Надо Знать

добавить знаний



Византийская культура


Nerezi.jpg

План:


Введение

Византийская культура - исторический этап развития европейской культуры эпохи средневековья; оригинальная культура, сложившаяся после раздела Римской империи на Западную и Восточную, наследница Древней Греции, одновременно вобрала в себя многие из культур восточных народов, населявших территории Византии. Охватывает собой период существования Византии - от основания Константинополя в 330 году и до захвата империи османами, однако не имеет четких хронологических и территориальных границ. До основания Византийской империи зачатки будущего его искусства формировались в раннем христианстве.

После 1456 года, когда империя была уничтожена турками, традиции византийского искусства продолжали свое существование на Движении, в Румынии, Сербии, Грузии, Болгарии.


1. Периодизация

  • IV - V вв. - Времена императора Константина Великого;
  • VI - VII вв. - Период Юстиниана I. Первые два периода - этапы формирования культуры. Характеризующихся распадом рабовладельческого и развитием феодального строя, формированием христианского мировосприятия;
  • 726 - 843 гг - период иконоборництва;
  • IХ - Х вв. - Период Македонского возрождения;
  • ХI - ХII вв., Характеризующееся первого крестового похода на византийские территории;
  • I половина ХIII - IV крестовый поход приводит к захвату Константинополя;
  • конец ХIII - ХV - палеологовский возрождения - правления последней Византийской династии

2. Религия

Западную Европу и Византию объединяет прежде общность религии. Раскол церкви не коснулся основы христианства, хотя есть некоторые отличия: богословские - католическая церковь придерживается догмата о том, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына, а православная - только от Бога-Отца; православие отвергает веру в чистилище и проч.; культовые - католичество запрещало перевод Библии, богослужение велось на латыни, обет безбрачия давали все священники, а в православии использовались национальные языки, приходские священники имели семью. В отличие от Рима, православной церкви никогда не принадлежала политическая власть. Патриарх Константинопольский по отношению к императору занимал подчиненное положение. Всего же в Византии, как и в Западной Европе, христианство получило всеобъемлющий характер: стало и философией, и основой искусства, и моральной доктриной.

Самобытные культурные традиции Византии стали итогом сложного взаимодействия античных традиций и христианства. Их соотношение проявлялось по-разному, на том или ином этапе одна из сторон выдвигалась на первый план, или наоборот - подавлялась. Эти процессы, проходившие во всех без исключения областях культуры, составили принципиальную линию развития византийской культуры. Так, в философии ни одно из греческих учений не было потеряно, они изучались, комментировались, в отличие от Западной Европы, где было канонизировано учения Аристотеля. В XI c. выдающийся ученый Михаил Пселл даже использовал учения Платона для обоснования права критиковать некоторые церковные авторитеты. Затем верх берет догматик, даже мистика, а в последний век существования Византии снова растет популярность античных мыслителей.

Василевсы (императоры) стремились показать, что они правят от имени Бога. На торжествах рядом с троном василевса стоял другой трон - трон истинного Царя. На нем иногда лежало Евангелие или стояла икона. На войне перед отрядами как знамя несли крест или икону Богородицы, или св. Михаила, или Св. Георгия.


3. Образование и развитие научного знания

Византийцы унаследовали от античного мира классическую систему образования, которая использовалась для формирования гармонично развитой личности. Школы носили светский характер и были обще доступными. Получение образования открывало дорогу к служебной карьере, к изменениям социального статуса, к богатству.

Основой школьного образования была античное наследие: литература, философия, наука. Изучались произведения Гомера, Гесиода, Геродота, Фукидида, Платона, Аристотеля и др.. Языком обучения был греческий. Полный курс обучения в Византии состоял из изучения орфографии, грамматики, риторики, философии, математики и права.

Система образования состояла из нескольких ступеней:

  1. Элементарная школа - круг 3-х лет - чтение, письмо, а также счету и пению, некоторые сведения по мифологии, светской и библейской истории.
  2. Школа "грамматиста" - 6-7 лет - грамматика. Цель: научить правильно говорить и писать, понимать и объяснять античных авторов.
  3. Школа ритора - чтение и заучивание наизусть известных работ античных и христианских писателей, ораторов, богословов, историков, философов.
  4. Философская школа - философия (знания), а также арифметику, геометрию, музыку, астрономию, физику, логику, этику.

Распространение образования способствовало открытию Магнаврской высшей школы в Константинополе (семь свободных искусств). Тяжелым ударом стала потеря крупнейшей Александрийской библиотеки, которая погибла от пожара в начале V в. В 863 году был восстановлен университет, который существовал еще в V в., а затем упал в результате политических потрясений VII в. Университет имел два факультета: юридический и философский.

С распространением христианства в крупных центрах античной образованности - Александрии, Эфесе и других городах - стали возникать богословские академии, главной целью которых было усвоение основных положений христианского вироучиння.

Об успехах науки указывает технология изготовления смальты для мозаик, изобретение знаменитого "греческого огня" - зажигательной смеси, которую нельзя погасить водой.


4. Литература

В Византии оказались устойчивыми традиции античной историографии. Труда византийских авторов Прокопия Кесарийского, Менандра Протектора и других по характеру изложения материала и структуре относятся к классической греческой историографии. Однако насыщенность их политическими идеями свидетельствует о влиянии историков Рима.

Большое распространение в Х ст. получили исторические хроники Феофана Исповедника и Георгия Амартола, переведены позже на славянский язык. В Х ст. были созданы выдающиеся памятники историко-энциклопедического характера. Императору Константин VII Багрянородный приписывается создание трактатов "Об управлении государством", "О церемониях византийского двора" и др.., содержащие важные историко-географические и этнографические сведения. Вследствие тесных контактов Византии с славянскими племенами, затем с Киевской Русью произведения византийских историков является ценнейшим источником по отечественной истории.

В византийской литературе, как и во всей духовной сфере, особенно на раннем этапе отразилась борьба традиций язычества и христианства. К VI в. преобладают античные формы литературы: речи, эпиграммы, любовная лирика, эротические рассказы. Самые известные представители этого периода - Павел Силенциарий, Агапий Миренийський, Синезий Киренский.

С конца VI - нач. VII вв. Зарождается новая литературная форма - церковная поэзия ( гимнография). Ее специфической особенностью является спиритуализм и использования народной мелодичности и ритмики речи. С VII по IX ст. большое распространение получает новый литературный жанр - жития святых ( агиография), которые носили дидактический характер. В ХИ - ХИИ ст. в литературе появляются светские тенденции. Жития святых перерождаются в светскую повесть, героями которой становятся путники, полководцы и др.. Утверждается новый жанр - мемуары (описание событий, свидетелем которых был сам автор). Литургическая поэзия уступает место эпоса, лирике, сатире.


5. Архитектура

Весьма значительным является вклад Византии в мировую архитектуру. Уже в V - VI в. византийские зодчие переходят к новой планировки города, становится характерным для средневековой Европы. В центре города располагается главная площадь с собором, от которой в разные стороны расходятся улицы. С этого времени появляются многоэтажные дома, а со временем - резиденции знатных, богатых граждан.

Софийский собор, мечеть Ая-София

Наивысшего расцвета достигает в Византии церковная архитектура. Ранневизантийские храмы сооружались преимущественно в форме базилики - вытянутой в длину постройки, центральная часть которой (нередко разделена на три, пять нефов) завершалася расположенной в восточной части апсидой, где находился алтарь с престолом. Двухскатная кровля на подпорках постепенно заменяется куполом, расположенным над центральным квадратом храма.

Во второй половине ИХ ст. в Византии появляется новый тип храма - крестово-купольный. В нем словно исчезает базиликальной вытянутость, пространство будто концентрируется под куполом, опирающимся на четыре столба (филярий). С четырех сторон к куполу присоединяются полуцилиндрические части, создавая в плане "греческий крест". Купол символизирует небо как убежище Бога.

Вся система декора храма воплощала идею связи земли и неба. Храм выступал моделью мироздания, включая в себя все пространство Вселенной - небо, землю, рай и ад: от момента мироздания к будущему страшного суда. Шедевром византийской архитектуры является Софийский собор в Константинополе, спроектированный под руководством малоазийских архитекторов Анфимия и Исидора (был посвящен в 537 г.). Храм покрыт огромным куполом диаметром 31,7 м.


6. Изобразительное и прикладное искусство

Одно из важнейших мест в византийском искусстве занимает живопись. Главные формы византийской живописи: монументальный храмовый живопись ( мозаики, фрески), икона, книжная миниатюра.

Мозаика в Софийском соборе

Византийское искусство опиралось на религиозные каноны и традиции. Главной особенностью искусства Византии была его красочность, пышность, торжественность - в сочетании с утонченной духовностью и христианским спиритуализмом. Это объясняется сочетанием в нем античных традиций с христианской религиозностью. Византийское искусство было глубоко символичным. Символ - указание на двойное значение образа, предмета. Христианский символизм основан на сочетании в одном образе двух его значений - земного (предметного, материального) и божественного (идеального, духовного). Таков символизм иконописи.

Иконопись - сакрально-ритуальное искусство, призвано направлять "внутренний" духовный взор каждого зрителя от образа к первообразу, то есть видеть не то, что воспринимается визуально, а сущность. Икона с греч. изображение, образ - фресковая и станковая. Основные художественные принципы иконописи:

  1. Типологизация образов и сюжетов ( Христос, Мария, апостолы)
  2. Необычность средств выразительности - плоскость изображения, статичность фигур, отсутствие глубины пространства;
  3. Анонимность авторов;
  4. Канонизация сюжетов, соотношения фигур, поз, подбора красок и т..

Примат духовного над материальным в византийском искусстве находило выражение в особенностях трактовки человеческой фигуры и образа. Характерными чертами византийского стиля являются: нарушение пропорций, подчеркнутая "безплотнисть" фигур, вытянутость форм, широко открытые глаза, которые символизируют духовное начало.

Специфической формой византийского искусства была мозаика. Изображение выкладывается из разноцветных кубиков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Византийские мозаики были яркими, многоцветными, сложными по композиции, многофигурными, сюжетными.

Большое развитие в Византии получила книжная миниатюра.

Миниатюра - произведение изобразительного искусства малого размера, выполненное тонкой кистью. Ими украшались богослужебные книги, исторические и литературные произведения.


Источники

  1. (Рус.) Лихачева В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. - М.: Искусство, 1981.
  2. (Рус.) Каждан А. П. Византийская культура (X-XII вв.). - М.: Наука, 1968. - 232 с.
Византийская империя ? Исторический Портал
Орел Палеологов
Орел Палеологов
Византийские императоры | Византийская империя : культура ? искусство ? монеты
Константинополь | Константинопольский патриархат | Фема

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам