Надо Знать

добавить знаний



Вольфганг Амадей Моцарт


Вольфганг Амадей Моцарт. Портрет работы Барбары Крафт, выполненный в 1819 на основе прижизненных изображений

План:


Введение

Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Вольфганг Хризостом Теофил Моцарт ( нем. Wolfgang Amadeus Mozart МФА : [Vɔlfɡaŋ amadeus mo ː tsart] Аудио немецкий произношение имени описание файла * 27 января 1756 - ? 5 декабря 1791) - австрийский композитор, представитель венского классицизма, который считается одним из самых гениальных музыкантов в истории человечества. Творчество Моцарта составляет более 600 произведений: более 50 симфоний, свыше 19 опер, множество инструментальных концертов (в том числе 27 фортепианных), 13 струнных квартетов, 35 сонат для скрипки, Реквием и много других инструментальных и хоровых произведений. Находясь под большим влиянием Гайдна, музыка Моцарта стала вершиной классической эпохи за чистотой мелодии и формы.


1. Жизнь

1.1. Семья и ранние годы

В.Моцарта в детстве, возможно 1763

Моцарт родился в Зальцбурге (ныне Австрия), который был в то время столицей небольшого независимого архиепископства в Священной Римской Империи. Его родителями были Леопольд и Анна Мария Пертль Моцарт, а единственную сестру, которая выжила после рождения, звали Мария Анна (1751-1829) (дома ее называли "Наннерль"). Вольфганг был крещен на второй день после рождения в соборе Св. Руперта. Его нарекли Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart. Полная версия имени Моцарта значительно менялась на протяжении жизни. Моцарт во взрослой жизни обычно называл себя Вольфганг Амадей Моцарт, но было и много других вариантов.

Отец Моцарта, Леопольд Моцарт (1719-1787), был помощником капельмейстера в оркестре при дворе архиепископа Зальцбурга, а также младшим композитором. Кроме того, он был одним из ведущих музыкальных педагогов Европы, чья влиятельная книга "Эссе по основам игры на скрипке" ( нем. Versuch einer gr?ndlichen Violinschule ) Издана в 1756 году, когда родился Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта стали очевидными еще в раннем детстве. Когда Наннерль было семь лет, Леопольд начал давать ей уроки нотной грамоты. Трехлетний Вольфганг наблюдал с явным восхищением - и пробовал сам играть. Наннерль писала: "Когда ему исполнилось четыре года, отец ради забавы начал обучать его нескольким менуэта и пьесам на клавире. Он мог играть без ошибок и с самой утонченностью, и четко выдерживая время. В возрасте пяти лет он уже писал небольшие пьесы, играл отцу, а тот их записывал на бумагу ".

Моцарт получил интенсивное музыкальное обучение от отца, включая инструкциями игры на фортепиано и скрипке. Кроме того, Леопольд был очень преданным учителем для своих детей, было очевидно, что Вольфганг делал прогресс даже вне того, чему его учил отец. Его первая самостоятельная композиция и его врожденная способность играть на скрипке были большой неожиданностью для Леопольда и вызвали у него слезы восторга. Отец и сын становились все ближе.

Наконец Леопольд бросил писать музыку, когда выдающийся музыкальный талант сына стал очевидным, ведь он был единственным учителем Вольфганга в ранние годы: кроме музыки он учил своих детей как и академических предметов.


1.2. 1762-1773: Годы путешествий

Моцарт с семьей. Художник Кармонтель, 1763 год.

Во времена роста Моцарта его семья провела несколько путешествий по Европе, во время которых детей выставляли на показ как вундеркиндов. Это началось с представления в 1762 году при дворе курфюрста Баварии в Мюнхене, затем в этом же году при Императорском дворе в Вене и Праге. Вслед за этим прошел длинный концертный тур в течение трех лет, во время которого семья побывала при дворах в Мюнхене, Манхайме, Париже, Лондоне и Гааге. Моцарт встретился со многими музыкантами и ознакомился с работами других композиторов. Особенно повлиял на него Иоганн Кристиан Бах, который встретился с Моцартом в Лондоне в 1764-65 годах. Семья снова вернулась в Вену в конце 1767 года и оставался там до декабря 1768 года. Во время этого путешествия Моцарт подхватил оспу, но отец отказался делать ему прививки, веря, что так должно быть "воля Божья" - умереть парню и жить.

После одного года, проведенного в Зальцбурге, состоялось три путешествия Италии (декабрь 1769 - март 1771, август - декабрь 1771 и октябрь 1772 - март 1773), на этот раз только с Леопольдом, мать Вольфганга и его сестра остались дома. Первое путешествие напоминало предыдущие, ее главной целью было продемонстрировать возможности Моцарта, теперь уже подростка, как исполнителя и композитора, быстро взрослеет. В Болонье Моцарт познакомился с Дж.Б.Мартини и был принят в члены известной филармонической академии. 11 апреля 1770 года в Риме он с отцом посетил субботнюю предпасхальные мессу в Сикстинской капелле, где он услышал "Miserere" Грегорио Аллегри, а потом записал это произведение нотами полностью из памяти, допустив лишь нескольких незначительных ошибок, таким образом сделав первую нелегальную копию этой собственности Ватикан, тщательно охранялась. Вскоре, Моцарт был удостоен аудиенции Папы Климента XIV; поражен талантом 14-летнего музыканта, папа наградил его одним из самых высоких католических отличий - Орденом Золотой шпоры [1]

В Милане Моцарт написал оперу "Mitridate Re di Ponto" (1770), которая выполнялась с большим успехом. Это привело к дальнейшим заказам опер, и Вольфганг с Леопольдом дважды возвращались из Зальцбурга в Милан для написания, а потом - чтобы посетить премьеры опер "Ascanio in Alba" (1771) и "Lucio Silla" (1772).

Ближе к концу последней итальянской поездки Моцарт написал первый из произведений, и сегодня широко выполняется - соло кантату "Exsultate, jubilate", к.165.


1.3. 1773-1777: Зальцбургский Двор

После окончательного возвращения с отцом из Италии Моцарт был нанят на должность придворного музыканта правителем Зальцбурга принцем архиепископом Иеронимусом Коллоредо. Моцарт был "любимым сыном" в Зальцбурге, где у него было множество друзей и сторонников, и он должен писать музыку во многих жанрах, включая симфонии, сонаты, струнные квартеты, серенады и иногда оперы. Некоторые из произведений, написанных в то время, широко исполняются и в наше время.

Несмотря на этот исполнительный успех, Моцарт становился все более недоволен Зальцбургом и все энергичнее предпринимал попытки найти работу в другом месте. Одной из причин этого была низкая зарплата, 150 флоринов в год. Кроме того, Моцарт стремился писать оперы, а в Зальцбурге редко случалась возможность для этого.

Это долгое пребывание в Зальцбурге прервали два путешествия в поисках работы: Вольфганг с Леопольдом (оба искали работу) поехали в Вену с 14 июля по 26 сентября 1773 года и до Мюнхена с 6 декабря 1774 года по март 1775 года. Ни одна из этих поездок не была успешной, хотя мюнхенский путешествие завершилась удачной премьерой оперы Моцарта "La finta giardiniera".


1.4. 1777-1778: Парижская путешествие

23 сентября 1777 года Моцарт начал новый тур в поисках работы, на этот раз вместе со своей матерью Анной Марией. Этот визит включал Мюнхен, Мангейм и Париж. В Манхайме он познакомился с музыкантами Мангаймського оркестра, лучшего в Европе того времени. Он также влюбился в Алоизия Вебер, один из четырех дочерей музыкальной семьи. Моцарт переехал в Париж и попытался там построить свою карьеру, но безуспешно (он получил работу органиста в Версале, но это не было то, чему он стремился). Парижская путешествие было особенно несчастным, потому что мать Моцарта заболела и умерла там 23 июня 1778 года. По дороге домой, в Зальцбург, Моцарт снова проезжал через Мюнхен, где Алоизия, что теперь уже работала оперной певицей, сообщила, что больше не заинтересована в нем. Разочарование Зальцбургом продолжилось после возвращения Моцарта.

Возникает вопрос, почему Моцарт, несмотря на свой талант, не смог найти работу во время этого путешествия. Существует мнение, что проблема была в конфликте между Вольфгангом и его отцом Леопольдом, который настаивал на том, чтобы Моцарт нашел высокооплачиваемую работу, которая позволила бы поддерживать всю семью. По мнению Вольфганга, было бы лучше осесть в большом городе, работать как свободно наемный художник и понемногу снискать популярность среди аристократии, чтобы получить позже важную работу. Ранее такая стратегия хорошо сработала с другими музыкантами, например с Йозефом Гайдном.


1.5. 1781: Переезд в Вену

В январе 1781 года в Мюнхене с большим успехом состоялась премьера оперы Моцарта "Idomeneo". В марте композитора был вызван в Вену, где его работодатель принц-архиепископ Коллоредо Зальцбургский участвовал в торжествах, посвященных восхождению на трон императора Йозефа II в. Моцарт, который только имел большой успех в Мюнхене, был оскорблен тем, что Коллоредо обращался с ним как с простым слугой, и особенно когда архиепископ запретил ему выступить перед императором (за плату, которая равнялась бы половине его годовой зарплаты в Зальцбурге). В мае вызвана этим напряжение усилилось: Моцарт попытался освободиться, но ему было отказано. Однако через месяц запоздалый разрешение было предоставлено, но в очень оскорбительной форме: Моцарта освободили буквально "пинком под зад". В то же время Моцарт искал возможности найти хорошую работу в Вене, и он чувствовал, что должен жить там и начать собственную карьеру свободного наемника.

Ссора с Коллоредо усиливалась тем, что отец Моцарта склонялся на сторону архиепископа, отправляя множество гневных писем сыну с требованием работать на Коллоредо, в то время как сам Вольфганг настаивал на своем желании начать собственную карьеру в Вене одиночестве. Дебаты закончились, когда Моцарт уволился с работы, тем самым высвободившись одновременно от гнетущего работодателя и от отца требований вернуться. Это стало революционным шагом на жизненном пути Моцарта и мало важное влияние на его дальнейшую судьбу.


1.6. Начало карьеры в Вене

Новая карьера Моцарта в Вене началась очень хорошо. Он часто выступал как пианист и вскоре показал себя наилучшим клавишным музыкантом в Вене. Еще в разгаре своей ссоры с архиепископом Коллоредо Моцарт переехал с семьей Веберов с Мангейм в Вену. В это время отец, Фредолин Вебер, умер, и семья едва сводила концы с концами. Алоизия, ранее отказала Вольфгангу, теперь замужем за актером Йозефом Ланге, и Моцарт перевел свой взгляд на третью дочь, Констанцию. Эта пара поженилась 4 августа 1782 года. Они имели шестерых детей, из которых только выжили двое: Карл Томас (1784-1858) и Франц Ксавер Вольфганг (1791-1844; впоследствии тоже стал композитором).

Сыновья Вольфганга Амадея Моцарта: Карл Томас (справа) и Франц Ксавер (слева) (рисунок Ганса Гансена, Вена, 1800)

В течение 1782-1783 годов Моцарт, с помощью и под влиянием барона Готтфрида ван Свитена, владевший многими манускриптами произведений мастеров барокко, близко ознакомился с работами Баха и Г. Ф. Генделя. Изучение Моцартом этих произведений сначала привело к возникновению многих работ, которые имитировали стиль барокко, а затем чуть мощное влияние на создание собственного музыкального языка Моцарта.

В 1783 году Вольфганг и Констанция, посетили семью Моцарта в Зальцбурге, но этот визит не был успешным, потому что Леопольд и Наннерль были, в лучшем случае, просто вежливыми с Констанцией. Однако этот визит взорвался написанием одной из лучших литургических пьес Моцарта, "Мессой до минор", премьера которой, хотя и незавершенной, состоявшейся в Зальцбурге; Констанция пела на премьере.

Через некоторое время после переезда в Вену Моцарт познакомился с Йозефом Гайдном, и эти двое композиторов подружились. Когда Гайдн приезжал в Вену, они иногда играли вместе в импровизированном струнном квартете. Гайдн был в восторге от Моцарта; когда он впервые услышал последние три цикла Моцарта, он сказал, посетив Леопольда: "Перед именем Господа и как честный человек, я говорю вам, что Ваш сын - величайший композитор для меня, которого я знаю лично или по имени. Он имеет вкус, более того, имеет прекрасное знание искусства композиции ".

В течение 1782-1785 годов Моцарт дал цикл концертов, во время которых он выступил как солист на собственных фортепианных концертах. Он написал от трех до четырех концертов для каждого концертного сезона, и потому, что концертные залы были заняты, он арендовал необычные помещения: большую комнату в доме апартаментов Тратнергоф и бальную комнату в ресторане Мельгрубе. Концертные сезоны были очень популярны и концерты, написанные для них Моцартом, считаются в числе лучших его произведений.

14 декабря 1784 года Моцарт стал масоном, вступив в масонскую ложу "Wohlt?tigkeit" ("Благотворительность"). Свободное масонство сыграло важную роль в дальнейшей жизни Моцарта, он посещал многочисленные собрания, часть его друзей были масонами, и по разным поводам он писал масонскую музыку.


1.7. 1786-1787: Возвращение к опере

Несмотря на большой успех оперы "Die Entf?hrung aus dem Serail" Моцарт мало писал оперы течение последующих лет, создав только две незавершенные работы и одноактную оперу "Der Schauspieldirektor". Вместо этого он сосредоточился на своей карьере солиста пианиста и автора концертов. Однако, около конца 1785 года Моцарт вновь изменил свое внимание, он оставил регулярное написание фортепианных концертов и начал свою знаменитую оперную сотрудничестве с либреттистом Лоренцо да Понте. В 1786 году в Вене состоялась достаточно успешная премьера "Свадьбы Фигаро", которая позже в том же году была даже еще ​​более успешным в Пражской постановке. Пражский успех привел к заказу другой оперы Моцарта - Да Понте: "Дон Жуан", премьера которой сорвала аплодисменты в 1787 году в Праге, и была вновь поставлена ​​с таким же успехом в Вене в 1788 году. Обе оперы считаются входящими в число важнейших работ Моцарта, и сегодня считаются основой оперных репертуаров; их музыкальная сложность вызвала трудности на премьерах как у исполнителей, так и у слушателей.

В декабре 1787 года Моцарт наконец получил надежную должность во аристократическим патронажем. Император Йозеф II назначил его своим "камерным композитором", эта должность освободилась в предыдущем месяце, когда умер Глюк. Однако, это не была постоянная работа, за нее Моцарт получал только 800 флоринов в год, и это просто заставляло его писать музыку для танцев для ежегодных балов в Редутензали. Моцарт жаловался Констанции, что "плата была великовата как для того, что он делал, и мала как для того, что он мог бы сделать". Однако впоследствии, когда наступили действительно тяжелые времена, оказалось, что и это было очень хорошо. Дворовые записи показывают, что намерение Иосифа было иметь уверенность в том, что Моцарт, которого он уважал, не оставит Вена в поисках лучшего места местах.

В 1787 году молодой Людвиг ван Бетовен приехал в Вену на две недели в надежде поучиться у Моцарта. Свидетельство о случившемся во время этого визита противоречивые, и рассматриваются по крайней мере две гипотезы: что Моцарт прослушал Бетовена и похвалил его, и Моцарт отказался обучать Бетовена, и они после этого больше не встречались.


1.8. 1788-1791

Ближе к концу десятилетия карьера Моцарта пошла на спад. Примерно в 1786 году он перестал часто появляться на публичных концертах, и его состояние заметно уменьшился. Это вообще было тяжелое время для музыкантов в Вене, потому что между 1788 и 1791 годы Австрия была в состоянии войны (Австрийско-турецкая война), поэтому снизились одновременно и общий уровень благосостояния, и возможность аристократов поддерживать музыку.

В середине 1788 года Моцарт с семьей переехал из центра Вены в дешевые апартаменты в пригороде. Моцарт начал занимать деньги, в основном у своего друга-масона Михаэля Пушберга. В это время он страдал от депрессии, его производительность тоже снизилась. Основные работы этого периода включают последние три симфонии (1788: 39, 40, 41) и последнюю из трех опер Да Понте, "Cosi fan tutte", премьера которой состоялась в 1790 году. В это время Моцарт много путешествовал, надеясь улучшить свое финансовое положение: весной 1789 года он посетил Лейпциг, Дрезден и Берлин, а в 1790 году побывал в Франкфурте, Манхайме и других немецких городах. Результатом этих путешествий был лишь частичный успех, который не решал финансовых проблем Моцарта.

Последний год жизни Моцарта, до того, как болезнь потрясла его, был годом огромной производительности и личного восстановления. В этот период Моцарт написал очень много музыки, включая некоторые из его работ: опера "Волшебная флейта", финальный фортепианный концерт К.595, концерт для кларнета К.622, последний из замечательной серии струнных квинтетов к.614, мотет "Ave verum corpus "К.618 и незавершенный" Реквием " К.626.

Финансовое состояние Моцарта, который в 1790 году был главным источником его беспокойства, также начал улучшаться. По некоторым источникам, в Венгрии и в Амстердаме нашлись состоятельные поклонники Моцарта, которые обязались выплачивать ему ежегодную ренту в обмен на написание время от времени некоторых произведений. Моцарт также заработал неплохие деньги на продаже танцевальной музыки, которую он написал, работая императорским камерным композитором. Он перестал занимать крупные суммы в Пушберга и начал возвращать свои долги.

Наконец Моцарт смог почувствовать удовольствие от публичного успеха некоторых своих произведений, в частности "Волшебной флейты" (которая ставилась много раз даже за тот короткий период между своей премьерой и смертью Моцарта) и "Маленькая масонская кантата" К.623, премьера которой состоялась 15 ноября 1791 года.


1.9. Болезнь и смерть

Моцарт слег, когда находился в Праге на премьере своей оперы " Милосердие Тита" ("La clemenza di Tito"), написанной на заказ в 1791 году для коронационных торжеств императора. Еще некоторое время он смог выполнять профессиональные функции, например, проводить премьеру "Волшебной флейты" 30 сентября. Болезнь усилилась 20 ноября, когда Моцарт не смог уже вставать с постели, страдая от опухлости, боли и рвоты. За ним ухаживали Констанция, ее младшая сестра Софи и семейный врач Томас Франц Клоссет. Есть свидетельства, что Моцарт был буквально помешан на идее закончить свой ​​"Реквием", но доказательства того, что он фактически диктовал пассажи Зюсмайра, очень ненадежные.

Моцарт умер в 1-й утра 5 декабря 1791 года. Согласно тогдашней венской традиции он был похоронен 7 декабря в общей могиле, на кладбище Сент-Маркс за городом.

Причина смерти Моцарта не может быть названа наверное. Существует много теорий, включающих трихинеллез, грипп, отравление ртутью и редкой болезнью почек. Распространенную в то время медицинскую практику кровопускание также называют причиной. Однако, наиболее вероятной считают версию, что Моцарт умер от ревматического полиартрита; начиная с детства, у него три или четыре раза были приступы этой болезни, которая имеет тенденцию возвращаться, каждый раз имея самые пагубные последствия, такие как повреждение сердечного клапана.

Скромная захоронения Моцарта не отражает отношение общества к нему как к композитору: панихида и концерты в Вене и Праге были хорошо организованы. На самом деле, в период после смерти Моцарта его музыкальная репутация постоянно росла, была замечена беспрецедентная волна энтузиазма по отношению к его работе. Были написаны биографии (Шлихтенгроллем, Немецеком и Ниссену), а издатели соревновались за право издать полное собрание его сочинений.

Похороны Моцарта произошло за утвердившимся тогдашним законом о погребении лиц в соответствии с их места в общественной иерархии при жизни. К сожалению, невысокое происхождение отца Моцарта привело низкое место в жизни (отец - слуга во дворце епископа Зальцбурга) и соответственно скромное захоронение после смерти.

Скромная захоронения Моцарта полностью компенсировано большим и вполне заслуженной славой композитора веками после смерти.


2. Произведения

Моцарт является автором более 600 произведений. Произведения Моцарта обычно нумеруют по Каталогом Кехеля, разработанным австрийской музыковедом Людвигом фон Кехеле 1862 года и несколько исправленным в следующим переизданиях. При обозначении номера за Кехеле используют знаки K или KV.

2.1. Оперы

  1. Духовный зингшпиль (сценическая оратория) ?Долг первой заповеди" (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я часть коллективного произведения, 1767, Зальцбург),
  2. Школьная опера (латинская комедия) "Аполлон и Гиацинт, или Превращение Гиацинта" (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis, либретто P. отлом за "Метаморфозами" Овидия, 1767, Зальцбургский университет);
    • оперы-сериа:
  3. Митридат, царь Понтийский (Mitridate, re di Ponto, либретто В. А. Чинь-Санти по Ж. Расином, 1770, Милан, театр "Реджо Дукаль"),
  4. Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант (Idomenco, re di Creta, ossia Ilia ed Idamante, 1781, Мюнхен, Резиденцтеатр)
  5. Милосердие Тита (La clemenza di Tito, либретто П. Метастазио, переработка К. Маццола, 1791, Прага, Сословный театр);
  6. Асканио в Альбе, serenata teatrale (Ascanio in Alba, либретто Дж. Паринов, 1771, Милан, театр "Реджо Дукале"),
  7. Сон Сципиона, serenata drammatica (Il sogno di Scipione, либретто П. Метастазио, 1772, Зальцбург)
  8. Луций Сулла, dramma per musica (Lucio Silla, либретто Дж. де Гамерры, переработка П. Метастазио, 1772, Милан, театр "Реджо Дукале");
  9. Царь-пастух, dramma per musica (Il re pastore, либретто П. Метастазио, 1775, Зальцбург)
    • оперы-буффа:
  10. Кажущаяся простушка (La finta semplice, либретто М. Коль-Теллини за К.. Гольдони, 1768, поставлен 1769, Зальцбург),
  11. Мнимый садовник (La finta giardiniera, либретто кажущееся Р. Кальцабиджи, переделка М. Кольтеллини, 1775, Мюнхен, Редутенхаус)
  12. Каирский гусь (L'oca del Cairo, либретто Дж. Вареску, 1783, не закончена, с новым французским либретто и дополнена из "обманутого жениха" поставлен 1867, Париж),
  13. Обманутый жених, или Соперничество трех женщин из-за одного возлюбленного (Lo sposo deluso, ossia La rivalita di tre donne per un solo amante, 1783, не окончена),
  14. Свадьба Фигаро (Lе nozze di Figaro, либретто Л. Да Понте по комедии "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше, 1786, Вена, "Бургтеатр"),
  15. Так поступают все (Cosi fan tutte, либретто Л. Да Понте, 1790, Вена, "Бургтеатр")
  16. Дон Жуан, dramma giocoso (Наказанный распутник, или Дон Жуан, Il dissolute punito, ossia Il Don Giovanni, либретто Л. Да Понте по испанской легенде, обработанной в комедии "Севильский обольститель, или Каменный гость" Тирсо де Молина, и частично по либретто Дж. Бертати из оперы "Дон Хуан Тенорьо, или Каменный гость" Дж. Гаццанигы, 1787, Прага, Национальный театр графа Ностица)
    • зингшпили:
  17. Бастьен и Бастьенна (либретто Ф. Вайскерна по пьесе "Любовь Бастьен и Бастьенна" Ш. С. Фавара, М. Ж. Фавар и Арни, пародировала оперу "Деревенский колдун" Ж.. Ж. Руссо, 1768, Вена, частный дом),
  18. Заида (Сераль, Zaide, Das Serail, либретто А. Шахтнера, 1779 - 80, не закончена, 1866, Франкфурт-на-Майне, Штадттеатр)
  19. Похищение из сераля (Die Entfuhrung aus dem Serail, либретто К.. Ф. Брецнера, переработка Р. Стефани-младшего, 1782, Вена, Национальный придворный театр - "Бургтеатр");
  20. Директор театра, Komodie mit Musik (Dor Schau-spieldirektor, либретто Г. Стефани-младшего, 1786, Вена, дворец Шенбрунн);
  21. Волшебная флейта, большая опера (Die Zauberflote, либретто Э.Шиканедер по сказке "Лулу, или Волшебная флейта" К. М. Виланда с доп. из его же сказок "Лабиринт" и "Умные мальчишки", а также по либретто К. М . Виланда с доп. из его же сказок "Лабиринт" и "Умные мальчишки", а также по либретто К. В. Хенслера из оперы "Праздник солнца в браминов" Венцеля Мюллера, драмой "Томас, царь египетский" Т. Ф. фон Геблера и романом "Сетос" Ж.. Террасона, 1791, Вена, "Виденертеатр");
    • балет-пантомима:
Мелочи (Les petits riens, балетмейстер Ж.. Ж. Новер, 1778, Париж, театр "Королевская академия музыки");

2.2. Для хора

  • мессы
    • 17 мес (1768-80, созданные в Зальцбурге, в частности так называемая Коронация, 1779),
    • 2 мессы (1775, созданная в Мюнхене; 1783, создана в Вене, не окончена);
  • реквием (1791, не закончен, с дополнениями Ф-Кс. Зюсмайра, выполненный 1793, Вена);
  • 4 литании,
  • 2 вечерни (Vesper), Купе, оффертории, мотеты и др..;
  • оратория (azione sacra) Освобожденная Ветилуи (La Betulia liberata, слова П. Метастазио, 1771);
  • кантаты
    • итальянский - Давид, что раскаивается (Davidde penitente, 1785),
    • немецкие - Надгробная музыка (Grabmusik, 1767), тебе, душа вселенной (Dir, Scele des Weltalls, 1785), Радость каменщиков (Die Maurerfreude, 1785), Вы, уважаете создателя неизмеримого мира (Die ihr des unermeblichen Weltalls Schopfer ehrt, для голоса с фортепиано, 1791), Маленькая масонская кантата (Eine kleine Freimaurer-Kantate, 1791);

2.3. Для оркестра

симфонии

1764-65 - Es-dur (К 16); 1765 - D-dur (К 19), B-dur (К 22); 1767 - F-dur (К 76), F-dur (К 43); 1768 - D-dur (К 45), G-dur (KA 221, Lambacher; предполагают, что написана отцом Моцарта, а Моцарту принадлежит другая, в той же тональности, что приписывалась отцу, так называемая Neue Lambacher), B-dur (KA 214 ), D-dur (К 48); 1769 - C-dur (К 73); 1770 - D-dur (К 81), D-dur (К 97), D-dur (К 95), D-dur ( К 84), G-dur (К 74); 1771 - B-dur (KA 216, Mozart?), F-dur (К 75), G-dur (К 110), C-dur (К 96), F -dur (К 112), A-dur (К 114), F-dur (К 98, Mozart?) 1772 - G-dur (К 124), C-dur (К 128), G-dur (К 129 ), F-dur (К 130), Es-dur (К 132), D-dur (К 133), A-dur (К 134), D-dur (К 161, К 163: из 3 частей первые 2 - увертюра к опере Сон Сципиона) 1773 - C-dur (К 162), G-dur (К 199), D-dur (К 181), Es-dur (К 184, Ouverture), B-dur (К 182) , g-moll (К 183); 1774 - C-dur (К 200), A-dur (К 201), D-dur (К 202); 1778 - D-dur (К 297, Pariser), B-dur (KA 8, Ouverture, Mozart?) 1779 - C-dur (K 318, Ouverture), B-dur (K 319); 1780 - C-dur (К 338); 1782 - D-dur (К 385, Itaffner ) 1783 - C-dur (K 425, Linzer) 1786 - D-dur (К 504, Prager) 1788 - Es-dur (K 543), g-moll (К 550), C-dur (K 551 , Jupiter)

концерты

  • для фортепиано с оркестром
1773 - D-dur (К 175); 1776 - B-dur (K 238), C-dur (К 246); 1777 - Es-dur (К 271); 1782 - A-dur (К 414); 1782-83 - F-dur (К 413), C-dur (К 415); 1784 - Es-dur (K 449), B-dur (K 450), D-dur (K 451), G-dur (K 453), B-dur (K 456), F-dur (K 459); 1785 - d-moll (К 466), C-dur (К 467), Es-dur (К 482); 1786 - A-dur (К 488), c-moll (K 491), C-dur (К 503); 1788 - D-dur (К 537); 1791 - B-dur (K 595);
  • рондо для фортепиано с оркестром-1782-D-dur (К 382), A-dur (К 386);
  • концерт для 2 фортепиано с оркестром-1779 - Es-dur (К 365);
  • концерт для 3 фортепиано с оркестром-1776 - F-dur (К 242);
  • концерты для скрипки с оркестром 1775 - B-dur (К 207), D-dur (К 211), G-dur (К 216), D-dur (К 218), A-dur (К 219) [принадлежность М . 3 других концертов для скрипки, в частности D-dur (К 271 а, 1777?), оспаривается];
  • рондо для скрипки с оркестром 1781 - C-dur (К 373);
  • концерт для 2 скрипки с оркестром-1774 - C-dur (К 190, Concertone, Большой концерт):
  • концерт для скрипки и альта с оркестром-1779 - Es-dur (К 364, Sintonia concertante, Концертная симфония);
  • концерт для флейты с оркестром-1778 - G-dur (К 313);
  • концерт для гобоя (или флейты?) с оркестром-1778-D-dur (К 314);
  • концерт для кларнета с оркестром 1791 - A-dur (К 622);
  • концерт для фагота с оркестром-1774 - B-dur (К 191);
  • концерты для валторны с оркестром-1782-D-dur (К 412); 1783 - Es-dur (К 417), Es-dur (K 447); 1786 - Es-dur (К 4115);
  • концерт для флейты и арфы с оркестром-1778 - C-dur (К 299);

серенады

  • серенады для симфонического оркестра
1769 - D-dur (К 100), G-dur (К 63), B-dur (К 99, Cassation) 1773 - D-dur (K 185); 1774 - D-dur (К 203); 1775 - D-dur (K 204); 1776 - D-dur (K 250, Haffner), F-dur (К 101, Standchen) 1776-77 - D-dur (К 286, Notturno для 4 оркестров) 1779 - D -dur (К 320);
  • серенады для струнного оркестра
1776 - D-dur (К 239, Serenata notturna, с квартетом солистов и литаврами) 1787 - G-dur (К 525, Eine kleine Nachtmusik)
  • серенады для духового ансамбля-
1781 - B-dur (К 361, Gran partita, 12 духовых инструментов и контрабас) 1781-82 - Es-dur (К 375, секстет) 1782-c-moll (К 388, Nacht-Musique, октет)

дивертисменты

  • дивертисменты для оркестра
1771 - Es-dur (К 113, Concerto) 1772 - D-dur (К 131); 1773 - D-dur (К 205); 1776 - F-dur (К 247), D-dur (K 251); 1777 - B-dur (К 287); 1779 - D-dur (K 334);
  • дивертисменты для струнного оркестра 1772-D-dur (K 136), B-dur (К 137), F-dur (K 138);
  • дивертисменты для духового ансамбля-
1773 (?) - C-dur (К 187, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры) 1773 - B-dur (К 186, децимет), Es-dur (К 166, децимет) 1775 - B-dur ( KA 227, октет, Mozart?), F-dur (K 213, секстет) 1776 - B-dur (К 240, секстет), Es-dur (К 252, секстет), C-dur (К 188, 2 флейты , 6 труб и 4 литавры), F-dur (К 253, секстет) 1777 - B-dur (К 270, секстет), Es-dur (К 289, секстет) 1783 - 5 Divertimenti, Es-dur (KA 229, KA 229a, 2 кларнета или бассетгорн и фагот)

разные пьесы для оркестра и ансамбля -

1766 - Galimathias musicum (Quodlibet, K 32, оркестра с клавиром) 1785 - Maurcrische Trauermusik, c-moll (K 477); 1787 - Ein musikalischer Spab, F-dur (K 522, 2 скрипки, альт, бас и 2 валторны ) марши (некоторые присоединялись к серенад), танцы (менуэты, контрдансы, лендлеры, "немецкие" и др.)., части симфоний и др.;
  • церковные сонаты-
для органа (?) и струны оркестра: 1772 (?)-Es-dur (К 67), B-dur (К 68), D-dur (К 69); для органа и струн оркестра: 1772 - D-dur ( К 144), F-dur (К 145); 1775 - B-dur (К 212); 1776 - G-dur (К 241). F-dur (K 224), A-dur (К 225), F-dur (K 244), D-dur (К 245), для органа и оркестра: 1776-C-dur (К 263); 1779 - C -dur (К 278), C-dur (К 329);

2.4. Камерные произведения

Квинтеты

  • для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели:
1773 - B-dur (К 174); 1787 - C-dur (К 515), c-moll (К 406, обработка серенады для дух. Инструментов К 388); 1791 - Es-dur (К 614), для 2 скрипок , альта, виолончели и кларнета: 1789-A-dur (К 581), для скрипки, 2 альтов, виолончели, валторны (или 2-й виолончели): 1782 - Es-dur (К 407), для фортепиано, гобоя, кларнета , валторны и фагота: 1784 - Es-dur (К 452), для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели: 1791 - Adagio und Rondo, c-moll - C-dur (K 617)

Квартеты

  • для 2 скрипок, альта и виолончели -
1770 - G-dur (К 80); 1772 - D-dur (К 155), G-dur (К 156); 1772 - 73 - C-dur (К 157), D-dur (К 158); 1773 - B-dur (К 159), Es-dur (К 160), F-dur (К 168), A-dur (К 169), C-dur (К 170), Es-dur (К 171), В- dur (К 172), d-moll (К 173); 1782 - G-dur (К 387); 1783 - d-moll (К 421), Es-dur (К 428); 1784 - B-dur (К 458 , Jagdquartett, Охотничий) 1785 - C-dur (К 465); 1786 - D-dur (К 499): 1788 - c-moll (К 546, Adagio und Fuge) 1789 - D-dur (K 575); 1790 - B-dur (К 589), F-dur (К 590); 1782 (1783?) - 5 четырехголосных фуг из Хорошо темперированного клавира И. С. Баха (переклад., К 405);
  • для скрипки, альта, виолончели и флейты:

1777 - D-dur (К 285); 1778 - G-dur (К двести восемьдесят пятый), C-dur (KA 171), A-dur (K 298)

  • для скрипки, альта, виолончели и гобоя: 1781 - F-dur (К 370);
  • для фортепиано, скрипки, альта и виолончели

трио-

  • для 2 скрипок и виолончели: 1777 - B-dur (K 266);
  • для скрипки, альта и виолончели; 1782 - 5 трехголосный фуг Баха и фуга В. Ф. Баха (переложение и присоединение к каждой фуге вступления, в четырех номерах - Adagio М., в двух номерах - переложение Adagio и Largo из органных сонат Баха, K 404 а), 1788 - Divertimento Es-dur (K 563);
  • для фортепиано, скрипки и виолончели: 1776 - B-dur (K 254, Divertimento) 1783 - d-moll (K 442), 1786 - G-dur (K 496), B-dur (K 502); 1788 - E -dur (K 542), C-dur (K 548), G-dur (K 564), для фортепиано, альта и кларнета: 1786 - Es-dur (K 498);

дуэты -

  • сонаты для скрипки и фортепиано
1762-64 - C-dur (К 6); 1763-64 - D-dur (К 7), B-dur (К 8); 1764 - G-dur (К 9), В-dur (К 10), G-dur (К 11), A-dur (K 12), F-dur (К 13), C-dur (K 14), B-dur (К 15) (сонаты К 10-15 для фортепиано и скрипки или флейты, по желанию с виолончели) 1766 - Es-dur (К 26), G-dur (К 27), C-dur (К 28), D-dur (K 29), F-dur (К 30), B-dur (K 31); 1778 - G-dur (К 301), Es-dur (К 302), C-dur (К 303), A-dur (K 305), C-dur (К 296), c-moll (K 304), D-dur (К 306); 1779 - B-dur (К 378); 1781 - G-dur (К 379), F-dur (K 376), F-dur (К 377 ), Es-dur (K 380); 1782 - C-dur (К 403), C-dur (К 404), A-dur (К 402); 1784 - B-dur (K 454); 1785 - Es- dur (К 481); 1787 - A-dur (K 526); 1788 - F-dur (K 547);
  • вариации для скрипки и фортепиано - 2 цикла, 1781;
  • вариации для скрипки и альта: duo - 1783 - G-dur (К 423), B-dur (K 424) * соната для фагота и виолончели - 1775 - B-dur (К 292);
  • 12 duo для 2 бассетгорн - 1786 (К 487);

для фортепиано в 4 руки -

  • сонаты: 1765 - C-dur (К 19d) 1772 - D-dur (К 381); 1774 - B-dur (К 358); 1786 - F-dur (К 497); 1787 - C-dur (К 521 )
  • вариации-G-dur (К 501);

для 2 фортепиано

  • соната: 1781 - D-dur (К 448);
  • фуга-1783 - c-moll (K 426);

для фортепиано

  • сонаты-
1774 - C-dur (К 279), F-dur (К 280), B-dur (K 281), Es-dur (К 282), G-dur (K 283); 1775 - D-dur (К 284), 1777 - C-dur (K 309), D-dur (K 311); 1778 - a-moll (К 310), C-dur (К 330), A-dur (К 331), F-dur (К 332), B-dur (К 333) : 1784 - c-moll (К 457) : 1788 - F-dur (К 533), C-dur (K 545), F-dur (KA 135, KA 138 a) 1789 - В-dur (К 570), D-dur (K 576);
  • вариации-15 циклов (1766-91);
  • рондо - 1786 - D-dur (К 485), F-dur (K 494, вошло в сонату К 533); 1787 - a-moll (К 511);
  • фантазии-1782 - c-moll (K 396, первоначально для фортепиано и скрипки), d-moll (К 397); 1785 - c-moll (К 475);
  • разные пьесы-Allegro (несколько номеров): менуэты, прелюдия и фуга, жига, Adagio, маленький траурный марш;

для органчика - Adagio и Allegro (1790), фантазия, Andante (1791);

для стеклянной гармоники -

  • Adagio (1791);

2.5. Отдельные вокальные произведения

вокальные произведения с оркестром -

  • арии (св. 50), ансамбли, хоры, песни;

вокальные произведения с фортепиано -

  • песни (30), ансамбли: для нескольких голосов (или хоров) - каноны (40);
  • музыка к героической драмы "Томас, царь египетский" ("Thamos, Konig von Agypten" Геблера, 1773, выполнена 1774, Вена (?) 2-я редакция 1776 или 1779, Зальцбург)

2.6. Изданные в украинском переводе

  • Моцарт В. Старушка / Укр. пер. Рыльского. - М.: Книгоспилка, [Б.Р.]. - 3 с.
  • Моцарт В. Фиялко / Укр. пер. Б.Тена. - М.: Книгоспилка, [Б.р]. - 4с.

3. Музыкальные примеры

Orchestral


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам