Надо Знать

добавить знаний



Внимание



План:


Введение

Внимание - направленность психической деятельности человека и его сосредоточенность в определенный момент на объекты или явления, которые имеют для человека определенное значение при одновременном абстрагировании от других, в результате чего они отражаются полнее, яснее, глубже, чем другие [1].


1. Виды внимания

Говоря о видах внимания, различают три основных:

1.1. Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание - не связана с целенаправленной деятельностью и волевым усилием. О непроизвольное внимание говорят в тех случаях, когда внимание человека привлекается самым раздражителем. Непроизвольное внимание - внимание рассеянной человека. Факторы, вызывающие непроизвольное внимание:

  • интенсивность (сила) раздражителя;
  • новизна раздражителя;
  • контраст раздражителей;
  • соответствие внутреннего состояния организма (потребностям);
  • непосредственный интерес: то, что интересно, эмоционально насыщенное, увлекательно, вызывает длительное интенсивное сосредоточение;
  • общая направленность личности.

Механизмы непроизвольного внимания общие у людей с животными. Это, прежде всего, ориентировочный рефлекс или, по определению И.П.Павлова, рефлекс "что такое?". Непроизвольное внимание есть уже у маленького ребенка, но на первых этапах онтогенеза она имеет неустойчивый и относительно узкий по объему характер (ребенок раннего и дошкольного возраста очень быстро теряет внимание к новому раздражителя, ориентировочный рефлекс у него быстро угасает или тормозится появлением любого другого раздражителя), объем ее внимание относительно узкий и не может распределять свое внимание между несколькими раздражителями.


1.2. Произвольное внимание

Произвольное внимание имеет целенаправленный характер и требует волевого усилия. Этот вид внимания существует только у человека. Основной факт, что указывает на наличие у человека особого типа внимания, несвойственного животному, заключается в том, что человек произвольно может сосредоточить свое внимание то на одном, то на другом объекте, даже в тех случаях, когда в окружающей обстановке ничего не меняется . Ребенок раннего возраста рассматривает привычную обстановку, и ее взгляд блуждает по окружающим предметам, не останавливаясь на одном из них и не выделяя того или иного предмета от других. Мать говорит ребенку: "Это - горшок!" И указывает на него пальцем. Слово и указательный жест матери сразу же выделяют этот предмет из других, и ребенок фиксирует взглядом чашку и тянется к нему рукой. Внимание ребенка продолжает иметь невольный, внешне детерминированный характер, с той только разницей, что в природных факторов внешней среды присоединяются факторы общественной организации его поведения, управление вниманием ребенка с помощью указательного жеста и слова. В таком случае организация внимания распределена между двумя людьми: мать направляет внимание, ребенок подчиняется ее указательном жеста и слову. Однако это - лишь первый этап формирования произвольного внимания: внешний по источнику и социальной по природе. В процессе своего дальнейшего развития ребенок овладевает речью и становится способна самостоятельно указывать на предметы и называть их. Развитие речи ребенка вносит коренную перестройку в управление ее вниманием. Сейчас она уже способна самостоятельно перемещать свое внимание, указывая на тот или иной предмет жестом или называя его соответствующим словом. Организация внимания, ранее была распределена между двумя людьми - матерью и ребенком, становится теперь новой формой внутренней организации внимания, социальной по своему происхождению, но внутренне опосредованной по своей структуре. Факторы произвольного внимания, в отличие от непроизвольного, связаны не столько с внешними раздражителями, сколько с самим субъектом и структурой его деятельности, прежде всего с целями и задачами этой деятельности. Механизмом произвольного внимания можно считать принцип доминанты. По мнению О.Ухтомського, в мозге всегда доминирующий, господствующий очаг возбуждения. Он характеризует доминанте как констелляцию "центров с повышенной возбудимостью". Особенностью доминанты является то, что она не только подавляет новые очаги возбуждения, но и способна привлекать ("притягивать") к себе слабые возбуждения и усиливаться за их счет, еще больше доминировать над ними. Доминанта - это стойкий очаг возбуждения. Представление О.Ухтомського о доминанте позволяют понять нервный механизм длительной интенсивной внимания.


1.3. Послепроизвольное внимание (понятие было введено М.Ф.Добрининим)

Если в целенаправленной деятельности для личности становятся интересными и значимыми содержание и сам процесс, а не только результат, как при произвольном сосредоточении, есть основание говорить о пислядовильну внимание. Деятельность так захватывает в этом случае человека, что ей не нужно волевых усилий для поддержания внимания. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ней обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.


1.4. По виду действия

По виду деятельности внимание подразделяют на следующие типы:

  • сенсорная внимание - восприятие;
  • интеллектуальная внимание - мышления и работа памяти;
  • моторная - движение.

2. Свойства внимания

Внимание человека имеет 5 основных свойств (характеристик, параметров):

  • Устойчивость внимания проявляется в способности длительное время удерживаться на любом объекте, не отвлекаясь и не послаблюючись. Устойчивость зависит от:
    1. сложности задачи;
    2. наличии помех;
    3. установки и интереса;
    4. особенностей нервной системы.
  • Сосредоточенность (концентрация) - это удержание внимания на каком-либо объекте. Такое содержание означает выделение "объекта" в качестве некоторой фигуры из общего фона. Поскольку уровень ясности и выразительности определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, при этом концентрированность внимания выражать интенсивность этой связи. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.
  • Способность к переключению внимания - специально его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Можно говорить о полном и неполном переключения. В первом случае предыдущая деятельность не тормозит ту, на которую была переключена внимание, во втором - такая интерференция присутствует. Существуют некоторые закономерности переключения: успешность переключения снижается при переходе от легкой до тяжелой деятельности; чем интереснее была предварительная и менее интересна последующая деятельность, тем труднее переключение, переход к новой деятельности значительно тяжелее, если не завершена предыдущая, при глубоком сосредоточении переключения достигается с существенным усилиям; ясность и четкость цели новой деятельности, ее значимость для личности улучшают переключения.
  • Распределение внимания заключается в способности роззосередиты внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. В случае утомления, при выполнении сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область распределения обычно сужается. Распределение внимания имеет определенные закономерности: чем более сложные виды деятельности, которые сочетаются, тем сложнее достигать распределения внимания; трудно совмещать два вида умственной деятельности, распределение эффективный при сочетание умственной и моторной деятельности, при этом производительность умственной деятельности снижается более, чем моторной; условие успешного распределения - автоматизация крайней мере одного из видов деятельности, которые осуществляются одновременно.
  • Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, способной одновременно храниться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Количественная характеристика среднего объема внимания людей: 7 ? 2 слова за один взгляд (200 мсек) - взрослый способен удержать столько единиц информации. Эта характеристика связана с объемом кратковременного запоминания.

Так, при восприятии текста, легко воспринимаются слова из 14 букв. Вместе с тем, принимая объект в целом, человек может не замечать в нем ошибок. В младшем школьном возрасте объем внимания сравнительно мал. Со временем он расширяется. Основным условием расширения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по сути материал, который воспринимается.



Примечания

  1. Украинская психологическая терминология: словарь-справочник. Под ред. М.-Л.А. Чепи. - М.: ГП "Информационно-аналитическое агентство", 2010. ISBN 978-617-571-040-0.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам