Надо Знать

добавить знаний



Владимир Святославич


Владимир Великий.jpg

План:


Введение

Владимир Святославич ( д.-рус. Володимѣръ Святославича , 958 ? - 15 июля 1015) - руский государственный и политический деятель из варяжской династии Рюриковичей, князь новгородский ( 958 - 980), великий князь Киевский ( 980 - 1015). Сын Святослава Игоревича, великого князя Киевского, и его любовницы-рабыни Малуши. 988 года крестил Русь, первым из русских князей начал чеканить собственную монету. Канонизирован Католической и Православной церквами как Святой равноапостольный князь Владимир. Известен также как Владимир Великий, Владимир Святой, Владимир И.


1. Биография

1.1. Рождение и детство

Сын великого князя Киевского Святослава I Игоревича и его любовницы Малуши, дочери Малка Любечанина, которая служила экономкой княгини Ольги. Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав - около 977, откуда историки выводят годом рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет.

Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжского летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутини, куда разгневанная Ольга отослала Малушу.

" "Володимиръ бо бе отъ Малки, ключницы Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, - и бе Добрыня дядя Владимира; и бе рожение Володимер въ Будутине веси, тамо потому въ гневе отслала ея Олга, село так бяше ея тамо, и умирая даде его святей Богородици "( Никоновская летопись). "

В русской исторической литературе были попытки доказать, что Будутино - это село Будник (сейчас урочище Буденик) под Псковом. Однако серьезных подтверждений, которые бы доказывали эту версию, нет. Украинский исследователь Ю. Диба выдвинул версию, что Будутино - это современное волынское село Будятичи, которое является окраиной города Нововолынска [1]. Упоминание о церкви Пресвятой Богородицы, которой было передано летописный Будятино, корреспондируется с документальными свидетельствами XV вв., По которым Будятичи принадлежали угодий древнего Зимненский Свято-Успенского Святогорского монастыря.

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под наблюдением княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, поскольку в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.


1.2. Завоевание киевского престола

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году в разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, которую поднял киевский воевода Свенельд. Сын воеводы, Февраль был убит слугами Олега, за что тот подстрекал князя Ярополка пойти войной против брата. Во время боевых действий Олега убили воины, скинув с коня.

Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и в 980 году начал войну против киевского князя.

Владимир захватил город Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную прежде Ярополка, он насильно взял в жены. Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. Согласно летописи слуга Ярополка по имени Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родня, запугав мятежом киевлян.

В Родни Владимир заманил Ярополка на переговоры, где двое варягов "подняли его мечами под пазухи". Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню [2], Владимир взял в наложницы.

Когда варяжское войско требовало себе службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть варягов Владимир оставил себе для управления городами.

Согласно летописи Владимир князем в Киеве в 980 году. Согласно самом раннем Житию Владимира монаха Якова ("Память и похвала князю Владимиру, 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года. По ряду хронологических соображений кажется более вероятной дата 978.


1.3. Языческое правления

Новый князь киевский (превозносился также хазарским титулом каган [3]) принял меры по реформации языческого культа. Построил в Киеве капище [4] с идолами шести главных богов славянского язычества ( Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь ввел, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам.

Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с христианством, что утверждалось при его предшественнике. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте пантеона Владимира остатков каменного строения со следами фресковой живописи, есть церкви, которая могла быть построена Ярополком. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси - варяги Федор и Иван.

Повесть временных лет так передает образ жизни Владимира до крещения:

"Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены [...], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и испорченный девушек ".


Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех прежних языческих жен. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг. [5]


2. Походы

Серебряник князя Владимира. Отрисовкой

В 981 г. "Идет Владимир на Ляхи и взя грады их Перемышль, Червен и иныа грады, иже есть под Русью" . Успех Владимира связан также с тем, что ему удалось договориться с отдельными из хорватских племенных князей. Того же года "и вятичей и наложил на них дань от плуга, как и отец его брал."

982 г. Владимир вторично пошел походом на вятичей, которые восстали против князя. 983 г. "Пошел Владимир на ятвягов и взял землю их". В 985 г. Владимир Святославич выступил против Волжской Булгарии. Война продолжалась с переменным успехом и скоро обе стороны согласились на мир. Условия его устраивали больше Булгар, потому булгары клялись, что "тогда не буди между нами мира, егда камень начнет по воде плавать, а хмель погрязнуты". Мир с Булгарией был скреплен очередным браком.

Главным же результатом Херсонесского войны (осень 987 - весна 988 гг) было не только принятие христианства на Руси ( 988 г.), но и союз с Византией, скрепленный браком с принцессой Анной, дочерью императора Романа II ( 938 - 963 гг.) Анна родилась в 963 г. и умерла в 1011 г.

Владимир Святославич первым из киевских князей стал чеканить собственные монеты. Златник Владимира весил 4,2 г и был равен по стоимости византийской номизма и мусульманском динар. Это была высокохудожественная монета с гербом-тамгой трезубцем, портретом князя и словесной легендой. На обратной стороне было изображение Христа Спасителя. Такими же были и ранние сребреники легенде "Владимир на столе - а это его серебро". Позднейшие сребреники на обороте замеса изображение Христа Спасителя имели только тризуб.

Владимир-Василий Святославич умер 15.07. 1015 г. в своей пригородной резиденции Берестове. Останки Владимира были ночью тайно перевезены в Киев и захоронены в мраморном саркофаге в построенной им Десятинной церкви.


3. Крещение

8 лет на Старокиевской горе напротив княжеского двора простоял оборудован Владимиром храм-капище, олицетворяя последнюю волну язычества. В то время единобожия в различных формах ( христианство, мусульманство, иудаизм) уже распространилось по тогдашнему миру. На тогдашних восточнославянских землях (особенно в крупных городах) рядом с язычниками существовали сообщества христиан, мусульман, евреев и т. д. Стоял вопрос выбора одного из единобожних вероучений в качестве государственного. После долгих колебаний Владимир Великий вместе с окружением остановил свой выбор на православии (христианстве) - вероучении наиболее влиятельной сверхдержавы тогдашнего мира - Римской (Ромейской) империи (точнее ее восточной части).

Окруженная соседями-христианами - поляками, чехами, болгарами, византийцами - Русское государство стояло на пороге перелома, который должен окончательно ввести ее в круг христианской цивилизации, однако непосредственным толчком стали причины политико-династические. Осенью 987 г. главнокомандующий восточной византийской армии Варда Фока провозгласил себя императором; вскоре узурпатора признали Малая Азия, Армения и Грузия. Законному императору Василию II в Македонянин (976-1025) грозила катастрофа, и он обратился за помощью к киевскому князю, послав к нему посольство зимой 987-988 г. Тот согласился, но при условии, что Василий II отдаст ему руку своей сестры Анны; в соглашения был внесен еще один пункт - Владимир обязывался креститься вместе со всем народом своей страны, а они народ великий (как запишет один из тогдашних восточных авторов).

Весной 988 г. 6-тысячная армия русов вместе с войском императора разбила вооруженные силы Фоки. Трон был таким образом спасен, но Василий II не торопился отдавать Багрянородный, есть царственная от рождения сестру за варвара. Однако вооруженный поход Владимира на Херсонес (Корсунь), когда город был взят и разорено, а в Константинополь направлена ​​угроза совершить со столицей империи то же, сделали византийского правителя сговорчивым. Поэтому, получив обещанную Багрянородный Анну, Владимир отправился с ней в Киев.

Основные составляющие сюжетной линии Корсунской легенды, в которой отражены события Владимирова крещения, буквально совпадают с поверьями, связанными со святым источником и чудотворной иконой Пресвятой Богородицы в с.Будятичах (отождествляемых с местом рождения Владимира). Это обстоятельство свидетельствует о том, что в Будятичах функционировали легенды о Святителя Руси. Доказательством давности этой легендарной традиции, которая не испытала влияния кабинетного интерес летописям, является отсутствие прямого употребления имени Владимира [6].

Время и место его личного крещения дискуссионные, зато принудительное обращение киевлян, совершенное сразу после Корсунского похода, летопись уверенно датирует 988 году, описывая его так:

И когда прибыл, повелел сбросить кумиров - тех порубить, а других огня отдать. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить с горы по Боричевом [спуска] на Ручай, и двенадцать мужей колотить [его] палками ... Затем послал Владимир своих по всему городу, говоря: "Если не появится кто завтра на реку - богатый или бедный, или нищий, или раб, - то мне врагом ... "А назавтра вышел Владимир с попами цесарицинимы и корсунскими на Днепр. И сошлось людей без счета, и влезли они в воду ... попы, стоя, молитвы. И была видна радость на небе и на земле, стольких спасаемых душ ...

О радости большой, то летописец, следует думать, преувеличил. Христианизация по всей Европе продвигалась с трудом, преодолевая вспышки сопротивления. Не стала исключением из общего правила и Русь. Так, жителей Новгорода удалось окрестить только в следующем году, и то в злой сечи. Почти через сто лет летопись фиксирует вспышки языческой реакции в Новгороде, Ростовской земле и Киеве. Консервативный из обрядов - погребальный - хранил элементы язычества до рубежа XII-XIII вв. Ярким феноменом этажного укоренения христианского мировосприятия является языческие реминисценции знаменитого Слова о полку Игореве (конец XII в.): Автор практически не апеллирует к христианской символики, зато пространно ссылается на языческую, вспоминая Даждьбога, Велеса, Хорса, Стрибога и др..


4. Семья

4. Игорь I (~ 887 - 945)
2. Святослав I ( 942 - 972)
5. Ольга (~ 903 - 969)
1. Владимир I ( 956 ~ 958 - 1015)
6. князь Мал (?)
3. Малуша
7. неизвестна

4.1. Жены и дети

Владимир и Рогнеда

До принятия христианства Владимир удерживал большой гарем. 300 наложниц у него было в Вышгороде, 300 - в Белгороде, 200 - в Берестове. Но летописцы фиксировали только "законные браки" князя и детей от них. В 969 г. он был посажен отцом в Новгороде, где от его имени управлял брат его матери Добрыня.

С лета 980 г. третьей женой Владимира стала вдова Ярополка I Святославича. Когда от этой связи родился Святополк I, противники Владимира говорили, что он "от двою отцу, от Ярополка и от Володимера". Дальнейшая судьба "гречанки" неизвестна.


5. Князь Владимир на деньгах

Учитывая общепризнанный влияние Владимира Великого на развитие государственности и общественной жизни на землях современной Украины, он изображен на лицевой стороне всех различных видов одногривневых банкнот и двух монетах. Также памятник Владимиру Крестителю на Владимирской горке в Киеве был изображен на купюре 100 000 купонов. Портрет Владимира Святославича изображен на банкноте номиналом 1 гривня.


1 grivna vladimir 3.jpg
Vol vel R.jpg
1 Hryvnia 1992 front.jpg
100000-Kupon-1994-front.jpg
Монета 1 гривня 2004 года. Памятная монета Владимир Великий. 1 гривна образца 1996 года. 100 000 купонов.

6. Ресурсы интернета


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам