Виртуальное сообщество

Виртуальные сообщества ( англ. virtual communities, e-communities ) - Новый тип сообществ, которые возникают и функционируют в электронном пространстве (прежде всего посредством сети интернет) с целью содействия решению своих профессиональных, политических задач, удовлетворения своих интересов в искусстве, досуга и. Также: объединение пользователей сети в группы с общими интересами для работы в электронном пространстве с целью дальнейшего совершенствования сети.

Виртуальные сообщества - это реальные группы людей, для взаимообмена информацией используют электронные средства и сети. В свою очередь такие сообщества тоже могут объединяться в сетевые структуры на основе общих интересов (см. мережетворення).

Информатизация всех сфер деятельности современного человека и бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (Никто) создают все условия для реализации программ оперативного удаленного материальных и интеллектуальных ресурсов, распределенной по всему земному шару. Сегодня основная цель таких программ - создание универсального механизма решения сложных вопросов в науке, экономике, государственном управлении и других сферах деятельности общества, требующих для решения этих задач привлечения групп, коллективов, сообществ высококвалифицированных специалистов в различных сфер деятельности и широкого спектра материальных ресурсов и технологий, поставки которых в нужные (как правило, предельно сжаты) сроки ни одна коммерческая компания или группа компаний не может обеспечить в полном объеме - т.е. цель таких программ заключается в создании необходимых условий для объединения усилий большого количества творческих и производительных сил общества, деятельность которых непрерывно обеспечивается поступлением необходимых материальных ресурсов из любой точки мира.

В индустриальном обществе такое объединение в единую работающую структуру столь разнородных элементов, разделенных географическими расстояниями, границами, различиями в национальном законодательстве, мовгнимы барьерами, различиями в культуре, обычаях, традициях, а также в направлениях политики национальных правительств, потребовало бы значительных затрат времени и усилий, что ограничивало эффективность совместного участия различных сил общества в решении сложных задач в режиме цейтнота. Такая фактическая неповоротливость социальных систем индустриального общества делала его беззащитным перед любыми быстрыми изменениями структуры социальной организации и характера общественных отношений.

В такой форме взаимодействия социальные структуры могут сочетаться как временно (для решения конкретного вопроса или группы вопросов), так и на постоянной основе.


Характерные черты

1. Виртуальные социальные сообщества (ВСС) имеют те же качества, что и наднациональные информационные надкорпорации, что делает их опасным субъектом конкурентной борьбы и естественным противником информационных надкорпораций в борьбе за сферы влияния. Единственная разница, что отличает два этих типа социальных структур информационного общества, заключается в том, что в конкурентной борьбе надкорпорации в основном используют собственный информационный потенциал и интеллектуальные ресурсы, а виртуальные сообщества включают в свою структуру, объединяют идеологией и привлекают к собственной конкурентной борьбы чужие, не принадлежащие им материальные и интеллектуальные ресурсы, вполне заимствуя структурные элементы других социальных систем.

2. Крупнейшие, глобальные по масштабам своей деятельности и влиянию на общественные процессы ВСС имеют признаки суверенного государства - суверенитет; экстерриториальность, наличие собственных легитимных вооруженных сил (которые могут состоять как из подразделений силового воздействия служб безопасности, так и из специальных сил информационно-психологических операций); участие и международные организации, предусматривающие членство только для суверенных субъектов, что сближает их стратегические интересы являются национальными интересами традиционных государств, вовлекая в геополитическую конкуренцию за сферы влияния.

3. Так же, как традиционные государства и транснациональные информационные надкорпорации, ВСС является геополитическими субъектами и участвуют в геополитической конкуренции.

4. Способность ВСС мгновенно извлекать из структур социального общества и концентрировать распределены интеллектуальные и материальные ресурсы в любой точке пространства, в том числе - вблизи или внутри очагов международной напряженности или локальных информационно-психологических конфликтов, определяет:

? высокую мобилизационную способность сил и средств таких социальных систем к ведению и отображения информационно-психологической агрессии и войны;

? высокую способность восполнять недостаток сил и средств и потери в интеллектуальных и материальных ресурсах, черпая их прямо из общества (государств с развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой), не участвующего официально в конфликте на стороне данного ВСС.

5. Виртуальные социальные сообщества, благодаря заложенным в их деятельности принципам объединения пространственно распределенных интеллектуальных и материальных ресурсов для достижения собственных целей, в информационном обществе обладают исключительной проникающей способностью в любые социальные структуры и, в случае привлечения этих ВСС в информационный конфликт (информационно- психологическую войну), способны нанести своему противнику удар изнутри, используя для проникновения в его тылы и для создания в его коммуникационных сетях и социальных формациях собственных (входящих в данное ВСС) структур ведения агрессивных действий и информационной войны в качестве "строительного материала" элементы и составляющая социальная структура государства, ставших объектом их нападения.

6. Виртуальные социальные сообщества в результате любых изменений объединяя их структурные элементы целей (т.к. ВСС всегда создается для деятельности в определенном направлении, а для достижения определенной, конкретной цели) способны в кратчайшие сроки полностью изменить свой вид, форму существования в информационно- психологическом пространстве.

7. Виртуальные социальное сообщество создается его организаторами для достижения определенных целей на территории выбранной ими государства (или группы государств) из элементов социальной структуры этих государств и других субъектов информационно-психологической деятельности.

8. В связи с тем, что ВСС создаются их организаторами для достижения определенных целей на территории выбранного ими государства (или группы государств) из элементов социальной структуры этих государств и других субъектов информационно-психологической деятельности, главной уязвимостью ВСС является идеология, объединяющая разрозненные элементы, принадлежащие, к тому же, к различным социальных формаций, в единый организм (систему) и создающая мотивацию участия каждого из этих элементов в совместной деятельности по достижению задекларированных в официальной идеологии виртуального сообщества целей под общим централизованным виртуальным управляющим воздействием, выходящей из ядра ВСС.

9. Использование силами специальных операций военной (внешней) разведки, спецслужб и других участников информационного противоборства (информационной войны) принципов создания и использования в собственных целях виртуальных социальных сообществ создает благоприятные условия для ведения широкомасштабной разведывательной, диверсионной и партизанской войны в информационно-психологическом пространстве государств-конкурентов .


См.. также

п ? в ? р Интернет
Вещание

ТВ ? Радио ? Подкастинг ? СМИ ? Интернет-журналистика ? Гражданская журналистика ? Блог

Общение

Телефония ? Телеконференция ? Мгновенные сообщения ? Почта ? Группа новостей ? Веб-форум ? Чат ?

Троллинг
Информация

Реклама ? Рассылка ? Спам ? Каталог ресурсов ? Желтые страницы ? Поисковая система ? RSS-агрегатор ? Файлообмен

Бизнес
Культура
Другое

Доступ ? Коммуникационный протокол ? Глобальная сеть ? Точка обмена трафиком ? Интернет2 ? Доменное имя ? Онлайн ? Сетевой нейтралитет ? Цензура ? Хостинг ? Портал ? Всемирная паутина ( В ? Вики-проекты ? Семантическая паутина ? Веб-служба ? Веб 2.0) ? Укрнет ? Интернет-время ? Ботнет ? Дотком

п ? в ? р Информационная эра
Технологии Internet map 1024.jpg
Культура
Наука
Общество и среда
Исследователи
и теоретики
Войны
Информационное общество