Надо Знать

добавить знаний



Византийское искусство



План:


Введение

Византийское искусство - стиль в изобразительном искусстве и архитектуре, зародившийся в 4-5 веках в Византии (столицы Восточной Римской империи) и распространился в Италии, через Балканы, в Киевской Руси, где он существовал на протяжении многих веков.

Византийский стиль характеризуется тяжелым стилизацией, чрезвычайной выразительностью линий, использованием устойчивых художественных стереотипов и богатых цветов, в частности, золота. Византийские художники отличились в мозаичных работах и в иллюстрировании книг.


1. История

В 330 году из-за междоусобиц и смуту, охвативших огромную Римскую империю, император Константин I Великий перенес свою столицу в город Византий (с I века н. э, входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь. В средние Византия называлась Румынию, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру - ромейской. Император - "Басилевсу ромеев "- объявил себя также и верховным жрецом. Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, который выражал идеи культа "басилевса ромеев" как Пантократора (от греч. Παντοκράτορος - "Вседержитель"). С тех пор она была центром гражданского и духовной жизни греко-римского мира. Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизм.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Оно впитало в себя многие философских и религиозных учений того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений иудаизма, манихейства. Оно было синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой была античная философия.

На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. Наиболее дальновидные христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования ее в создании философских концепций. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают фундамент византийской философии, которая достигала корнями древнегреческого мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, изменяется и сам человек той эпохи, его видение мира и отношение к вселенной, природы, общества.


2. Периоды византийского искусства

  • раннехристианский период (так называемой передвизантийськои культуры, 1-3 века)
  • ранневизантийский период, "золотой век" императора Юстиниана I - к этому периоду относится архитектура храма Святой Софии в Константинополе и Равеннского мозаики (6-7 века)
  • иконоборческого период (8-начало 9 века). Император Лев III Исавр (717-741), основатель Исаврийский династии, издал эдикт о запрете икон. Этот период получил название "темное время" - во многом по аналогии с подобным этапом развития Западной Европы.
  • период Македонского Возрождения (867-1056). Принято считать классическим периодом византийского искусства. 11 века стало высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счет строгой регламентации.
  • период консервантизма за императорской династии Комнинов (1081-1185)
  • период Палеологовский Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261-1453).

3. Религиозные и эстетические принципы

4. Иконопись

Иконопись Византийской империи был величайшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, lавньоруськои), но и на протяжении всего своего существования влияла на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Киевской Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, особенно Венеции.

Важнейшее значение для этих стран имела византийская иконография и возникающие в Византии новые стилистические течения.


5. Скульптура

Рельеф на слоновой кости, Сорок Севастийских мучеников

Для религиозных целей лепки изначально употреблялось умеренно, так как восточная церковь всегда неблагосклонно смотрела на статуи, считая их в известной степени идолопоклонством, и если к 8 веку круглые фигуры еще были терпимы в византийских храмах, то постановлением Никейского собора 787 года они были совершенно устранены. Таким образом, главное поприще деятельности для скульптуры было закрыто, и ей оставалось выполнять только саркофаги, орнаментальные рельефы, небольшие диптихи, которые дарились императорами сановникам и церковным иерархам, плетения для книг, сосуды. Материалом для мелких изделий такого рода служила в большинстве случаев слоновая кость, резьба которой достигло в Византии значительного совершенства.

Наряду с резной делом процветала обработка металлов, из которых выполнялись напечатанные или литые изделия умеренного рельефа. Византийские художники дошли наконец до того, что стали обходиться вовсе без рельефа, как, например, в бронзовых дверях церквей, делая на медной поверхности лишь слегка углубленный контур и выкладывая его другим металлом, серебром или золотом. К этому разряду работ, называемом agemina, принадлежали замечательные двери в соборах Амальфи и Салерно около Неаполя. Кроме дверей таким же способом изготовлялись напрестольный образы, доски для стенок престолов, оклады для Евангелий, ковчеги для мощей т.д.. Во всех подобных изделиях византийское искусство пыталось избегать выпуклости, заменяя рельеф или агеминальною работой или эмалью, и заботясь, прежде всего, о роскоши и как можно чаще использования драгоценных камней.

Особенно искусными были византийские мастера в емальних изделиях, которые можно разделить на два сорта: простую эмаль (?mail champlev?) и перегородочных эмаль (?mail cloison?). В первой на поверхности металла делались с помощью резца углубления соответственно рисунку, и в эти углубления насыпался порошок цветной стекловидной вещества, затем сплавлялась на огне и приставало прочно к металлу, во второй - рисунок на металле обозначался приклеенным к нему проволокой, а пространство между перегородками , что таким образом создавались, заповнювся стекловидной веществом, затем приобретала гладкой поверхности и прикреплялась к металлу вместе с проволокой с помощью плавления. Роскошный образец византийской емалеробнои дела представляет знаменитая Pala d'оrо (золотой алтарь) - род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой ​​эмали, главный алтарь, украшающий собой венецианский Собор Святого Марка.


Источники

Литература

  1. (Рус.) Лихачева В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. - М.: Искусство, 1981.
  2. (Рус.) Каждан А. П. Византийская культура (X-XII вв.). - М.: Наука, 1968. - 232 с.


Искусство Это незавершенная статья по искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.
Византийская империя ? Исторический Портал
Орел Палеологов
Орел Палеологов
Византийские императоры | Византийская империя : культура ? искусство ? монеты
Константинополь | Константинопольский патриархат | Фема

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам