Надо Знать

добавить знаний



Всемирный банк


Логотип Всемирного банка

План:


Введение

Всемирный банк, основанный в 1944 году, является одной из крупнейших в мире организаций, оказывающих помощь в целях развития. Банк, предоставивший в 2002 финансовом году странам-клиентам займы на общую сумму 19,5 млрд дол. США, в настоящее время осуществляет свою деятельность более чем в 100 развивающихся странах, осуществляя финансовую и консультационную помощь с целью повышения уровня жизни и улучшения жизни беднейшего населения. Банк разрабатывает стратегии помощи для каждой из своих стран-клиентов в сотрудничестве с государственными органами, неправительственными организациями и частным сектором. Представительства Банка в разных странах мира занимаются реализацией его программ, поддерживают связь с правительством и гражданским обществом и способствуют более глубокому пониманию проблем развития.

Всемирный банк отличается от Группы Всемирного банка тем, что до Всемирного банка входят лишь две организации - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР), в то время как в Группы Всемирного банка входят, кроме двух названных, еще три учреждения: Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Все пять организаций входят в Группы организаций Всемирного банка. В отдельных случаях под Всемирным банком понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.


1. История создания и развития

Джон Мейнард Кейнс (справа), который представлял Великобританию, и Гарри Декстер Уайт (Harry Dexter White), представлявший США, на Бреттон-Вудской конференции.

Формирование Группы Всемирного банка была начата решением Бреттон-Вудской конференции об учреждении МБРР одновременно с МВФ. Эти два института тесно связаны между собой основными целями, а также организационно. Так, членом МБРР может стать только участник МВФ. Структурно оба входят в систему ООН.

Советский Союз был одним из активных участников Конференции, однако впоследствии отказался от участия в деятельности Международного валютного фонда и Всемирного банка, так как согласно уставу не имел возможности влиять на принимаемые решения в отличие от Соединенных Штатов Америки.

На первых этапах своей деятельности с 1945 по 1968 гг Всемирный банк не осуществлял активного кредитования вследствие повышенных требований к заемщикам. Под руководством первого президента банка Джона Макклоем (John McCloy) в качестве первого заемщика была выбрана Франция, ей был выдан кредит в сумме 250 млн долларов США. Причем условием предоставления Франции кредита была неучастие в коалиционном правительстве коммунистов. Два других претендента ( Польша и Чили) помощи не получили. В дальнейшем Всемирный банк принимал активное участие в кредитовании стран Западной Европы, активно восстанавливала разрушенное Второй мировой войной экономику, реализуя план Маршалла. Финансирование этого плана в значительной степени шло по линии Всемирного банка.

Первоначально деятельность МБРР была связана с кредитованием развитых стран, в первую очередь европейских, пострадавших во время Второй мировой войны. После восстановления их экономики, а также вследствие появления большой группы новых государств, освободившихся от колониальной зависимости, цели и функции МБРР меняются. Возникает необходимость создать институт, структурно связан с банком, который бы сосредоточился на помощи развивающимся странам. С этой целью в 1956 г. была образована Международная финансовая корпорация.

Для сприяння економічним перебудовам в найменш розвинутих країнах в 1960 р. розпочала діяльність Міжнародна асоціація розвитку.

В 1968-1980 рр.. діяльність Світового банку була спрямована на допомогу країнам, що розвиваються. Збільшувалися обсяги та структура наданих кредитів, охоплюючи різні галузі економіки від інфраструктури до вирішення соціальних питань. В цей період на посаді керівника Світового банка був Роберт Макнамара. Спираючись на свій досвід керівної роботи в якості Міністра оборони США та президента компанії Форд, він привніс в його діяльність технократичний стиль управління. Макнамара створив нову систему надання інформації потенційними країнами-позичальниками, що дозволяло скоротити час на ухвалення рішення про умови надання кредиту.

У 1980 році, за поданням тодішнього президента США Рональда Рейгана, Макнамара на посту президента Світового банку змінив Клаузен (AW Clausen). В цей період фінансова допомога надавалася в основному країнам третього світу. Для периода 1980-1989 гг. характерна політика, спрямована скорочення залежності економік країн третього світу від зовнішніх кредитів. Такая политика привела к сокращению кредитов, предоставляемых на решение социальных задач. З 1989 р. політика Світового банку зазнала суттєвих змін під впливом критики різних недержавних організацій, зокрема, пов'язаних з охороною навколишнього середовища. В результаті відбулось суттєве зростання кількості напрямків та завдань, що фінансувались за рахунок коштів Світового банку.


1.1. Президенти Світового банку

Президент Час на посаді
Юджин Мейєр (Eugene Meyer) липень 1946 - грудень 1946
Джон Макклой (John Jay McCloy) березень 1947 - червень 1949
Юджин Р. Блек (Eugene Robert Black) липень 1949 - грудень 1962
Джордж Д. Вудс (George D. Woods) січень 1963 - березень 1968
Роберт С. Макнамара (Robert S. McNamara) квітень 1968 - червень 1981
Елден В. Клозен (Alden W. Clausen) липень 1981 - червень 1986
Барбер В. Конэбл (Barber B. Conable) липень 1986 - серпень 1991
Льюїс Т. Престон (Lewis T. Preston) вересень 1991 - травень 1995
Джеймс Д. Вулфенсон (James David Wolfensohn) червень 1995 - травень 2005
Пол Вулфовіц (Paul Wolfowitz) червень 2005 - липень 2007
Роберт Зеллік (Robert Zoellick) червень 2007 - липень 2012
Джим Йонг Кім (Robert Zoellick) липень 2012 [1] -

2. Цілі та завдання

В даний час відповідно до Декларації тисячоліття Світовий банк зосередив свою діяльність на досягнення цілей розвитку тисячоліття [2]. У перехідний період до третього тисячоліття під егідою ООН були сформульовані вісім цілей, на досягнення яких повинні бути спрямовані зусилля міжнародних організацій. Цілі розвитку тисячоліття повинні бути досягнуті до 2015 року і включають в себе наступні:

  • ліквідація бідності і голоду;
  • обеспечение всеобщего начального образования;
  • поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
  • скорочення дитячої смертності;
  • улучшение охраны материнства;
  • боротьба з ВІЛ/СНІДом, малярією та іншими захворюваннями;
  • забезпечення сталого розвитку навколишнього середовища;
  • формирование глобального партнерства в целях развития.

Вирішуючи глобальні завдання розвитку людства, Світовий банк, використовуючи механізм надання кредитів МБРР, кредитує країни з середнім рівнем доходу по процентних ставках, відповідним рівню ринку для цих країн. Інша фінансова організація Світового банку МАР кредитує країни з низьким рівнем доходу за мінімальними відсотковими ставками або без відсотків.


3. Членство

Співвласниками Світового банку є 187 країн-членів, інтереси яких представляють Раду керуючих і Раду директорів, що перебуває у Вашингтоні. Країни-члени є акціонерами Світового банку, що володіють правом приймати остаточне рішення.

Умовою членства в Світовому банку є членство в Міжнародному валютному фонді, тобто кожна країна-член МБРР повинна спершу стати членом Міжнародного валютного фонду. Тільки ті країни, які є членами МБРР, можуть бути членами інших організацій, що входять до Групи Світового банку.

Відповідно до Статуту Міжнародного банку реконструкції та розвитку кожна країна має певну квоту в статутному капіталі, пропорційно квоті розподіляються голоси при прийнятті рішень. Станом на 2006 р. голоси розподілялися наступним чином:

Країна Доля,%
США 16,39
Япония 7,86
Германия 4,49
Франция 4,30
Великобритания 4,30
Китай 2,78
Индия 2,78
Италия 2,78
Країна Доля,%
Канада 2,78
Россия 2,78
Саудовская Аравия 2,78
Нидерланды 2,21
Бразилия 2,07
Бельгия 1,81
Испания 1,75
Швейцария 1,66
Країна Доля,%
Австралия 1,53
Иран 1,48
Венесуэла 1,27
Мексика 1,18
Аргентина 1,12
Решта країн 29,90
Всего 100,00

4. Цели

Однією з цілей Світового банку є заохочення інвестування країн-членів в інші країни, особливо в такі, що розвиваються. Проте соціально-політична нестабільність в деяких регіонах робить інвестування там ризикованим. Щоб убезпечити своїх учасників від фінансових втрат, Світовий банк формує в 1988 р. організацію, яка б гарантувала відшкодування можливих втрат від некомерційних ризиків, -

Багатосторонню агенцію з гарантій інвестицій. З проблемами інвестування пов'язано утворення в 1966 р. Міжнародного центру з урегулювання інвестиційних спорів. Таким чином, сформувалася група Світового банку із п'яти організацій.

Незважаючи на певну різницю у функціях, всі організації Світового банку тісно зв'язані, перш за все, єдністю цілей: сприяння стабільному економічному зростанню країн-членів, допомога в реконструкції господарства країн, що розвиваються, заохочення розвитку приватного сектора, заохочення іноземного інвестування.

Група єдина й організаційно: практично всі структури підпорядковані єдиному керівникові - Президенту Світового банку, мають спільну адміністративну систему. Водночас за функціями інститути Світового банку мають специфічні розбіжності.

Банк використає свої фінансові ресурси, висококваліфікований персонал і велику базу знань для надання допомоги кожної із країн, що розвиваються, у процесі забезпечення стабільного, стійкого розвитку, заснованого на принципах соціальної справедливості. Основна увага приділяється наданню допомоги найбіднішим групам населення й найбідніших країн, однак всім своїм клієнтам Банк указує на необхідність вживання наступних заходів:

  • инвестирование в развитие людских ресурсов, в частности путем совершенствования систем здравоохранения и образования;
  • концентрация усилий на социальном развитии, привлечении широких слоев населения к решению проблем развития, совершенствовании методов управления и наращивании институционального потенциала как основных факторах снижения уровня бедности;
  • укрепление способности правительств предоставлять качественные услуги, обеспечение эффективности и прозрачности их деятельности;
  • охрана окружающей среды;
  • поддержка и стимулирование развития частного предпринимательства;
  • поддержка реформ, направленных на макроэкономическую стабилизацию, что обеспечивает условия для инвестиций и долгосрочного планирования.

Выдавая кредиты, проводя консультации по вопросам экономической политики и оказывая техническую помощь, Всемирный банк содействует реализации в странах широкого круга программ, целью которых является сокращение бедности и повышение уровня жизни населения в развивающихся странах. Задачей глобальной борьбы с бедностью является предоставление людям во всем мире шанс улучшить свою жизнь и жизнь своих детей. За период жизни последнего поколения для сокращения уровня бедности и повышение уровня жизни людей было сделано больше, чем за какой-либо другой период в истории. В развивающихся странах:

  • средняя продолжительность жизни увеличилась с 55 до 65 лет;
  • число грамотных среди взрослого населения удвоилось;
  • общее количество детей, обучающихся в начальной школе, увеличилось с 411 до 681 миллиона;
  • детская смертность снизилась на 50 процентов.

Несмотря на достигнутые успехи, очень многое еще предстоит сделать для решения задач развития. С 4,7 миллиарда людей, живущих в 100 странах, которые являются клиентами Всемирного банка:

  • 3 миллиарда живут менее чем на 2 доллара США в день, а 1,2 миллиарда - менее чем на 1 доллар в день;
  • почти 3 миллиона детей в развивающихся странах, ежегодно умирают от болезней, которые можно предупредить с помощью вакцинации;
  • 113 000 000 детей не посещают школу;
  • 1,5 миллиарда людей не имеют доступа к чистой питьевой воде.

Важнейшими средствами решения стоящих перед Банком задач является эффективные стратегии сокращения бедности и кредитование на цели борьбы с бедностью. Наиболее приоритетными задачами, устанавливаемыми в рамках осуществляемых Банком программ, является обеспечение устойчивого социального развития, развитие человеческого потенциала и повышения эффективности управления экономикой, причем все больше внимания уделяется привлечению различных слоев населения к решению задач развития, совершенствованию управления и институциональном строительству.

Банк также оказывает помощь в укреплении и поддержании основных условий, необходимых для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне. Опираясь на содействие Банку в виде кредитования и консультаций, правительства проводят всестороннее реформирование экономики своих стран и укрепляют банковскую систему. Они инвестируют средства в развитие человеческих ресурсов, в инфраструктуру и охрану окружающей среды, что усиливает привлекательность страны для частных инвесторов и повышает эффективность капиталовложений.

В 2001 финансовом году оказание помощи Банком развивающимся странам, осуществлялось по следующим направлениям: Ускоренное облегчения бремени задолженности. Согласно расширенной Инициативы в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности (Хыпки), в 2001 финансовом году был достигнут значительный прогресс в расширении масштабов и ускорении темпов облегчения бремени задолженности ряда беднейших стран мира, многие из которых расположены на африканском континенте. На 30 июня 2002 года в рамках этой инициативы была сокращена задолженность 26 стран, и ожидается, что впоследствии бремя задолженности будет облегчено на общую сумму, составляющую 41 млрд долл.. США. Благодаря сокращению долгового бремени в рамках Инициативы Хыпки (в сочетании с традиционными видами сокращения задолженности) общий объем долга в 26 странах уменьшится на две трети, увеличатся расходы на социальные нужды и сократятся расходы на обслуживание долга.

Помощь в борьбе с ВИЧ / СПИДом. Эпидемия ВИЧ / СПИДа представляет наибольшую опасность для стран Африки к югу от Сахары. В сентябре 2000 года Банк совместно с партнерами приступил к реализации Багатокраиннои программы борьбы с ВИЧ / СПИДом (МПС) для Африки - первой программы такого рода. Программа МПС предусматривает быстрое и гибкое финансирование разработанных странами конкретных проектов борьбы с ВИЧ / СПИДом в условиях Международной ассоциации развития - учреждения Банка, который предоставляет кредиты на льготных условиях. Многосторонняя поддержка программ сокращения бедности. В Докладе Банка о мировом развитии за 2000/2001 год основными условиями сокращения бедности во всех ее проявлениях были названы расширение прав и возможностей и повышение защищенности населения. В этой связи, предоставленный Банком объем кредитования на борьбу с инфекционными заболеваниями достиг 608 млн дол. США, что в два раза превышает среднегодовые объемы кредитования за последние четыре года. Предоставляемая Банком помощь в области образования направляется в первую очередь на обеспечение доступности, высокого качества и равных возможностей в его получении. Деятельность Банка по обеспечению более чистого и здоровой окружающей среды потребовала проведения по всему миру больших консультаций для сбора информации, необходимой для разработки экологической стратегии. Быстро развивается направление, деятельности Банка является оказание помощи странам в области совершенствования законодательства и судебной системы, причем деятельность Банка кроме реформирования конкретных аспектов законодательства в настоящее время охватывает правовое образование населения, реализацию программ борьбы с коррупцией в судебных органах, создание механизмов разрешения споров с использованием местных традиций и правовой помощи малоимущим женщинам.

Повышение эффективности деятельности в области развития. За последние пять лет число проектов в портфеле Банка, реализация которых считается под угрозой срыва, было сокращено вдвое и в настоящее время находится на самой низкой за много лет отметке. Значительно повысилась также качество оценки проектов и надзора и их выполнением; аналогичная тенденция наблюдается и в отношении услуг, не связанных с кредитованием.


5. Сотрудничество Всемирного банка и Украины

До Всемирного Банка Украина вступила в 1992 году (одновременно с вступлением в МВФ), она является членом всех его структур - МБРР, МФК, МАР и МАГИ. Среди международных кредитно-финансовых организаций Международный банк реконструкции и развития является вторым, после МВФ, кредитором Украины, его доля составляет 32,8% всех ссуд. При этом наблюдается тенденция роста доли кредитов МБРР за счет уменьшения доли МВФ.

По целевому назначению кредиты МБРР делятся на 4 группы: институциональные; реабилитационные, на развитие определенной отрасли экономики, на структурную перестройку отраслей экономики.

Институциональные кредиты направлены на реформы и развитие Государственного управления финансами, экономикой. Реабилитационная заем должен инвестициний характер. Средства, поступающие от Всемирного Банка, в отличие от средств МВФ, используются более разнообразно. Они направлены не только на погашение дефицита бюджета и платежного баланса, но и на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов, поддержку украинских предприятий, страхование импорта.

Займы Всемирного банка для Украины выгоднее, чем ссуды из других источников, поскольку условия предоставления им кредита более благоприятные. По классификации ВБ Украина относится к III категории стран (уровень доходов ниже среднего), поэтому срок погашения кредитов продлевается до 20 лет с льготным периодом 5 лет. Проценты за кредит уплачиваются по плавающей ставке и составляют около 6,5% годовых.

За счет Всемирного Банка в Украине реализуется 16 проектов на общую сумму 2895 млн долларов и 15 млн евро. Распределение финансирования по отдельным проектам таких:

  • реабилитационная ссуда (500 млн дол.)
  • институциональная заем (27 млн ​​дол.)
  • проект реабилитации гидроэнергетики (114 млн дол.)
  • проект по разработке семеноводства (32 млн дол.)
  • экспериментальный проект в угольной отрасли (16 млн дол.)
  • проект развития предприятий (310 млн дол.)
  • проект структурной перестройки угольной отрасли (300 млн дол.)
  • проект " Морской старт" (100 млн дол.)
  • проект структурной перестройки сельского хозяйства (300 млн дол.)
  • проект развития предприятий, II этап (300 млн дол.)
  • проект развития экспорта (60 млн дол. и 15 млн. марок);
  • проект развития рынка электроэнергии (317 млн ​​дол.)
  • проект поддержки социальной защиты (2,6 млн долл.);
  • проект структурной перестройки финансового сектора (300 млн долл.);
  • проект реабилитации и расширения теплоснабжения г. Киева (200 млн дол.)
  • развитие системы казначейства (16, 4 млн дол.).

Проект реабилитационной займы уже реализовано. Она была направлена ​​на финансирование дефицита, позволила осуществить меры по макроэкономической стабилизации, созданию конкурентной среды на рынке товаров и услуг.

Займы Всемирного Банка предоставляются в несколько траншей; каждый последующий предоставляется при выполнении определенных условий. Представителем заемщика выступает Министерство финансов Украины.

В структуре займов ВБ значительное место занимают займы на структурную перестройку и развитие топливно-энергетической отрасли. В частности, 300 млн дол. выделяется на реструктуризацию угольной промышленности. Проект перебдачае закрытия нерентабельных шахт и переоборудование перспективных. Кредит на этот проект выделяется двумя траншами по 150 млн дол. каждый. Первый транш получен в конце 1996 года, средства второго - в 1999 году.

Проект реструктуризации сельского хозяйства предусматривает введение рыночных отношений в агропромышленном комплексе, в частности, порядок пользования землей. Кредит на это, также двумя траншами, уже получено в 1996 и 1998 годах.

Средства на развитие предприятий предоставляются в два этапа. На первом этапе 310 млн долларов пошли на поддержку массовой приватизации предприятий. Задача второго этапа - реформирования экономики Украины, предусматривающий ускорение процесса приватизации, создания прозрачного рынка ценных бумаг, внедрения международных стандартов бухгалтерского учета предприятий.

Заем на перестройку финансового сектора предусматривает обеспечение соответствия украинской банковской системы мировым стандартам и ее укрепления.

Утверждены еще два проекта стоимостью до 200 млн дол., Которые будут кредитоваться Всемирным банком: Проект реформирования государственного управления и Проект реформирования государственных ресурсов.

Но все же приоритетным направлением сотрудничества Украины со Всемирным банком становится получение средств на инвестиционные проекты, что позволит нашей стране более ощутимый импульс для развития экономики.


6. Критика

Деятельность Всемирного банка в течение длительного времени критикуется различными неправительственными организациями, учеными, среди которых ведущее место занимает нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц. В частности Дж. Стиглиц назвал, ошибочной экономической политике разработанную МВФ, Всемирным банком и экономистами в американском правительстве. По его мнению, если бы этой политики следовали сами США, значительного экономического роста не произошло бы. Он также указал на то, что Россия следовала рекомендациям и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не принял их и переживает экономический подъем.

Анализ развития мировой экономики показывает, что программы Всемирного банка в том виде, как он их формулировал, не обеспечивали устойчивого и справедливого развития экономики. В связи с этим начал нарастать давление на Банк со стороны различных общественных организаций. Неправительственные организации на национальном и международном уровне стали добиваться открытого и демократического рассмотрения решений, альтернативных политике Всемирного банка.

В 2001 году Комиссия Конгресса США провела оценку результатов деятельности международных финансовых организаций и пришла к выводу, что 60% проектов Всемирного Банка завершились неудачно. Всемирный банк призван бороться с бедностью, но за последние пять лет только 1% кредитов получили "бедные" государства. За это время уровень бедности в мире несколько снизился, о то это нельзя объясняться только деятельностью Всемирного банка. Успехов добились государства, которые практически не получали финансовой помощи Всемирного банка. В тех странах, которые получили основные пакеты помощи, не только не было успехов в борьбе с бедностью, но ситуация в них даже ухудшилась.

Исследовательский институт The Heritage Foundation проанализировал, какое влияние оказали на наиболее бедные страны кредиты Всемирного Банка. За период с 1980 по 2003 год его кредиты и гранты получили 105 "бедных" государств. В результате, в 39-ти странах валовой внутренний продукт уменьшился, в 17-ти - рост ВВП был минимальным (от нуля до 1%), в 33-х - умеренным (1 - 4%). Лишь 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического развития. Еще более удручающая ситуация сложилась в Африке. Здесь деньги Всемирного банка получили 48 государств, только три из них успешно развивались, в 23-х был отмечен экономический спад.


Примечания

  1. Пресс-релиз - presscenter.ukrinform.ua / view.php? links = 7917
  2. Сайт Всемирного банка -

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам