Надо Знать

добавить знаний



Витраж



План:


Введение

США, часовня с витражами

Витраж ( фр. vitrage , От лат. vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла и других материалов, пропускающих свет.


1. Изготовление

Витраж - декоративный элемент в украшении окон с действительно декоративной целью, или как мера, когда необходимо скрыть неудачный вид из окна (например, глухую стену соседнего дома, в проеме 2-3 метра между зданиями). Выполняется из цветного стекла или цветной оргстекла, перепонки между такими стеклянными элементами соединяются. Раньше для соединения использовали олово, свинец, как металлы, легко поддавались обработке. Сейчас элементы стекла могут фиксироваться на прочной клеевой основе. Как правило, согласно одной из техник, викладуеться витраж на готовом листе стекла, из маленьких кусочков стекла. Соединение между кусочками стекла застывают, и окрашиваются в черный цвет. За окном с витражом может использоваться искусственная подсветка.


2. Генезис

Витражи в окнах готических соборов применялись не только с эстетических соображений, но и в связи с неумением средневековых мастеров выплавлять качественное стекло больших масштабов. Были известны еще в древнем Египте.

Цвет в сакральном витражи имеет символическое значение, но главная функция его - создание мистической атмосферы. Игра света, проникающего через окна сакрального сооружения должна дополнять ощущение благоговения, благоговение створеноих масштабом, декором и многократно подчеркнутым направлением святыни вверх, к неба. В сочетании с латиноязычный службой и григорианским хором готический витраж творил средневекового человека - аскетическое, набожного, покорного церкви, как учреждению.


2.1. Витражи средневековья в Европе

Орнаментальные витражи уже в романскую сутки сосуществовали с витражами сюжетными. Среди начинающих - витражные мастера Германии и Франции.

Особое место в создании витражей суток готики заняла Франция, страна, где готическая архитектура фактически родилась и которую соседние страны Считалось образцовой. Чем больше становились окна готических соборов, тем больше становились и витражи. Доля монументальной живописи на стенах готических соборов значительно уменьшается из-за фактического исчезновении стены, прорезанной стрельчатыми окнами. Окна готического собора Нотр Дам де Пари уже были 12 метров высотой. Но витражи 13 века в соборе позже уничтожены. Роль монументальной живописи берут на себя алтарные картины и частично - сюжетные витражи.

Витражами украшали не только соборы, но и небольшие часовни в замках вельмож и короля. Наиболее знаменитая - Сен Шапель в Париже, построена в 1243-1248 гг. Часовня имеет высокие фундаменты, тогда как верхняя часть - настоящий архитектурный фонарик, стены которого полностью заполнены витражами.

  • Модель Сен Шапель

  • Так называемая роза Сен Шапель (круглое окно-витраж)

  • Алтарная часть Сен Шапель

  • Древние витражи Сен Шапель

Значительная ценность изготовления - не останавливала. Чтобы украсить Шартрский собор витражами, объединились 43 ремесленные корпорации города. Ремесленники, однако, приказали мастерам сделать вставки в храмовые витражи - сцен труда ремесленных корпораций и их эмблемы. Заказчики-виноделы витражей Мана договорились жертвовать храма именно витражи, а не свечи, потому согласились, что свечи прогорят и исчезнут, а витражи сиять своим светом долгие годы.

Строители прежде выводили стены и своды, что давало возможность работать под крышей и выложить пол, вставить витражи в окна, оборудовать интерьер.


2.2. Витражи в сутки возрождения

Св. Екатерина Александрийская. Витраж с севера Нидерландов. 1475

Витражи не исчезают в сутки возрождение. Но уступают место (через значительные расходы и большую трудомисткись) скульптуре и рельефам, живописи монументальной и станковой картине. Сам витраж невольно приближают к станковой картине, что не сказалось хорошо на характерных особенностях отрасли. До создания витражей привлекаются выдающиеся художники, выполняющих как станковые картины, так и картоны для витражей, но отрасль понемногу приходит в упадок. Картон для витражей делали


2.3. В 19 веке

Период упадка понемногу сменился на оживление интереса к витражей лишь в 19 веке. Но были потеряны как значительные произведения средневековья (побиты камнями витражи во Франции в годы революции 1789-1793), так и потерянные средневековые секреты и технологии их создания. Мастера Западной Европы работают над восстановлением забытых технологий и открывают новые (рецепты варки стекла, его окраска, использование меди вместо свинца в перегородках и т.п.). В Европе, например, изготовлением витражей занималась "Мастерская живописи на стекле" при Королевской мануфактуре фарфора в городе Мюнхен, но спрос на витражи рос и не удовольнявся.

Возникают даже дешевые заменители витражей - роспись прозрачного стекла масляными красками без фиксации, наклейки прозрачного бумаги с цветными рисунками на стекле.

Особенностью использования витражей в 19 в. стало их использования не только в соборах. В сутки эклектики витражами украшают дворцы старой и новой буржуазной элиты, новейшие общественные учреждения - банки (дворцы для денег), железнодорожные вокзалы, выставочные павильоны.

Витражи 19 века очень приближены к современному им живописи и более интересные образцы возникают только во время копирования древних образцов или в стилизатора. Среди выдающихся стилизаторв суток - творческое объединение прерафаэлитов в Англии


2.4. Витражи прерафаэлитов

Мария, витраж Бьорн-Джонса, 1872 г.


Представители объединения провозгласили авторитетами для себя художников дорафаелевои суток. Это был и протест против помертвевшими академизма, считал произведения Рафаэля Санти образцами, и переоценка устоявшихся художественных ценностей. Прерафаэлиты логично обратились к произведениям переходного периода от средневековья к возрождению, а затем и к произведениям средневековья. Поэтому обращались к стилизаторского восстановление средневековой и ренессансной книжной миниатюры, до картин библейской тематики, к созданию картонов для Аррасе, картонов до витражей. Особенно удачные образцы создал Эдвард Берн-Джонс (1833-1898).

Витражи по его картонами удачно обыгрывают декоративные качества растений, надписей готическим шрифтом, условный одежду библейских персонажей с длинными морщинами, яркие или тусклые (витражи "Адам", "Христос - добрый пастырь", "Благовещение", "Поклонение волхвов").


2.5. Витражи стиля модерн (сецессия)

Особое место в искусстве витраж занял в сутки стиля модерн (сецессия). Накопленный опыт и усовершенствования технологий создания витражей дали небольшой, но расцвет витражных техник. В эпоху модерн наконец прошла отказ от копирования живописи, а возникают собственные композиции на основе витражной специфики. Среди городов, где сохранились значительные коллекции витражей эпохи модерн как столицы (Вена, Санкт-Петербург, Париж, Лондон), так и новые буржуазные центры ( Львов в Украине, Барселона в Испании, Манаус в Бразилии, Москва в России и т.д.). Картон для витражей творили


2.6. Технология Тиффани

Известный дизайнер Тиффани совершенствовал как производство самого стекла, так и технологию изготовления витражей. Владелец стекольного завода, он создал новые виды стекла с цветными гаммами. Подобное стекло не потребовало дополнительного обработки поверхности и после нарезки по лекалам сразу можно начинать формировать будущий витраж. Вместо свинца Тиффани использовал перепонки из меди, а выложен рисунок фиксировали оловянно пайками. Началось изготовление витражных абажуров для ламп, где витраж произведено на волнистой или дугообразной поверхности. Витражные абажуры Тиффани были очень популярны, хотя не были главной продукцией дизайнера, стали предметом копирования другими производителями.

Плоские витражи Тиффани обычно имели растительный характер и декоративное назначение.


2.7. Витражи в 20 веке

Первая мировая война и трагические события начала 20 века побудили исчезновения стиля модерн и приостановление создания витражей. Но Опыты по технологиям и новым материалам не прекратились. Коснулось это и создание витражей. В 20 веке новый этап развития должен витраж сакральный, посвященный церкви, так и светский, нецерковный. В 20 веке витраж вобрал всю бурную стилистику суток от условного реализма географических карт до абстракционизма, от взрыва красок к стилистике сине-белого без использования других цветов.

  • Fairy Tales by Hans Andersen (Harry Clarke). Jpg
  • Gebrandschilderde kaart van Nederlands West Indie in het Curacaos Museum.JPG
  • Boze Cialo-witraż.JPG
  • Fisher Fine Arts Library.JPG

2.8. Интересные

Фрагмент витража "Богородица с прекрасного стекла", Кафедральный собор Богоматери (Шартр)
  • Витражная орнамент в древнем английском монастыре св. Павла датируют 686 годом нашей эры. Это - один из первых случайно сохранившихся витражей Западной Европы. Его выполнили из неоднородного, непрозрачного стекла с приложениями тонких, полупрозрачных каменных пластин.
  • Общая площадь витражей, случайно сохранившихся в Кафедральном соборе Богоматери (Шартр), Франция, к началу 21 в. составляет около 2000 м . Это более 150 соборных окон, древний витраж собора - 12 века.
  • Среди древнейших витражей на территории Украины - фрагмент витража 13 века из Франции с изображением апостола Павла ( Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев.
  • Уменьшение цены на создание витражей сделало их более доступными небогатым слоям населения. Одно витражное окно позволил себе писатель Чехов Антон Павлович в усадьбе Мелехово.
  • Среди художников, обращавшихся к созданию витражей конце 19 века - художник Михаил Врубель.
  • Самые крупные по размерам витражи в 20 веке созданы в Австралии.

3. Галерея


Источники

  • Всеобщая история искусств, Т 2, М. "Искусство", 1960
  • Муратова Е.Н. "Мастера французской готики", М. "Искусство", 1988
  • Иванов Е. Ю. Каталог-путеводитель по витражам Санкт-Петербурга. СПб., 2001.
  • Волобаева Т. В. Петербургский Витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники. / 100 лет петербургского модерна. С. 187-204. СПб., 2000.
  • Аль Нуман Л., Глазков А. Витраж в архитектуре. М., 2006.
  • Рагин В., Хиггинс М. Искусство витражей. Вот истоков к современности. М., 2006.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам