Восток (космический аппарат)

Модель космического корабля "Восток"

Восток - советская программа запуска пилотируемых космических кораблей, для полетов на околоземную орбиту. Создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королева с 1958 по 1963 год.


1. История программы

Весной 1957 Сергей Павлович Королев в рамках своего ОКБ организовал специальный отдел № 9, предназначенный для проведения работ по созданию первых искусственных спутников Земли. Отдел возглавил соратник Королева, Михаил Клавдиевич Тихонравов. Вскоре, параллельно с разработкой искусственных спутников, в отделе начали выполняться исследования по вопросу создания пилотируемого корабля-спутника. Ракетой-носителем должна была быть на основе МБР "Р-7". Расчеты показывали, что она, оснащена третьей ступенью, могла вывести на низкую околоземную орбиту груз массой около 5 тонн.

Работа по созданию пилотируемого корабля требовала глубокого изучения таких новых областей, как спуск в атмосфере, создание надежного теплозащиты, гиперзвуковая аэродинамика и т.д. На ранней стадии эти вопросы были рассмотрены математиками Академии наук. В частности, было отмечено, что результатом баллистического спуска с орбиты может стать десятикратное перегрузки.

С сентября 1957 по январь 1958 в отделе Тихонравова исследовались условия нагрева, поверхностные температуры, теплозащитные материалы. Последовательно изучалось поведение в гиперзвуковом потоке большого количества разнообразных аэродинамических форм с аэродинамическим качеством от нуля до нескольких единиц. Параметрические расчеты траектории выполнялись с помощью электромеханической вычислительной машины БЭСМ-1.

Было обнаружено, что равновесная температура крылатого космического корабля, который обладает высоким аэродинамическим качеством, превышает возможности тепловой устойчивости доступных на то время сплавов. Кроме того, использование крылатых вариантов конструкции приводило к снижению величины полезной нагрузки. Это стало причинами отказа от рассмотрения крылатых вариантов. Основные выводы по возможной конструкции аппарата были такими:

  • аэродинамическое качество было находиться в диапазоне 0,5-0,6 для создания небольшой подъемной силы и снижения действующих при баллистическом спуске перегрузок, до допустимого для человеческого организма уровня;
  • лучшей формой был конус со скругленным носом и сферическим основанием с максимальным около 2 м (форма фары, следствие использована для спуско аппаратов космических кораблей типа "Союз");
  • наиболее приемлемым способом возвращения человека было его катапультирования на высоте нескольких километров и последующий спуск на парашюте. Спасение спускаемого при этом можно было не проводить.

В ходе медицинских исследований, проведенных в апреле 1958, испытания летчиков на центрифуге показали, что при определенном положении тела человек способен переносить перегрузки до 10 G без серьезных последствий для своего здоровья. Это обусловило выбор сферической формы спускаемого аппарата для первого пилотируемого корабля и позволило ускорить дальнейшую работу за счет отказа от рассмотрения сложных вариантов (конус, фара и т.п.). Детальная проработка предыдущего проекта, завершилась в середине августа 1958 года выпуска специального отчета. Сферическая форма спускаемого, что является простейшей и наиболее изученной симметричной форме, была результатом выбора баллистической концепции возвращения с орбиты. Ее значительным плюсом было то, что сфера обладает стабильными аэродинамическими свойствами при любых возможных скоростях и углах атаки. Смещение центра масс в кормовую часть сферического аппарата позволяло обеспечить его правильную ориентацию при баллистического спуска. Подготовка конструкторской документации была начата осенью 1958. Начиная с 1960 был запущен шесть беспилотных аппаратов, а в дальнейшем еще шесть пилотируемых космических кораблей.


2. Пилотируемые миссии

Номер Эмблема Миссия Запуск Продолжительность Посадка Экипаж Примечания
1 Vostok1patch.png Восток-1 12 апреля 1961 1 h 48 m 12 апреля 1961 Ю.Гагарин Первый человек в космосе.
2 Vostok2patch.png Восток-2 6 августа 1961 1 d 1 h 18 m 7 августа 1961 Г. Титов Первый пилотируемый полет продолжительностью в полный рабочий день.
3 Vostok3-4patch.png Восток-3 11 августа 1962 3 d 22 h 22 m 15 августа 1962 А. Николаев Первый одновременный полет двух пилотируемых космических кораблей.
4 Vostok3-4patch.png Восток-4 12 августа 1962 2 d 22 h 56 m 15 августа 1962 П. Попович Первый одновременный полет двух пилотируемых космических кораблей
5 Vostok5-6patch.png Восток-5 14 июня 1963 4 d 23 h 7 m 19 июня 1963 В. Быковский Длинный одиночный орбитальный полет.
6 Vostok5-6patch.png Восток-6 16 июня 1963 2 d 22 h 50 m 19 июня 1963 В. Терешкова Первая женщина в космосе.

3. Планируемые миссии

Планировалось осуществить еще ряд миссий в рамках программы "Восток", однако они были отменены.

Планируемые миссии Еще одна миссия планировалась на 1963 год еще семь других оригинальных миссий планировались для проведения до апреля 1966.

Были запланированы следующие миссии:

  • Восток-6A - пара из Восток-5 групповой полет с женщиной-космонавтом, а не выполнение "Восток-6" полета;
  • Восток-7 ( Волынов) - 8-дней высотного полета для радиационно-биологических исследований по естественным возвращения с орбиты;
  • Восток-8 ( Хрунов) - пара для "Восток-9", 10-дневный высотный полет для научных исследований по естественным возвращения с орбиты;
  • Восток-9 ( Беляев) - пара для "Восток-8", 10-дневный высотный полет для научных исследований по естественным возвращения с орбиты;
  • Восток-10 ( Леонов) - 10-дневный высотный полет с маневрированием для научных исследований по естественным возвращения с орбиты;
  • Восток-11 ( Комаров) - дополнительный рейс для над долгого испытания деятельности;
  • Восток-12 ( Береговой) - дополнительный рейс для над долгого испытания деятельности;
  • Восток-13 ( Горбатко) - 10-дневный высотный полет для длительных научных исследований по естественным возвращения с орбиты.

Все эти оригинальные миссии были отменены весной 1964 года и компоненты программы адаптированы под программу "Восход" (создание и запуск многоместных космических кораблей).


См.. также