Надо Знать

добавить знаний



Восприятие



План:


Введение

Отображение восприятия макрокосма Роберт Фладда ( 1619).

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio ) - Психически познавательный процесс, заключающийся в отражении человеком предметов и явлений, в совокупности всех их качеств при непосредственном воздействии на органы чуття.Сприйняття - ряд процессов, в ходе которых информация сообщается в сенсорный образ и интерпретируется как информация порожденная объектами или событиями окружающей среды [ 1]

Первое количественное соотношение, открытое в психологии закон Вебера-Фехнера связывает между собой отчетливость восприятия с интенсивностью внешнего раздражителя. Это качественно новая форма чувственного отражения действительности, которая выполняет две взаимосвязанные функции: познавательную и регулятивную. Познавательная функция раскрывает свойства и структуру объектов, а регулятивная - направляет практическую деятельность субъекта согласно с этими свойствами объектов. Восприятие имеет активный характер, оно отражает в единстве с разнообразными характеристиками объекта также и все многогранной жизни субъекта: его мировоззренческие установки, прошлый опыт, интересы, стремления, надежды. Знания об окружающей действительности человек получает не только через ощущения, но и через восприятия. В ощущениях отражаются лишь отдельные свойства предметов, например их запах, цвет, твердость и т.д., тогда как в восприятии все эти свойства отражаются в их совокупности и взаимосвязи.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Результатом восприятия является целостный образ объекта. Например, взяв в руки новую книгу, мы одновременно показываем цвет ее страниц, вес, запах типографской краски и тому подобное. Все эти зрительные, тактильные, обонятельные и другие ощущения, соединяясь, дают образ книги.

Однако исследования показывают, что восприятие не сводится к простой суммации ощущений, а составляет качественно новую ступень чувственного познания действительности. Оно дополняется и опосредуется имеющимися у личности знаниями, ее прошлым опытом. Итак, восприятие чрезвычайно сложным психическим процессом. Поэтому неудивительно, что целый ряд вопросов, связанных с его протеканием, несмотря на значительные усилия со стороны многих ученых, не решены до сих пор.

Как же происходит человеческое восприятие?

Поиски ответа на этот вопрос можно увидеть уже в работах древнегреческих ученых Эпикура, Демокрита, Аристотеля, Евклида и др..

Зрение осуществляется с помощью лучей, исходящих из глаз и будто ощупують предметы, подобно тому как слепой познает форму предметов путем ощупывание их рукой или палкой (Евклид).

К сожалению эта правильная мысль об активности воспринимающего рецептора в эпоху Возрождения была заменена ошибочной, по которой образ возникал в результате воздействия внешних агентов на пассивно воспринимающие органы чувств.

Психофизиология ХIХ в. Выходила из иллюзии, что исследование восприятия должно базироваться на изучении строения периферических рецепторных аппаратов и физиологических принципов их работы. Применительно к зрения это значит, что изучение проекции образа предмета на сетчатке может объяснить восприятие видимого мира.

Гештальтистов, поняв недостаточность такого подхода к объяснению восприятия, выдвинули свою концепцию центральных механизмов формирования перцептивного образа (Келлер). Они перенесли восприятия с сетевого на мозговой уровень, сохранив при этом пороки старой психофизиологии. Рассматривая процессы формирования образа восприятия как прямое отражение физиологических процессов структурообразования, будто проходят в нервной системе, они пришли к ошибочному решению проблем восприятия.

Критический анализ этих взглядов сделали в своих работах отечественные психологи С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.. На его основе был разработан принципиально новый подход к изучению проблемы восприятия. Исходя из сеченивського понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, они начали рассматривать восприятие как своеобразное действие, направленное на обследование объекта восприятия и на создание его копии, его подобия.

Разностороннее изучение восприятия показало, что как и всякий процесс познания, оно зависит от особенностей субъекта: его опыта, знаний, потребностей, интересов, установок, направленности. Как и ощущение, оно является субъективным образом объективной действительности. Критерием их истинности является практическая деятельность человека. Воспринимает действительность не изолированное ухо или глаз, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии проявляется ее отношение к объекту, его желания, интересы, чувства и т.д..

Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называют апперцепция.

Она играет важную роль в жизни и деятельности человека. Человеческому восприятию она предоставляет активный характер. Например, отношение студентов к восприятию психологических знаний разное до и после прохождения педагогической практики в школе.


1. Характерные особенности восприятия

Восприятие характеризуется рядом особенностей, важнейшими из которых являются: предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Дадим краткое описание каждой из них.

Предметность восприятия проявляется в том, что свойства предмета отражаются в образе не изолированно, а как принадлежащие предмету есть в акте объективации. Это свойство является не врожденной, а приобретенной особенностью человека. В формировании ведущую роль играют движение и прикосновение. Без участия движения наши восприятия теряют свойство предметности.

Второй особенностью восприятия является целостность. В отличие от ощущения, которое является моно модальным, восприятия является поле модальным. Оно формируется на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему. Целостный образ возникает на основе обобщения знаний об отдельных свойствах предмета, получаемый в виде отдельных ощущений.

С целостностью перцептивного образа тесно связана его структурность, которая заключается в том, что восприятие не просто конгломерат ощущений, а в нем отображаются отношения различных свойств и частей предмета, т.е. его структура. Она формируется у человека в течение определенного времени. Так, читая отдельные слова, читатель воспринимает его как целостное после восприятия его букв. В исследованиях Сеченова показано, что источник целостности и структурности кроется в особенностях самих предметов. Основой целостности и структурности восприятия является отображение формы (и контура) предмета, которая объективно выделяет его из окружения, будучи разрешением гранью двух реальностей. Он установил, что целостность и структурность не является изначальными свойствами перцептивного образа, а формируется в процессе его становления, как результат рефлекторной деятельности анализаторов.

Проведенные позже эксперименты подтвердили это мнение, показав фазовый характер зрительного восприятия. Было установлено, что в первый момент сложный предмет воспринимается как мозаичное сочетание линий, углов, цветов и лишь в процессе развития восприятия образуется целостный образ.

Четвертой характерной особенностью восприятия является константность. Под ней понимают относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, положения наблюдателя, освещенности предмета. В жизни условия восприятия предметов непрерывно меняются. Соответственно изменяются и перцептивные процессы, но образ предмета остается относительно постоянным. Это касается величины и формы предметов. При изменении дистанции наблюдения изменяется величина изображения предмета на сетчатке глаза, но видимая величина и форма остаются относительно постоянными.

Итак, на основе постоянно меняющихся сенсорных впечатлений перцептивные константность продуцирует устойчивый, стабильный и константный образ мира.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы, которые помогают субъекту выделять инвариантную структуру объекта восприятия. Исследования показали, что прошлый опыт осуществляет активное воздействие на константность, но ее основной предпосылкой является отображение той ситуации, в которой находится предмет восприятия. Восприятие цвета, величины и формы незнакомого объекта изолированно от ситуации является аконстантне.

Пятой характерной особенностью восприятия является осмысленность. Воспринимая предметы и явления действительности, человек истолковывает их по имеющимися знаниями и практическим опытом. Восприятие человека тесно связано с мышлением. Воспринять объект, это значит выделить его из окружения и мысленно назвать его, т.е. отнести к определенному классу предметов. Тогда, когда это сразу сделать не удается, в процессе восприятия происходит динамический поиск наилучшей интерпретации имеющейся информации. Это можно заметить при восприятии многозначных рисунков, в которых поочередно субъектом воспринимаются то фигура, то фон. Большое значение в осмысленности восприятия играет связь первой и второй сигнальных систем у человека.


2. Виды восприятия

В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в структуре образа различают следующие виды восприятия: кинестетические, зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. В зависимости от ведущих аспектов объекта воспринимаются выделяют также следующие классы восприятий: ? восприятие пространства; ? восприятие времени; ? восприятие движения.

Примечания

  1. Геринг С., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. СПб.: Питер, 2004. - 955 с.

См.. также


Пси Это незавершенная статья по психологии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам