Надо Знать

добавить знаний



Вещание



План:


Введение

Речь - общение людей между собой посредством языка, а также создание и передача сообщения по радио или телевидению.


1. Значение

Слово речи имеет три различных значенння:

  • а) речь как деятельность, речь как процесс;
  • б) речь как продукт речевой деятельности;
  • в) речь как ораторский жанр.

Речь в первом, процессуальном, значении имеет синонимы: речевая деятельность, речевой акт. Общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информации осуществляется не только через речь, но и с помощью неязыковых знаков, которые изучает семиотика (мимика, жесты, прикосновение). Речь же - вербальное общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств.

В рамках данного термина ?речь? исследуются:

  • а) физиологические основы речи, речевой деятельности;
  • б) механизмы речи по его видам: механизм говорения (устная речь), механизм аудирование (восприятие и понимание устной речи) и т.д.;
  • в) кодовые переходы; рьопед
  • г) взаимосвязь мышления и речи;
  • г) реализация функций языка в речи;
  • д) взаимодействие языков в речевой деятельности билингва;
  • е) процесс овладения речью у ребенка и в дальнейшем;
  • е) формирование "языкового чутья" (интуиции) на разных возрастных этапах т.д..

Второе значение термина "речь" - "речи как результат" - имеет синоним "текст", который может быть не только письменным, но и устным. В теории речи текст определяется как языковая ткань произведения - результат творческого процесса, его порождение. Примеры использования термина "речь" в таком смысле: речь диалектное, ритмичное речи, речи научное, прямое и косвенное речи и др..

В рамках этого значения исследуются:

  • а) структура текста, его компоненты, связи;
  • б) стиле речи;
  • в) речевые жанры;
  • г) использование языковых средств (лексических, грамматических) в тексте;
  • г) использование стилистических фигур, тропов, фразеологии и т.п.;
  • д) языковая норма и ее нарушения (ошибки) и т.д.;
  • е) средства устной выразительности текста;
  • е) средства долговременного хранения записей устной и письменной речи и др..

Третье значение термина ?речь? - речь как ораторский жанр или как монолог в художественном произведении (информационное, полемическое, патетическое т.д. речи).


2. Язык и речь: общее и отличное

В речи реализуются все богатства языка, все ее выразительные возможности. Вместе язык обогащается через речи. Приведем примеры: 1. Язык - знаковая система; знаки - это слова, звуки, морфемы, словосочетания, фразеологические единицы и т.д.. Под системой понимаются уровне языка, ее внутренние связи, взаимодействия, правила языка, парадигмы, модели. Речь - это самое общение, выражение мнения, это вербальное, речевое общение, самовыражение. 2. Язык - потенциальная система знаков. Речь - это действие и ее продукт, деятельность людей, оно всегда мотивировано - вызвано обстоятельствами, ситуацией, всегда имеет определенную цель. 3. Язык консервативная, стабильная (как правило). Речь предполагает исключения, именно в речи (узусе) появляются новые слова. 4. Речь подчиняется норме (закона), которая формируется специалистами-языковедами и хранится в виде словарей. Речь также, в идеале, подчиняется норме литературного языка, однако нарушение нормы есть, поскольку речь в отличие от языка - индивидуальное. 5. Язык стабилизирует, объединяет народность, нацию, государство. Речь, будучи реализацией языка, также объединяет, но одновременно порождает жаргоны, арго, профессионализмы, сохраняет диалектные и индивидуальные особенности людей. Речь - индивидуальное, ситуативное. 6. Язык имеет уровневую структуру (фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический и др.. Уровне), а также некоторое количество звуков, морфем, падежей и т.п.. Речь же - линейное, оно разворачивается во времени и пространстве. Количество предложений и текстов может быть ограничено. С философской точки зрения, речь - это категория сущности и общего, речь - выполняет роль явления и отдельного. 7. Речь всегда можно оценить (правдивое, лицемерное, художественное и др.), язык - нет.


3. Органы речи и их функции

Память представляет процессы сохранения прошлого опыта, которые дают возможность еще раз использовать известно уже в деятельности, в сознании. В памяти хранится информация, закодированная в форме образов и в форме языковых кодовых единиц и правил. Механизмы памяти характеризуются следующими свойствами: 1) запоминание, 2) хранения; 3) понимание (осознание) 4) воспроизведения. Память существует в двух формах: долговременной и кратковременной памяти.

Долговременная память - это подсистема, обеспечивающая постоянное хранение: речь, как правило, сохраняется даже при отсутствии ее повтора. Но лучше хранения - это воспроизведение, т.т. речи.

Кратковременная (оперативная) память - также подсистема, она обеспечивает оперативное содержание и преобразования данных, переданных из долговременной памяти. Механизм оперативной памяти принимает от органов восприятия речи информацию в языковых формах и передает ее в долговременную память (устное или письменное высказывание).

Речевые центры мозга - управляют всеми языковыми операциями, а также языковой памятью.

Аппарат произношения, механизм говорения - органы, всем людям: легкие, гортань, голосовые связки, рот, нос, мягкое небо, подвижная нижняя челюсть, губы, язык.

Органы аудирования обеспечивают прием акустических сигналов, т.т. устной речи.

Органы письма - это условность. Для письма человек использует: органы зрения, руки как органы деятельности, частично - ноги, тело для опоры во время писания.

Письмо - выражение мысли в графическом коде, обслуживают и речевые центры мозга, и память, и координувальни механизмы, а также органы произношения.

Чтение, как и письмо, тоже - перекодировки. Его обеспечивает зрительный аппарат, а в варианте громкого чтения - блок произношения. Таким образом, физиологическая основа - единая для мышления и речи.


4. Основные виды речи

Термин "речи" обозначает и процесс речи, и результат речевой деятельности, т.т. текст - устный, письменный или даже мислинневий. Речь делится на внешнее и внутреннее.

Внешнее речи имеет четыре вида:
1) говорения;
2) аудирование (эти два вида принадлежат к устной речи);
3) письмо;
4) чтение (письменная речь).

Речь разграничивается также по стилям.

Устную речь. Такое вещание возникло естественным путем в начале человеческого разума. Очевидно, что звуковое вещание стало преобладать в общении людей в связи с его преимуществами как универсальное средство контактов на небольшом расстоянии. Устная речь имеет два направления: 1) отправления речевого сигнала и его прием, 2) говорения и аудирования. Говорение - это озвучивание мнения, кодовый переход из мислинневого кода (из кода внутренней речи) на звуковой код, на код акустический (фонетический). Для свободного устной речи необходима гибкость механизмов произношения, безошибочная их координация, моментальный выбор слов, свободный синтаксическими механизмами. Аудирование - это кодовый переход с акустического кода на код внутренней речи (на код мышление - мислинневий код). Преимущество устной речи в том, что оно может сочетаться с так называемыми невербальными средствами общения (жесты, мимика, интонация и т.п.). Также такое вещание быстро происходит, есть возможность быстрых реакций, обратной связи. Недостатками можно назвать различные препятствия между собеседниками, а также моментальность течении общения.

Письменная речь. Этот вид имеет много кодов: идеографическое письмо, иероглифическое, фонемного письмо. Письменная речь имеет два направления: 1) письмо как письменное выражение мысли, 2) чтение. Письмо - это процесс, действие, перекодирование содержания мысли из кода мышления на графический, буквенный код. Промежуточным звеном перекодирования служит фонема. Письмо - это: а) подготовка, формирование высказывания на внутреннем уровне б) кодовые переходы в) техника записи - начертание нужных графических знаков по правилам и орфографическими нормами. Преимущества письма такие: речь подготовлено, нормировано, отредактированное (как правило). Другой вид письменной речи - это чтение (вслух и про себя). Процесс чтения - это опять же кодовый переход из графического кода (напечатанного или написанного текста) на акустический и, обычно одновременно, на код мышления. Процесс чтения происходит следующим образом: 1) воспринимаются графические знаки (техника чтения) 2) осуществляются кодовые переходы, 3) осознается прочитанное через код мышления, через знаки-эталоны, хранящиеся в памяти.


5. Мышления и речи

Очень часто говорят, что речь и мышление - две стороны одного явления. Однако это не совсем так, поскольку из трех известных видов мышления - конкретно-деятельного, образного, логического - только последний действительно функционирует на языковом материале. Другое разночтения в проблеме мышления и речи - что с чем соотносить? Что представляет собой логическое мышление? Этот процесс познавательной деятельности индивида имеет два вида: 1) теоретическое мышление, 2) эмпирическое мышление.

Внутренняя речь в широком смысле - это понимание связей и даже единство мышления и речи. Однако существуют различия:

  • 1) на уровне функций: речи (внешнее) служит общению; мысль (мышление) этой функции не выполняет (обеспечивает иногда тайну);
  • 2) речь может быть зафиксировано в кодах - графическом, акустическом, мысль фиксируется только во внутреннем коде личности;
  • 3) речь - произвольное, мысль может быть и непроизвольны.

Мнение формулируется в речи (внешнем), и не только формулируется, но и формируется в речи (внутреннем), в языковых знаковых системах. Теория речевой деятельности исследует мышление, проявляющееся в анализе аспектов, направленных на оперирование значениями, смыслом, мыслительной кодами и кодовыми переходами. Стоит отметить, что, когда слова и их сочетания не наполняются в сознании говорящего или слушающего реальным содержанием, это приводит к отрыву речи от мышления (или мышления от речи), к неточностям. Сравнивая мышления и речи, как правило, признают, что мысль шире речи. Однако в определенных случаях речь шире по мнению: оно - вариативно: одну и ту же мысль можно выразить во многих речевых вариантах.


6. Механизмы речи

6.1. Процесс выражения. Речевой акт

В процессе речевой деятельности, создания речи структурной единицей принято считать высказывания. Это единица речевого общения. Это такая единица, которая обладает относительной самостоятельностью, завершенность, содержит в себе коммуникативно-модальный аспект, интонацию (в устном варианте), невербальные средства, доступна актуальном членению (тема- рема). Высказывание всегда соотнесено с определенными ситуациями жизни, для него характерна мотивированность: приветствие при встрече, вызов такси по телефону, ответ ученика на уроке, письмо другу, выступление на конференции и т.д..

Высказывания соотносится с предложением, часто эти компоненты речевого процесса совпадают. Однако иногда высказывания - шире, больше по объему.

Важную роль в высказывании играют: интонация, дейктични средства (указание на участников общения, на временную или пространственную локализацию фактов и характеристик, о которых идет речь).

Речевой акт - также единица речевого процесса и единица порождения текста. Речевым актом следует считать целенаправленное действие - единицу нормативного в определенном языковом коллективе, социальной группе речевого поведения, рассматриваемая в каждой отдельной ситуации.

В речевом акте можно выделить следующие этапы:

  • 1) докоммникативный - на котором выделяются ситуационный и мотивационный факторы, речевая интенция - речевое намерение, вся внутренняя мыслительная подготовка высказывания;
  • 2) коммуникативный - имеет два подэтапа: а) материализация подготовленного высказывания - переход из мыслительного кода на акустический или графический б) восприятие высказывания путем кодового перехода опять на мыслительный код внутренней речи;
  • 3) Посткоммуникативный: может иметь вербальную форму - ответ собеседнику, новое выражение - или невербальную форму: определенное действие или ее отсутствие.

6.2. Медицинские аспекты речи [1]

  • Алалия ( греч. α - Без и λαλια - разговор) - отсутствие или ограниченность во детей вследствие недоразвития или повреждения языковых участков головного мозга.
  • Речевая неспособность ( медицина) - потеря смысловых и грамматических связей между словами и фразами, которые больной часто рифмует.
  • Речевое натиск - состояние, при котором больной ощущает непрерывную потребность говорить и не может остановить свои многословные выражения.
  • Речевое салат - форма разорванного речи, при котором произнесения состоят из отдельных слов, не связанных между собой по смыслу.

6.3. Мотивация речи

Каждая сознательное действие человека обусловлена ​​мотивацией. Именно мотивация определяет активность личности, в частности речевую активность. В разных ситуациях процесс мотивации происходит по-разному: в условиях дискуссионного диалога, например, он должен уместиться в 2-3 секунды. Но даже в таких условиях участник полемики на этапе мотивации своей очередной реплики должен оценить ситуацию спора, выбрать из своего "запаса" аргументов нужны, оставив для себя "резервные", предусмотреть возможные новые выпады противника.

Постановка цели речевого акта является началом акта, организует его. Мотивация также началом так называемого речевого намерения (интенции).


6.4. Речевая интенция

Эта ступенька максимально приближает говорящего к словесному, языкового выражения замысла. К факторам, которые определяют речевую интенцию, А.А.Леонтьев относит: 1) мотивацию, 2) приток информационных импульсов, 3) опыт, прогнозирование результатов высказывания, 4) задачи речевого действия. Одновременно им выделяются факторы, способствующие реализации речевой интенции: 1) выбор языка, 2) степень владения языком, 3) функционально-стилистический фактор; 4) социолингвистический фактор, 5) аффективный фактор, 6) Паралингвистический фактор; 7) индивидуальные различия в речевом опыте; 8) речевая ситуация. Также формируется содержание речи, определяются размеры высказывания, его план, композиция, подбираются факты, аргументы, персонажи и т.п..


6.5. Переход к акустическому и графического вещания

Второй этап - это коммуникативный этап или - это вещание для "других". В системе речевых механизмов можно увидеть три уровня. Верхний уровень - это вещание для всех, открыто для адресатов, "материализованное", это речь устное или письменное. Следующий - внутренняя речь, т.т. речи мышления. Другим людям оно не доступно. Контролируется сам субъект. Нижний уровень недоступен даже самому субъекту. Это тот скрытый механизм, где формируется языковое чутье, мир представлений, мир интуиции.


6.6. Обратная связь. Билингвизм

Обратная связь слушателя с говорящим может иметь следующие формы: 1) новое выражение, которое может быть как немедленным, так и отложенным: реплика или развернутое высказывание в диалоге, беседе, дискуссии; письмо-ответ в переписке, дискуссионная статья в газете и т.п.; 2) действие, вызванная воспринятым речью: немедленное выполнение просьбы или приказа, воздержание от каких-либо действий как результат воспринятого высказывания т.д., 3) внутренний результат восприятия - результат конкретных речевых актов.

Приемы билингвизма выходят за рамки теории речевой деятельности: это сравнительная типология языков, проблемы происхождения разных языков, их развития, языковые универсалии т.д.. Только полный набор "шагов" речевого акта другом языке - речевая интенция, подготовка содержания, выбор слов, грамматическое маркировки, кодовый переход на акустическую и графическую формы речи - дает право называться билингвы. Человек, способный использовать в ситуациях общения две различные языковые системы - билингв, а совокупность соответствующих умений - билингвизм.


7. Функциональные разновидности речи

По функциональному назначению различают:

  • Стили речи.
  • Жанры речи.
  • Разговорная речь.
  • Учебно-научная речь.
  • Художественное вещание.

7.1. Стили речи. Жанры речи

Зависимости от цели общения, сферы использования языка наше вещание по-разному оформляется, что дает возможность говорить о стилях речи (иначе - стиле речи. Некоторые из языковедов, в частности чл.-корр. НАН Украины, проф. С. Я. Ермоленко, считает срок вещания скалькованим с российского речь).

Стиль - понятие речевое, и определить его можно учитывая задачи речи, сферы общения. Для разговорного стиля ведущей функцией является общение, для научного и научно-популярного - сообщение, объяснение, для официально-делового - сообщение, инструктаж, для публицистического - воздействие, убеждение, для художественного стиля - действие (изображение, срисовывание словам, воздействие на чувства, представления людей) (В.В. Виноградов).

"Функциональный стиль, - как отмечает М.М.Кожина, - это своеобразный характер того или иного социального разновидности, соответствующий определенной сфере общественной деятельности и определенной форме сознания, создаваемый с помощью особенностей функционирования в этой области языковых средств и специфической речевой организации, которая имеет конкретное стилистическую окраску ".

Важным стилетворчим фактором является ведущая форма речи (устная или письменная), а также вид речи (диалог или монолог). Для разговорного стиля - это устное диалогическое вещания, а для научного и официально-делового - письменное монологическая речь. Однако наблюдается и взаимопроникновение элементов разных стилей (лекция, доклад, выступление).

Жанры речи. В рамках каждого функционального стиля выделяются жанры высказывания. Каждый из них имеет определенную композицию и тематическую построение.

Жанры соответствуют типичным ситуациям речевого общения, типичным темам, формулам речевого этикета (в ситуациях прощания, просьбы и т.д.).

Жанры устной речи характеризуются сложной построением и могут включать в себя несколько речевых намерений говорящих. Выбор жанров устной речи зависит от условий общения. Соответственно выделяются официальное - неофициальное, публичное - непубличное общения (О.М.Казарцева).

Приведем примеры такого высказывания. Устный рассказ - монолог устной формы разговорной речи. В устных рассказах говорящий рассказывает о прошлом, события, происходившие с ним самим или другим человеком. Для такого рассказа характерен высокий темп произношения, выделения глаголов логическими ударениями и т.д..

Ораторские выступления (критические, агитационные, приветственные) - монологические высказывания устной формы публицистической речи. В таких выступлениях большую роль играют средства эмоционально-экспрессивной плана, используются языковые средства оценочного характера. В интонационном плане, как отмечает Д.Х.Баранник, характерны средний темп речи, эмоциональные паузы, контрастность произношения.

Жанровые различия вызываются не только стилевыми отличиями, но и различиями в построении. А в рамках одного стиля жанры различаются приемами развития темы и основной мысли.

Самыми общими, основными для построения текста есть категории содержания и формы. Категория содержания состоит из двух понятий: темы и содержания текста, т.т. тех факторов и явлений, которые используются для раскрытия темы. Категория формы содержит композицию и язык, которые тесно взаимодействуют и соотносятся. В результате возникают новые существенные понятия, но уже на другом уровне: "тема" + "содержание" (предмет речи) → основная мысль, "тема" + "композиция" → сюжет, "композиция" + "язык" → прием. Общий результат соотнесения этих понятий дает структуру текста определенного жанра. Например: 1) научная сфера → жанры: статья, реферат, аннотация, отзыв и др.., 2) официально-деловая сфера → расписка, заявление, справка, характеристика, отчет, выписку из протокола, объявления и т.д., 3) общественно-политическая сфера → репортаж, письмо в редакцию, заметка, статья в газету и т.п.; 4) литературно-художественная сфера → рассказ, повесть, басня, стихотворение, роман, сказка и др..


7.2. Разговорная речь

Разговорная речь. Для разговорного стиля речи характерно оперирование не столько понятиями, сколько представлениями. При непосредственном устного общения двух и более лиц большую роль играют интонация, мимика, жесты и др.. Срабатывает закон экономии языковых средств - отсюда богатство неполных предложений, самоперебивив, повторов, дублирования местоимений. Разговорное непубличное сказано характеризуется постоянной адресованистю: ​​один собеседник обращается к другому, тот отвечает ему. Вводится такой признак диалогической речи, как эллиптичность. Реализуется разговорная речь преимущественно в жанрах беседы, разговоры, рассказы и т.п..


7.3. Учебно-научная речь

Для учебно-научной речи, где изложение мыслей осуществляется в форме четкого построения размышления, объяснения, доказательства, использование образных средств сведено к минимуму. Мысль о таком речи должна передаваться с максимальной точностью, однозначностью, что объясняет наличие таких именных ("траектория движения"), глагольно-именных ("иметь сходство", "выражаться глаголом") конструкций, преимущество существительного над глаголом ("чтобы получить" → "для получения", "когда добавляется" → "при добавлении"). Преобладают конструкции с родительным падежом. Обобщенно-отвлеченный характер учебно-научной речи, вневременной план изложения материала обусловили использование определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений: "Рассмотрим такой пример", "Такое предложение называют безличным" и другие.

В речевой практике чаще всего используют сообщения и ответ. Основная задача таких высказываний - добиться того, чтобы слушатели поняли, что тот, кто отвечает, знает правило, срок, усвоили информацию. Устный ответ может иметь характер размышления на темы, связанные с изучением того или иного предмета. В таком высказывании выделяются: тезис (то, что приходится) и аргументы.


7.4. Художественное вещание

Художественное вещание состоит из содержания, автор желает сообщить адресату, и волевого намерения (воздействия на мысли и чувства), который он при этом пытается реализовать. Приведем некоторые признаки такого вещания (за О.М.Казарцевою):

  • 1. Сфера применения → художественные произведения.
  • 2. Задача речи → отразить то, о чем рассказывается; передать читателю чувства (эмоции), которые использует автор.
  • 3. Типы высказываний → конкретное (описывается определенный предмет); образное (описывается живет, выразительное) эмоциональное.
  • 4. Языковые средства → конкретные слова (не "животные", а "лев", "заяц"), "не сказал", а "предупредил", "вспомнил") слова в переносном значении ("море глаз", спит солнце ") ; эмоционально-оценочные слова ("ягодка", звездочка ", синеватый", "горьковатый"); предложения вопросительные, побудительные, восклицательные т.д..
  • 5. Основные жанры → загадка, сказка, веселое рассказы и под.

В отличие от художественной речи, речи газет, журналов, радио используется в газетах, общественно-политических и литературно-художественных журналах, в публицистических выступлениях, средствах массовой коммуникации и характеризуется следующими признаками:

  • 1. Сфера применения → используется в газетах, журналах, в выступлениях, на митингах и т.д..
  • 2. Задача речи → повлиять на массы, убедить их, сформировать у людей правильное отношение к общественной жизни.
  • 3. Типы высказываний → страстное, призывное.
  • 4. Языковые средства → предложения побудительные, восклицательные; риторические вопросы; распространены обращения; расщепленные предложения; повторы; антитезы и под.
  • 5. Основные жанры → заметка, репортаж, статья, отзыв и т.д..

8. Науки, изучающие речи

Двадцатый век высоко подняло уровень изучения феномена "речь" в его разноплановых аспектах. Например: языкознание ( В. фон Гумбольдт, Ф.И.Буслаев, Ф. де Соссюр, А.А.Потебня, Л.В. Щерба), логика, поэтика, теория словесности, теория сценической речи, риторика. В ХХ в. возникли новые науки, направления: психолингвистика, социолингвистика, теория коммуникации, исследования речи ребенка и шире - речевого развития, теория билингвизма, лингвистика текста и т.д..

Новый импульс развития получили такие области лингвистики, как функциональная стилистика, возникли коммуникативный и функциональный подходы в грамматике, появились исследования разговорной речи, статистика языка и речи, семиотика, компьютерные языки. Широкий размах получила культура речи. Возрождается герменевтика - наука о толковании древних текстов.

Психологией речи частности занимались: А.А.Потебня ("Мысль и язык"), Л.С. Выготский (аспекты вещания) - "Мышление и речь", Н.И. Жинкин (становление речи ребенка и т.п.) - "Механизмы речи", О.Р. Лурия "Язык и сознание" и т.п..

В психолингвистике известны такие имена: Дж. Миллер, Н. Хомский, Ян Пруха, Р.М. Фрумкина, А.Е. Супрун, А.А. Леонтьев и др.

Социолингвистика исследует широкий круг вопросов, связанных с функциями языка. Теория коммуникации тесно переплетается с психолингвистики. Семиотика изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Ее исследовали: Ч.С. Пирс, Ф. де Соссюр, Локк, В.фон Гумбольдт и др..


9. Сноски

См.. также

Литература

  • Основы речевой деятельности. Авторы - А.П.Загнитко, И.Р.Домрачева. Учебное пособие для студентов дневной, безотрывной и очно-заочной ускоренной формы обучения специальности 2001. - Донецк, украинский культурологический центр, 2001. - 56 с. ISBN 966-7517-14-4
  • Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963.
  • Горелов И.Н. Коммуникация / / Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.
  • Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество / / Избранные труды. - М., 1998.
  • Казарцев А.М. Культура речевого общения. - М., 1999.
  • Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
  • Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1979.
  • Леонтьев А.А. Основы психолингвистике. - М., 1997.
  • Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам