Надо Знать

добавить знаний



Вильгельм Фуртвенглер



План:


Введение

Вильгельм Фуртвенглер. Портрет работы Эмиля Орлика

Вильгельм Фуртвенглер ( нем. Gustav Heinrich Ernst Martin Wilhelm Furtw?ngler ; 25 января 1886 - 30 ноября 1954) - немецкий дирижер и композитор.


1. Биография

Родился в Берлине. Его отец Адольф был археологом, мать - художницей, а брат Филипп - математиком. Большую часть детства Фуртвенглер провел в Мюнхене, где его отец преподавал в Университете. В раннем возрасте начал учиться музыке, тогда же заинтересовался творчеством Бетховена, с которой он был связан на всю жизнь.

В 20 лет Фуртвенглер дебютировал как дирижер: в программе концерта, в котором он дирижировал Кайма-оркестром (ныне Мюнхенский филармонический оркестр), была Девятая симфония Антона Брукнера, а также свое произведение - Largo h-moll (в переработанном виде включено позднее в Симфонию № 1). К этому моменту им уже было написано несколько музыкальных произведений, однако они получили прохладный прием и это обстоятельство, а также осознание финансовой нестабильности карьеры композитора побудило его сконцентрироваться на дирижирования. Работал в Мюнхене, Любеке, Мангейме, Франкфурте на Майне и в Вене; в 1920 году получил должность дирижера Берлинской государственной капеллы, в 1922 - в Оркестр Гевандхауз в Лейпциге (где он сменил Артура Никиша) и одновременно в знаменитом Берлинский филармонический оркестр. Дальнейшем стал музыкальным руководителем Венского филармонического оркестра, Зальцбургского фестиваля и Байройтский фестиваля, который считался самым высоким постом, который в то время мог занимать дирижер в Германии.

В конце второй мировой войны, в результате жесткого давления со стороны Нацистской партии Фуртвенглер уехал в Швейцарию. После войны опять занимался дирижированием, совершил множество записей. Умер в 1954 году в Баден-Бадене.

Наибольшую известность принесли Фуртвенглер интрпретации произведений Бетховена, Брамса, Брукнера и Вагнера. В то же время он пропагандировал современную музыку, среди современных произведений в его репертуаре - Концерт для оркестра Белы Бартока.


2. Отношения с нацистами

Связь Фуртвенглер с Адольфом Гитлером и Нацистской партией и его отношение к ним было предметом большой дискуссии. Когда нацисты пришли к власти в 1933 году, Фуртвенглер был настроен по отношению к ним крайне критически. В 1934 ему было запрещено дирижировать премьерой оперы Пауля Хиндемита Художник Матисс, и Фуртвенглер в знак протеста ушел в отставку со своего поста в Берлинской опере и с поста вице-президента Имперской музыкальной палаты. В 1936 году, когда разочарование Фуртвенглер в существующем режиме продолжало нарастать, ему был предложен пост главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, где он заменил бы Артуро Тосканини. Существовала большая вероятность того, что Фуртвенглер примет это приглашение, но сообщение из Берлинского отделения Ассошиэйтед Пресс, вероятно, заказное Германом Герингом, утверждало, что он хотел бы вернуться снова на свой ​​пост в Берлинской опере. Это вызвало изменение в отношении к нему в Нью-Йорке; приглашающая сторона предполагала, что теперь Фуртвенглер полностью поддерживает нацистскую партию. Хотя сейчас считается, что это не так (например, Фуртвенглер всегда отказывался салютовать нацистам), такая точка зрения преобладала до его смерти.

Нацисты хорошо относились к Фуртвенглер, он был важной фигурой в области культуры. Его концерты часто транслировались немецким войскам для поднятия духа, хотя он был ограничен в репертуаре, выполняя только то, что разрешалось властью. Его отношение к евреям по-прежнему вызывает полемику. С одной стороны, он часто увлекался еврейскими артистами, такими как Артур Шнабель, но с другой стороны он поддерживал бойкоты еврейских товаров и критиковал доминирование евреев в газетном деле. На процессе по денацификации Фуртвенглер был обвинен в том, что поддержал нацизм, оставшись в Германии, исполнял обязанности нацистского функционера, в антисемитских выпадах против Виктора где Сабата. Однако, все эти обвинения были полностью сняты [1].

В своем заключительном слове на процессе по денацификации Фуртвенглер заявил:

"Язнав, что Германию охватила ужасный кризис, но в то же время я был ответственен за немецкую музыку, и моей задачей было пройти через этот кризис без потерь. Опасения, что плоды моих трудов будут использованы для пропаганды, были ничем по сравнению с моим желанием сохранить немецкую музыку, музыку и выполнялись для немецкого народа его же музыкантами. Люди эти, соотечественники Баха и Бетховена, Моцарта и Шуберта, вынуждены были жить под властью режима, без остатка охваченного идеей тотальной войны. Тот, кто не жил здесь в те дни, не может судить о том, как это было ".

"Неужели Томас Манн [один из критиков позиции Фуртвенглера] действительно верит, что в гиммлеривський Германии всем было нужно запретить выполнять Бетховена? А может, он просто не представляет себе, что никто не нуждался больше, никто не желал сильнее услышать Бетховена и его голос свободы и любви, чем немцы, которые вынуждены жить в гиммлеривському царстве страха? Я не жалею, что остался и поддержал этих людей ".

[2]

Пьеса Британского драматурга Рональд Харвуд Мнения сторон (Taking Sides), поставленная в 1946 году в американской зоне оккупации в Берлине, посвящена обвинениям американских оккупационных войск против Фуртвенглер относительно служения последнего нацистского режима. В 2001 году эта пьеса была экранизирована Иштваном Сабо с участием Харви Кейтеля, роль Фуртвенглера сыграл Стеллан Скарсгард (Stellan Skarsg?rd). информация на сайте IMDB


3. Стиль дирижирования

Фуртвенглер имел уникальную дирижерской техникой. На видеозаписях Фуртвенглера заметно [3], что он совершает странные, порой неуклюжие, движения как будто находится в трансе медиум. Его жесты могут казаться не слишком связанными с музыкальным ритмом, а его физические движения одним из музыкантов оркестра характеризовались "как будто куклу дергают за веревочки" [4]. В результате музыканты ощущали на себе гипнотическое воздействие дирижера. Его лучшие выполнения характеризуются глубоким и полным звуком, парением мелодической линии и взрывами эмоциональных кульминаций, основанными на убедительном и логическому трактовке произведения. Многие комментаторы и критики причисляют его к крупнейшим дирижерам в истории.

Фуртвенглер был знаменитый неясностью и расплывчатость своих высказываний. Его ученик Серджиу Челибидаке вспоминает, что в лучшем случае он мог сказать "Ну, нужно просто слушать" (музыку). Карл Бриницер (Carl Brinitzer) из немецкого отделения Би-Би-Си пытался взять у него интервью, и пришел к выводу, что перед ним находится слабоумный ( англ. and thought he had an imbecile before him ). Запись, сделанная на репетиции Стокгольмским оркестром документально фиксирует, как Фуртвенглер едва членораздельно бормочет и напевает под нос. Тем не менее, Фуртвенглер остается одной из самых почитаемых музыкантами фигур. Даже Артуро Тосканини, который обычно считается полной противоположностью Фуртвенглер (и остро критиковал политическую позицию Фуртвенглер), однажды заявил в ответ на вопрос, кто, по его мнению, является крупнейшим дирижером мира кроме него самого: "Фуртвенглер!". Григорий Пятигорский в своих мемуарах называет Фуртвенглер "поэтом среди дирижеров". [5]


Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам