Надо Знать

добавить знаний



Владимир Янкелевич


JankelevitchPhP.JPG

План:


Введение

Владимир Янкелевич [1] ( фр. Vladimir Janklvitch , 31 августа 1903 в г. Бурж, Франция - 6 июня 1985, Париж, Франция) - французский философ и музыковед.


1. Биография

Бурж - родной город Янкелевича

Владимир Янкелевич родился 31 августа 1903 года в городе Бурж (Франция) в семье еврейских интеллектуалов, которые переехали во Францию ​​с Одессы. Его отец, Самуэль Янкелевич был врачом, популяризатором учения Зигмунда Фрейда, а также переводчиком (переводил произведения Гегеля, Шеллинга, Фрейда).

Школьные годы Янкелевич провел в Бурже и Париже, где посещал престижные Лицей Монтень и Лицей Луи-ле-Гран. В 1922 году он становится студентом философии в Высшей нормальной школе. В 1923 году знакомится с философом Анри Бергсоном, с которым оставался в дружеских отношениях до смерти Бергсона. Философская концепция Бергсона и вообще его фигура оказали большое влияние на интеллектуальное и нравственное развитие Янкелевича.

В 1924 году Янкелевич защищает дипломную работу, посвященную древнегреческому философу Плотину. Публикует статьи на темы философии жизни и мистицизма в российских журналах. В 1926 году Преуспевающие сдает государственные экзамены и в 1927 году получает должность учителя во Французском институте в Праге ( фр. Institut Franais Prague ). В Праге он живет и работает более пяти лет. В статьях этого периода выкристаллизовывается его философская виталистська концепция. В 1929 году публикует первую статью из музыковедения, посвященную Листом. В 1931 году выходит его первая книга "Анри Бергсон".

Вернувшись в Париж, Янкелевич завершает в 1933 году свою докторскую диссертацию "Одиссея сознания в философии Шеллинга". Работает учителем в Кане и Лионе, а с 1936 года - в должности профессора в Тулузе и Лилли. После оккупации Германией Франции теряет в 1940 году вследствие дискриминационных законов режима Виши профессорскую должность и французское гражданство. В 1941 году присоединяется к французского сопротивления.

После освобождения Франции в 1944 году работает на радио в Тулузе. В 1947 году ему возвращают профессорское звание и должность в Лилле. В этом году он женится. В 1951 году становится профессором кафедры нравственной философии Сорбонны. В 1954 году публикует работу "Первая философия", свою главную работу по метафизике. С 1963 года преподает также и в Свободном университете Брюссель.

После войны Янкелевич отвернулся от немецкой философии и музыки, поскольку считал, что немецкая культура не только оказалась неспособной остановить холокост, а наоборот Холокост вырос с немецкой культуры. [2] Он активно участвовал в дебатах о сроке давности нацистских преступлений и против безусловного французско -германского сближения.

В 1979 году Янкелевич вышел на пенсию. Он умер 6 июня 1985 года. Похоронен на кладбище Шатен-Малабри.


2. Философская концепция

Философия Янкелевича, особенно его ранние работы, близка по духу к философии Бергсона и Зиммеля. Опираясь на понятие "момента" в интерпретации Бергсона, Янкелевич развивал дальше философию жизни и даже вышел за рамки этого направления, сделав центральной темой своих исследований понятие смерти. Истоки философской концепции Янкелевича следует искать в философии Плотина, немецком идеализме и русском мистицизме. В культурологических работах можно наблюдать влияние Ницше. Центральное место человека в его рассуждениях побудило некоторых интерпретаторов причислять его к философам, близких к экзистенциализма, хотя сам Янкелевич всегда отвергал такую ​​связь.


2.1. Моральная философия

На выбор тем Янкелевича-философа очень повлияло на его опыт борьбы в движении сопротивления. Он писал о невиновности, зло, упадок, ложь, парадоксальность морали, серьезность, тяга к приключениям, прощения. Янкелевич не разрабатывал философской системы, а как типичный приверженец философии жизни ( нем. Lebensphilosophie ) Анализировал жизненные впечатления и ощущения через призму категорий рассудка. По его мнению, абстрактные философские модели не спробожни понять серьезность человеческой экзистенции и субъективной ситуации.


2.1.1. Свобода и ответственность

В отличие от экзистенциализма, где свобода выступает как произвольная возможность выбора, Янкелевич отстаивал бергсонивську концепцию свободы, за которой свобода относится не к сфере мысли и речи, а к сфере действия. Свобода не выражается в рассуждении брать или не брать на себя ответственность, свобода и ответственность - идентичны. Янкелевич определяет ответственность как решение в пользу добра, которое должно быть вполне искренним и не должно маскироваться за "философскими псевдопроблемами", такое решение освобождает человека. Таким образом, свободный человек - это человек, который действует вполне аутентично и самостоятельно, реализует себя такой, какая она есть, не прячется за словами и освобождает себя действием.


2.1.2. Ложь

В работе "О Ложь" ( фр. Du Mensonge ) Янкелевич подчеркивает особое значение чувственной действия. Он отвергает классическую одностороннюю вину во лжи и утверждает, что здесь следует говорить о совместной ответственности обеих сторон. Ложь происходит с "соревновательного соперничества" и "невозможности сосуществования", как это бывает, например, в иерархических структурах. Как спасительная идея в критических ситуациях или как лукавая выдумка для проталкивания собственных интересов, ложь дает возможность избежать насилия, однако на длинную перспективу она слишком неустойчива, поскольку все время требует нового украшения. Дополнительный риск для того, кто распространяет ложь, составляет постепенная деградация подлинности и искажение собственного образа. Для правильной интерпретации лжи важнее не острый ум, а острое психологическое восприятие. Главная причина лжи, за Янкелевича, - это нехватка великодушия, которая является источником найденной экзистенции. Большего морального осуждения, чем ложь, требует бессердечно правда, ведь ее последствия могут принести много вреда. Оправданной ложь, которая например, позволяет человеку избежать несправедливого преследования.


2.1.3. Прощение

В дискуссии о сроке давности преступлений нацизма Янкелевич считал, что Холокост является проявлением неестественного, "сутого, онтологического зла", [3] именно поэтому невозможно мерить эти преступления обычными мерками. По его мнению, не имеют срока давности преступления, которые отрицают человека в самом человеке. Янкелевич остро критиковал отношение к прошлому в послевоенной Германии. Главными пунктами его критики были: отсутствие духа покаяния, коллективная амнезия, акционизм, под которым маскируется антисемитизм, умаление нацистских преступлений через сравнение с сталинизмом, нежелание конфронтуватися с черными страницами истории. Юристы не имеют права прощать от имени жертв, ведь таким образом они создают легальную и легитимную основу для забвения. Хранить память о событиях прошлого - это не единственная морально оправдана действие.


2.2. Метафизика

Вследствие захвата Янкелевича российскими и испанскими мистиками, его концепция не вписывается во французскую философскую традицию, для которой характерен эмпиризм и материализм. Он считал, что методы естественных наук непригодны для анализа гуманитарных явлений. Он отличал три уровня анализа бытия - эмпирия, метаемпирия и металогика - каждый из которых имел свою отдельную сферу. Предметом металогики, которую Янкелевич также называл первой философией является "почти ничего" ( фр. presque rien )


2.2.1. Почти ничто

Книга Янкелевича "не знать что и почти ничто"

Термином "почти ничего" Янкелевич обозначает временной отрезок, длительность которого настолько малой, что появление и исчезновение происходят почти одновременно. "Почти ничего" осознается только тогда, когда оно мажет исчезло. "Почти ничего" - это наиболее возможное приближение бытия к небытию, посюсторонней к потустороннему. "Почти ничего" - это не любой момент цепи событий, а отдельная, изолированная момент, не имеет будущего и является лишь обломком развития. По мнению Янкелевича, приблизиться к метафизическому можно только интуитивным путем, нащупав и тут же потеряв то "почти ничего". [4]


2.2.2. Смерть

Главное произведение Янкелевича - книга "Смерть"

Возможно представление о нищоту существования и сознания? Можно рассуждать о смерти? В самом начале своего главного философского произведения "Смерть" ( фр. La Mort ) Янкелевич заявляет, что о смерти почти ничего нельзя сказать: мы знаем лишь, что она наступит, и вообще стараемся вычеркнуть из памяти скандал смерти, украсить ее или тешить себя потусторонними надеждами. Янкелевич воспринимает смерть как орган-препятствие, как орудия и препятствие, ведь загробной кладет конец любой деятельности, с другой стороны сознание поднимает стоимость отдельных моментов на фоне быстротечности жизни. Таким образом смерть выступает как парадок: наделен смыслом нонсенс, ведь она уничтожает жизнь и лишает его смысла, и одновременно выступает как необходимая предпосылка для создания смысла на уровне индивиду.


3. Музыковедение

Янкелевич издал двенадцать книг, посвященных музыке и своим любимым композиторам. Из представителей романтизма и импрессионизма его особенно интересовали Лист, Форе, Дебюсси и Равель. Для Янкелевича музыка имеет не только эстетическую, но и философскую функцию: она способна выразить невыразимое, то "почти ничего", что придает жизни смысл.

4. Янкелевич и Украина

Семья Янкелевича происходит с Украиной (г. Одесса). Сам Янкелевич, хоть и родился во Франции, через родителей был хорошо знаком с русской и украинской культурами. В своих произведениях он часто ссылается на русских классиков (Л. Толстой, Достоевский, Л. Андреев, М. Мусоргский, Рахманинов), но также и реалии из украинского фольклора. Так, например, в книге "Смерть", в разделе "Размышления о смерти" он вспоминает жанр мысли, украинской песни математического характера, как пример романтической медитации и сладкого мечтания, в том числе и о смерти. [5]

На сегодня задел Янкелевича в Украине еще малоизвестен. Рецепцию его философии можно ожидать разве с появлением украинских переводов. Однако в его философской концепции обращалась Оксана Забужко в своей книге о Лесю Украинку "Notre Dame d'Ukraine. Украинской в конфликте мифологий, рассматривая смерть и любовь двух онтологические экстремумы - вечно повторяющиеся (природные) и вечно неповторимые (каждый раз индивидуально уникальные). [6]

На философскую концепцию Янкелевича ссылаются авторы украиноязычного варианта "Европейский словарь философий" (Киев: "Дух и Литера", 2009) в разделах "Мир" и "Прощать".


5. Произведения

5.1. Философия

  • 1931: Henri Bergson, Paris Alcan, 293 p. ; 1959, 2e d. aug., Paris PUF, 300 p. ; 1989, d. d. Quadrige, 300 p.
  • 1933: L'Odysse de la conscience dans la dernire philosophie de Schelling, Paris, Alcan, 357 p. Nouvelle dition, d. L'Harmattan (2005).
  • 1933: Valeur et signification de la mauvaise conscience, Paris, Alcan, 159 p. ; 1966, La Mauvaise Conscience, 2e d. aug., Paris, Aubier-Montaigne, d. d. 1982.
  • 1936: L'Ironie, Paris, Alcan, 149 p.; 1950, l'Ironie ou la bonne conscience, Paris, 200 p. ; 2e d. Paris, PUF; d. d. Paris, Flammarion, 1979, 200 p.
  • 1938: L'Alternative, Paris, Alcan, 220 p. ; 1963, chap. 2, L'Aventure, l'Ennui, le Srieux, Paris, Aubier-Montaigne; 1994, Premires et Dernires Pages, Paris, Seuil, chap. 8.
  • 1942: Du mensonge, Lyon, Confluences, 128 p. ; 2e d. 1945.
  • 1947: Le Mal, Cahiers du Collge philosophique, Paris, Arthaud.
  • 1949: Trait des vertus, Paris, Bordas, 847 p.
  • 1954: Philosophie premire, introduction une philosophie du presque, Paris, PUF, 268 p. ; 2e d. 1968, 1985, Quadrige, d. d.
  • 1956: L'Austrit et la vie morale, Paris, Flammarion, 251 p.
  • 1957: Le Je-ne-sais-quoi et le presque-rien, Paris, PUF, 216 p. ; 1980, 2e d. aug., Paris, Seuil, tI: La Manire et l'Occasion, 144 p., t. II: La Mconnaissance. Le Malentendu, 248 p., T. III: La Volont de vouloir, 86 p.
  • 1960: Le Pur et l'Impur, Paris, Flammarion, 251 p. ; 1978, 2e d.
  • 1963: L'Aventure, l'Ennui, le Srieux, Paris, Aubier-Montaigne, 223 p. ; 1976, 2e d.
  • 1966: La Mort, Paris, Flammarion, 426 p. ; 1977, 3e d.
  • 1968: Trait des vertus, red. complte, t. I: Le srieux de l'intention, Paris, Bordas, 275 p. ; 1984, d. d., Paris, Flammarion
  • 1970: Trait des vertus, red. complte, t. 2. Les Vertus et l'Amour, Paris, Bordas; 1986, d. d. Paris, Flammarion
  • 1972: Trait des vertus, red. complte, Paris, t. 3: l'Innocence et la Mchancet, Paris, Bordas, 454 p., 1986, d. d. Paris, Flammarion
  • 1974: L 'Irrversible et la nostalgie, Paris, Flammarion, 319 p. ; 1983, 2e d.
  • 1978: Quelque part dans l'inachev (en collaboration avec B. Berlowitz), Paris, Gallimard, 265 p. ; 2e d., Paris, 1987.
  • 1980: Le Je-ne-sais-quoi et le presque rien, nouv. d. remanie, t. 1: La Manire et l'Occasion, 144 p. ; T. 2: La Mconnaissance. Le Malentendu, 248 p. ; T. 3: La Volont de vouloir, 86 p., Paris, Seuil.
  • 1981: Le Paradoxe de la morale, Paris, Seuil, 188 p.
  • 1984: Sources, 1. Lectures: Tolsto, Rachmaninov. 2. Ressembler, dissembler. 3. Hommages: X. Lon, J. Wahl, L. Brunschvicg. Recueil tabli par F. Schwab, Paris, Seuil, 145 p.

5.2. Музыковедение

  • 1938: Gabriel Faur et ses mlodies, Paris, Plon, 250 p. ; 1951, Gabriel Faur, ses mlodies, son esthtique, 2e d. Aug., Paris, Plon, 350 p. ; 1974, Faur et l'Inexprimable, Paris, Plon 384 p.
  • 1939: Maurice Ravel, Paris, Rieder, 130 p. ; 1995, d. d., Paris, Seuil.
  • 1942: Le Nocturne, Lyon, Marius Audin, 50 p. ; 1957, ibid., Paris, Albin Michel.
  • 1988: La Musique et les heures, Paris, Seuil, ch III, pp. 226-251.
  • 1949: Debussy et le mystre, Neuchtel, La Baconnire, 152 p. ; 1976, Debussy et le mystre de l'instant, Paris, Plon, De la musique au silence, t. 2.
  • 1955: La Rhapsodie verve et improvisation musicale, Paris, Flammarion, 251 p.
  • 1961: La Musique et l'ineffable, Paris, Armand Colin, 198 p. ; 1983, ibid., Paris, Seuil, 198 p.
  • 1968: La Vie et la mort dans la musique de Debussy, Neuchtel, la Baconnire, 152 p.
  • 1971: Pardonner?, Paris, ditions Le Pavillon.
  • 1974: Faur et l'Inexprimable, De la musique au silence, t. 1, Paris, Plon, 384 p. ; 1988. 2e d., Presse Pocket.
  • 1976: Debussy et le mystre de l'instant, De la musique au silence, t. II; 1989, 2e d., Paris.
  • 1979: Liszt et la Rhapsodie: essai sur la virtuosit, De la musique au silence, t. III, Paris, Plon, 183 p. ; 1989, 2e d.
  • 1983: La Prsence lointaine, Albniz, Sverac, Mompou, Paris, Seuil, 159 p.
  • 1988: La Musique et les heures. Satie et le matin, Rimski-Korsakov et le plein midi, Joie et tristesse dans la musique russe d'aujourd'hui. Chopin et la nuit, Le Nocturne, recueil tabli par F. Schwab, Paris, Seuil, 293 p.
  • 1998: Liszt, rhapsodie et improvisation, Flammarion 1998 (F. Schwab)

5.3. Посмертные публикации

  • 1994: Premires et Dernires Pages, recueil tabli par F. Schwab, Paris, Seuil,

315 p.

  • 1994: Penser la mort? Entretiens, recueil tabli par F. Schwab, Paris, Liana Levi, 160 p.
  • 1995: Une vie en toutes lettres. Correspondance, dition tablie par F. Schwab Paris, Liana Levi, 471 p.
  • 1998: Plotin, Ennades I. 3. Sur la dialectique, dition tablie par J. Lagre et F. Schwab; prface de L. Jerphagnon, Paris, Editions du Cerf, 137 p.
  • 1998: Philosophie morale, Paris, Flammarion, Mille et une pages, dition tablie par F. Schwab, это издание избранных произведений Янкелевича содержит следующие произведения:
    • La mauvaise conscience (1966)
    • Du mensonge (1945)
    • Le Mal (1947)
    • L'Austrit et la vie morale (1956)
    • Le Pur et l'Impur (1960)
    • L'Aventure, l'Ennui, le Srieux (1963)
    • Le Pardon (1967)
  • 2006: Cours de philosophie morale (universit libre de Bruxelles, 1962-1963), Seuil, dition tablie par F. Schwab, 251 p.

Примечания

  1. Сам философ любил называть себя офранцуженим вариантом своей фамилии "Жанкелевич", выражая таким образом свою принадлежность к Франции и французской культуры,
  2. См.. об этом его работу Pardonner?, dition de Pavillon, Paris, 1971.
  3. См.. его полемическую работу "Pardonner?", а также "Le Pardon" в сборнике "Моральная философия" издательства "Фламмарион"
  4. См.. работу Le Je-ne-sais-quoi et le presque-rien, Paris, PUF, 216 p. ; 1980
  5. Janklvitch: La Mort, Flammarion, Paris 1977, p. 40
  6. Оксана Забужко, Notre Dame d'Ukraine. Украинские в конфликте мифологий, вид. Факт, Киев, 2007, с. 103, 106.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам