Военная безопасность государства

Военная безопасность государства - научная категория, составляющая национальной безопасности, которая определяет состояние защищенности национальных интересов, суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государства от посягательств с применением военной силы [1] [2].

Военная безопасность, как социально-политическое явление, призвана противостоять военной опасности, поэтому в системе национальной безопасности и обороны определяется также как оборона государства [2] [3].

Главной целью обеспечения военной безопасности является устранение внешних и внутренних угроз национальной безопасности государства в военной сфере и создания благоприятных условий для гарантированной защиты ее национальных интересов [1]. В международной практике военная безопасность предусматривает право суверенного государства на самооборону и / или сдерживания военной агрессии, допускает возможность применения государством военной силы для защиты собственного суверенитета и территориальной целостности [4] [5].


1. Система военной безопасности

Основу системы обеспечения военной безопасности составляют органы государственной власти, силы и средства, осуществляющие адекватные существующим реальным и потенциальным военным угрозам меры политического, организационного, правового, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение военной безопасности общества и государства. Система военной безопасности образует военную организацию государства [6].

В Украина к основным элементам данной системы относятся: Верховная Рада, Президент, Совет национальной безопасности и обороны, Кабинет Министров, Министерство обороны, Генеральный Штаб ВС Украины, другие воинские формирования, правоохранительные органы, другие центральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, отдельные граждане [6].

Грубо говоря, система военной безопасности структурно состоит из двух подсистем (компонентов): органов государственной власти (управленческо-регламентирующий компонент) и воинских формирований (силовой компонент). Базовая составляющая военной безопасности - Вооруженные Силы Украины. Кроме них силовой компонент системы включает Государственную пограничную службу, Внутренние войска Министерства внутренних дел, воинские подразделения Управление государственной охраны, Службы безопасности Украины, Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций другие государственные военные формирования.

Нормативно-правовую базу обеспечения военной безопасности как элемента национальной безопасности формируют законы Украины "Об основах национальной безопасности Украины", "Об обороне Украины", "О Совете национальной безопасности и обороны Украины", "О Вооруженных Силах Украины", а также Стратегия национальной безопасности и Военная доктрина Украины, которые разграничивают права и функции государственных органов Украины как составляющих военной организации государства.


2. Вызовы и угрозы военной безопасности

Условием эффективного функционирования системы военной безопасности государства, практического решения задач ее вооруженной защиты является адекватная оценка характера существующих международных и внутригосударственных отношений, выявления источников военной опасности и угроз национальным интересам в данной сфере.

Военная опасность и военные угрозы определяются путем оценки военно-политической обстановки ( абр. - ВПО) в мире и в регионах национальных интересов государства: состояния и тенденций развития отношений между отдельными государствами и коалициями государств, различными политическими силами внутри них, а также уровня боеспособности и перспектив развития их вооруженных сил.

Военная опасность для Украины, как и для других государств, заключается в возможности стать объектом военной агрессии со стороны другого государства или коалиции (союза) государств. Оценка ВПО позволяет своевременно выявить признаки подготовки агрессии.

Основными признаками и необходимыми условиями возникновения и существования военной опасности для государства со стороны потенциального агрессора является:

  • наличие у государства - потенциального агрессора скрытых интересов (территориальных, экономических и других претензий) для удовлетворения которых может быть необходимо использование военной силы;
  • ориентация и готовность военно-политического руководства агрессора к использованию военной силы для достижения своих целей;
  • состав и состояние боеготовности вооруженных сил агрессора, которые обеспечивают ему возможность ведения наступательных боевых действий против государства - объекта агрессии.

Военные угрозы не обязательно связаны с началом военных приготовлений вероятного противника. Их источники, как правило, носят скрытый характер. Источниками военных угроз могут быть самые разнообразные явления и процессы общественной жизни, в частности:

  • пересечение политических интересов людей, социальных групп, классов, государств или их коалиций;
  • экономические, социальные, этнические или религиозные противоречия;
  • накопления ядерных или обычных вооружений;
  • наличие и развертывание массовых армий, усиление активности вооруженных сил вблизи границ другого государства и т.д..

Западными и украинскими экспертами рассматриваются два основных измерения спектра военных угроз: военно-политический - связан с изменениями в геополитической расстановке сил и чисто военный ("технологический") - связан с изменением характера военных конфликтов в условиях современности. При этом анализируются два уровня - глобальный и региональный [7].

В последнее время специалисты отмечают появление новых видов вызовов и угроз, включая угрозы международного терроризма, неконтролируемого распространения ядерных материалов и технологий, угрозы киберпространства [8], которые требуют выработки новых подходов в сфере военной безопасности [9].


3. Стратегии военной безопасности

Стратегия военной безопасности определяется руководством государства в зависимости от военно-политических целей, имеющихся ресурсов для их достижения и военно-политической обстановки и реализуется в рамках военной политики (в ряде стран - политика национальной обороны; англ. National Defence Policy ).

В зависимости от цели, военная политика может быть направлена ​​на достижение различных, иногда диаметрально противоположных целей. Ими могут быть:

  • оборона государства, обеспечения военной безопасности, сохранение государственной независимости, суверенитета, территориальной целостности, отпор агрессии;
  • освобождение от иноземного порабощения;
  • захват чужих территорий, притеснения суверенитета других государств, их колониальное или неоколониального порабощения.

Исходя из этого выбирается и стратегия военной безопасности. По целями и путями их реализации стратегии военной безопасности условно можно разделить на четыре вида:

  • агрессивная - рассчитана на достижение военно-политических целей путем прямого или косвенного применения вооруженной силы против политической независимости или территориальной целостности другого государства, допускает опору на военную силу и ее использование во всех возможных формах;
  • миролюбивая (оборонная) - стратегия, предусматривающая применение средств вооруженного насилия исключительно для отпора агрессии;
  • реалистичная - предполагает решение политических задач основном мирными политико-дипломатическими средствами, отказ от военной конфронтации, но допускает применение военных средств с учетом военно-политической обстановки в мире и регионе, уровня развития вооруженных сил, места и роли государства в системе международных отношений и соотношение сил в ней;
  • непоследовательная (авантюристическая) - по внешним признакам похожа на предыдущую - допускает широкое применение политических, дипломатических и других средств, а при определенных условиях и достижения цели вооруженными средствами, но не базируется на адекватной оценке ВПО и собственных сил.

Украина, согласно ее военной доктриной, придерживается миролюбивой оборонной политики. Главной целью военной политики Украины является обеспечение национальной безопасности государства от внешней военной угрозы, предотвращение войны, поддержания международного мира и безопасности. Украина осуждает войну как орудие национальной политики, придерживается принципа неприменения силы и угрозы силой и стремится решать все международные споры и конфликты исключительно политическими методами. Потенциальным противником Украины считать государство, последовательная политика которой составляет военную опасность для Украины, ведет к вмешательству во внутренние дела Украины, посягательства на ее территориальную целостность и национальные интересы [1].

В основу стратегии военной безопасности Украины положены следующие концепции:

  • военно-политического партнерства - предотвращения глобальных угроз, повышение стратегической стабильности в регионе и снижение уровня военной опасности политическими и экономическими средствами при опоре на развитую экономику с рациональной инфраструктурой и стабильную социальную сферу.
  • оборонного сдерживания - предусматривает создание в пределах оборонной достаточности такой военной организации государства, которая была бы способна свести к минимуму вероятность возникновения военного конфликта за счет задания возможному агрессору неприемлемого ущерба.
  • отражения возможной агрессии - опирается на готовность к мобилизации всех возможностей и ресурсов страны для противодействия вооруженному нападению, задачи агрессору поражения и принуждение его к прекращению военных действий.

Эти концепции определяют содержание функций военной политики Украины, полномочия ее непосредственных субъектов и приоритетные направления военного строительства.


4. Примечания

  1. а б в Военная доктрина Украины (в редакции 2004 г.): указ Президента Украины от 15 июня 2004 г. № 648/2004 - zakon.rada.gov.ua / cgi-bin / laws / main.cgi? nreg = 3529-12 / / Официальный вестник Украины. - 2004. - № 30
  2. а б Военная безопасность и оборона Украины. Толковый словарь нормативно-правовых и научных терминов и определений. Под ред. Ф. В. Саганюк. Национальный научно-исследовательский центр оборонных технологий и военной безопасности Украины. - М.: 2007
  3. Развитие безопасности и обороны. Сборник материалов Плана партнерских действий по созданию институтов обороны и безопасности (PAP-DIB). Филипп Х. Флури, Виллем Ф. Ван Иикелен. - Женева-Киев: 2006
  4. Справочник по вопросам международного морского и военного права. Под ред. В. С. Семенова. Министерство обороны Украины. - М.: 1999
  5. Dictionary of Military and Associated Terms, 2001 (As amended through 31 July 2010) (Англ.)
  6. а б Об основах национальной безопасности Украины: Закон Украины от 19 июня 2003 p. № 964-IV - zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi? nreg = 964-15 / / Ведомости Верховной Рады Украины. - 2003. - № 39
  7. Трансформации военных угроз и основ оборонной политики в современных условиях. Аналитическая записка. А. Шевцов, А. Шаталова. Региональный филиал НИСИ в г. Днепропетровске. 2010 - www.niss.gov.ua/articles/235/
  8. NATO 2020: assured security; dynamic engagement. Analysis and recommendation of the group of experts on a new strategic concept for NATO. The experts report. 2010 - www.nato.int / strategic-concept / expertsreport.pdf (Англ.)
  9. Мир приспосабливается: новые вызовы и угрозы. Евроатлантика.info, по материалу BBC. 18.05.2010 - www.euroatlantica.info/index.php?id=1758

5. Законодательные акты Украины


Литература

  • Военная безопасность Украины. На рубеже тысячелетий. Монография. Под ред Г. М. Перепелицы. Национальный институт стратегических исследований. - М.: "Стилос", 2002 ISBN 966-8009-17-7
  • Военная организация государства: пути трансформации. Монография. Под ред. И. В. Романова. - М.: Частное издательство, 2009 ISBN 966-554-001-7
  • Актуальные проблемы реализации политики национальной безопасности Украины в оборонной сфере: научно-информационный сборник. Под ред. В. П. Горбулин / подк. Ю. М. Романов. Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции Украины. - М.: ГП НПЦ "Евроатлантикинформ", 2006
  • Маначинский А.Я., Соболев А. А. Военная безопасность Украины и влияние на нее геополитических факторов. Совет национальной безопасности и обороны Украины. Национальный институт стратегических исследований. - М.: НИСИ, 1997

7. Электронные источники

п ? в ? р Безопасность
Основные понятия
Безпекознавство ? Вызов ? Угроза ? Опасность ? Служба безопасности государства ? Служба безопасности предприятия ? Безпекометрика
Виды
Безопасность жизнедеятельности ? Безопасность личности ? Безопасность труда ? Безопасность движения ? Безопасность радиационная ? Безопасность общества ? Безопасность пищевых продуктов ? Биологическая безопасность ? Военная безопасность ? Виброакустическая безопасность ? Военная безопасность ? Военная безопасность ? Горная безопасность ? Общественная безопасность ? Демографическая безопасность ? Государственная безопасность ? Экологическая безопасность ? Экономическая безопасность ? Энергетическая безопасность ? Информационная безопасность ? Национальная безопасность ? Пожарная безопасность ? Политическая безопасность ? Продовольственная безопасность ? Техногенная безопасность ? Ядерная безопасность