Надо Знать

добавить знаний



Воспитание



План:


Введение

Казак с ребенком

Воспитание - процесс и практика освоения ребенком общепринятых в обществе норм поведения.


1. Определение срока

Термин "воспитание" употребляется в педагогической науке в четырех смыслах:

  • в широком социальном, речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общества и всей действительности, которая включает в себя не только позитивную направленность, но и конфликты и противоречия, здесь личность может не только формироваться под влиянием социальной среды, но и деформироваться, или, наоборот, закалиться в борьбе с трудностями, "делать сама";
  • в широком педагогическом, когда имеется в виду воспитание в деятельности школ, техникумов, университетов и других учреждений, где персонал руководствуется педагогической теорией и ее практическими методическими рекомендациями;
  • в узком педагогическом, когда воспитание является целенаправленным воспитательной деятельностью педагога (например, классного руководителя в школе, куратора в высшем учебном заведении), чтобы достичь определенной цели в студенческом коллективе;
  • в предельно узком, когда педагог или родитель решают конкретную индивидуальную проблему воспитания или перевоспитание (например, у юноши стремятся воспитать честность, вежливость). (Педагогика / Под редакцией Ю. К. Бабанского).

2. Воспитание и жизнетворчество

В последнее время понятие "воспитание" в ограниченно узком смысле все больше приобретает значение жизнетворчества.

Жизнетворчество, например, предполагает открытость жизни студентов для добрых дел, коллективной работы для других людей (близких и дальних), заботы о них, взаимопомощи, милосердия и др.. В этом контексте "воспитания" означает общую деятельность воспитателя и воспитанника, направленную на формирование субъективной основы личности - ее сознания, духовных ценностей, переживаний, опыта.


3. Процесс воспитания

Процесс воспитания является двусторонним (обязательное взаимодействие (воспитателя и воспитанника), целенаправленным (наличие конкретной цели), многогранным по задачам и содержанию, сложной по формированию и раскрытию внутреннего мира воспитанника, разнообразным по формам, методами и приемами, непрерывным (в воспитании каникул быть не может), длительным во времени (человек воспитывается всю жизнь). Эффективность его зависит от уровня сформированности мотивационной базы.

4. Мотивы воспитания

Мотивы воспитания - побудительная причина действий и поступков человека.

Внутренние побудительные факторы определенных действий и поступков человека, обусловлены прежде анатомо-физиологическими и социально-психологическими потребностями.

5. Модели воспитания

Американский психолог Абргем Маслоу ( 1908 - 1970) определил иерархическую многоступенчатую пирамиду потребностей человека, все компоненты которой находятся в диалектической взаимосвязи (схема Иерархическая система потребностей). В целом они будто программируют воспитательный процесс. Если какое-то звено выпадает, нарушается целостность структуры, а значит и программа воспитательного процесса.


6. Структура процесса воспитания

Структура процесса воспитания предусматривает:

  1. Овладение знаниями, нормами и правилами поведения.
  2. Формирование чувств (устойчивых эмоциональных отношений человека к явлениям действительности).
  3. Формирование убеждений (интеллектуально-эмоционального отношения субъекта к любому знанию как к истинному (или неистинного).
  4. Формирование умений и привычек поведения.

7. Направления воспитания

Основным направлением воспитания является гражданское воспитание - формирование гражданственности как интегративного качества личности, что дает человеку возможность чувствовать себя морально, социально и юридически дееспособной и защищенной. Призвано оно воспитывать у воспитанника высокие нравственные идеалы, чувство любви к Родины, потребность в служении ей.

Гражданское воспитание или воспитание гражданина должно быть направлено на


8. Перевоспитание

Перевоспитание - воспитательный процесс, направленный на преодоление негативных черт личности, сформировавшихся под влиянием неблагоприятных условий воспитания.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам