Доктор Но"; в инструментальной композиции "This Boy" ("Ringo's Theme") партию бас-гитары исполняет Он Флик, также принимавший участие в записи темы Джеймса Бонда для фильма "Доктор Но". Актеры Ричард Вернон (Сердитый пассажир в поезде) и Маргарет Нолан (блондинка в казино) играли в фильме "Голдфингер" (1964).

Режиссер фильма Ричард Лестер в последствии снял второй фильм "Битлз", "Help!" 1965 года, и несколько популярных фильмов, среди которых "Три мушкетера" и "Супермен-2".


3.5. Операторская работа

Целью Ричарда Лестера было сделать фильм довольно нетрадиционным, с использованием некоторых сюрреалистических приемов. В сцене с раздражающим пассажиром "Битлз" выходят из купе чтобы пойти в вагон-ресторан, но в следующий момент они внешне бегут за поездом и стучат в окно. В другой сцене "Битлз" играют в карты в багажном отделении поезда, потом оказываются с инструментами в руках на том же месте и выполняют песню "I Should Have Known Better", а после окончания песни они снова показаны играющими в карты.

Сцену с песней "Can't Buy Me Love" был снят в трех разных местах - на заднем дворе театра Хаммерсмит Аполло в Лондоне, игровых полях Торнберри и в аэропорта Гэтвик в Суссексе. Выглядело это так, будто "Битлз" выбегают из здания театра по пожарной лестнице и бегут на большое поле со взлетным площадкой. В Лестера появилась идея подняться на вертолете и снять с его люка. У оператора возникли проблемы с камерой, и некоторые кадры получились чрезмерно освещены, однако Лестер считал полученный эффект гениальным и позже спрашивал, как тот его добился [3].

Съемки выступления группы в театре осуществлялись шестью операторами из разных углов - дальним, средним и крупным планом. Этот новаторский прием в дальнейшем стал стандартом для концертных съемок [3].

В сцене, где группа исполняет песню "And I Love Her", камера движется вокруг солиста Маккартни, и в объектив попадает яркий свет дуговой лампы, из которого потом "проступает" профиль Маккартни. Просматривая эту сцену, руководители студии сначала приняли это за дефект и спросили об этом в Шенсона, на что тот ответил, что "все утро добивался такого эффекта". Для этого камеру специально подвесили на веревках, вроде марионетки, и медленно перемещали по кругу.


4. Название

Название фильма была вдохновлена ​​фразой, произнесенной как-то Ринго. В 1964 году он рассказал в интервью ди-джею Дэвиду Гулль: "Мы взялись за работу и работали весь день и, как выяснилось, всю ночь. Я встал, считая, что сейчас еще день, и сказал:" Тяжелый выдался день ... ", а потом оглянулся и увидел , что вокруг темно и сказал "... вечер!". Таким образом мы придумали название "Вечер трудного дня". " [7]

Подобную фразу также были использованы в книге Леннона "In Hиs Own Write". В 1980 году Леннон рассказал в интервью журнала "Плейбой", что назвать фильм "Вечер трудного дня" предложил Ричард Лестер [8]. Однако в документальном фильме "The Beatles Anthology" 1994 года Пол Маккартни рассказал другую историю - что Ринго после одного концерта сказал: "Ох, это был вечер трудного дня", и это сами участники "Битлз", во время работы в Твикенгемських студиях, решили использовать эту фразу как название для фильма [9].

Согласно продюсером Уолтера Шенсона, идея принадлежала именно ему. Когда съемки фильма заканчивались, названия еще не было придумано. Он посоветовался с Ленноном, и когда тот перечислил ему несколько фраз Ринго, он решил, что "Вечер трудного дня" - это именно то, что надо. Руководству киностудии название показалась неуклюжей, но младшие сотрудники расценили ее очень удачной, и тогда заголовок был принят. Шенсон также решил, что в фильме обязательно должна прозвучать песня за таким же названием, и сказал об этом Леннону и Маккартни. Уже на следующий день они позвонили в Шенсона и, к его удивлению, сообщили о том, что песня готова [3].


5. Выпуск

Премьера фильма состоялась 6 июля 1964 года в лондонском кинотеатре "Pavillion". Вскоре вышел и одноименный альбом, A Hard Day's Night, на котором впервые все без исключения песни были написаны Ленноном i Маккартни. Его первая сторона содержала новые песни, прозвучавшие в фильме.

И фильм, и альбом получили восторженные отзывы от критиков. Американский композитор Леонард Бернштейн после прослушивания альбома назвал Леннона и Маккартни "лучшими композиторами -песенниками со времен Шуберта" [1]. Кинокритик Лесли Галливел дал фильма наивысшую оценку (4 звезды) [10].

По мнению критика "Нью Йорк Таймс" Босли Краутер, "фильм является тонкой сатирой на рок-н-ролл (в частности "Битлз") как источник молодежного бунтарства и вызова авторитетам "." Битлз "изображены приятными ребятами, пораженными постоянным вниманием к своим персонам, которые хотят только тишины и покоя, но вынуждены иметь дело с толпой кричащих фанатов, журналистами, стал им глупые вопросы, и авторитетами, их презирают [11].


6. Влияние

В 2008 году Британский Институт кино составил список фильмов, которые необходимо сохранить для следующих поколений. "Вечер трудного дня" занял в нем 28 место [12]

7. Песни из фильма

  • "I'll Cry Instead"
  • "A Hard Day's Night"
  • "I Should Have Known Better"
  • "Can't Buy Me Love"
  • "If I Fell"
  • "And I Love Her"
  • "I'm Happy Just to Dance with You"
  • "Ringo's Theme (This Boy)"
  • "Tell Me Why"
  • "Don't Bother Me" - написана Джорджем Харрисоном, однако в титрах фильма авторами всех песен указаны "Джон Леннон и Пол Маккартни"
  • "I Wanna Be Your Man"
  • "All My Loving"
  • "She Loves You"

8. Саундтрек

Источники

  1. а б Журнал "Студенческий меридиан", специальное издание "The Beatles", № 7-8, июль 1991, ISSN 0321-3803 (Рус.)
  2. Schickel, Richard, Corliss, Richard ( 19 февраля 2007). "ALL-TIME 100 MOVIES". TIME . http://www.time.com/time/2005/100movies/0, 23220, a_hard_days_night, 00.html . Проверено 27 февраля 2008 .
  3. а б в г д е ж и к л Документальный фильм о съемках "Вечера трудного дня" Things They Said Today.
  4. "Film and Drama". BBC. 12 декабря 2005 . http://www.bbc.co.uk/bbcfour/cinema/features/hard-days-night.shtml . Проверено 12 февраля 2008 .
  5. "Television Heaven: Steptoe and Son" . http://www.televisionheaven.co.uk/steptoe.htm . Проверено 4 апреля 2008 .
  6. а б "Описание сюжета". allmovie . http://www.allmovie.com/cg/avg.dll?p=avg&sql=1:21522 . Проверено 27 февраля 2008 .
  7. The Beatles Off The Record. - С. 93. - Music Sales Corporation. ISBN 9780711979857.
  8. cited in Dowlding, William J. Beatlesongs, 1989. ISBN 978-0671682293.
  9. Miles, Barry Paul McCartney: Many Years From Now. - С. 164. - New York: Henry Holt & Company, 1997. ISBN 0-8050-5249-6.
  10. Halliwell, Leslie Halliwell's Film & Video Guide. - Harper Collins, 1997. ISBN 0-00-638779-9.
  11. Фильм на nytimes.com (для доступа требуется регистрация)
  12. "A Hard Day's Night" стал одним из лучших фильмов всех времен и народов (Рус.) , Beatles.ru, 8 сентября 2008, Проверено 29 января 2009

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам