Надо Знать

добавить знаний



Вольтер


Voltaire.jpg

План:


Введение

Вольтер ( фр. Voltaire , Настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, фр. Franois Marie Arouet , 21 ноября 1694, Париж, Франция - 30 мая 1778, Париж, Франция) - французский писатель и философ - деист.

Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Его зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести "Макромегас" ( 1752), "Кандид, или Оптимизм" ( 1759), "Простодушный" ( 1767), трагедии в стиле классицизма "Брут" ( 1731), "Танкред" (издана в 1761), сатирические поэмы ("Орлеанская девственница", 1735, издана в 1755), публицистика. Историческая творчество Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости, критикой феодально-абсолютистской системы: "Философские письма" ( 1733), "Философский словарь" ( 1764 - 69). Вольтер сыграл значительную роль в развитии мировой философской мысли, в идейной подготовке Великой французской революции конца XVIII в.


1. Биография

1.1. Юность

Мать Вольтера, Мари Маргарит Домар, была дочерью секретаря уголовного суда, а отец, Франсуа Аруэ, - нотариусом и сборщиком налогов. Сам Вольтер не любил отца и его ремесло, а позднее ( 1744) предпочел объявить себя внебрачным сыном какого-то шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, чем оставаться сыном состоятельного буржуа.

После нескольких годах учебы в парижском иезуитском коллеже Людовика Великого (1704-1711) юный Аруэ по настоянию отца занялся изучением права. Вскоре он против отца свободы променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни. В мае 1717 за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского начинающий автор попал в Бастилию, однако год тюремного заключения не охладил его литературного пыла. Уже в 1718 году была поставлена ​​его первая значительная пьеса "Эдип", благосклонно воспринята публикой.

Voltaire-Baquoy.gif

В начале 1726 произошла стычка Вольтера с шевалье де Роганом, который позволил себе публично насмехаться над его попытки спрятать под псевдонимом свое дворянского происхождения. Вооружившись пистолетами, Аруэ пытался отомстить обидчику, но был арестован, брошен в Бастилию, а в конце 1726 года - вынужден оставить Париж. Более двухлетнее пребывание в Англии укрепило его приверженность веротерпимости и либерализма. Свои либеральные взгляды Вольтер изложил в "Философских письмах". В 1734 году, уже после возвращения Вольтера на родину, книга была сожжена по приговору Парижского парламента, а автор оказался под угрозой нового ареста. Не желая искушать судьбу, Вольтер того же года уехал в Шампани, где уединился в имении своей любовницы, маркизы дю Шатле. Одна из образованнейших женщин того времени, она разделяла увлечение Вольтера метафизикой, естественными науками, библеистики.


1.2. Карьера придворного и эмиграция

1744 года началась краткая и неудачная карьера Вольтер-придворных. Литературная известность и влиятельные покровители обеспечили ему место придворного историка ( 1745). В 1746 году его избрали в Французской академии, но ему так и не удалось (несмотря на все попытки) снискать расположение короля.

В 1746 Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом, но, нарушив недовольство маркизы де Помпадур, порвал с двором. Вечно подозреваемый в политической неблагонадежности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер пошел на ( 1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с +1736) находился в переписке, и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображенным Вольтером в произведении "Диатриба доктора Акакия"), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии ( 1753). Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в "Отрадное" (Dlices), приобрел затем еще два имения: Турне и - на границе с Францией - Ферн (1758), где жил почти до самой смерти. Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, Вольтер - "Фернейський патриарх - мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своем лице "общественное мнение", всемогущую мнению, против старого, доживая свой возраст социально-политического порядка.

Бюст Вольтера

Холодность Людовика XV, разочарование в Версальском дворе, смерть маркизы дю Шатле ( 1749) склонили Вольтера принять приглашение прусского короля Фридриха II, при дворе которого он появился 1750 года. В декабре 1754 году Вольтер переехал в Швейцарии, где ему суждено провести остаток жизни. В окрестностях Женевы он купил небольшое имение, которое он назвал "Делис" ("Отрада"). В настоящее время Вольтер начал сотрудничать в "Энциклопедии" Дидро и Д'Аламбера.

Пытаясь обезопасить себя от немилости со стороны духовенства Женевы, Вольтер конце 1758 года арендовал имение Турне (а в начале 1759 года приобрел еще и поместье Ферне), расположенные по обе стороны границы Женевского границы с Францией. Ферней стал его "удельным княжеством", которым он руководил как просвещенный монарх, стал местом развертывания его 20-летней просветительской деятельности.

Ферн стал местом паломничества для новых интеллектуалов. Дружбой с Вольтером гордились такие просвещенные монархи, как Екатерина II, Фридрих II, который возобновил с ним переписку, Густав шведский.


1.3. Последние годы в Париже

В 1774 Людовика XV изменил Людовик XVI, а в 1778 Вольтер - восьмидесятичотирьохлітній старый - вернулся в Париж, где ему устроена была - при враждебном равнодушии короля - восторженная встреча. Он приобрел себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией "Агафокл". Постановка его последней пьесы "Irne" превратилась в его апофеоз. Назначен директором Академии, Вольтер приступил, несмотря на преклонный возраст, к переработке академического словаря.

Сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно, вынуждали Вольтера принимать большие дозы опия. В начале мая, после обострения болезни, доктор медицины Тронше поставил неутешительный диагноз: рак предстательной железы. Вольтер еще держался, порой даже шутил, но часто в шутку прерывала гримаса боли. Очередной врачебный консилиум, который состоялся 25 мая, предрек скорый летальный исход. Каждый день приносил больному все большие мучения. Порой не помогал даже опий.

Племянник Вольтера аббат Миньо, пытаясь примирить дядюшку с католической церковью, пригласил к нему аббата Готье и приходского кюре церкви св. Сульпиция Терсака. Визит состоялся днем ​​30 мая. По легенде, на предложение священнослужителей "отречься от сатаны и прийти к Господу" Вольтер ответил: "Зачем перед смертью приобретать новых врагов?". Его последними словами было "Ради бога, дайте мне умереть спокойно".

В 1791 Конвент постановил перенести останки Вольтера в Пантеон и переименовать "Набережную Театинцев" в "Набережную имени Вольтера". Перенос останков Вольтера в Пантеон превратился в грандиозную революционную демонстрацию. В 1814 во время Реставрации слух, что останки Вольтера были якобы похищены из Пантеона, что не соответствовало действительности. В настоящее время [ Когда? ] прах Вольтера все еще находится в Пантеоне.

Когда Вольтеру исполнилось 83 года, он решил еще раз увидеть Париж. 10 февраля 1778 года патриарх французского Просвещения прибыл в столицу Франции, где его ждала восторженная встреча. Он 4 раза побывал на заседаниях Французской академии, посмотрел спектакль своей пьесы "Ирена" ( 1776) в "Комеди Франсез" и даже вступил в масонскую ложу Девяти Сестер. Через три месяца он скончался.

Как утверждает Илья Борщак, Вольтер был знаком с [[Орлик Григор | Григорий Орлик] - последний якобы передал Вольтеру некоторые материалы отца для подготовки труда "История Карла XII" ("Histoire de Charles XII", 1730).

В честь философа назван астероид главного пояса - 5676 Вольтер.


2. Мнения

2.1. Религия

2.1.1. Деизм Вольтера

Вольтера часто считают атеистом, однако он был сторонником деизма, в основе которого вера в Бога-творца, который в дальнейшем после акта творения, не вмешивается в дела мира. Анализ трудов Вольтера наводит на мысль, что его критика скорее направлена ​​против церкви, как учреждения, чем против самой концепции религии. Деист Вольтер вел полемику, как с церковью, так и с атеизмом. Ему принадлежит высказывание "Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать". Он участвовал в религиозных церемониях и даже построил часовню в своем имении в Ферне. Не будучи человеком религиозным, Вольтер отказывался все же от атеизма Дидро и Гольбаха и часто повторял свой ​​знаменитый куплет:

L'univers m'embarrasse, et je ne puis songer
Que cette horloge existe et n'ait point d'horloger.
Вселенная удивляет меня и не могу думать я,
Что часы этот существует без часовщика.

Таким образом Вольтер сохранил веру в "вечной геометра". Вместе, придерживаясь идей деизма, он отрицал как иллюзию провиденциализма, оставляя без ответа вопрос святого Августина о том, почему в мире существует зло, если его создатель - Бог, которого все теологи называют добрым.

Деист в духе английских вольнодумцев XVIII века, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование Божества, создавшего вселенную, в дела которого, однако, не вмешивается, оперируя доказательствами: космологическими (Против атеизма), телеологическим (Философ невежда") и "моральными" (статья "Бог" в "Энциклопедии"). Из всех подобных аргументов наиболее близким Вольтеру был однако не приводится им, но за всеми приведенными стыдливо скрываемый - полицейский, ибо без понятия божества не может существовать ни одно общество", эксплуатируемый низ восстанет против "просвещенного" верха - необходимо поэтому сохранить религию как моральную "уздечку" для народа, и "если бы Бога не было, его следовало бы выдумать".

Борясь против церкви, духовенства и религий "откровения", Вольтер был вместе с тем врагом атеизма; похода на атеизм Вольтер посвятил специальный памфлет ("Homlie sur l'athisme"). деист в духе английских буржуазных вольнодумцев XVIII века, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование Божества, что создало вселенную, в дела которого однако не вмешивается, оперируя доказательствами: "Космологическими" ("Против атеизма), "Телеологическими" ("Le philosophe ignorant") и "Моральными" (статья "Бог" в "Энциклопедии").

В "обучающих проповедях", а также в философских повестях неоднократно встречается и аргумент "Полезности", есть такое представление о Боге, при котором он выступает в качестве социального и нравственного регулирующего принципа. В этом смысле, вера в него оказывается необходимым, поскольку только она, по мнению Вольтера, способна удержать человеческий род от саморазрушения и взаимного уничтожения.

Давайте же, братья мои, по крайней мере, посмотрим, насколько полезна такая вера и насколько мы заинтересованы в том, чтобы она была отражена во всех сердцах.

Принципы эти необходимы для сохранения человеческого рода. Избавьте людей представления о Боге, наказывает и вознаграждает - и вот Сулла и Марий с наслаждением купаются в крови своих сограждан; Август, Антоний и Лепид превосходят в жестокости Суллу, Нерон хладнокровно отдает приказ об убийстве собственной матери [1].

Отрицая средневековый церковно-монашеский аскетизм во имя права человека на счастье, которое коренится в разумном эгоизме (Discours sur l'homme"), долгое время разделяя оптимизм английской буржуазии XVIII века, преобразовать мир по своему образу и подобию и утверждала устами поэта Поупа : "Whatever is, is right" ("все что есть - хорошо"), Вольтер после землетрясения в Лиссабоне, разрушившего треть города, несколько снизил свой ​​оптимизм, заявляя в поэме о Лиссабонском катастрофу: "сейчас все хорошо, но будет хорошо ".


2.1.2. Критика религии

Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг был "crasez l'infme" ("уничтожьте подлую, часто переводится как "раздавите гадину"), Вольтер нападал и на иудаизм, и на христианство (например, в "обеда у гражданина Буленвилье"), проявляя впрочем свое уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате "Бог и люди"), с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал Завещание Жана Мелье", священника-социалиста XVII века, не щадил слов для развенчания клерикализма.

Борясь словом и делом (заступничество за жертв религиозного фанатизма - Каласа и Сервета) против господства и гнета религиозных предрассудков и предубеждения, против клерикального изуверства, Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной терпимости как в своих публицистических памфлетах (Трактат о веротерпимости, 1763), так и в своих художественных произведениях (образ Генриха IV, который покончил с религиозной распри католиков и протестантов; образ императора в трагедии "Гебр").

В 1722 году Вольтер пишет антиклерикальную поэму "За и против". В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предлагает любить милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким тираном, Какого мы должны ненавидеть". Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями:

В этом недостойном образе я не признаю Бога, Которого я должен чтить ... Я не христианин ...



2.2. Либерализм

Доктрину, которая прекрасно отвечала Вольтеровых взглядам на соотношение между нравственным и практическим, он нашел в произведениях английского философа Джона Локка. Локк поддерживал взгляды либерализма, считая, что общественное согласие не должна ставиться выше естественных прав личности. С другой стороны мы учимся опыту, все, что выходит за его пределы, являются не более чем гипотеза - область определенного совпадения между практикой и истиной. Из этой доктрины Вольтер выводит основную мысль своей морали: задача человека взять свою судьбу в собственные руки, улучшить условия своего существования, обеспечить себя, украсить жизнь науками, производством, искусствами и хорошим контролем над обществом. Таким образом, общественная жизнь невозможна без соглашения, в которой каждый нашел бы для себя выгоду. Хотя право и различное в разных странах, принцип справедливости, который лежит в его основе, универсальный. Все люди могут его понять, прежде всего потому, что все люди более или менее разумные, но еще и потому, что все могут понять, что полезно для общества полезно для каждого. Необходимость добродетелей продиктована не только сантиментами, но и интересами каждой личности. Роль морали в том, чтобы научить нас принципов такого надзора и выработать у нас привычку уважать эти принципы.


2.3. Философия

Будучи сторонником сенсуализма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих "философских письмах", Вольтер был вместе с тем врагом французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его Письмо Меммий до Цицерона"; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободу воли - в нерешительности переходил от индетерминизма в детерминизма. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в Энциклопедии и затем издал отдельной книгой, сначала под названием Карманный философский словарь" (фр. Dictionnaire philosophique portatif, 1764). В этой работе Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он дает яркую и остроумную критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, разоблачает преступления, совершенные христианской церковью.

Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существовании неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство. Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что "злые". Положительные законы призваны гарантировать естественные права человека. Много положительных законов представлялись философу несправедливыми, такими, воплощают лишь человеческое невежество.


2.4. Социально-философские взгляды

По социальным взглядам Вольтер - сторонник неравенства. Общество должно делиться на образованных и богатых" и на тех, кто, ничего не имея", "обязан на них работать" или их "нянчить". Трудящимся том незачем давать образование: если народ начнет рассуждать, все погибло" (из писем Вольтера). Печатая Завещание Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая ее "возмутительной". Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к Руссо, хотя в их отношениях был налицо личный элемент.

Убежденный и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещенного абсолютизма, монархии, опирающейся на "образованную часть" общества, на "философов". Просвещенный монарх - его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV (в поэме "Генриада"), "чувствительного" царя-философа Тевкра (в трагедии Законы Миноса"), который ставит своей задачей "просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну", и короля дон Педро (в одноименной трагедии), трагически погибает в борьбе с анархическими феодалами во имя принципа, выраженного Тевкра в словах: Королевство - великая семья с отцом во главе. Кто имеет другое представление о монархе, то виноват перед человечеством".

Вольтер, как и Руссо, иногда склонялся к защите идеи "первоначального состояния" в таких пьесах, как "Скифы" или "Законы Миноса", но его "первобытное общество" (скифов и сидонцив) не имеет ничего общего с нарисованным Руссо раем мелких собственников-хуторян, а воплощает собой общество врагов политического деспотизма и религиозной нетерпимости.

В своей сатирической поэме "Орлеанская дева" он высмеивает рыцарей и придворных, но в поэме "Битва при Фонтенуа" (1745) Вольтер славит старое французское дворянство, в таких пьесах, как "Право сеньора" и особенно "Нанина", - рисует с увлечением помещиков либерального уклона, даже готовых брать брак с крестьянкой. Вольтер долго не мог примириться с вторжением на сцену лиц дворянского положения, "обычных людей" ( фр. hommes du commun ), Поскольку это означало "обесценить трагедию" ( фр. avilir le cothurne ).

Связанный своими политическими, религиозно-философскими и социальными взглядами еще достаточно крепко с " старым порядком" , Вольтер особенно своими литературными симпатиями крепко врос в аристократический XVIII века Людовика XIV, которому он посвятил свой ​​лучший историческое произведение - "Sicle de Louis XIV".

Незадолго до своей смерти, 7 апреля 1778, Вольтер поступил в парижскую масонской ложи Великого Востока Франции - "Девять сестер". При этом в ложу его сопровождал Бенджамин Франклин (в то время - американский посол во Франции).


3. Труда

VOLTAIRE Lettres sur les Anglois Titel-3.jpg

Философские повести:

Трагедии:

  • "Брут" ( 1731),
  • "Танкред (повесть)" (издана в 1761),

Сатирические поэмы:

  • "Орлеанская девственница", 1735, издана в 1755

Пьесы:

  • "Эдип"
  • "Ирена" ( 1776)

Исторические произведения:

  • "История Карла XII" (1730),
  • "Философские письма" ( 1733),
  • "Философский словарь" ( 1764 - 69).
  • "Опыт о духе и обычаи народов"
  • "Век Людовика XIV"

Примечания

  1. Вольтер. Обучающие проповеди. Проповедь первая: Об атеизме

Литература

  • Muller, Jerry Z., 2002. The Mind and the Market: Capitalism in Western Thought. Anchor Books.
  • Pearson, Roger, 2005. Voltaire Almighty: a life in pursuit of freedom. Bloomsbury. ISBN 978-1-58234-630-4. 447pp
  • Quinones, Ricardo J. Erasmus and Voltaire: Why They Still Matter (University of Toronto Press; 2010) 240 pages; Draws parallels between the two thinkers as voices of moderation with relevance today.
  • Schwarzbach, Bertram Eugene, Voltaire's Old Testament Criticism, Librairie Droz, Geneva, 1971.
  • Torrey, Norman L., The Spirit of Voltaire, Columbia University Press, 1938.
  • Vernon, Thomas S. "Chapter V: Voltaire", Great Infidels - www.positiveatheism.org / hist / voltvern.htm. - M & M Pr, 1989. ISBN 0943099056.
  • Wade, Ira O. Studies on Voltaire. - New York: Russell & Russell, 1967.
  • Wright, Charles Henry Conrad, A History of French Literature, Oxford University Press, 1912.
  • "The Cambridge Companion to Voltaire", ed by Nicholas Cronk, 2009.
  • Davidson, Ian, Voltaire. A Life, London, Profile Books, 2010. ISBN 978184668261
  • Durant, Will, The Story of Civilization. Vol. IX: The Age of Voltaire. New York: Simon and Schuster, 1965.
  • Gay, Peter, Voltaire's Politics, The Poet as Realist, Yale University, 1988.
  • Hadidi, Djavd, Voltaire et l'Islam, Publications Orientalistes de France, 1974.


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам