Надо Знать

добавить знаний



Возрождение



План:


Введение


Худ. Рафаэль Санти. Аристотель и Платон, деталь фрески в Ватиккани.

Возрождение или Ренессанс ( фр. Renaissance - "Возрождение") - культурно-философский движение конца Средневековье - начале Нового времени, основанного на идеалах гуманизма и ориентировался на наследство античности.


1. Специфика культуры эпохи Возрождения

  • Возрождение интереса к античности;
  • Обоснование права науки и разума на независимость от церкви;
  • Антропоцентризм вместо теоцентризму;
  • Светский характер культуры и литературы;
  • Попытки компромиссного сочетания достижения античности древнеримского варианта с христианской идеологией католицизма

2. Классификация периодов

Современные исследователи выделяют пять периодов эпохи Возрождения:

  1. Протовидродження (Передвидродження) (2-я половина XIII века - XIV века)
  2. Раннее Возрождение (1410/1425 гг XV в. - Конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI - 90-е годы XVI века), сосуществование с маньеризмом. В архитектуре - возникновение палладианства
  5. Северное Возрождение - XVI века, сосуществование с северным и итальянским маньеризмом

3. Общая характеристика

По своей основой Ренессанс - антифеодальное по направлению (Лазарев В.Н., Ротенберг И.Е и другие), ему присущ гуманистический мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, ее "возрождения" (отсюда и происхождение термина). Его предвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и другие. Но родоначальниками Возрождения считаются Франческо Петрарка (1304-1374), автор "Книги песен" и Джованни Боккаччо (1313-1375), автор "Декамерона". В живописи пионером была Флорентийская школа во главе с Филлипп Брунеллески (1377-1446), Донателло (1386-1466), Мазаччо (1401-бл.1428). Это период так называемого "Раннего Возрождения". Таким образом, первая в истории человечества культура, антифеодальная по направлению, виникоа в итальянских городах - государствах, которые первыми стали на капиталистический путь развития экономики и завоевали политическую независимость в аристократии и князей церкви. Последние - перешли на позиции поддержки новой идеологического течения, одновременно или порождая компромиссные формы между ренессансными установками и католицизмом, или ограничивая распространение гуманизма. Известны ренессансные центры даже в Италии (Флоренция, Венеция, Римини, Падуя, отчасти Рим) существовали в тесном окружении феодальных княжеств и феодальных государственных образований на Европейском континенте.

В 16 в. начался переход к первоначального накопления капиталов, долгая и драматическая перестройка экономики нескольких западноевропейских стран, формирование первых национальных государств и буржуазных наций. Удивительным образом в авангарде новых процессов стали страны, мало затронуты идеями Возрождения - Северные Нидерланды, Англия, Швеция, частично - германские княжества. Наиболее парадоксальная ситуация сложилась в Италии, классической стране Возрождения. Мелкие итальянские княжества во главе с Папским государством пошли консервативным путем и укреплением феодальных отношений. Это способствовало кризису идей Возрождения после 1527 года, сокращению капиталистических производств, обвала авторитета римских пап, Контрреформации и усилению позиций инквизиции во всех общественных областях, затормозило процесс объединения конгломерата мелких итальянских государств в единое государство на 450 лет. (Италия станет единым государством лишь в середине 19 века.)

Усилил свои позиции европейский протестантизм - через упадок авторитета папской власти. В Германии приобрело мощи лютеранство. В Англии возникло англиканство, где председателем вероучения стал светский властитель - король Генрих VIII. Поэтому Великобритания официально отказалась посылать в Рим деньги и не признавала верховенство папы в государстве. По папский счет свои позиции усилили даже итальянские княжества. В город Римини вернулся Сиджизмондо Малатеста, властитель города. А венецианские дожи подчинили себе папские города Червия и Равенну. Римским папам понадобится несколько десятилетий, чтобы понемногу восстановить свои позиции только в Италии. Но западноевропейская общественность навсегда раскололась на два религиозных лагеря - католицизм и протестантизм.

  • Худ. Кристоф Амбергер. Император Карл V

  • Худ. Себастьяно дель Пьйомбо, Климент VИИ]]

  • Генрих VIII, король Англии, 1536

  • Екатерина Арагонская, супруга Генриха VIII

  • Мартин Лютер, основатель лютеранства

  • Дож Венеции Андреа Гритти, при котором произошло ограбление Рима.

  • Жан Кальвин

Новый толчок для развития идей гуманизма дает изобретение книгопечатания в 15-м ст., Которое позволяет сделать литературные произведения достоянием более широких слоев. Начинается период Высокого возрождения". Творчество деятелей этого периода переполнена верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма. Это эпоха новых географических открытий, развития науки, в архитектуре создание большого количества светских зданий, в живописи отражение всего богатства действительности новыми художественными средствами, изображение человеческого тела, в том числе и обнаженным. Выдающимися представителями этого периода были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан (Италия), Альбрехт Дюрер, Ульрих фон Гуттен, Г.Гольбайн (Германия), Франсуа Рабле (Франция), Шекспир, Томас Мор (Англия), Мигель Сервантес, Лопе де Вега (Испания), Эразм Роттердамский, П. Рубенс, Х. Рембрандт (Нидерланды, Фландрия) и многие другие.


4. Возрождения в Италии

Город Флоренция. Итальянская архитектура Возрождения

Полно и последовательно эволюция Возрождения проходила в Италии. Возрождение - это мощный культурный движение в пределах XIV - начала XVII вв., В ходе которого состоялось преодоление духовной диктатуры и деспотии церкви, возникла новая культура, обращенная к земным делам, стремление людей к счастливой жизни, а также новая система национальных литератур, новая философия и наука; небывалого расцвета достигло в ту пору изобразительное искусство. Характерными признаками культуры Ренессанса были такие:

  1. Светский, нецерковный характер культуры Возрождения, что было следствием секуляризации (освобождение) общественной жизни в целом от католического догматизма.
  2. Возрождение интереса к античному культурному наследию древнеримского образца, которая была несколько подзабытая в раннем средневековье или ее черты и стилистика частично использовались в культуре позднего средневековья.
  3. Создание человеческого эстетически-художественной направленности культуры в противовес религиозной доминанте в культуре средних веков.
  4. Возвращение в собственно философских исследованиях к античной философии и связанная с этим антисхоластические направленность философских учений Возрождения.
  5. Широкое использование теории "двойственной истины" для обоснования права науки и разума на независимое от религии и церкви существование.
  6. Перемещение человека, как основной ценности, центр мира и в центр философии, литературы, искусства и науки.

Возрождение возникло, во-первых, на почве достижений средневековой цивилизации, в частности, периода позднего средневековья, когда феодальное общество достигло наивысшего развития и претерпело больших изменений. В XIV-XV вв. происходило быстрое подъем экономики и культуры городов Италии и Фландрии, появились новые технические изобретения (печатный станок, компас, артиллерия и др.)., развилось кораблестроение и мореплавание, сделаны крупные географические открытия. На этот период приходится начало интенсивного книгопечатания. В области культуры усиливается борьба за освобождение философской мысли от догматов церкви, появляются новые знания и течения, которые не укладывались в средневековую философско-богословскую систему.

Все эти явления готовили почву для прогрессивного переворота, которым и стало Возрождение. Однако переворот не был универсальным, он не охватывал социально-экономические факторы и в основах феодального строя существенно ничего не менял.

Вторым фактором, который сыграл огромную роль в становлении и развитии культуры Возрождения, была древнеримская античность (преимущественно древнеримская архитектура, нумизматика и медальерного искусства, литература, переведенная с греческого и арабского языков на латынь). Отсюда пошло и название эпохи, ее культурные деятели сумели возродить античное наследие и дать ей большое практическое значение.

Следует упомянуть, что средневековье также обращалось к античности, особенно с XII в., Но унаследовал от нее лишь отдельные элементы. В новую эпоху, эпоху Ренессанса, усвоение античности имело совершенно иной характер, ее возрождение стало целью и сутью новой культуры. Античность воспринималась как высший авторитет, идеал человеческого совершенства, в свете которого оценивалась современность. Сильнее античность повлияла на образование, философию, изобразительное искусство и литературу.

На первый план в ренессансном неоплатонизме выступает его гуманистическое содержание.


5. Гуманизм как идейное течение

"Мона Лиза" авторства Леонардо да Винчи - один из лучших произведений Ренессанса

Понятие "Гуманизм" (лат. humanism - человечный, человеческий) в философской литературе употребляется в двух значениях. В широком - это система идей и взглядов на человека как высшую ценность, в более узком - это прогрессивная течение западноевропейской культуры эпохи Возрождения, направлена ​​на утверждение уважения к достоинству и уму человека, его права на земное счастье, свободное проявление естественных человеческих чувств и способностей.

Носителями нового мировоззрения были люди разного социального положения, прежде горожане, которые изучали философию, а также поэты, художники. Объектом их изучения стал человек, все человеческое. Отсюда и название этих деятелей - гуманисты.

Античность сказалась на формировании ведущей идейного течения эпохи Возрождения - ренессансного гуманизма. Его журливисть (печаль) можно определить как проявление страстного интереса к земной жизни.

Между гуманизмом и неоплатонизмом Ренессанса существовала не только единство, но и тождество. Зачинателем гуманистического движения считается итальянский общественный деятель и демократ Колюччо Салютати (1331-1404).

Одну из основных идей нового гуманистического мировоззрения развил итальянский философ Мирандола (1463-1494), отмечая в сочинении "Речь на достоинство человека", что человек сам творит свою судьбу, она способна к безграничному совершенствованию своей природы.

Большую роль в утверждении гуманистических идей в Европе сыграла Платоновская Академия во Флоренции (1459-1521), которую возглавлял неоплатоник и светский философ Марсилио Фичино (1433-1499).

Значительными достижениями характеризуется художественная культура эпохи Возрождения. Именно в этот период в сокровищницу мировой литературы появились произведения таких художников слова, как Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Мигеля де Сервантеса, Карпио Лопе де Веги, Шекспира и др..


6. Передвидродження (Проторенессанс)

Монастырь Святого Пантелеймона, Нерези (около Скопье). Византийская фреска "Оплакивание Христа", 1164 год.
Худ. Джотто. Вознесение Св. Иоанна Богослова, часовня Перуцци.

Передвидродження (или Проторенессанс с французского) - важный этап развития итальянской культуры и искусства, который начался в недрах позднего романского стиля и местного варианта готики. По времени - это 13 - 14 вв. Научный термин "Проторенессанс" предложил швейцарский ученый Я. Буркхардт, что заметил новые тенденции в развитии искусства Италии еще 11-13 веков. На этот период на Аппенинах пришлись ускорение исторического процесса, рост городов и активности их жителей, развитие ремесел и ремесленных техник, формирование коммун, успех проводимых антифеодальных реформ.

Формальных изменений и внесения подзабытых (античных или эллинистических) рис получили скульптура, декоративное искусство, стенописи. Ведь древнеримское наследие, античные техники и формы никогда не исчезали из горизонтов итальянской культуры. Итальянский готика имеет более упорядоченное и уравновешенный характер, чем у соседних народов (сооружения Арнольфо ди Камбио). Более-менее античные черты присущи "готической" по времени итальянской скульптуре (Никколо Пизано, Якопо делла Кверча).

Живопись, начиная с 12-13 вв., начинает играть все более значимую роль в становлении и развитии европейской художественной культуры. Западноевропейская живопись медленно отходит от статических, застывших схем в сторону еще робкого движения, динамики. К тому же живопись - наиболее приспособленный к передаче любого сюжета или откровенно условной идеи. Византийская художественная традиция еще сохраняет привлекательность для западноевропейских художников, но они уже сами способны предложить новые детали, новое понимание пространства и времени, новые композиции, так мало считаются с жесткими канонами.

Черты чрезвычайности и несхожести по сравнению с живописью Византии получил и итальянский живопись - монументальная и станковая, благодаря усилиям Джотто, Ченни ди Пепо (более известного как Чимабуэ), Пьетро Каваллини, Дуччо ди Буонинсенья. Спиритуализм византийских образцов дополняют психологизмом и эмпирическими поисками перспективы, попытками воспроизвести глубину пространства на плоскости стены (поздние стенописи Джотто). Ощутимая правдивость, достоверность и своеобразная чувственность, драматизм событий были присущи не только персонажам и сценам Джотто или Чимабуэ, но и тогдашней литературе ( поэзия школы "сладостный новый стиль", Данте). Передвидродження - как явление искусства, имело место только в истории Италии. Но его руководство не пропали, а нашли поддержку и творческое продолжение в деятельности новых поколений итальянских художников от Мазаччо и Паоло Учелло Микеланджело Буонарроти.


7. Время Кватроченто

Кватроченто - т.е. "четыреста", "чотирихсоти годы") - художественный термин для обозначения искусства Италии в XV веке. Охватывает временной срок примерно в 100 лет (1400-1499), но в творчестве некоторых мастеров продержался дольше 1499 и сосуществовал с эпохой так называемого Высокого Возрождения.

8. Важные сдвиги суток Кватроченто

Кватроченто как век ознаменовался в истории не только значительными изменениями в искусстве, хотя качественные изменения в архитектуре, живописи, скульптуре оказали значительное влияние на дальнейшее их развитие.

  • Именно на слом XIV-XV веков пришлись изобретение гравюры на бумаге, а на 1440 год - европейский начало книгопечатания.
  • Кватроченто - это и значительные общественные потрясения: завершение Реконкисты в Испании, массовое изгнание Морисками и евреев из Испании ( Альгамбрський декрет), европейское открытие Америки и начало жестокой ее колонизации, исчезновение с политической карты Европы Византии, массовая эмиграция греков на континент, укрепления на территориях Европы позиций Турции, войны с которой формировать историю континента 400 лет спустя.

Искусство XV века в Италии было логическим продолжением искусства предыдущей эпохи и последовали установки и художественные проекты в архитектуре даже мастеров XIII века. Именно в эпоху кватроченто был достроен купол собора Санта Мария дель Фьоре, спроектированный Арнольфо ди Камбио (1245? -1302) в XIII веке.

Утверждается в реальности и тип универсального мастера, присущий творчеству многих известных художников Италии в ближайшие 250-300 лет.

  • Филиппо Брунеллески (1377-1446) работает как ювелир, скульптор, инженер и архитектор.
  • Аристотель Фиораванти (1415? -1486?) Прославился как непревзойденный инженер, мастер литейного дела, архитектор.
  • Андреа Веррокио (1435-1488) работает как ювелир, художник, мастер литейного дела, скульптор.
  • Андреа Мантенья (1431-1506) работает как гравер, архитектор и живописец.

Начало XV века получил трех мощных реформаторов искусства Италии, которым будут следовать все известные мастера.

В архитектуре - Филиппо Брунеллески.
В живописи - Мазаччо.
В скульптуре - Донателло.

9. Медальерного искусства стран Западной Европы эпохи Возрождения

  • медальер Николо Фьорентино, Джованна Торнабуони, 1486

  • Аноним, Флоренция, Козимо Медичи, к 1469 г.

  • Пизанелло, медаль в честь Лодовико Гонзага

  • Николо Фьорентино, Альфонсо и дьЕсте, 1492

  • Карадоссо, архитектор Донато Браманте, 1506

  • Карадоссо, медаль в честь папы Юлия II (реверс - фасад собора Св. Петра, 1-й вариант проекта 0

  • Констанца да Феррара, султан Мехмед II, в 1480

  • Медальер Пасторино где Пасторино. Джиролама Сакрати Феррарскому, 1555 г

  • Маттео де Расти, (реверс - замок Сиджизмондо в Римини), до 1460

  • Медальер из Нидерландов, папа римский Адриан VI.

  • Данное Катанезе, Элизабета Кверини

  • Медальер из Франции, король Луи XII, 1500


9.1. Ценные итальянские фрески

Пьеро делла Франческа. Победа императора Константина над Максенцием. Базилика Сан Франческо, Ареццо.
Фреска Мазаччо "Чудо с денариям"
Кастаньо, Тайная вечеря.
Перуджино, Сикстинская часовня, "Христос передает ключи от рая Апостолу Петру".

На этапе раннего Возрождения чрезвычайного распространение получил фресковая живопись. Большинство итальянских художников этого периода - именно фрескисты. Творчество некоторых из них мы знаем только благодаря фрескам. Реформы фресковой живописи, созданные Джотто, становятся школой для поколений итальянских художников. Монастыри соревнуются в приглашении на работы известных художников. Фрески-шедевры покрывают как стены старых, еще готических сооружений, так и новых и в провинциях, и в художественных центрах. Фресками украшали как церкви, так и дворцы, церковные и домашние часовни, общественно значимые сооружения, как фасады, так и интерьеры. Сюжеты - Ветхий Завет (Создание Адама), сцены жизни Марии и стасти Христовы (Благовещение, Тайная вечеря, поцелуй Иуды, Распятие, Оплакивание Христа), танец смерти или ее триумф, аллегории (Аллегория мудрого правления), мифические персонажи (Геракл, Сивиллы), батальные сцены ("Победа императора Константина над Максенцием"), фиксация событий папского двора ("Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV"), значимые события мелких герцогских дворов и т.п..

Среди наиболее значимых фресковые циклы -

  • Мазаччо (Часовня Бранкаччи, "Чудо с денариям", "Изгнание из рая Адама и Евы" 1426-1428 гг, Флоренция)
  • Пинтуриккьо (фрески апартаментов Борджа, Ватикан)
  • Паоло Учелло ("Сотворение Адама" 1431 г., "Грехопадение", "История Ноя", конец 1440-х гг)
  • Пизанелло ("Св. Георгий освобождает дочь царя Трапезунда" 1430-е гг, ц-ва Сент Анастазия, Верона)
  • Пьеро делла Франческа ("Победа императора Константина над Максенцием" 1452-1466 гг, ц-ва Сан Франческо, Ареццо)
  • Фра Анжелико (Часовня папы Николая V, Ватикан)
  • Лука Синьорелли ( Страшный суд 1499 г, собор, Орвьето)
  • Мастер Триумфа смерти ("Воскресение Христово", крытый кладбище Кампосанто, Пиза)
  • Андреа дель Кастаньо (Вилла Пандольфини, Ланьяйя, "Тайная вечеря", трапезная монастыря Сант Аполлония, 1445-1450-е гг, Флоренция)
  • Беноццо Гоццоли ("Поклонение волхвов" 1459-1460 гг, часовня палаццо Медичи-Рикарди)
  • Филиппо Липпи (алтарная апсида 1452-1466 гг, собор в Прато)
  • Алессо Бальдовинетти (Часовня кардинала Португальского 1466-1473 гг, ц-ва Сан Миниато аль Монте, Флоренция)
  • Андреа Мантенья ("Путь Св. Иакова к месту казни" 1440-е гг, ц-ва Эремитани, Падуя, Камера дельи Спози 1465-1488 гг, дворец Гонзага, Мантуя)
  • Доменико Гирляндайо ("Рожденные Девы Марии", "Истребление младенцев по приказу царя Ирода")
  • Мелоццо да Форли ("Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV" 1477 г, Ватиканская пинакотека)
  • Филиппино Липпи (часовня Строцци, ц-ва Снта Мария Новелла, Флоренция)
  • Сандро Боттичелли ( Сикстинская часовня, сцены из жизни Моисея 1482 г.)
  • Пьетро Перуджино ( Сикстинская часовня, "Христос передает ключи от рая Апостолу Петру")
  • Франческо дель Косса (фрески палаццо Скифанойя, "Месяцы года" 1465-1470 гг, Феррара)
  • Браманте ("Философы Гераклит и Демокрит" ок. 1480 г., Пинакотека Брера)
  • Леонардо да Винчи ( Тайная вечеря 1486-1490 гг, Милан)

10. Сад эпохи Возрождения в Италии

Первоначальная участок ботанического сада. Падуанский университет.

В 15 веке в Италии возникает сад эпохи возрождения. Он одновременно отсылал к временам античности, что воспринималась идеалом, и до современности, которая пыталась всячески сократить временную дистанцию ​​желанной античностью древнеримского варианта. Вместе учредители садов старались показать власть человека над растениями в пределах сада. Поэтому сады итальянского возрождения отделены от среды стенами, они небольшие и замкнутые. Даже это небольшое пространство обогащали дорожками, балюстрадами, случайно найденными скульптурами и декоративными вазами, фонтаном. Садовая скульптура теряет связь с христианством, если сад принадлежит гуманисту или светской обладателю. Отсюда тяга к аллегорических скульптур, изображений мифических персонажей и античных героев. Скульптуры способствовали пробуждению исторического чувства, становились свидетельством "мифологической осведомленности", что воспринималось признаком культуры и благородства. В создании садов деятельно участвовали итальянские гуманисты.


11. Высокое Возрождение

11.1. Состояние в архитектуре

Состояние в архитектуре напоминает подобный же будущих, а не прошлых веков, когда его начало, середина и конец мало похожи или не похожи между собой, несмотря на традицию. На развитие архитектуры значительно повлияли изменении в мировоззрении, изменения художественных стилей и ускорения исторического процесса в Европе в пределах даже одного века, чего еще не было в 12-14 веках.

11.2. Начало 16 века

Медальер Карадоссо, архитектор Донато Браманте, 1506, Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Браманте, проект собора Св. Петра, 1-й вариант сооружения.
Церковь Мадонна ди Сан Бьяджо, Монтепульчиано, поземных план и западный фасад.

Конец 15 в. - И начало 16-го в архитектуре Италии тесно связано с творчеством Донато Браманте. Хронологически период Высокого Возрождения был довольно коротким. Разные исследователи (в зависимости от радикальности оценок) ограничивают его в 15-30 лет. То есть, длинным - он не был, хотя его влияние на художников и искусство эпохи был огромным.

Срок в 30 лет ( 1490 - 1520) более достоверен, так как показывает истоки достижений Браманте и лучшие их образцы. Он получил должность главного архитектора папы римского Юлия II и частично превратил разрозненные, хаотичные, средневековые по характеру сооружения Ватикана - в единый, художественно выразительный ансамбль (дворы Ватикана, галереи, библиотека, театр под открытым небом, ренессансный сад с партнерами - позже перестроен все, кроме фасадов).

После смерти Браманте в 1514 г. его стилистику в архитектуре удачно продолжали - Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло Старший, Бальдассаре Перуцци. В стилистике Высокого Возрождения созданы и архитектурные наброски Леонардо да Винчи (не занимался реальным строительством в настоящее время), и проекты Микеланджело, которого заставят заниматься архитектурой знатные заказчики позже. Срок в 30 лет - маловат для строительства, ибо техника строительства была еще достаточно примитивной. Даже постройки Браманте в Ватикане (корпус библиотеки) рухнули и их восстановили в первоначальных формах позже. Сооружения Высокого Возрождения были величественные, монументальные, удивительно гармоничны - так за 30 лет успели выстроить лишь небольшое их количество. Почти все они возникли в Милане (поодинаки образцы) или в самом Риме или вокруг него, среди них -

  • интерьер, церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро, Милан (Браманте)
  • Фасады Ионического дворике, церковь Сант Амброджо, Милан (Браманте)
  • Палаццо Канчеллерия, Рим (бригада архитекторов)
  • Темпьето, храмик- ротонда во дворике монастыря Сан Пьетро ин Монторио, Рим (Браманте)
  • Двор Бельведера, Ватикан, Рим (Браманте)
  • первый проект собора Св. Петра, Рим (не осуществлен, проект Браманте существенно переработано и изменено)
  • церковь Санта Мария делла Консолационе, тогда
  • Церковь Сан Бьяджо (Монтепульчиано) (Церковь Мадонна ди Сан Бьяджо, арх. Антонио да Сангалло старший)
  • фасады трех дворцов, Рим (Рафаэль Санти)
  • палаццо Пандольфини, Флоренция (проект, Рафаэль Санти)
  • вилла Мадама, (начало постройки, Рафаэль Санти, заброшенная недостроенной)
  • церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро, Милан

  • Темпьето, храмик-ротонда во дворике монастыря Сан Пьетро ин Монторио, Рим

  • Палаццо Канчеллерия, Рим

  • Вилла Мадама, Рим, заброшенная недостроенной


11.3. Живопись в период 1490-1520 гг

Поздний автопортрет Доменико Гирляндайо, фреска, 1488

В период 1490-1520 гг живопись Италии переживает настоящий расцвет и высшую фазу своего развития. Еще в полную силу работают талантливые представители кватроченто - Доменико Гирляндайо, Сандро Боттичелли, Перуджино, Джованни Беллини. Но подрос и активно захватывает ведущие позиции в искусстве наглая новая генерация художников, мало считается с живыми авторитетами недавнего художественного прошлого. Их значительно меньше, чем мастеров 15 века ( кватроченто за итальянцами), но их одаренность и мастерство - почти недостижимы. Их перечень не превышает и 10 человек, но все они - огромные таланты, титаны Возрождения, среди которых -

Позднее Возрождение в Венеции добавит еще фигуры Паоло Веронезе и Тинторетто.

Уже при жизни этих мастеров их произведения станут образцами, а картоны Леонардо да Винчи, Микеланджело, фрески Рафаэля в Ватикане, картины Джорджоне, портреты работы Тициана и Тинторетто станут школой для поколений художников как в самой Италии, так и далеко за ее пределами, которому бы веку или художественном направлении они ни принадлежали.

  • Битва при Ангиари, копия произведения Леонардо работы Рубенса, Лувр, Париж.

  • Рисунок Микеланджело, Галерея Уффици.

  • Микеланджело, план центрической постройки, каза Буонарротти, Флоренция


11.4. Венецианская живопись 16 века

Паоло Веронезе. "Оплакивание Христа", Эрмитаж.

12. Ренессансные влияния на культуру в Украине

Часовня Боимов в Львове (1609-1615) - памятник позднего ренессанса в Украине.

В искусстве Ренессанс - название стиля, пришедшего на смену готике. В Украине в начале 16 - пол. 17 в., в эпоху развития городов и роста мещанского сословия. Достопримечательности Ренессанса характерные прежде всего для западной области Украины, в частности для Львова, к которому приезжали квалифицированные мастера из художественных центров Италии (Кастилия Петр Итальчик Петр Красовский Петр, Римлянин Павел и др..) и Германии (Пфистер Иоганн, Хорст Генрих, Шольц Гануш и др.).. Элементы Ренессанса заметны в перестройке (в Каменец-Подольском, Меджибоже - 1545) и строению замков (Синявских в Бережанах - 1534 - 55, С. Конецпольского в Подгорцах и др.).. Свидетельством раннего Ренессанса является каменный Орсеттих в Ярославе (1570), синагога в Сатанове (1532) и др.. Львов после пожара 1527, уничтожившего строения византийской и готической эпохи, отстроен в стиле Pенесансу: "Черная каменица" (1577), дом Корнякта (1580) в Рынка, ансамбль Братско-Успенской церкви с часовней Трех Святителей и башней, монастырь- крепость Бенедиктинок с лоджии (1595), синагога Золотой Розы (Ренессанс в сочетании с готикой, 1582), часовни Боимов и Кампиянив - начало 17 в., костел бернардинцев (Ренессанс с маньеризмом, 1600-30). Образцом позднего Pенесансу, что переходит в барокко, является Ильинская (Богданова) церковь в Суботов (1653). Некоторые элементы Ренессанса имели также перестроены церкви старокняжои суток в Киеве, Чернигове и др.. Наряду с каменным строительством и с определенной аналогии с него развилось деревянное церковное строительство (церковь св. Духа в Потеличе, святого Юра и Воздвиженская в Дрогобыче, собор Благовещения в Ковеле, Креховский монастырь и др.).. Примером градостроительства эпохи Ренессанса по принципам регулярного плана могут быть Жовква (строитель А. Благосклонный) и Броды (архитектор ДелььАква, инженер Боплан).

В скульптуре Ренессанс дал попытки реализма в лежа или полулежа фигурах на саркофагах (К. Рамультовои в Дрогобыче, А. Ванька-Лагодовского в Уневе (1573), князя К. Острожского в Киеве (1579), детей Данилович в Жиравци (1580) и др.)., в рельефах на каменных плитах и бюст. Декоративная резьба начала развиваться во Львове. Немецко-нидерландские и итальянские каменщики-чрез резчика применили формы Ренессанса в отделке фасадов, обрамлений окон и входов и интерьеров ("Черная каменица"). Шедевром архитектурно-декоративной резьбы эпохи Ренессанса является портал часовни Трех Святителей. В эпоху Ренессанса обогатилась деревянная резьба - алтарная и иконостасные (в церкви св. Пятниц во Львове, св. Духа в Рогатине, в Молчанского и Спасо-Преображенском соборах в Путивле и др..). В иконах Ренессанс отразился только спорадически, но его следы еще заметны в начале 18 в. (Богородчанский иконостас 1705). Зато Ренессанс привел к эмансипации портрета (К. Корнякта, В. Ланге), а еще более заметен в графике и миниатюре ( Пересопницкое Евангелие - 1550 - 61), а также в книгопечатании.

В декоративно-прикладном искусстве воздействия Ренессанса отразились в декоре золотарских изделий - посуды, предметов церковного назначения (оправа Евангелия так называемого Горностаевой - 1542), оружия (церемониальный меч львовских войтов), ювелирных украшений и т.д.. Также известен стиль Ренессанса в мебельного искусстве, керамике, шитье и вышивании шелком, у которых в орнаментике мотивы визант. трилистника заменены акантом, гранатом, лилиями, часто рядом местн. флоры.

Для эпохи Возрождения как на западе, так и в славянских странах, в частности в Украине, характеристический синкретизм - сочетание теоретических мыслей из области философии, теологии, политики и конкретных наук с хорошей литературной формой (поэтической или реторичною).

В литературе и науке, рядом с тенденцией возродить культуру античности (так, как ее тогда понимали), шли попытки культивировать человеческую индивидуальность, должна быть освобождена от авторитетов традиции, переживать и думать независимо от них. При сильных еще традициях средневековья в 16 в., знание латинского языка, который в обучении стала рядом с греческом, привело к знакомству с новой латинской литературой, главным благодаря деятельности гуманистов-иностранцев (Конрад Цельтес, Каллимах и др.). начала распространяться в Польши и Литве и на западноукраинских землях, во Львове, где некоторое время находился Каллимах, прибывший из Константинополь. В Польше выдающимися представителями Ренессанса 15 - 16 в. были ученые и писатели украинского рода: Лука из Руси, автор изданного в Кракове 1522 учебника епистолографии, Павел Русин из Кросна (кон. 15 - нач. 16 вв.), Станислав Ореховский (Ореховой Роксолана) с Орихович близ Перемышля (1513 - 66), Шимон Шимонович из Львова (1557 - 1629) и др.. В Украине заверено знакомство с поэтикой Pенесансу, влияние грамматических произведений начался в украинских словарях и грамматиках 16 в., в произведениях украинских писателей, а еще больше в начале 17 в. встречаются упоминания об авторах Ренессанса ( Эразма Роттердамского, Джордано Бруно, Кардана и др.).. Латинскими трудами пользовались и украинские полемисты 16 в., иногда упоминания авторов Ренессанса встречаются и в 18 в.Г. Сковороды). В Острожской академии обучение включало знакомство с учеными Ренессанса. С изящной словесности известный украинский перевод одной новеллы " Декамерона" Боккаччо и новый перевод "Александрии" и несколько мелких опусов. Литературное творчество И. Вишенского стилистически была уже переходных явлением до барокко.


Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х т. / Гл. ред. Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодые Жизнь, 1954-1989 .
  • Чижевский Д. Ренессанс и Реформация, в Истории украшательству литературы. Нью-Йорк 1956.
  • Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения, 1956-59
  • Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера, 1972
  • Всеобщая история искусств, Т III, М, "Искусство", 1962, с. 7-218
  • Искусство раннего Возрождения. - М.: Искусство, 1980. - 257 с.
  • История искусства: Ренессанс. - М.: АСТ, 2003. - 503 с.
  • Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 128 с.
  • Данилова И.Е. Итальянская Монументальная живопись, М, "Изобразительное искусство", 1970
  • "История зарубежного искусства". (Под редакцией Кузьминой М.Т., Мальцевой Н. Л.), М. "Искусство", 1971
  • Голенищев-Кутузов И. Н. Гуманизм в восточных славян (Украина и Белоруссия). М. 1963.
  • Голенищев-Кутузов И. Н. Итальянское Возрождение и славянские литературы XV-XVI веков. М. 1903.
  • Сичинский В. История украинского искусства. И том: Архитектура. Нью-Йорк 1956.
  • Искусство "XIV - первой половины XVII в." в истории украинского искусства, в 6 тт., т. II. К. 1967.
  • Овсийчук В. Ансамбль Русской улице. Л. 1972.
  • Рудольф Н., Лесина Н. Часовня Боимов. Л. 1972.
  • Свешникова И. Дом Корнякта. Л. 1972.

См.. также


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам