Волхвы (ведуны, прорицатели) - служители языческого культа. Были прежде носителями религиозных знаний, а также мудрецами, знахарями, врачами.


1. Волхвы в разных традициях

1.1. Волхвы на Руси

Считалось, что волхвы имели влияние на силы природы, умели предсказывать будущее и лечить людей и животных. Древнейшее упоминание о волхвах относится к летописной статьи 912, где содержится рассказ о предсказание близкой смерти князю Олегу.

Волхвы сопротивлялись внедрению христианства на Руси. Участвовали в Суздальском восстании 1024 года, в Ростовском восстании 1071 года, во главе которых пытались стать и использовать для борьбы против распространения христианства и богатой знати.


1.2. Волхвы в христианстве

Словом волхвы средневековые книжники назвали библейских колдунов, которые пришли к младенцу Иисуса (см. Три царя).

MCB-icon11.jpg

Волхвы - славянское слово. В Евангелии употребляется слово "ΜΑΓΟΣ", что обычно означает колдуны. По классической версии, в античные времена так называли служителей религиозного культа зороастризма, который до Рождества Христова был распространен не только на Востоке, но и в Римской империи. По эзотерической традиции, они пришли из земель Иоанна Крестителя. Их внимание к небесных светил наводит на мысль, что они были также астрологами.

По западноевропейской традиции, волхвы называются "колдунами" (magi) (такое мнение базируется на апокрифическом Евангелии от псевдо-Матфея [1] и Протоевангелия от Иакова [2]) и часто изображаются царями. Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльський [3]. Среденьовични апокрифические источники дали им имена - Каспар, Мельхиор и Бальтазар (ранее были распространены имена Авимелех Охозат, Фикол; в сирийской традиции - Гормизд, Яздегерд, Пероз и др..). [4] Они считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто присутствуют в названиях отелей.

В восточных христианских источниках волхвы приобретают величия и блеска: они прибывают в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив за собой на левом берегу Евфрата семимиллионного войско. Когда они вернулись в свою страну (на отдаленном Востоке, у берегов океана они наблюдали жизни и посвящали время молитве, и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру), то апостол Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещения и сами стали проповедниками новой веры. Легенда добавляет, что их мощи со временем было найдено императрицей Еленой и положено сначала в Константинополе, но оттуда перенесены в Медиолан ( Милан), а затем в Кельн, где, как утверждают, их черепа, как святыня, хранятся до сих пор.

Евангелист не пишет о количестве волхвов. По количеству принесенных даров считается, что их было трое. Это архитипичне число пришельцев вдохновило на воплощение различных идей. Так, с развитием иконографического типа волхвов изображали как представителей трех различных возрастов человека (Бальтазар-юноша, Мельхиор-зрелый человек и Каспар-старый) и трех разных сторон света (Бальтазар - мавр, Африка; Мельхиор - белый человек, Европа; Каспар - с восточными чертами или в восточном одежде, Азия). Т.е. происходили они из трех стран по различным этническим составом населением - Персия, Аравия и Эфиопия. По другой версии (получила распространение в армянской и сирийской традиции) количество волхвов составляла 12, соотносится с числом апостолов и колен Израилевых.

Есть греческие варианты их имен (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин). Существуют легенды о четвертом волхва, которого звали Артабан (как брата персидского царя Дарья). В ранних рукописях Балтазара звали Вифисарей.


1.3. Волхвы у разных народов

Родина упомянутых в русскоязычном переводе Библии волхвов - древний Восток, волхвы или маги упоминаются как особый класс мидян и персов. По свидетельству Геродота, они были одним из шести племен древних мидян, которое, возможно, сосредоточило в своих руках все религиозные функции, как это было, например, с племенем левитов у древних евреев.

Кельтский аналог слова волхв - друид.

Примечания

  1. Евангелие от псевдо-Матфея. 16. - apokrif.fullweb.ru/apocryph1/ev-psmatf.shtml
  2. Протоевангелие от Иакова. XXI - apokrif.fullweb.ru/apocryph1/ev-iakov.shtml
  3. Яков Кротов. Словарь святых - www.krotov.info/yakov/6_bios/00_dohrist/volhvy.htm
  4. Аверинцев С.С. София-Логос, К., Дух и Литера, 2001 с. 57-58 (рус.)