Надо Знать

добавить знаний



Виктор Гюго


Victor Hugo.jpg

План:


Введение

Виктор-Мари Гюго ( фр. Victor-Marie Hugo , МФА : [Viktɔʁ maʁi yɡo] ; Родился 26 февраля 1802, в г. Безансон, в Франции и умер 22 мая 1885, в Париже - французский писатель, драматург, поэт, публицист, общественный деятель. Член Французской академии ( 1841).

Творчество Гюго очень разнообразна: романы, лирическая поэзия, драмы в стихах и прозе, политические речи в Палате пэров, многочисленные письма.

Виктор Гюго вложил значительный вклад в обновление поэзии и театра как лидер течения романтизма в французской литературе. Он также позволил многим поколениям развить мысль, что идеологическая позиция писателя в политической жизни благодаря многочисленным обязательствам обрекает его на изгнание.

В период, предшествовавший революции 1848, Гюго почти полностью забросил художественное творчество и активизировался как политический деятель. Он стал убежденным республиканцем и после 1848 активно участвовал в борьбе за сохранение и укрепление республиканского строя.


1. Биография

Виктор Гюго - сын генерала наполеоновской армии Леопольда Сигизбера Гюго (1773-1828), которому был предоставлен титул графа, по семейной традиции Жозефом Бонапартом, королем Испании, и Софии Требюше (1772-1821). Младший сын в семье из трех детей после Абеля Жозефа Гюго (1798-1853) и Евгения Гюго (1800-1837). Его детство прошло в Париже. Часто пребывание в Неаполе и Испании в результате военных назначений отца сказывается на его раннем возрасте. 1811 года он со своим братом Евгением учится в религиозном заведении Мадрид, Колледжи для Дворян. 1813 году он поселился в Париже с матерью, которая развелась с его отцом. В июле 1816, в возрасте 14 лет, Виктор написал в своем дневнике: "Я хочу Шатобрианом или никем."

Гюго в молодости

1817 году он принял участие в конкурсе литературной академии в Тулузе. Через два года он стал лауреатом этой академии. 1819 году он получил Золотую лилию за "Оду" в честь установления статуи Генрих IV и 1820 года получил Гвоздику как поощрительный приз за другую оду: "Моисей на Ниле".

Первый сборник молодого поэта ?Оды и различные стихотворения" (1822) получила одобрение короля Людовика XVIII : Гюго был награжден ежегодной рентой в 1200 франков, что позволило ему жениться на Адель. 1823 года он издал свой второй роман "Ган исландец", написанный в русле "готической" традиции. Это означало сближение с романтизмом, что отразилось и в литературных связях: друзьями Гюго стали Альфред де Виньи, Шарля Нодье, Эмиль Дешан и Альфонс де Ламартин. Вскоре они образовали группу Сенакль при журнале "Мюз франсез", который имел ярко выраженную романтическую направленность. Особенно теплыми были отношения между Гюго и Шарлем Сент-Бевом, опубликовавший в еще одном романтическом издании - журнале "Глоб" - хвалебную рецензию на ?Оды и баллады" (1826).

1827 Виктор Гюго выпустил пьесу "Кромвель", которая оказалась слишком длинной для постановки на сцене, однако ее знаменитая "Предисловие" стала кульминацией всех тогдашних споров во Франции о принципах драматического искусства. Отдав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на классицистские единства времени, места и действия, выступил в защиту сочетания возвышенного с гротеском и выдвинул требование использовать более гибкую систему стихосложения, отказавшись от александрийского дванадцятисложника. Эта пьеса, а также проникнута гуманистическими идеями повесть "Последний день приговоренного" (1829) и поэтический сборник "Восточные мотивы" (1829) принесли Гюго славу.

Период с 1829 по 1843 годы оказался для Гюго чрезвычайно продуктивным. 1829 появилась пьеса "Марион Делорм", запрещенная цензурой из-за нелестное изображение Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал свою вторую драму - "Эрнани". За скандальной постановкой 25 февраля 1830 последовали другие, такие же громкие. "Битва за Эрнани" завершилась не только триумфом автора пьесы, но и окончательной победой романтизма: "Бастилия классицизма? в сфере драматургии была разрушена. Не меньший резонанс имели и последующие пьесы, в частности, "Король забавляется" (1832) и "Рюи Блаз" (1838).

Особое место в творчестве писателя занимает "Собор Парижской Богоматери" (1831), поскольку здесь он впервые продемонстрировал свои великолепные возможности в прозе. Как и в драмах этого периода, персонажи романа обрисованы посредством романтической символизации: это исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах; эмоциональные связи возникают между ними мгновенно, а их гибель обусловлена ​​роком, который служит средством познания действительности, ибо в нем отражается противоестественность "старого порядка", враждебного человеческой личности. В этот же период достигает полной зрелости и поэтический дар Гюго.

Сборники лирических стихов Виктора Гюго - "Осенние листья" (1831), "Песни сумерек" (1835), "Внутренние голоса" (1837), "Лучи и тени" (1840) - возникли в значительной мере благодаря личным переживаниям. В это время в жизни Гюго произошли важные события: Сент-Бев влюбился в его жену, а сам он проникся страстью к актрисе Жюльет Друэ. 1841 литературные заслуги Гюго получают, наконец, признание Французской Академии, куда его избирают после нескольких неудачных попыток.

1842 года писатель издал книгу путевых заметок "Рейн" (1842), в которой изложил свою программу интернациональной политики, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. Вскоре после этого поэт пережил страшную трагедию: 1843 года его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакра утонули во время кораблекрушения на Сене. Удалившись на время от общества, Гюго стал обдумывать план большого социального романа под условным названием "Невзгоды". Работа над книгой была прервана революцией 1848 года: Гюго вступил в сферу активной политики и был избран в Национальную Ассамблею.


1.1. Изгнание и триумф

После государственного переворота 2 декабря 1851 года писатель скрылся в Брюсселе, оттуда перебрался на остров Джерси, где провел три года, а в 1855 - на остров Гернси. За время долгого изгнания Гюго создал самые свои произведения. 1852 была опубликована публицистическая книга "Наполеон Малый", а в 1853 появились "Возмездия" - стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III и всех его приспешников.

Гюго во время пребывания на Джерси

1856 вышел сборник "Созерцание" - лирическая поэзия Гюго, а в 1859 были изданы первые два тома ?Легенды веков", которые утвердили его славу великого эпического поэта. В 1860-1861 Виктор вновь обратился к роману "Неблагополучие", значительно переработав его и расширив. Книга была напечатана 1862 под названием "Отверженные". Известность получили такие персонажи как благородный каторжник Жан Вальжан, осужденный за кражу буханки хлеба, превратился в зверя и возродился к новой жизни благодаря милосердию доброго епископа; инспектор Жавер, преследующий бывшего преступника и воплощающий собой бездушное правосудия жадный хозяин Тенардье и его супруга, пытают сиротку Козетту; влюблен в Козетту юный энтузиаст-республиканец Мариус; парижский сорванец Гаврош, героически погиб на баррикадах.

В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал книгу "Шекспир" (1864), сборник стихов "Песни улиц и лесов" (1865), а также два романа - "Труженики моря" (1866) и "Человек, который смеется" (1869 ). Первый из них отражает пребывание Гюго на Нормандских островах: главный герой книги, наделенный лучшими чертами национального характера, проявляет необычайную стойкость и упорство в борьбе с океанской стихией. Во втором романе Гюго обратился к истории Англии в эпоху царствования королевы Анны. В основе сюжета лежит история лорда, в раннем детстве проданного торговцам людьми, которые превратили его лицо в вечную маску смеха. Он ездит по стране в качестве бродячего актера вместе с приютом его старым и слепой красавицей, а когда ему возвращают титул, выступает в палате лордов с речью в защиту обездоленных под издевательский хохот аристократов. Покинув чуждый ему мир, он решил вернуться к прежнему бродячей жизни, но смерть любимой приводит его в отчаяние, и он бросился в море.

Гюго 1883

После краха режима Наполеона III в 1870 году, в самом начале Франко-прусской войны, Гюго вернулся в Париж в сопровождении верной Жульетт. В течение многих лет он воплощал оппозицию империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему стала оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе.

Избранный в Национальную Ассамблею 1871 года, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. 1872 Виктор издал сборник "Грозный год", что свидетельствует об утрате иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призвал Францию ​​начиная с 1842 года.

1874 Гюго, совершенно равнодушный к новым веяниям в прозе, вновь обратился к историческому роману, написав ?Девяносто третий год". Несмотря на множество точных сведений о революционной Франции, в романе снова преобладает романтическая символизация: один из героев воплощает беспощадность к контрреволюционеров, а второй - милосердие, которое превыше всех гражданских раздоров; революцию же писатель именует "очистительным горнилом", где ростки новой цивилизации пробиваются сквозь хаос и мрак.

В возрасте 75 лет Виктор Гюго издал не только вторую часть "Легенды веков", но и сборник "Искусство быть дедом", на создание которого его вдохновили внуки Жорж и Анна. Заключительная часть ?Легенды веков? вышла 1883 году. В том же году Жульетта Друэ умерла от рака, и эта потеря подкосила силы Гюго.

После смерти Виктор Гюго удостоился государственных похорон, и его останки были помещены в Пантеон - рядом с Вольтером и Руссо.


1.2. Последнее желание

В качестве последней воли Гюго оставил пять предложений, которые он попросил опубликовать:

Я оставляю 50 000 франков для бедных.
Исходный текст (Фр.)

Je donne cinquante mille francs aux pauvres.

Я хочу быть похороненным в катафалке.
Исходный текст (Фр.)

Je veux ?tre enterr? dans leur corbillard.

Я отказываюсь от всех церковных речей [на похоронах].
Исходный текст (Фр.)

Je refuse l'oraison de toutes les Eglises.

Прошу молитв по всем душам.
Исходный текст (Фр.)

Je demande une pri?re ? toutes les ?mes.

Я верю в Бога.
Исходный текст (Фр.)

Je crois en Dieu.


2. Творчество

2.1. Романы

"Собор Парижской Богоматери"

Замысел романа "Собор Парижской Богоматери" появился 1828, именно этим годом датирован план произведения, в котором уже намечены образы цыганки Эсмеральды, влюбленных в нее поэта Гренгуа и Аббата Клода Фролло. По этому первоначальному плану Гренгуа спасает Эсмеральду, брошенную по приказу короля в железную клетку, в то время, как Фролло, разыскав Эсмеральду в лагере цыган, изменяет ее в руки палачей. Позже, Гюго изменил замысел и план романа. В начале 1830 в заметках на полях рукописи впервые появляется имя капитана Феба де Шатопера.

"Отверженные"

Роман состоит из 5 частей. Опубликовано 1862 года в Брюсселе в Лакруа и в Париже у Мишеля Леви. Роман является огромным социальным полотном с различными персонажами от мальчика-нищего до короля. Повествование строится вокруг фигуры Жана Вальжана, сюжетная линия которого пересекается с судьбами других обездоленных: работница фантина, ее дочь Козетта, алчные и неискренние Тенардье, которые издеваются над Фантины и Козетты, Мариус, который влюбляется в Козетту, мальчик Гаврош, что гибнет на баррикадах. Роман является одним из лучших образцов романтизма в прозе. С первого издания "Отверженные" имели большой, мировой успех: переводы на все основные языки мира, многочисленные экранизации и театральные постановки.


2.2. Поэмы

"Мазепа" - 1828 года, вдохновленный поэмой Д. Байрона и творчеством, Луи Буланже Гюго написал произведение под названием "Mazeppa". Он вошел в сборник "Поэзия Востока" (Les Orientales, 1829). В качестве эпиграфа к поэме он взял первую строчку произведения Байрона - Away! - Away!

Так же, как Байрон, Гюго тоже отмечает расстояния, лежащего между ценностями украинского героя и западным читателем. Однако стремление романтического героя к свободе - это не единственная роль Мазепы Гюго. В первой части поэмы Гюго подчеркивает связи между человеком и природой, что его окружает - украинской природой, хотя Украина не упоминается на протяжении всей поездки. Однако в последних строках первой части Гюго сообщает читателю о будущем героя, а именно: однажды его сделают проводником Украины (prince ... de l'Ukraine во французском тексте). Дикий скакун Мазепы умирает. Лишь когда украинский отвязывают от трупа, он способен достичь вершины - стать гетманом.

Этот символизм Гюго раскрывает во второй части поэмы. Он объясняет, что Мазепа - это символ художника, привязанный к спине Гения. Художник пытается освободиться от пут Гения, но не может. Гений относит художника из реального мира. Природа препятствует этим скачкам, ведь не понимает художника. Полет Гения - то лошадь - несет художника с банального мира на грань совершенства.


3. Избранные произведения

3.1. Романы

  • "Бюг Жаргаль" (Bug Gargal, 1820)
  • "Ган Исландец" (Han d'Islande, 1823)
  • "Последний день приговоренного" (Le Dernier Jour d'un condamn?, 1829)
  • "Собор Парижской Богоматери" (Notre-Dame de Paris, 1831).
  • "Клод Ге" (Claude Gueux, 1834)
  • "Отверженные" (Les Mis?rables, 1845 - 1862).
  • "Труженики моря" (Les Travailleurs de la mer, 1866).
  • "Человек, который смеется" (L'Homme qui rit, 1869).
  • "Девяносто третий год" (Quatrevingt-treize, 1874).

3.2. Драматургия

  • Инес де Кастро (Inez de Castro, 1820)
  • Кромвель (Cromwell, 1827).
  • Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889).
  • Эрнани (Hernani, 1830).
  • Марион Делорм (Marion Delorme, 1831).
  • Король забавляется (Le Roi s'amuse, 1832).
  • Лукреция Борджиа (Lucr?ce Borgia, 1833).
  • Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833).
  • Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835).
  • Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838).
  • Бургграфы (Les Burgraves, 1843).
  • Торквемада (Torquemada, 1882).
  • Свободный театр. Мали пьесы и фрагменты (Th?tre en libert?, 1886).

3.3. Поэзия

  • Оды и поэтические исследования (Odes et po?sies diverses, 1822)
  • Оды (Odes, 1823)
  • Новые оды (Nouvelles Odes, 1824)
  • Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826)
  • Восточные мотивы (Les Orientales, 1829)
  • Осенние листья (Les Feuilles d'automne, 1831)
  • Песни сумерек (Les Chants du cr?puscule, 1835)
  • Внутренние голоса (Les Voix int?rieures, 1837)
  • Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840)
  • Возмездие (Les Ch?timents, 1853)
  • Созерцание (Les Contemplations, 1856)
  • Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865)
  • Грозный год (L'Ann?e terrible, 1872)
  • Искусство быть дедом (L'Art d'?tre grand-p?re, 1877)
  • Папа (Le Pape, 1878)
  • Революция (L'?ne, 1880)
  • Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l'esprit, 1881)
  • Легенда веков (La L?gende des si?cles, 1859, 1877, 1883)
  • Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886)
  • Бог (Dieu, 1891)
  • Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893)
  • Мрачные годы (Les ann?es funestes, 1898)
  • Последний сноп (Derni?re Gerbe, 1902, 1941)
  • Океан (Oc?an. Tas de pierres, 1942)

3.4. Сборники стихов

  • ?uvres compl?tes de Victor Hugo, ?dition d?finitive d'apr?s les manuscrits originaux - ?dition ne varietur, 48 vv., 1880-1889
  • Собрание сочинений: в 15 т. - М.: Гослитиздат, 1953-1956.
  • Собрание сочинений: в 10 т. - М.: Правда, 1972.
  • Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Правда, 1988.
  • Собрание сочинений: в 6 т. - Тула: Сантакс, 1993.
  • Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Книга, 2001.
  • Собрание сочинений: в 14 т. - М.: Терра, 2001-2003.

3.5. Публицистика и эссе

  • Этюд о Мирабо (?tude sur Mirabeau, 1834).
  • Литературные и философские эссе (Litt?rature et philosophie m?l?es, 1834)
  • Рейн. Письма к другу (Le Rhin, 1842).
  • Наполеон Малый (Napol?on le Petit, 1852).
  • Письма Луи Бонапарту (Lettres ? Louis Bonaparte, 1855).
  • Уильям Шекспир (William Shakespeare, 1864).
  • Париж (Paris-Guide, 1867).
  • Голос Гернси (La voix de Guernsey, 1867).
  • До изгнания (Avant l'exil, 1875).
  • Во время изгнания (Pendant l'exil, 1875).
  • После изгнания (Depuis l'exil, 1876, 1889).
  • История одного преступления (Histoire d'un crime, 1877-1878).
  • Фанатики и религия (Religions et religion, 1880).
  • Мои сыновья (Mes Fils, 1874).
  • Архипелаг Ла Манш (L'Archipel de la Manche, 1883).
  • Что я видел (Choses vues, 1887, 1900).
  • Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyr?n?es, 1890).
  • Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892).
  • Послесловие к моей жизни (Post-scriptum de ma vie, 1901).

3.6. Живописные произведения

  • Сумерки (Джерси 1853-1855)

  • Город с моста Тамблдаун (1847)

  • Скала Эрмитаж среди воображаемого пейзажа

  • Спрут с инициалами VH (1866)

  • Долина Ур где Бивель, Люксембург (1871)

  • Маяк


4. Украинские переводы

Бюст Гюго в исполнении Родена

На украинский язык переведены почти все романы, драмы и стихи Гюго. Много сделал для популяризации его творчества в Украине Иван Франко, который высоко ценил социальные повести "Последний день смертника" ( 1929), "Клод Ге" ( 1934). Франко перевел 8 стихотворений из сборника "Кари", 11 стихотворений из других сборников, отрывок из романа "Отверженные" под названием "Ватерлоо", фрагмент антиклерикальной драмы "Торквемада". Он также написал статью "Сотни годовщину рождения В. Гюго".

Произведения Гюго переводили также Леся Украинской, Елена Петровна, Михаил Старицкий, Павел Грабовский, Максим Рыльский, Бажан, Борис Тен, Михаил Рудницкий, Виктор Шовкун, Савва Голованевский и др..


5. Память


Литература

  • Мелещенко, Александр Константинович. Публицистика Виктора Гюго (1802-1885): учеб. комплекс: Учеб. пособие; Хрестоматия; Темы рефератов, тесты: Для студ.-журналистов и филологов / О. К. Мелещенко. - М.: ЧПП "Задруга", 2003. - 216 с. - Библиогр.: С. 215-216.
  • Поэтика романтического исторического романа: "Собор Парижской богоматери" Гюго: Автореф. дис ... канд. филол. наук: 10.01.06 / Постовая Надежда Серафимовна; Донецкий национальный ун-т. - Донецк, 2002.
  • Евнина Е. М. Виктор Гюго. - М.: Наука, 1976. - (Из истории мировой культуры)
  • Карельский А. В. Гюго / / История Всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.
  • Сафронова Н. Н. Виктор Гюго. - Биография писателя. Москва "Просвещение". 1989.
  • Трескунов М. С. Роман Виктора Гюго "Девяносто третий год". - М.: Худ. лит., 1981. - (Массовая ист.-лит. Б-ка)
  • Hugo Ad?le. Victor Hugo Racont? par un T?moin de sa Vie, avec des Oeuvres In?dites, entre autres un Drame en Trois Actes: I?ez de Castro, 1863
  • Josephson Matthew. Victor Hugo, a Realistic Biography, 1942
  • Maurois Andr?. Olympio: La vie de Victor Hugo, 1954
  • Pironu? Georges. Victor Hugo romancier; ou, Les Dessus de l'inconnu, 1964
  • Houston John P. Victor Hugo, 1975
  • Chauvel AD & Forestier M. Extraordinary House of Victor Hugo in Guernsey, 1975
  • Richardson Joanna. Victor Hugo, 1976
  • Brombert Victor. Victor Hugo and the Visionary Novel, 1984
  • Ubersfeld Anne. Paroles de Hugo, 1985
  • Guerlac Suzanne. The Impresonal Sublime, 1990
  • Bloom Harold, ed. Victor Hugo, 1991
  • Grossman Kathryn M. "Les Miserables": Conversion, Revolution, Redemption, 1996
  • Robb Graham. Victor Hugo: A Biography, 1998
  • Frey John A. Victor Hugo Encyclopedia, 1998
  • Halsall Albert W. Victor Hugo and the Romantic Drama, 1998
  • Hovasse Jean-Marc. Victor Hugo. Avant l'exil 1802-1851, 2002
  • Kahn Jean-Fran?ois. Victor Hugo, un r?volutionnaire, 2002
  • Martin Feller, Der Dichter in der Politik. Victor Hugo und der deutsch-franz?sische Krieg von 1870/71. Untersuchungen zum franz?sischen Deutschlandbild und zu Hugos Rezeption in Deutschland. Marburg 1988.
  • Tonazzi Pascal, Floril?ge de Notre-Dame de Paris (anthologie), Editions Arl?a, Paris, 2007, ISBN 2-86959-795-9
  • Hovasse Jean-Marc, Victor Hugo II: 1851-1864, Fayard, Paris, 2008

7. Источники и ссылки


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам