Надо Знать

добавить знаний



Врубель Михаил Александрович


Vrubel Self Portrait 1885.jpg

План:


Введение

Михаил Александрович Врубель ( * 5 ( 17 марта) 1856 - ? 1 ( 14 апреля) 1910) - художник, символист. Выдающийся мастер акварельного и масляной живописи, редкий художник. Делал иллюстрации к книгам, монументальные работы, портреты, занимался сценографией. В каждой из областей искусства оставил шедевры.


1. Начало жизни

Музей Врубеля в г. Омск

Михаил Александрович Врубель родился 5 ( 17 марта) 1856 в городе Омск. Он третий ребенок в семье.

Отец художника, Александр Михайлович, поляк по происхождению, был военным юристом. Фамилия Врубель с польского означает "воробей". Как и многие военные, отец часто переезжал с места на место по военным приказом, поэтому семья постоянно жила в разных городах - Саратов, Астрахань, Петербург, Омск. Мать Михаила умерла, когда сыну исполнилось три года. Воспитанием мальчика занимались отец и мачеха, потому что отец женился вторично. Мачеха Елизавета Христианивна хорошо играла на рояле и привила малом Михаилу вкус к музыке и театру. Михаил имел очень теплые дружеские отношения со своей старшей сестрой Александрой.

Как и все дети, Михаил много рисовал в детстве. Родители не запрещали ему рисовать, даже нанимали ему частных учителей, но назначали парню карьеру юриста. Послушный сын приехал в Петербург и стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Но Михаил Врубель был равнодушен к юридическим наукам, и стал студентом, уступив давлению семьи.


2. Академия художеств в Петербурге

На Университетскую набережную Петербурга выходят фасады и университета и Академии искусств. Поэтому не удивительно, что студент-юрист ходил и в академию. Вечерами здесь принимали всех желающих. После окончания университета, весной и летом 1880 года Врубель пытается заниматься юридической практикой, которая вызывает у него лишь отвращение.

Осенью этого же года Михаил поступает в Академию художеств. На экзаменах он знакомится с пятнадцатилетним Серовым Валентином. Михаил записался в класс профессора Павла Петровича Чистякова. Слабенький как художник, Чистяков оказался способным и настойчивым преподавателем. Его с благодарностью вспоминали ученики, оказались талантливыми учителем ( Серов Валентин Александрович, Михаил Врубель, Поленов Василий Дмитриевич, Васнецов Виктор Михайлович). Чувствуя недостаточность знаний и навыков, Врубель занимается в классе Ильи Репина, которого в то время считали первым художником России, где овладевает акварель. Впоследствии Врубель станет одним из выдающихся акварелистов России конца 19 века.


3. Киевский период

Божья мать (Кирилловская церковь)

Немалая часть жизни и творчества Михаила Врубеля связана с Киевом.

В 1884 году в Академию художеств приехал известный киевский археолог, историк искусств, профессор Адриан Викторович Прахов и рассказал Чистякову о намерении создать византийский иконостас и реставрировать фрески Кирилловской церкви. Нужен был талантливый художник - а Чистяков умел распознавать таланты, художник должен быть молодой, потому что денег на гонорары было мало. Чистяков посоветовал ему взять с собой Врубеля. Так Михаилу и не довелось окончить Академию, где он проучился с 1880 по 1884 годы.

Вмешательство в стенописи Кирилловской церкви 12 века было достаточно сдержанным. Заново создали фрески в тех местах, где они были полностью уничтожены. Первая же проба Врубеля - изображение архангела на одном из столбов церкви - вызвала всеобщее одобрение. Также для Кирилловской церкви Врубель создал фреску "Восхождение Святого Духа на Апостолов" (1885). Конечно же, он рисовал не как художник 12 века, а как современный мастер, знающий достижения живописи Западной Европы, но не отрекается византинизма.

Осенью того же года Михаил едет в Венецию, чтобы работать над большими алтарными образами и изучать мозаики равен и венецианских мастеров. Четыре иконы был выполнен на тяжелых цинковых пластинах. Прообразом Богоматери стала Эмилия Львовна Прахова, жена профессора. Врубель работал в Италии по памяти, без модели - нет натурщицы, ни манекенов у него не было. В начале 1885 года Врубель возвращается в Киев. Но отношения с семьей Праховых обостряются из-за увлечения Врубеля Эмилией Львовной, поэтому Михаил уезжает в Одессу, где проводит полгода. Именно в Одессе Врубель начинает работать над темой Демона - которую без преувеличения можно считать важнейшим в его творчестве.

Конце 1885 года Врубель снова возвращается в Киев. Он дает частные уроки рисования, работает над эскизами для росписи Владимирского собора. В Владимирском соборе по эскизам Врубеля выполнено орнаменты на внутренних стенах храма и арках двух нефов, но эскизы большого росписи "Плач надгробный" и "Ангел с кадилом и свечой" (1887) не были утверждены и реализованы, потому что были выполнены в непривычной новаторской манере и не соответствовали церковным канонам. Позже для росписи собора были приглашены молодого Васнецова.

Среди светских работ киевского периода выдающимся произведением стал "Портрет девушки на фоне персидского ковра", где Врубель дал волю своим колористическим способностям. Также в Киеве художник написал картины "Восточная сказка", "Автопортрет", большое количество акварелей с цветочными мотивами и др..

Позже Врубель приезжал в город вместе с женой в 1901, известной оперной певицей Н. И. Забелло (Забилой)-Врубель, которая была воспитанницей Киевского института благородных девиц. Посетил Киев 1903 вместе с женой и сыном (сын умер в городе, похоронен на Байковом кл.).


3.1. Акварели Врубеля Киевского периода

  • Натюрморт. Ткани
  • Портрет Oлены Мурашко
  • Цветы
  • Ольга Дмитриевна Замирайло
  • Шиповник
  • Портрет Емилии Праховой
  • Божья мать
  • Голова св. Кирилла
  • Председатель пророка

3.2. Эскизы для Владимирского собора в Киеве

  • Надгробный плач
  • Воскресение
  • Христос
  • Восхождение св. Духа
  • Ангел с кадилом и свечой
  • Два ангела
  • Моление о чаше
  • Ангел
  • Мотив орнамента с ангелами

4. Московский период

Демон сидящий, 1890

С 1889 года Врубель в Москве. Важным событием было сближение Врубеля с меценатом С. И. Мамонтовым, художник принял приглашение Саввы Ивановича и поселился в его имении на Садово-Спасской. Здесь уже работали знакомые Врубеля художники Валентин Серов и Константин Коровин. Так художник получит мецената, а мильонер нового мастера-универсала.

Морская царица

Продолжаются поиски образа демона. Внешним толчком якобы был конкурс памятника поэту Лермонтову, а Врубель потребовал быть участником. Художник лепил демона, а затем рисовал. С памятником Лермонтову у Врубеля не получилось, но художнику заказали иллюстрации к произведениям Лермонтова. Так появляются листы с рисунками к "Герою нашего времени", к поэме "Измаил-Бей" и любимого "Демона". В 1890 году, в усадьбе Абрамцево, в кабинете Саввы Мамонтова был написан ?Демон сидящий? - первая картина из серии картин о демоне. Но нельзя и забывать, что до нас дошли далеко не все варианты изображения демона - Врубель часто переписывал картину, не довольствуясь результатом, некоторые варианты просто пропали. Близкие художника вспоминают, как он был увлечен этой темой, как рассказывал, что "демон", это не черт и не дьявол, а с греческого означает "дух", "душа", цитировал на память поэму Лермонтова.

Мамонтов заказывает Врубелю тетрального-декоративные работы для своего театра (эскиз занавеса "Ночь в Италии"). С 1890 года в Абрамцево открыто керамическую мастерскую, где Врубель создает керамические произведения Лель, Волхова, Купава, Берендей. С 1892 года он уже руководит этой мастерской.

Жена художника, 1898

Мамонтов пригласил Врубеля с собой в путешествие в Европу. И Врубель с семьей Мамонтова побывал в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Париже. Путешествие побудила для рисования картин и акварелей - "Испания", "Гадалка", "Венеция", возможно, самых радостных во всем его творческом достоянии.

В 1896 году Врубель принимает заказы создать два больших панно для художественного павильона Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Это были два огромных панно, площадью более ста квадратных метров, Врубель брался за работу полон надежд и с большим вдохновением. На одном полотне он писал "Принцессу Грьозу", как символ прекрасного, к которому стремятся все художники, на втором полотне изобразил "Микула Селянинович", как символ силы русской земли. Но панно не было принято современниками и Петербургской академии художеств. Панно купил Савва Мамонтов и сделал отдельно выставку Врубеля, где художника ждал первый долгожданный успех.

В 1896 году Врубель влюбился снова - Надежда Ивановна Забела была оперной певицей, художник увидел ее на сцене Панаевського театра во время репетиций. Быстрое сближение благодаря искусству завершилось свадьбой в Швейцарии летом 1896 года.

В 1897 году Михаил Александрович попал на выставку Александра Иванова, которая проходила в Москве, работы которого произвели большое впечатление на Врубеля. В 1898 году Врубель вместе с Коровиным, Левитаном, Васнецовым участвует в "Выставке русских и финляндских художников", где его понимают и принимают очень доброжелательно. Также в этом году он завершает четыре крупных панно для особняка С. Т. Морозова, и обращается к пушкинской темы - пишет картину "Пророк".

1901 года в супруги Врубеля родился сын.


5. Портреты работы Врубеля

  • Автопортрет, 1883, акварель
  • Девушка на фоне персидского ковра, (портрет Дахнович), 1886
  • Художница Елизавета Бем
  • портрет матери, 1883, рисунок
  • Художник Серов Валентин Александрович, профиль, фотография
  • Мария Яковлевна Симонович, 1883, рисунок
  • Художник Шамшин, 1883, рисунок
  • Елена Мурашко, 1884, рисунок
  • Эмилия Львовна Прахова, фотография
  • Прахов Адриан Викторович, рисунок
  • Архитектор Котов Григорий Иванович, рисунок
  • портрет В. С. Мамонтова, 1891
  • портрет жены в стиле ампир, 1898
  • портрет М. Арцыбушева, 1897
  • Портрет Саввы Мамонтова, 1897
  • Портрет Константина Арцыбушева, 1897
  • автопортрет, 1904, рисунок
  • Портрет поэта В. Брюсова, 1906, рисунок
  • портрет писателя Владимира Кигна (Киев)
  • портрет художника Николая Пимоненко (Киев)
  • портрет мужчины в древности одеты (с И. Н. Терещенко) (Киев)
  • портрет художника Аполлинария Васнецова
  • портрет скульптора Бориса Вардса (Киев)
  • портрет Марии Ершовой - Косяченко (Киев)
  • портрет художника Самуила Гайдука (Киев)
  • портрет Николая Мурашко (Киев)
  • портрет Дмитрия Менделеева (Киев)
  • портрет армянского художника Шамшиняна
  • портрет Федора Усольцева
  • портрет Веры Усольцев
  • портрет Иннокентия Усольцева
  • портрет скульптора П. Бромирського
  • портрет Павла Карпова
  • портрет актрисы Татьяны Любатович
  • портрет Мари Олив (Мамонтовой)
  • портрет художника Сергея Костенко
  • портрет художника Виктора Замирайло

6. Акварели Врубеля

Уже в первых своих акварелях Врубель обнаружил мастерство и незаурядный талант к искусству. Темы традиционные для академии с ее непреклонным культом римлян и Библии. На библейский сюжет Врубель создал "Введение Девы Марии во храм", на историческую тему "Пирующие римляне".

Писать акварели Врубель будет и дальше, среди них натюрморты ("Цветы в синей вазе", 1887, "Цветок шиповника", 1884; "Троянда", 1904) портреты ("Художник Костенко С. П.", 1880, "Портрет Александры Станкевич ", 1906). Когда Врубель начал заниматься сценографией, то написал эскиз театрального занавеса именно акварелью ("Италия. Неаполитанская ночь", 1891). Завесу сделали и она служила театра Солодовникова, пока тот не сгорел в 1898 году. Но акварели сохранились.

Чтобы усилить выразительность акварели, художник смешивал различные техники, добавлял растворы гуммиарабику, белила, художественное черный уголь. Уже в акварелях оказался мощный колористический талант Врубеля.

К спасению графических произведений художника Врубеля в годы 2-й мировой войны постаралась известный музейщик из Киева - Полина Кульженко.


7. Майолика 1899-1900

  • Царь Берендей
  • Лель
  • Мизгирь
  • Купава
  • Весна
  • Садко
  • Волхова
  • Египтянка

8. Врубель и литературно-драматические произведения

Гамлет и Офелия 1883

Большое влияние на творчество Врубеля имели литературно-драматические произведения. Был период захватом "Гамлетом" Шекспира. В годы учебы в академии Врубель не раз обращался к теме Гамлета и Офелии, рисуя себя в образе Гамлета.

Успешными оказались его графические интерпретации к пьесе Пушкина "Моцарт и Сальери" из цикла "Маленькие трагедии". Если своего Гамлета он делал цветным, то иллюстрации к "Моцарта и Сальери" сделаны художественным углем. Бархатные штрихи передают всю трагедию человеческой зависти и человеческого падения Сальери, решился на убийство человека, коллеги, талантливее его.

Надо заметить особую привлекательность драматических тем для художника. Недовольство окружающей действительностью было присуще и самому Врубелю, и именно этим темам в литературе отзывалась его душа. По одной из версий встреча с поэмой Лермонтова "Демон" подтолкнула Врубеля к поискам образа Демона, стала темой творчества художника почти на всю жизнь.


8.1. Иллюстрации к поэме "Демон"

  • Демон, летящий
  • Танец Тамары
  • Всадник
  • Тамара и Демон
  • Демон под стенами монастыря
  • Тамара
  • Ангел с душой Тамары
  • Монастырь на Казбеке
  • Демон, который смотрит в долину

8.2. Декорации к операм

  • Микула Селянович
  • Садко
  • Фауст
  • Рогнеда
  • Невеста царя
  • Кавказский пленник
  • Сказка о царе Солтана
  • Чародейка
  • Измаил-Бей
  • Моцарта и Сальери

9. Портрет Мамонтова

Портрет Саввы Мамонтова, 1897, Третьяковская галерея

Врубель начал писать портреты еще во времена учебы в академии. Он автор нескольких очень удачных автопортретов и портретов (например, портрет К. Арцыбушева.) Но портрет Саввы Ивановича Мамонтова единственный в своем роде.

Мамонтова Врубель писал в интерьере, где модель сидела в кресле. На картине вроде изображена борьба между художественным темпераментом Врубеля и мощной жизненной силой Саввы. На картине Саввы как постигла страшная весть или неистовое вдохновение. Он в судорогах пытается понять что-то важное для себя, а может и для мира. Лицо Мамонтова воспринимается необычным лицом - так мог бы выглядеть Мефистофель. Спокойной портрета в интерьере не получилось - зафиксировано неординарного человека неординарным художником.

Савва позировал и другим мастерам. Сохранился портрет Ильи Репина, ученика Репина - Серова Валентина в Одессе. Загипнотизированный именем виртуозного Андерса Цорна, Мамонтов позировать и ему. И вышли именно спокойные, скучать портреты. Врубелевський Мамонтов стал правдивым изображением талантливого человека из нехудожественного мира.


10. Болезнь Врубеля

Врубель прежнему удивлял поведением, необычным одеждой. Недовольства окружающим миром присуще многим художникам - с этого недовольства делают темы для творчества. У Врубеля это шло и от желания жить полнокровно и сильно здесь и сейчас, и от болезни. Еще в Киеве была попытка резать вены, о чем писал художник Константин Коровин. Часто бывали перепады настроения, периодами раздражительности, перевозбуждения. С 1901 года наступило ухудшение, а в 1902 году прославленный прииатр Владимир Бехтерев ставит страшный диагноз - болезнь Врубеля неизлечима. Смерть маленького сына в 1903 году становится новым ударом для художника - с тех пор Врубель почти все время проводит в клиниках, только зиму 1904-1905 года он провел дома. Именно в эти годы мастер много занимается рисунком, часто работает с натуры. Именно в рисунке выполнено и портрет поэта Валерия Брюсова (1906) - последняя работа Врубеля. Когда художник работал над этим портретом, он окончательно потерял зрение.

Врубель умер в 1910 году в Петербурге и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря, что возле Московского проспекта. Небольшой надгробие из черного мрамора показывает, где нашел покой беспокойный гений по имени Врубель. Могила художника сохранена.


Источники

  • Михаил Александрович Врубель. Выставка произведений. Каталог ГТГ., М, "Искусство", 1957 (рус)
  • Константин Коровин вспоминает ..., М, "Изобразительное искусство", 1990, (рус)
  • "Акварели Врубеля" А.Михайлова же "Юный художник", № 2,1986 (рус)
  • Михаил Врубель. Каталог. Автор вступительной статьи, летописи жизни и творчества М. Ю. Герман., Ленинград, "Аврора", 1989 (рус)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам