Витте Сергей Юльевич

Сергей Юльевич Витте ( рус. Сергей Юлиевич Витте * 29 июня 1849, Тифлис - ? 13 марта 1915, Петроград) - руководитель Юго-Западных железных дорог (1880 - 1889), министр финансов и путей сообщения, председатель Совета министров царской России с октября 1905 по апрель 1906 года, один из инициаторов Манифеста 17 октября 1905 года; революционный подъем пытался погасить политическими мерами, не прибегая к репрессий, с его именем связан экономический рывок 1890-х годов, одновременно выступал сторонником великодержавницких идей. Титул графа получил за удачное выполнение дипломатической миссии - заключение летом 1905 года Портсмутского договора, выгодного для России, потерпевшей поражение в Русско-японской войне. Почетный гражданин города Сарапул, Удмуртия.


1. Жизнеописание

Сергей Витте родился 29 июня 1849 года в Тифлисе в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в XVII в. По матери - дочери члена главного управления наместника на Кавказе - родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой Сергея Юльевича по этой линии была Елена Петровна Блаватская, основательница теософского учения.

В 1860-е годах учился на физико-математическом факультете Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца, Юлия Федоровича Витте, семья не могла оплатить его обучение.

Начал сразу же работать начальником перевозок на Одесской ветке Юго-Западных железных дорог. В годы русско-турецкой войны (1877-1878) отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог.

Изданная им 1883 книга "Принципы железнодорожных тарифов перевозки грузов" принесла ему известность в финансовых кругах (в дальнейшем дважды переиздавалась в дополненном виде).

В это время Витте также писал для газеты "Русь", которую издавал Иван Сергеевич Аксаков, сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.

В 1889 году Сергей Витте был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов.

С февраля 1892 года он становится министром путей сообщения, а с августа 1892 года, в связи с отставкой министра финансов Вышнеградского занял его пост.

По инициативе Витте были осуществлены значительные экономические меры: была введена Винная монополия (1894); сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развернуто железнодорожное строительство (1890-е годы) осуществлена ​​денежная реформа (1897), по которой был введен золотой обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото.

22 января 1902 Витте основал "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности", на котором были сформулированы положения, использованные впоследствии Столыпиным. Тогда местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворного. Но Николай II не решился на проведение реформ, и "Особое совещание" 30 марта 1905 года была закрыта.

В годы русско-японской войны Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии.

В августе 1903 года Витте был назначен на пост председателя Комитета министров, на этом посту возглавил делегацию, подписавшему Портсмутский мирный договор 1905 года с Японией, за что получил графский титул.

С октября 1905 по апрель 1906 года Витте был председателем Совета министров. При Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 настоял на либеральной программе уступок общественности, нашла свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 года.

В то же время Витте был инициатором карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания.

В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков, что укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако из-за растущей критику своих действий, как со стороны дворянства, так и со стороны буржуазии, Витте вынужден был подать в отставку. Отставка была принята 16 апреля 1906 года.

Последние годы жизни Витте провел в Санкт-Петербурге (в 1914 году переименованном в Петроград) и за рубежом. Оставаясь членом Государственного совета, он участвовал в работе Комитета финансов, председателем которого оставался до самой смерти.

В 1907-1912 годах написал биографическую книгу "Воспоминания".

Сергей Витте умер 13 марта 1915 года в своем особняке в Петрограде и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

В 1999 году на фасаде особняка Витте установили мемориальную доску с текстом: "Здесь с 1899 по 1915 год жил выдающийся деятель России Сергей Юльевич Витте".


2. Интересные факты

Первым в Российской империи придумал как повысить эффективность использования паровозов. Ранее локомотив находился в движении до тех пор, пока была работоспособной бригада. А когда машинист отдыхал, паровоз простаивал (т. н. Европейская система эксплуатации паровозов). Сергей Юльевич, не дожидаясь разрешения из столицы (в связи с необходимостью скорейшего перевозки войск на фронт в условиях русско-турецкой войны (1877-1878)), начал менять бригады машинистов по истечении определенного срока, и паровоз стал работать непрерывно, простаивая только в случае ремонта или изменения масла (т. н. американская система эксплуатации паровозов).

Первым в России применил выдачу ссуд под хлебные грузы. Эти и другие нововведения позволили поднять чистый доход железной из 470 тысяч рублей в 1880 году до 13 миллионов рублей в 1889 году [1].


3. Сноски