Воздушный флот УНР

Воздушный флот УНР - военно-воздушные силы Украинской Народной Республики в 1917 - 1921 годах.


1. Оборудование оружия

На территории Украины по состоянию на осень 1917 года дислоцировались довольно значительные, как в то время, силы российской военной авиации, насчитывавших до 330 боевых самолетов. Они включали:

  • Армейскую авиацию Юго-Западного и Румынского фронтов (7 авиационных дивизионов, а в их составе - более 40 авиаотрядов и до 250-ти самолетов),

В структуре российской военной авиации, расположенной на территории Украины, имелись авиационные подразделения различного целевого назначения, ориентированные прежде всего на непосредственную поддержку сухопутных войск и военно-морского флота, в частности, осуществление фронтовой разведки, корректировки артиллерийского огня, нанесения тактических бомбоштурмових ударов и прикрытия собственных подразделений от нападения с воздуха. Техническое оснащение вышеуказанных подразделений далеко не полностью соответствовало требованиям времени, имеющиеся у них самолеты, за отдельными исключениями, относились к морально устаревших типов, значительная часть авиатехники была крайне изношенной и требовала замены или капитального ремонта.

Российская военная авиация имела широкую сеть учебных заведений, расположенных, главным образом, на Юге Украины и в Крыму. Однако эти учреждения не полностью удовлетворяли потребности фронта как в отношении количества подготовленных специалистов, так и в отношении качества их подготовки. Особенно острой была нехватка пилотов-истребителей и механиков-мотористов.

С 1918 года в воздушных баталиях с большевиками также использовались приобретенные самолеты французского, австро-венгерского, немецкого производства, кроме самолетов использовали связные аэростаты.


2. Создание

Формирование украинского военно-воздушных сил во времена Центральной Рады происходило в чрезвычайно сложных условиях i утруднювалось целым рядом внутренних i внешних факторов, но прежде всего - отсутствием у политического руководства страны четкой концепции развития Вооруженных сил в целом и военно-воздушных формирований частности, нехваткой кадров, неудовлетворительным техническим состоянием i недостаточным количеством самолетов и другого авиационного имущества, противодействием большевиков, агрессией Советской России и прочего.

13 декабря 1917 года Центральная Рада официально создала Воздушный флот. Его командующим был назначен подполковник-авиатора Виктора Павленко. Ему подчинялись инспекторы (командующие) авиации и воздухоплавания: первый заведующий всеми делами связанными с самолетами, второй - деятельностью воздухоплавательных частей, на воздушных баллонах ("колбасах") поднимались на большое расстояние над землей и осуществляли разведку и корректировки артиллерийского огня.

Первым командующим украинским авиации стал военный летчик подполковник Вячеслав Баранов, который до этого возглавлял 7-й авиационный дивизион, воевал на Юго-Западном фронте Донской казак по происхождению, он не был сторонником независимости Украины и рассматривал свое назначение как временное явление. Уже во времена гетмана Павла Скоропадского В. Баранов организовал массовый вывоз из Украины в белогвардейских армий самолетов, авиационного материала, а также способствовал массовому дезертирству летчиков на Дон. Помощником его стал прапорщик, военный летчик Левко Шевченко - потомок украинского поэта.

Важной задачей украинского военного руководства стала передислокация авиационных частей из прифронтовой полосы, где ощутимыми были влияния большевиков, к внутренним районов Украины.


3. Развертывание

Самолет-разведчик УГА

Состоянию на начало января 1918 года в реестрах управлению украинской авиации уже числилось 188 самолетов различных типов. Командование украинской авиации принимало также максимальных усилий по сохранению материальных и кадровых ресурсов.

Времена Украинского Государства стали единственным в истории украинской авиации 1917 - 1920 лет периодом мирного развития. Велось планомерное формирование боевых и вспомогательных авиационных и воздухоплавательных подразделений, принимались меры по комплектованию их техникой и личным составом, разворачивалось боевая учеба. В частности, было образовано восемь корпусных авиационных дивизионов, более 30 авиационных и несколько воздухоплавательных отрядов. Летом 1918 года в указанных подразделениях насчитывалось почти 200 самолетов различных типов, в том числе и тяжелых бомбардировщиков.

Военно-воздушный флот Директории УНР активно использовался в вийнi за независимость в 1919-1920 годов. Наряду с боевыми операциями (ведение разведки, нанесения бомбоштурмових ударов с целью поддержки наземных войск) не менее важным направлением дияльностi военно-воздушного флота УНР было осуществление курьерских полетов для связи с заграницей. Предполагалось даже создать целую сеть регулярных авиационных линий, соединивших бы Украину с другими странами. Однако данный план, как и многие другие, так и не был реализован в полном объеме.

Наибольшего могущества было достигнуто накануне наступления украинских армий на Киев - Одессу в августе 1919 года, когда в распоряжении Директории было, по некоторым оценкам, до 26-ти самолетов. В дальнейшем силы авиации УНР постепенно уменьшались и осенью 1920 года были сведены к единому авиаотряда - 1-го Запорожского, который насчитывал 3-5 самолетов. Однако и этот мизерный в количественном отношении подразделение активно участвовал в боевых действиях до последних дней боев в ноябре 1920 года. Даже после окончательного поражения в вийнi за независимость и интернирования подразделений армии Директории в польских лагерях, командование военно-воздушного флота УНР принимало максимальные усилия для сохранения авиационных подразделений, надеясь на продолжение борьбы в будущем.


4. Структура и состав

Управления штаба украинской авиации разместился в Киеве по адресу Крещатик, 42. Подполковник В. Баранову должны были подчиняться все авиационные части, объявивших себя украинизированными, прежде четыре авиационные парки: 1-й в Одессе, 3-й и 5-й в Киеве, 6-й в Полтаве. Правда, когда здесь началась организация украинской авиации, здесь почти не осталось военнослужащих: демобилизованные, они разъехались по домам. Поэтому чрезвычайно ценным инженерно-техническим оборудованием этих авиапарков некому было заботиться.

Вновь украинская авиация состоянию в январе 1918 года имела в своем составе:

  • 6-й авиационный дивизион военного летчика капитана Романа Шоманського
  • 6-й истребительный авиационный отряд
  • 9-й корпусной авиационный отряд
  • 13-й корпусной авиационный отряд
  • 1-й авиационный отряд Эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец"
  • 5-й авиационный отряд Эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец" [2]

6-й авиационный дивизион военного летчика капитана Романа Шоманського был украинизированный в декабре 1917 года, прибыв с фронта в Киев, 5 января 1918 года расположился в Святошино. Состоянию на 25 января 1918 года это подразделение было такой состав:

  • управления дивизиона - 4 летчики
  • 10-й истребительный авиационный отряд - 12 летчиков
  • 6-й корпусной авиационный отряд - 18 летчиков
  • 20-й корпусной авиационный отряд - 18 льотчкиив
  • 36-й корпусной авиационный отряд - 18 летчиков [3]
Василий Янченко (слева). Один из первых командиров украинской авиации.

6-й истребительный авиационный отряд - в конце декабря 1917 года подполковник В. Баранов приказал отряда перелететь в Киев и расположиться в Святошино, что и было выполнено. Некоторое время отряд возглавлял летчик Синицын, а впоследствии - прославленный ас русской армии, согласился на службу в войска ЦР, Василий Янченко (уроженец Дальнего Востока из семьи переселенцев). После прибытия последнего по приказу командующего авиации отряд был переименован в 1-й Украинский истребительный авиационный. [4]

9-й корпусной авиационный отряд был украинизированный на Западном фронте. Его личному составу удалось вывезти имущество из охваченной большевизмом территории Белоруссии и счастливо добраться пгт. Маневичи. Согласно приказу В. Баранова, 26 декабря 1917 года отряд отбыл в Нежина. [5]

13-й корпусной авиационный отряд располагался в районе Двинского на Северном фронте : на начало января 1918 направил Киева сообщения о своей украинизацию. Правда, из-за своей удаленности от Украины он так и остался на Северном фронте, и весной 1918 года остатки отряда были использованы большевиками для формирования красной авиации. [6]


5. Летчики УНР

Виктор Павленко - командир авиации Армии УНР ( 1918 - 1920)

6. Техническое состояние авиапарка

Несмотря на большое количество украинизированных авиаотрядов, техническую сторону дела украинской военной авиации выглядел неважно. 6-й авиационный дивизион и 6-й истребительный отряд прибыли в Киев железной дорогой со упакованный в ящики самолетами. Чтобы их собрать, требовались специалисты-механики, но последние, как и в киевских авиационных парках, преимущественно были квалифицированными рабочими с России, часто - большевиками. Итак, когда части объявили об украинизации, большинство механиков отбыла на родину, т.е. распаковывать и собирать самолеты было некому. Такая ситуация побудила В. Баранова обратиться к руководству Дарницкого лагеря военнопленных с просьбой разыскать среди захваченных немецкой и австро-венгерской армии 35 квалифицированных рабочих. К предложению командующего украинской авиации пленные отнеслись враждебно, а согласился только один - чех, инженер-механик Иосиф-Альберт Прохашка, которого 10 января 1918 года отправили в распоряжение 5-го авиационного парка. [7]


7. Украинская авиационная школа

Военное министерство Центральной Рады НЕ остановилось лишь на украинизации авиационных частей русской армии, но и удалось к созданию собственных авиационных частей. Остро встала проблема создания собственной авиационной школы. В Гатчинском и Севастопольской военных авиационных школах русской армии украинская в то время объединились в отдельные кружки, как надеялось командование, вскоре должны прибыть в Киев и стать кадром для создания авиашколу. Приказом от 30 декабря 1917 обязанности по организации этого учебного заведения были возложены на военного летчика прапорщика Коломийца. Для практических упражнений будущий школе выделялось аэродром 3-го авиационного парка на ст. Пост-Волынский. Помещения для управления, учебных классов и курсантов должны выделиться в здании 2-го Киевского военного училища. [8] Как писал в своих воспоминаниях чиновник управления авиации Петр Биллон, В. Баранову удалось отыскать два самолета для вновь школы, которые вскоре были использованы для тренировок по освоению летного мастерства.


8. 1-й Украинский авиационный отряд

Старшины 1-го Украинского (Запорожского) авацийного отряда. Стоят слева направо: сотник О. Жаховський, сотник Берестовенко (?), адъютант 1-го Запорожского конно-гайдамацкого полка им. К. Гордиенко сотник Гончаров, сотник В. Гвоздев, командир конного дивизиона Черных Запорожцев сотник Римский-Корсаков, командир отряда сотник Егоров, поручик С. Чистоклетов, сотник В. Алексеев

16 декабря 1917 года из добровольцев, которые принадлежали к разным частям старой русской армии и заявили о своем желании служить в войсках Центральной Рады, в Киеве, при 5-м авиационном парке началось формирование 1-го Украинского авиационного отряда. Командиром этого подразделения был назначен член Центральной Рады, известного летчика - Георгиевского кавалера Александра Наконечного. Кроме него в отряд принадлежали три военных летчика: штаб-ротмистр Алесандр Егоров, подпоручик В. Чудновский, прапорщик П. Качан, а также пять летчиков-дозорных: штабс-капитан Ф. Кудря, поручики И. Морей где Моран, М. поготовку подпоручик Веревский и прапорщик В. Чечет. [9]

Командир вновь отряда А. Наконечный и его помощник Ф. Кудря были членами украинских политических партий, поэтому впоследствии их отозван на другие должности. Возглавил отряд Александр Егоров, 31 декабря 1917 года начал ходатайствовать о предоставлении ему самолета типа "Сопвич". Таким образом он фактически оказался единственным пилотом с собственным самолетом, способным подниматься в небо. Вскоре после создания подразделения О. Егорова началось формирование 1-го Украинского авиационного пушечного отряда.

Из всех авиачастей в Первой украинской-большевистской войне, которая началась в декабре 1917 года, активное участие принимал только 1-й Украинский авиационный отряд, вошедший в состав Гайдамацкого коша Слободской Украины войск Центральной Рады. Его командир сотник Егоров и другие летчики осуществляли преимущественно разведывательные рейды. Когда советские войска В. Антонова-Овсеенко и М. Муравьева добрались до Дарнице, самолеты отряда начали бомбить вражеские бронепоезда и тяжелую артиллерию, которые обстреливали Киев.

8 - 9 февраля 1918 года 1-й украинский армейский авиационный отряд вместе с другими войсками Центральной Рады покинул Киев. Один из льотчкиив по приказу С. Петлюры разбросал над Киевом листовки с призывом к киевлянам спокино перетерпеть "господ большевиков" и обещанием, что гайдамаки вот-вот вернутся в Киев и отомстят врагам УНР. [10]

По советским документам 1-й украинский армейский авиационный отряд формально считался перешел на сторону большевистской власти. В действительности он с переформирована в Одесскую Запорожскую бригаду войсками Центральной Рады отступил в район Житомира и Бердичева, отсюда в начале марта 1918 года вернулся в освобожденный украинском-немецкими войсками Киева.

12 марта 1918 года все имеющиеся украинской части были реорганизованы в Отдельную Запорожскую дивизию Армии УНР. В ее состав вошел и 1-й Украинский армейский авиационный отряд (в некоторых документах и ​​воспоминаниях рядом с этим названием - "Запорожский"). В начале марта в распоряжение А. Егорова было передано значительную часть имущества 3-го и 5-го авиационных парков, а также самолеты и имущество 1-го Туркестанского корпусного и 8-го армейского авиационных отрядов, которые размещались в Киеве и окрестностях.


9. Воздухоплавательной части

Конце 1917 в составе управы Воздушного флота УНР была создана инспекцию воздухоплавания во главе с полковником Гинейком (впоследствии - полковником Николаем Марковым). Инспектору воздухоплавания УНР подчинялись инспекторы воздухоплавания Киевского и Одесского районов (предназначены в марте 1918) - сотник Александр Покидов и войсковой старшина Николай Торбин, 4 научно-кадровых воздухоплавательных отряды и 2 воздухоплавательных парки. Эти части УНР (впоследствии - Украинской Державы) организовывались на базе остатков воздухоплавательных частей старой русской армии, демобилизовались на территории Украина.

По состоянию на 1 ноября 1918 года численность воздухоплавательных частей армии Украинской Державы была такой:

  • Киево-Полтавский научно-кадровый воздухоплавательный отряд (командир - войсковой старшина Сергей Федоров) - 25 старшин, 7 чиновников, 59 казаков;
  • Чернигово-Волынский научно-кадровый воздухоплавательный отряд (командир - войсковой старшина Александр Зиновьев) - 14 старшин, 6 чиновников, 25 казаков;
  • Харьков-Екатеринославский научно-кадровый воздухоплавательный отряд (командир - войсковой старшина Виктор Попов) - 23 старшины, 5 чиновников, 1 подстаршина, 80 казаков;
  • Одесско-Подольский научно-кадровый воздухоплавательный отряд (командир - войсковой старшина Георгий Голубев) - 19 старшин, 7 чиновников, 5 подстаршин, 20 казаков;
  • Киевский воздухоплавательный парк (командир - полковник Владимир Ляхов) - 20 старшин, 15 чиновников, 293 казаки
  • Одесский воздухоплавательный парк (командир - полковник Петр Таранов-Белозеров) - 13 старшин, 3 правительства, 18 казаков.

10. Боевые потери

  • Симеон Залуський - пилот вооруженных сил УНР, похоронен в г. Горохов, Гороховского района, Волынской области. Его самолет был сбит в бою с большевиками в окрестностях селa Скобелка. [11]

11. Символика

Стратегический бомбардировщик "Цеппелин Штаакен" XIV P.70 Переоборудованный под транспортный самолет, на борту нарисован белый трезубец, голубой серийный № и амбривиатура названия немецкой авиационной компании "DLR" - "Deutsche Luft-Rederei", лето-осень 1919

При первых боевых действиях с большевиками, была изменена символика российских самолетов. Этаж российских кокард наносили украинский в виде желтого и синего кругов или стилизованных черных трезубцев на крыльях, хотя времена Гетманата определения боевой техники части оставалось русским. В Вооруженных Силах Западноукраинской Народной Республики и Украинской Народной Республики времен Директории уже четко проявлялось стремление стандартизировать военное определение, хотя отчасти и далее хранились между ними некоторые отличия.

В Украинской Галицкой Армии за основу брались краски национального флага, однако размещение цветов на кокардах, которые наносили на бывшие русские, австро-венгерские и немецкие самолеты, было прямо противоположным. Если в первом случае это объясняется тем, что желтый цвет остается ярким, когда ложится на белую, то во втором - на темном фоне камуфляжа или подоплеки они лучше читались. В Приднепровской Армии больше использовался герб Тризуб. Он мог быть обычным или стилизованным.


12. Историография украинской авиации

История украинского военно-воздушных сил периода 1917-1920 гг очень долгое время не была непосредственным объектом специального исследования. В определенной степени она освещалась в научно-исторических и мемуарных трудах, касались военно-политических аспектов национально-освободительной борьбы украинского народа 1917-1920 гг Первые такого рода работе появляются в 20-30 гг и выдаются на западноукраинских землях. К ним следует, в первую очередь, отнести исследования И. Крипякевича, Б. Гнатевич, С. Стефанива, а также воспоминания П. Франка, Г. ЗЕМИК, И. лемковская.

Обложка книги Ярослава Тинченко "Герои украинских неба".

Советская историография межвоенного периода основном игнорировала события украинской национально-освободительного движения или же подавала их в крайне искаженном виде. Однако отдельные работы советских историков содержат определенный фактический материал, касающийся предмета данного исследования. Это, в частности, публикации А. Можаева, Ф. Шимановского, А. Шиукова.

В период после Второй мировой войны исследования по истории украинского войска проводились исключительно за рубежом. К интересных работ украинских военных историков, изданных в то время, следует отнести исследования Л. Шанковского, А. Удовиченко, М. Капустянского.

В советское время никаких исследований украинских Вооруженных сил периода 1917-1920 гг не осуществлялось. Однако после восстановления независимости Украины появляется целый ряд работ, посвященных данному вопросу. Это - работы Л. Дещинського, В. Голубка, Я. Тинченко, М. Литвина и других. Однако все их труды посвящены общим военно-политическим вопросам, а исследованию украинского военно-воздушных сил в них отведено сравнительно мало места. Истории украинской военной авиации посвященные сравнительно немногочисленные статьи Р. Мараева, В. Бендик, Д. Веденеева. Определенный интерес представляет и комплексное исследование В. Савина по истории развития авиации в Украине. Некоторые интересные сведения, касающиеся участия украинской военной авиации в боевых действиях периода 1917-1920 гг, приводят в своих работах современные российские исследователи В. Кондратьев, В. Куликов, М. Хайруллин.

При изучении базы, на основе которой формировались украинский военно-воздушные силы, использовались труды, посвященные российской военной авиации периода Первой мировой и гражданской войн. Это, в частности, книги В. Шаврова, П. Дузя, А. Григорьева, А. Александрова и других, а также воспоминания советских военных деятелей В. Примакова, И. Кудрина, Е. Ахматовича, В. Павлова.

В 2010 году в Киеве издательство "Темпора" выдало содержательное исследование украинской авиации Ярослава Тинченко "Герои украинских неба". [1]


Источники

Примечания

  1. а б История украинской авиации - www.chota.plast.org.ua / aviohistoriPA.htm
  2. ЦДАВОУ. - Ф. 4588. - Оп.1 - Спр.1. - С.28, 44
  3. ЦДАВОУ. - Ф. 4588. - Оп.1 - Спр.1. - С.45; Спр.2. - С.4
  4. ЦДАВОУ. - Ф. 4588. - Оп.1 - Спр.1. - С.1, 37, 47
  5. ЦДАВОУ. - Ф. 4588. - Оп.1 - Спр.1. - С.17, 19
  6. ЦДАВОУ. - Ф. 4588. - Оп.1 - Спр.1. - С.50
  7. ЦДАВОУ. - Ф. 4588. - Оп.1 - Спр.1. - С.47, 54
  8. ЦДАВОУ. - Ф. 4588. - Оп.1 - Спр.1. - С.25, 52
  9. ЦДАВОУ. - Ф. 4588. - Оп.1 - Спр.1. - С.9, 14
  10. Удовиченко Н. Начало движения и первичные национальные соединения среды военных УКРАИНЦЕВ, рукопись, 1920-е гг. - С. 323-324.
  11. "Национально-освободительное движение сопротивления на Горохивщини". Луцк, "Надстирья", 1994.
п ? в ? р Украинская Народная Республика
Устройство
Дипломатия
Армия
Персоналии
Власть
Оппозиция
События
Украинская манифестация ? Всеукраинский национальный конгресс ? Всеукраинские военные съезды ? Выступление полуботковцев ? Временная инструкция Временного Правительства ? Съезд порабощенных народов ? Октябрьские события ? Украинский-большевистская война 1917-1921 ? Январское восстание ? Бой под Крутами ? Литкивський бой ? Взятие Киева войсками Муравьева | Взятие Киева большевиками ? Брестский мир ? Крымская операция ? Введение немецкой армии в Киев ? Гетманский переворот ? Директория УНР ? Антигетманское восстание ? Акт Соединения ? Повторное взятие Киева большевиками ? Куреневский мятеж ? Киевская катастрофа ? Треугольник смерти ? Первый зимний поход ? Второй зимний поход ? Холодноярская Республика
Директория
Президенты
Земли
п ? в ? р Армия Украинской Народной Республики
Сухопутные войска
Полк им.гетмана Богдана Хмельницкого ? Полк им.гетмана Павла Полуботка ? Полк им.кошевого Костя Гордиенко ? Украинское вольное казачество ? Гайдамацкий кош Слободской Украины ? Украинские сечевые стрельцы ? Запорожский корпус ? Черные запорожцы ? Серожупанники ? Синежупанникив ? 1-я Северная дивизия Действующей армии УНР ? Второй Волынская стрелковая дивизия Армии УНР ? Третья "железная" стрелковая дивизия ? Четвёртую Киевская стрелковая дивизия Армии УНР ? 4-я Холмская дивизия Действующей армии УНР ? Пятый Херсонская стрелковая дивизия Армии УНР ? Шестая сечевая стрелковая дивизия ? Отдельная конная дивизия ? Отдельный корпус пограничной охраны ? Первый Пулеметная дивизия Армии УНР ? Степная дивизия ? Днепровская дивизия ? Алмазивци ? Буковинский курень Действующей армии УНР
Военно-морские силы
Военно-воздушные силы
ВВС УНР
п ? в ? р Армия Украинской Державы
Сухопутные войска
1-я и 2-я украинская дивизии ? Сердюцкая дивизия ? 1-й Волынский корпус ? 2-й Подольский корпус ? 3-й Херсонский корпус ? 4-й Киевский корпус ? 1-й Черниговский корпус ? 6-й Полтавский корпус ? 7-й Харьковский корпус ? 8-й Екатеринославский корпус
?
Артиллерия ? Технические войска ? Отдельный корпус пограничной охраны ? Охранные сотни ? Офицерские части ? Национальные (неукраинские) формирование
Конница
1-я конная дивизия
1-й конно-казачий Бугский полк ? 2-й конно-казачий Чугуевский полк ? 3-й конно-казачий Киевский полк ? 4-й конно-казачий Изюмский полк
2-я конная дивизия
5-й конно-казачий Кинбурнский полк ? 6-й конно-казачий Ольвиопольский полк ? 7-й конно-казачий Владимир-Волынский полк ? 1-й конный Лубенский полк ? 8-й конно-казачий украинский полк
3-я конная дивизия
9-й конно-казачий Тираспольский полк ? 10-й конно-казачий Новгород-северский полк ? 11-й конно-казачий Одесский полк ? 12-й конно-казачий Полтавский полк
4-я конная дивизия
13-й конно-казачий Стародубского полка ? 14-й конно-казачий Ахтырский полк ? 15-й конно-казачий Белгородский полк ? 16-й конно-казачий Вознесенский полк
Отдельная конная бригада
17-й конно-казачий Черниговский полк ? 18-й конно-казачий Новороссийский полк
Отдельные конные полки
19-й конно-казачий Сумской полк ? 20-й конно-казачий Павлоградский полк ? 21-й конно-казачий Нежинский полк ? 22-й конно-казачий Гродненский им. И. Сирко полк
Запасные конные полки
Морской флот
Воздушный флот
Воздушный флот Украинского Государства