Надо Знать

добавить знаний



Всемирная торговая организация



План:


Введение

Страны члены ВТО состоянию на 2005г.

Всемирная торговая организация (ВТО) ( англ. World Trade Organization, WTO ) - Это ведущая международная экономическая организация, членами которой уже являются 156 стран, на долю которых приходится более 96% объемов мировой торговли, ее функциями является установление правил международной системы торговли и решения спорных вопросов между странами-членами, что подписанные в около 30-ти соглашениям организации. После присоединения ряда стран, которые сейчас являются кандидатами на вступление, в рамках ВТО осуществляться почти весь мировой торговый оборот товаров и услуг.

За последние годы значительно расширилась сфера деятельности ВТО, которая сегодня далеко выходит за рамки собственно торговых отношений. ВТО является мощной и влиятельной международной структурой, способной выполнять функции международного экономического регулирования. Членство в ВТО стало сегодня практически обязательным условием для любой страны, стремящейся интегрироваться в мировое хозяйство.

Процессы создания, становления и расширения ВТО не были простыми и однозначными. Хотя за последние 30 лет массив общих правил ВТО чрезвычайно возрос, ВТО все еще базируется на принципе двусторонних переговоров между членами с целью взаимного открытия их рынков. Члены, формулируя требования к странам-претендентам относительно доступа к их рынкам, отстаивают интересы собственных предприятий, защищая таким образом собственное производство и рабочие места. Поэтому переговорный процесс непростой и, как правило, длительным.

Страны члены ВТО, по состоянию на 1 октября 2011
Члены
Члены, представленные через Европейский союз
Наблюдатели
Не члены

1. История создания

Wto logo.svg

1.1. Создание системы GATT

После окончания Второй мировой войны в мире под эгидой ООН начались переговоры о создании Международной торговой организации (МТО). В ходе Конференции ООН в 1948 г. была принята Гаванская хартия, которым утверждался Устав МТО. Однако Гаванская хартия так и не вступило в силу, поскольку парламенты некоторых стран, в том числе США, отказались ратифицировать Соглашение об Уставе МТО.

В ходе работы над Уставом МТО представители 23 стран начали искать возможности уменьшения протекционизма в международной торговле. Результатом такой работы было принятие 45 000 тарифных скидок, а также утверждение правил международной торговли, стали называться Генеральным соглашением по тарифам и торговле (англ.: "General Agreement on Trade and Tariffs" - GATT). GATT вступило в силу с 1 января 1948 года. Условиями GATT изначально не предполагалось создание международной организации. Нормы GATT действовали как обычный международный договор. Изменения и дополнения норм могли осуществляться исключительно в рамках международных конференций, именовавшиеся раундами. Благодаря внедренному указанным соглашением механизма ограничения тарифов, процесс либерализации торговли продвигался медленно, однако, уверенно.

Всего с 1946 по 1994 г. было проведено восемь раундов многосторонних торговых переговоров в рамках GATT:

  1. 1947 ( Женева, Швейцария)
  2. 1949 (Аннеси, Франция)
  3. 1951 (Торки, Великобритания)
  4. 1956 ( Женева, Швейцария)
  5. 1960 - 1961 ( Женева, Швейцария), "Диллон-раунд"
  6. 1964 - 1967 ( Женева, Швейцария), "Кеннеди-раунд"
  7. 1973 - 1979 ( Женева, Швейцария), "Токио-раунд"
  8. 1986 - 1993 ( Женева, Швейцария), "Уругвайский раунд"

Результатом каждого из раундов было принятие новых соглашений, регулирующих различные аспекты международной торговли, в частности, уменьшают таможенные ставки.

Серьезным недостатком системы GATT было отсутствие институциональной основы, т.е. международной организации как таковой. Соглашения GATT не носили обязательного характера для государств-участников GATT. В дальнейшем кодексы, посвященные регулированию субсидий и компенсационных мер, технических барьеров в торговле, лицензированию импорта, таможенной оценки и антидемпинговых мер, стали составной частью Соглашения о создании Всемирной торговой организации. Они стали обязательными для всех ее членов.


1.2. Уругвайский раунд торговых переговоров и создания ВТО

Последним раундом многосторонних торговых переговоров в рамках комплекса международных соглашений GATT был восьмой Уругвайский раунд, начавшийся в сентябре 1986 г. в Пунта-дель-Эсте ( Уругвай). Принятый порядок дня включала вопросы, расширяющие рамки международной торговой политики и вопрос создания полноценной международной организации как таковой. К обсуждению были включены вопросы регулирования торговли услугами и интеллектуальной собственности, осуществления международных инвестиций. Наиболее сложным на сессиях Уругвайского раунда оставалось вопрос допуска на рынки сельскохозяйственной продукции.

В апреле 1994 года большинство участников переговорного процесса (123 участников из 125), в Марракеше ( Марокко) подписали Заключительный акт Уругвайского раунда торговых переговоров и Марракешская декларацию, которой основывалась Всемирная торговая организация. Переговоры в рамках GATT 1947 года были завершены. На сегодняшний день, GATT 1994 года как соглашение о торговле товарами является одной из основных соглашений в рамках ВТО. Ее дополняют "Генеральное соглашение по торговле услугами" ( англ. "General Agreement on Trade in Services" - "GATS") и "Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности" ( англ. "Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights" - "TRIPS").


2. О ВТО

2.1. Статус и сфера деятельности

Согласно статье VIII Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации, ВТО является международной межправительственной организацией, созданной в соответствии с нормами международного права. ВТО может действовать независимо от воли каждой страны-члена этой организации. Однако такая деятельность ВТО осуществляется исключительно через созданные им органы (Министерскую конференцию, Генеральный совет и Секретариат). Деятельность ВТО может осуществляться исключительно в рамках ее компетенции, определенной Марракешского соглашения и принятыми на ее основе другими документами.

Согласно Марракешского соглашения, ВТО обеспечивает общую институциональную основу для осуществления торговых отношений между ее членами, т.е. образует международный форум с рабочими органами. В его рамках могут осуществляться международные переговоры как между всеми членами ВТО, так и между отдельными участниками. Сфера регулирования ВТО может быть расширена за счет будущих соглашений, которые будут включены в общую систему ВТО.


2.2. Цели

Цели ВТО определено в преамбуле Марракешского Соглашения о создании ВТО. Основными из них являются:

  • повышение жизненного уровня;
  • обеспечения полной занятости;
  • постоянный рост доходов и эффективного спроса;
  • расширение производства товаров и услуг и торговли ими;
  • оптимальное использование мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития;
  • защита и сохранение окружающей среды;
  • обеспечение развивающихся и наименее развитых стран такого участия в международной торговле, которая бы отвечала потребностям их экономического развития.

2.3. Члены

По состоянию на 26 декабря 2011 года в ВТО входят 156 члена, из которых 152 - это государства, а 4 - таможенные территории. 149 стран мира - членов ВТО (с 192) - это более 97% объема мировой торговли [1], около 85% мирового ВВП и более 85% населения мира. При этом почти 30 стран находятся в стадии переговорного процесса о вступлении в ВТО, в частности: Алжир, Андорра, Азербайджан, Багамы, Беларусь, Бутан, Босния и Герцеговина, Вануату, Йемен, Кабо-Верде, Казахстан, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Ливан, Сейшельские острова, Сербия, Судан, Таджикистан, Узбекистан. Украина приобрела полноправное членство в ВТО 16 мая 2008 года.


2.4. Принципы

Регулирование международной торговли в рамках ВТО осуществляется на базе основных правил и принципов, среди которых одним из важнейших является принцип недискриминации. Он означает, что все контрактные стороны-члены ВТО обязаны предоставлять друг другу одинаково благоприятные условия. Таким образом, ни одна страна не должна делать исключения для другой или применять к ней дискриминационный подход. Принцип недискриминации делится на суб-принцип режима наибольшего благоприятствования, который применяется к внешним рынкам, и суб-принцип национального режима, который касается внутреннего рынка.

Режим наибольшего благоприятствования предусматривает предоставление одинаковых преимуществ всем странам в случае предоставления определенного превосходства одной стране. Например, государство-член ВТО предоставляет отдельной стране, не обязательно является членом ВТО, некоторые льготы в торговле определенной услугой. Указанная страна должна согласно режима наибольшего благоприятствования установить в отношении других государств - членов ВТО одинаковый льготный режим. Таким образом вызывается мультипликаторных эффект, который обеспечивает распространение льгот, предоставленных отдельной стране, на все государства - члены и способствует дальнейшей либерализации торговли. Допускаются также исключения из указанного принципа, срок действия которых ограничен до 10 лет и которые пересматриваются через пять лет после внедрения с целью проверки существования условий, которые обусловили их необходимость.

Национальный режим запрещает дискриминацию иностранных товаров и услуг, например, если государство субсидирует отечественного оферента услуг, то право на субсидии должен также получить иностранный оферент. Поскольку такие положения касаются, в частности, аудиовизуальной продукции, государственных университетов, детских садов и т.д., они считаются проблематичными, так как вызывают принудительную коммерциализацию определенных сфер экономики.

Принцип взаимности, который в наше время особенно касается Украины, отмечает, что страна, которая вступает в ВТО, получит определенные преимущества, но и берет на себя определенные обязательства. В связи с этим важно отметить, что ни одна страна "де факто" не может отступить от ранее взятых на себя обязательств в связи с экономическими последствиями для нее.

Принцип обязательства - тарифные обязательства созданные членами ВТО пронумерованы в специальном списке. Этот список устанавливает предел обязательств: страна может изменить свои обязательства, но только после переговоров со своими торговыми партнерами, может означать возмещение им денежных потерь. Если возмещение не предоставлено, то страна-истец может инициировать процедуру обсуждения и решения данной проблемы на уровне ВТО.

Принцип мер - в определенных случаях правительство имеет право ввести ограничительные меры в отношении торговли.


2.5. Преимущества торговой системы

Практически все крупные государства сейчас являются членами ВТО. Кроме чисто экономических преимуществ, которые достигаются путем снижения барьеров в торговле, система ВТО положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах, а также на индивидуальное благосостояние граждан.

Преимущества ВТО для потребителей

Система ВТО поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, вследствие чего потребители выигрывают. Очевидная выгода свободной торговли для потребителя - это снижение стоимости жизни. В результате снижения протекционистских торговых барьеров дешевеют готовые импортируемые товары и услуги, а также отечественная продукция, в производстве которой используются импортные комплектующие.

Как правило, таможенные тарифы, государственные производственные субсидии и количественные ограничения импорта ведут не к защите отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, в Великобритании потребители платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду через торговые ограничения на импорт текстиля, для канадцев эта сумма составляет примерно 780 млн. канадских долларов. Показательно, что либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен за услуги в среднем на 7-10%.

Широкий выбор товаров и услуг - также несомненное преимущество свободной торговли. Внешняя конкуренция стимулирует эффективное отечественное производство, косвенно снижает цены и повышает качество отечественной продукции.

В результате активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, например, с мобильной связью.

Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в бюджет, а следовательно и доходы и благосостояние населения в целом.

Выгоды ВТО для экономики страны в целом

Экономические выгоды:

  1. Невозможно провести четкую границу между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Снижение торговых барьеров способствует росту торговли, что ведет к повышению как государственных, так и личных доходов.
  2. В долгосрочной перспективе развитие торговли ведет к увеличению занятости в экспортных отраслях экономики, хотя краткосрочное сокращение рабочих мест в результате конкуренции отечественных производителей с зарубежными практически неизбежно. Однако протекционизм не решает проблемы занятости. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, при условии ограничения импорта ведет к росту цен, негативно сказывается на объемах продаж и, с остальными, на количестве рабочих мест. Такая ситуация сложилась, например, в 1980-е годы в США, когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей.
  3. Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет уменьшения тарифных и нетарифных торговых барьеров. Недискриминационный подход, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот, способствуют оптимизации деятельности и снижению расходов компаний, созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций, притока капитала в страну.

Политические выгоды:

  1. Правительство имеет больше возможностей защищаться от действий лоббистских групп, осуществлять государственную политику в интересах развития всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.
  2. Создаются предпосылки для борьбы с коррупцией и позитивных изменений в законодательной системе, что способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений (например, импортных квот) связано с возможностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты. Сейчас в рамках ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих действующих квот.
  3. Прозрачность и открытость информации, четкие критерии безопасности, регламентированные стандарты, применение принципа недискриминации влияют на политическую ситуацию, снижая возможность лоббирования решений и манипуляций.

Выгоды системы ВТО для взаимоотношений между странами:

  1. ВТО предоставляет равное право голоса всем странам, ограничивая таким образом возможность экономического диктата великих держав. Участникам не нужно вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из многочисленных партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех членов ВТО.
  2. Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, предусматривает обязательство неприменения односторонних действий. Каждый спор рассматривается отдельно ввиду действующие нормы и правила. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четких решений.
  3. Система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и с помощью конструктивного механизма разрешения споров укрепляет международную стабильность и сотрудничество.

3. Критика

Установленной целью ВТО является поддержка свободной торговли и экономического роста. Многие аргументируют мнению, что свободная торговля не помогает сделать жизнь обычных людей процветающим, а лишь делает богатых (стран и людей) богаче. Согласование ВТО обвиняются в частичном и нечестном уклоне в сторону международных корпораций и богатых наций.

Критики доказывают, что малые страны в ВТО пользуются незначительным влиянием, и вопреки цели ВТО, вместо помощи развивающимся странам, влиятельные нации в ВТО фокусируются на своих собственных коммерческих интересах. Они также утверждают, что принципы здоровья, безопасности и охраны окружающей среды стабильно игнорируются.


4. Украина и ВТО

4.1. История переговорного процесса по вступлению Украины в ВТО

В советском прошлом Украина была членом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) - аналога GATT стран Варшавского пакта. В независимой Украине присоединение к ВТО был одним из приоритетов внешнеэкономической политики Украины и рассматривался как системный фактор развития национальной экономики, либерализации внешней торговли, создание предсказуемого и прозрачной среды для привлечения иностранных инвестиций, что отвечает национальным интересам Украины. В начале 2005 года Президент Виктор Ющенко провозгласил присоединение Украины к ВТО одним из первоочередных приоритетов внешнеэкономической политики на 2005 год. Членство в ВТО было также условием Европейской комиссии для начала переговоров о создании совместной торговой зоны.

В целом процесс присоединения Украины к ВТО предусматривал две главные составляющие:

  • проведение двусторонних и многосторонних переговоров и подписания соглашений по доступу к рынкам товаров и услуг со странами-членами Рабочей группы ВТО;
  • гармонизация законодательства Украины в соответствии с требованиями соглашений ВТО.

Процесс присоединения Украины к системе ГАТТ / ВТО начался 17 декабря 1993 року, коли було прийнято рішення про створення Робочої групи (РГ) з розгляду заявки України щодо приєднання до ГАТТ/СОТ. Наступним кроком, відповідно до процедури приєднання, стало подання на розгляд Робочої групи 28 июня 1994 року Меморандуму про зовнішньоторговельний режим України. Після ознайомлення членів РГ з Меморандумом та завершення етапу запитань та відповідей розпочалися переговори про вступ у багатосторонньому форматі. З того часу в середньому раз у рік відбувалися офіційні засідання РГ, а з 1997 року розпочався процес двосторонніх переговорів з країнами-членами РГ. В цілому до складу РГ з розгляду заявки України щодо приєднання до СОТ увійшло 49 країн (країни ЄС вели переговори як один учасник РГ).

В 2003 - 2006 роках було значно активізовано переговорний процес між Україною та СОТ. Зокрема, протягом цього періоду було забезпечено:

  • проведення 7-ти засідань Робочої групи з розгляду заявки України про вступ до СОТ;
  • проведення двосторонніх переговорів з 35 країнами-членами СОТ.

Протягом 2003-2006 років підписано 35 з 49 двосторонніх протоколів з доступу до ринків товарів та послуг:

  • у 2003 році (11) з Бразилією, Болгарією, Естонією, ЄС, Ізраїлем, Кубою, Польщею, Словаччиною, Таїландом, Чехією, Угорщиною;
  • у 2004 році (10) з Аргентиною, Гондурасом, Домініканською Республікою, Литвою, Малайзією, Монголією, Парагваєм, Туреччиною, Швейцарією, Шрі-Ланкою;
  • у 2005 році (9) з Сальвадором, Молдовою, Норвегією, Індонезією, Японією, Ісландією, Хорватією, Еквадором та Китаєм;
  • у 2006 році (5 протоколів) з США, Панамою, Австралією, Єгиптом та Колумбією.

Також завершено переговори із Перу, Вірменією та Тайванем. Тривали переговори з Киргизстаном.

В течение 2005 - 2006 років було вирішено низку проблемних питань, які уповільнювали переговори між Україною та РГ СОТ.

Зокрема, було:

  • усунуто податкові пільги, що надавались окремим підприємствам промисловості;
  • встановлено однакові ставки акцизного збору на вітчизняні та імпортні транспортні засоби відповідно до принципу національного режиму;
  • усунуто звільнення від ПДВ та податку на прибуток, платежів у Державний інноваційний фонд, від ПДВ та митних зборів на імпорт сировини, матеріалів, обладнання та товарів (не вироблених в Україні), які призначались для використання в межах технологічних парків;
  • усунуто пільги у спеціальних економічних зонах та особливі режими для інвестиційної діяльності. Зокрема, всі звільнення від сплати мита на імпорт, ПДВ, акцизних зборів, квот та ліцензій, податку на прибуток, платежів у фонд соціального страхування безробіття, збору у Державний інноваційний фонд та обов'язкового продажу валютних надходжень;
  • скасовано вимогу продажу Національному банку України 50% валютної виручки суб'єктами зовнішньоекономічної діяльності при реалізації зовнішньоторговельних контрактів;
  • скасовано дискримінаційний підхід до іноземних компаній щодо використання податкових векселів при розрахунках з бюджетом;
  • скасовано режим ліцензування і квотування експорту деяких видів продукції;
  • встановлено фіксовану плату за видачу експортних ліцензій, що відповідає вартості надання зазначеної послуги замість плати в адвалерному еквіваленті до вартості контракту;
  • скасовано додатковий збір при імпорті нафтопродуктів.

16 січня 2008 року Україна і ЄС на переговорах в Лондоні врегулювали питання експортних мит, знявши останню перешкоду на шляху України до СОТ.

За чотирнадцять років переговорів було завершено двосторонні переговори про доступ до ринків товарів та послуг з 52 країнами-членами СОТ, прийнято більше 50 законів необхідних для адаптації українського законодавства до вимог Світової організації торгівлі.

Найбільш відчутний і важливий прорив в переговорному процесі був досягнутий протягом 2005-2007 років, коли Україна отримала статус країни з ринковою економікою з боку ЄС та США, була скасована поправка ДжексонаВейніка, завершені переговори з найважливішими країнами-членами СОТ.


4.2. Вступление Украины в ВТО

5 лютого 2008 р. на засіданні Генеральної Ради Світової організації торгівлі прийнято рішення про приєднання України до Марракеської угоди про заснування СОТ. Того ж дня Президент України Віктор Ющенко та керівники СОТ підписали угоду про вступ України до організації.

У Верховної Ради було 5 місяців для ратифікації цієї угоди. У цей же день було оприлюднено прес-реліз СОТ стосовно зобов'язань України [2] [3] [4].

10 квітня 2008 року Верховна Рада ратифікувала протокол про вступ України до Світової організації торгівлі 411 голосами. 16 квітня МЗС України направило ноту генеральному секретареві СОТ, в якій повідомило керівництво СОТ про ратифікацію Протоколу про вступ України до цієї організації. Також було ухвалено постанову Кабінету Міністрів. 16 травня Україна стала 152-им офіційним членом СОТ. [5].


Примечания

  1. Hart, Jeffrey A The politics of international economic relations 7th ed.. - Boston, MA : Wadsworth Cengage Learning, 2010. ISBN 0534602746.
  2. WTO: 2008 PRESS RELEASES Press/511 5 February 2008. WTO welcomes Ukraine as a new member - www.wto.org/english/news_e/pres08_e/pr511_e.htm (Англ.)
  3. Кореспонлент: СОТ оприлюднила умови вступу України - ua.korrespondent.net/business/366945
  4. http://ua.korrespondent.net/business/366852 - ua.korrespondent.net/business/366852 СОТ дає Україні п'ять років
  5. http://www.president.gov.ua/news/9927.html - www.president.gov.ua/news/9927.html Україна стала 152-им членом СОТ

Джерела/Посилання


7. Статті на тему

п о р Світова організація торгівлі
Система СОТ
Вступ та члество Апеляційний орган Орган із урегулювання суперечок Міжнародний торговий центр Хронологія головних подій
Суперечки
Критика Дохійський раунд розвитку Сінґапурські питання Усунення квот Стаття миру
Соглашения
З тарифів і торгівлі Про торгівлю послугами Торговельні аспекти прав інтелектуальної власності Сельское хозяйство Застосування Санітарних та Фітосанітарних заходів Технічні бар'єри у торгівлі Пов'язані з торгівлею інвестиційні заходи Дохійська декларація
Міністерські конференції
Перша (1996) Друга (1998) Третя (1999) Четверта (2001) П'ята (2003) Шоста (2005)
Люди
Паскаль Ламі (генеральний директор) Супачаі Панічпакді (колишній генеральний директор)
п о р Члени Світової організації торгівлі
WTOmap currentmemberYN.png

Австралия Албания Ангола Антигуа и Барбуда Аргентина Бангладеш Барбадос Бахрейн Белиз Бенин Боливия Ботсвана Бразилия Бруней Буркина Фасо Бурунди Венесуэла Армения Габон Гаити Гамбия Гана Гаяна Гватемала Гвінея Гвинея-Бисау Гондурас Гонконг Гренада Грузия Демократична Республіка Конго Джибути Доминика Доминиканская Республика Эквадор Египет Євросоюз Замбия Зимбабве Израиль Индия Индонезия Исландия Иордания Кабо-Верде Камбоджа Камерун Канада Катар Кения Кыргызстан Китай Лихтенштейн Макао Колумбия Конго Коста-Рика Кот-д'Ивуар Куба Кувейт Лесото Лихтенштейн Маврикий Мавритания Мадагаскар Макао Македония Малави Малайзия Мальдивские острова Малі Марокко Мексика Мозамбик Молдова Монголия Мьянма Намибия Непал Нигер Нигерия Никарагуа Новая Зеландия Норвегия Объединенные Арабские Эмираты Оман Пакистан Панама Папуа-Нова Гвінея Парагвай Перу Южная Корея Південно-Африканська Республіка Руанда Сальвадор Саудовская Аравия Свазиленд Сенегал Сент-Винсент и Гренадины Сент Кіттс і Невіс Сент-Люсия Сингапур Соединенные Штаты Америки Соломоновы Острова Суринам Сьерра-Леоне Таиланд Тайвань Танзания Того Тринідад і Тобаго Тунис Турция Уганда Украина Уругвай Фіджи Филиппины Хорватия Центрально-Африканская Республика Швейцария Шри Ланка Чад Чили Ямайка Япония



  1. Всі 27 країн-членів Євросоюзу є членами СОТ на власних правах: Австрия Бельгия Болгария Великобритания Греция Дания Эстония Ирландия Испания Италия Кипр Латвия Литва Люксембург Мальта Нідерланди і Нідерландські Антіли Германия Польша Португалия Румыния Словакия Словенія Венгрия Финляндия Франция Чехия Швеція.
  2. Спеціальний адміністративний регіон Китайської Народної Республіки.
  3. Официальное название Республіка Китай.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам