Надо Знать

добавить знаний



Война и мир



"Война и мир" ( рус. "Война и миръ" ) - роман Льва Толстого.

Девятая черновик романа

В 1856 - 1863 гг Толстой работал над романом о декабристов. Корни событий 14 декабря 1825 он увидел в событиях войны 1812 года - времени духовного пробуждения народа, единения дворянства и простых людей в борьбе с иностранцами. Так возник замысел романа "Война и мир". Роман писался в течение 1863 - 1869 гг (Издан в 1865 - 1869 гг, в изданиях 1873 и 1886 к тексту внесены некоторые изменения).

"Война и мир" мало похож на классический роман. В нем нет традиционного любовного треугольника, любовного или социального конфликта как основы сюжета. Традиционно ключевыми элементами романа - кульминацией или развязкой - в то время, как правило, были дуэль, женитьба или смерть персонажей. Между тем, бракосочетания одного из главных героев, Пьера Безухова на пустой и аморальном светской красавице Элен Курагина мало влияет на последующие события его жизни. Дуэль Пьера с любовником Элен, Долоховым, не является пружиной действия. Умирает другой любимый толстовский герой, князь Андрей Болконский, а повествование продолжается. Пьер женится на Наташе Ростовой. Но роман заканчивается не описанием их свадьбы, а, казалось бы, случайной сценой - изображением сна Николеньки, сына князя Андрея. В этом сне соединились в одно два главных героя - князь Андрей и Пьер Безухов, и сон предвещает бедствия Пьера - будущего декабриста.

"Война и мир", третье издание, 1873

Этот странный, необычный роман имеет открытый финал - будущее семьи Пьера и Наташи неизвестно и лишь смутно угадывается. Не внешние перемены в судьбах героев, а их на духовная эволюция, их нравственные поиски составляют подлинное содержание "Войны и мира".

Две основные линии "Войны и мира" - история двух друзей, Пьера Безухова и Андрея Болконского. Их объединяет образ юной графини Наташи Ростовой - невесты князя Андрея, позже, после его смерти - жены Пьера. Пьер и особенно князь Андрей проходят через захват Наполеоном. Князь Андрей мечтает о великой славе. Во время битвы с армией Наполеона при Аустерлице, подхватив падающий флаг, он устремился навстречу врагу, желая увлечь за собой солдат. Внезапно его тяжело ранит. Он падает на землю и видит высоко над собой голубое небо. Это небо для князя Андрея становится символом высшей божественной гармонии и истинного величия жизни. Он прозревает, освобождается от духовной слепоты: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал ... совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал это наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба ". Андрей Болконский постигает в эту минуту всю ложь наполеоновской величия и его тщеславных устремлений. Образы природы в "Войне и мире" - символы высшей гармонии, откровение о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности, низкого ложного жизни людей (прежде всего - людей высшего света), чужих духовных стремлений. Возрождение разоренного князя Андрея, потерял смысл существования, потерявший жену, символизирует старый засохший дуб, который весной пускает свежие молодые побеги. Схвачен французами, испытав ужас расстрела Пьер Безухов постигает в плену, что главная, неподвластна никому его главная ценность - бессмертная душа. Это освобождающее ощущение приходит к Пьеру, когда он созерцает ночное звездное небо. Красота бытия воплощена для героев "Войны и мира" - Пьера и князя Андрея - и в образе настоящей поэтической и душевной Наташи Ростовой. Случайно услышанный лунной ночью в имении Отрадное разговор захваченной Наташи с двоюродной сестрой Соней возвращает счастье молодости и непосредственность чувств князю Андрею.

Черта любимых героев Толстого - способность к духовному росту. И Пьер, и князь Андрей освобождаются от ложных идей благодаря общению с простыми русскими людьми. Для князя Андрея это капитан Тушин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми он познакомился в битве с Наполеоном при Шенграбеном. Пьеру высшую ценность простоты открывают солдаты, которых он видит на Бородинском поле. Солдат Платон Каратаев помогает понять Пьеру, что смысл жизни - в нем самом, в его простых и естественных радостях, в интуитивной доверии к жизни, в смиренном принятии встречных человеку бед и радостей.

Естественность в романе противопоставлена ​​ложному, поверхностном жизни. Простая и естественная Наташа Ростова - юная "графинечка", самозабвенно выполняет русский народный танец. Простые, лишены актерства и фальши русские солдаты, совершают подвиги по-будничному, без помыслов о славе. Простой русский полководец Кутузов, олицетворяющий, как и Платон Каратаев, полноту найденного смысла жизни. К освобождению от мелких и эгоистических чувств движутся и Андрей, и Пьер. Андрей, смертельно раненный при Бородино, находит бесконечную любовь ко всем людям, а затем, накануне кончины, - полную отрешенность от всех земных забот и волнений, высшее утихомиренисть. Пьер находит покой и счастье в тихом семейной жизни с Наташей.

Этим персонажам противопоставлен позер Наполеон, увлеченно играет роль "большого человека". Его напоминают многочисленные "наполеоны" и "Наполеошкин" - российский император Александр I, сановник Сперанский, фрейлина Анна Шерер, семейство Курагиных, играющий любовь карьерист Борис Друбецькой и расчетливая Жюли Карагина и многие другие. Эти персонажи наделены преувеличенным представлением о собственное значение, они внутренне пусты и бездушные, испытывают жажду славы, чисто плотскую страсть, заботятся о карьере, любят красиво и много говорить. Но они не знают любви к ближнему, не чувствуют высшего смысла бытия.

В романе уравнены в своем значении исторические сцены и сцены частной, семейной жизни. Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицком битву, битву при Бородино, военный совет штаба русской армии в Филях и первый бал Наташи Ростовой, охоту старого графа Ростова и разговоры Пьера и Наташи о здоровье детей. "Исторические" главы в "Войне и мире" чередуются с "семейными". Толстой воспринимает происходящее именно с точки зрения частной, "постороннего" человека, а не с точки зрения полководца или государственного деятеля. Так, Бородинская битва увиденная глазами штатском человека - Пьера Безухова, который ничего не понимает в военной науке. В представлении Толстого личное, семейное жизни обычных людей - такая же историческое событие, достойное внимания историка и писателя не менее переговоры царей и дипломатов или военные победы.

Соединение "семейных" глав с развернутым описанием исторических событий, сообщения нескольких сюжетных линий, включение в его текст многих десятков персонажей стали чертами, совершенно новыми для современного Толстому романа. Позднейшие исследователи назвали "Войну и мир" романом-эпопеей.

В историко-философских главах "Войны и мира" Толстой раскрывает свое понимание смысла и законов истории. По его мнению, исторические события определяются совпадением множества причин, и поэтому люди не могут понять закономерностей истории. Толстой ожесточенно и язвительно полемизирует с мнением о решающей роли великих людей - царей, полководцев, дипломатов - в истории. Чем выше место человека в обществе и в государстве, тем с большим числом обстоятельств должен считаться, - замечает он. Достоверно великий человек не вмешивается в таинственный, непонятный умом ход истории. Он только чувствует сердцем ее законы и стремится содействовать ходу событий. Именно такой в ​​изображении Толстого Кутузов, который не заботится о военных планах, ведет себя якобы пассивно и рассеянно накануне решающих битв. Именно поэтому, утверждает писатель, победитель - Кутузов, а не Наполеон, тщательно разрабатывал военные планы, но не чувствует скрытого хода событий, забыл, что этическая правота в войне 1812 года - на стороне русских. Толстой отвергал историческую науку, считая ее шарлатанством. Он допускал, что движение истории определяется не волей людей, а Провидением, Судьбой.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам