Надо Знать

добавить знаний



Вотум доверия



План:


Введение

Вотум доверия в режиме парламентской демократии - голосование парламента, на котором депутаты решают, выражать или нет свое доверие действующему правительственные. Это голосование часто заканчивается положительно, поскольку действующие правительства преимущественно имеют большинство в парламенте.


1. Парламенты, основанные на британской традиции

В странах британской парламентской традиции, включая Соединенное королевство, Канаду, Австралию или Новую Зеландию, к вотуму доверия может привести предложение или поправка оппозиции или принятия финансового законопроекта, например бюджета. После обсуждения вопроса ставится на голосование. В случае отрицательного решения правительство должно подать заявление об отставке, парламент распускается, и в кратчайшие сроки организуются досрочные всеобщие выборы.

В 2005 в Палате общин Канады прошло два вотума доверия. Первый, в мае 2005, касался бюджета. Правительство меньшинства Либеральной партии Канады сохранил доверие Палаты, вовремя объединившись с Новой демократической партией и назначил в Кабинет министров консервативного депутата.

Второй, прошедший 28 ноября 2005, был вотумом недоверия, предложенный тремя оппозиционными партиями. Принят 171 голос против 133, вотум заставил премьер-министра Пола Мартина подать в отставку от имени своего правительства и требовать роспуска парламента и объявление всеобщих выборов, которые были проведены 23 января 2006.


2. В Германии

В немецком парламенте бундестаге существует лишь возможность "конструктивного вотума недоверия" ( нем. Konstruktives Misstrauensvotum ), Т.е. выборы другого канцлера за абсолютного большинства. Однако канцлер всегда имеет право поднять вопрос о доверии. Если бундестаг отказывает канцлеру в доверии, федеральный президент может распустить его по предложению канцлера через 21 день, если только это время бундестаг не выбрал другого канцлера. Этот механизм многократно использовался канцлером, который на самом деле обладает большинством, для того, чтобы объявить новые выборы.


3. В Франции

Первый абзац статьи 49 конституции [1] Пятый республики предусматривает, что Правительство Франции может потребовать проведения голосования по вопросу о доверии в Национальном собрании и нигде больше. Этот вопрос может касаться правительственной программы или общеполитической декларации. Это одна из трех форм использования политической ответственности правительства наряду с вотумом недоверия [2] и приемом текста без голосования, что предусмотрено статьей 49, абзацем 3 [3]. Вопрос о доверии - классический механизм парламентарного режима: он призван обеспечить существование взаимных способов влияния в исполнительной и законодательной властей. Соответствует праву роспуска Национального собрания, которое должно президент Франции на основании статьи 12 Конституции. На практике вопрос о доверии может преследовать две цели: или чтобы в начале срока убедиться, что программа нового правительства поддержит большинство, или чтобы закрепить большинство Национального собрания вокруг правительства в случае расхождений во мнениях или крупной политического события.

С 1958 все правительства, которые поднимали вопрос о доверии, получали поддержку Национального собрания. Правительство Франсуа Фийон получил ее 17 марта 2009 на свою декларацию о внешней политике (касалась, в частности, восстановление Франции в соединенном военном командовании НАТО) при 330 голосов "за", 238 "против" и 9 воздержались. Правительство Доминика де Вильпена также получил поддержку 8 июня 2005 363 голосов против 178. Вотум доверия необязательно обеспечивает премьер-министру сохранения его правительства: в 1972 Жак Шабан-Дельмас вынужден был вручить заявление об отставке Жоржу Помпиду лишь через несколько недель после получения поддержки от своего большинства. Этот пример иллюстрирует одну из особенностей французской конституционной системы: премьер-министр, законность которого зависит от Национального собрания и который отвечает перед ними, должен также убедиться в поддержке президента Республики, за исключением периода совместного существования правительства и главы государства, принадлежащие к разным политических направлений, когда президент теряет свои основные прерогативы. Эта форма режима называется дуалистическим парламентаризмом.


Примечания

  1. Премьер-министр может после обсуждения Советом Министров вынести на принятие Национального собрания программу Правительства или его общеполитическую декларацию, поднимая вопрос о доверии.
  2. Национальное собрание выражают недоверие Правительству путем голосования резолюции порицания. Такая резолюция должна быть подписана не менее десятой частью членов Национального собрания. Голосование проводится только через сорок восемь часов после его внесения. Учитываются только голоса, поданные за резолюцию порицания, которая может быть принята лишь большинством голосов членов Национального собрания. За исключением случая, что предусмотрено следующим абзацем: депутат не может подписывать более трех резолюций порицания в течение одной и той же очередной сессии, не более одной - в течение одной и той же внеочередной сессии.
  3. Премьер-министр может после обсуждения Советом Министров поставить перед Национальным собранием вопрос о доверии Правительству в связи с голосованием по конкретному проекту. В таком случае проект считается принятым, если только в следующие двадцать четыре часа не будут внесены и приняты в соответствии с условиями, предусмотренными предыдущим абзацем, резолюция порицания.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам