Надо Знать

добавить знаний



Выготский Лев Семенович



План:


Введение

Лев Семенович Выготский (* 17 ноября (5 ноября) 1896, Орша, Беларусь - 11 июня 1934, Москва, СССР) - белорусский и советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии, на которой базируется психологическая теория деятельности.

Известный в Европе и США как один из основоположников и разработчиков когнитивной психологии. Особенно важными являются его достижения в изучении высших психических функций, психологии речевого мышления и его генезиса, теории обучения.


1. Психология

1.1. Психические фунции

Ученый различал низшие и высшие психические функции и соответственно две модели поведения - естественный, как результат биологической революции и культурный, общественно-исторический, результат исторического развития общества, которые объединяются в развитии психики. Гипотеза Выготского предлагала новое решение проблемы соотношения этих двух уровней. Он доказывал, что природные (ниже) психические процессы не поддаются регуляции, в отличие от культурных (высших). Выготский пришел к выводу, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между стимулом и реакцией возникает дополнительная связь в форме стимула-знака. Такие знаки выполняют функцию орудие преобразования внутренней действительности, в частности - формирования образов памяти. Слово - средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение, т.е. формирование понятий.


2. Теория о возрасте

Выготский разработал теорию о возрасте как единицу анализа развития ребенка, предложил новое понимание условий, источников, формы, специфики и стимулов психического развития ребенка; описал стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в процессе онтогенеза, он обнаружил и сформулировал основные законы психического развития ребенка.

3. Педагогика

Наиболее примечательным и распространенной концепцией в педагогике стало определение Выготским зоны ближайшего развития". Опираясь на вивченнярозвитку ребенка, он пришел к анализу того, как это развитие соотносится с обучением, и было толчком к выработке собственного видения, т.е. концепции о "зоне ближайшего развития". Выготский был убежден, что обучение является двигателем психического развития. Эти два понятия (развитие и обучение) с Выготским имеют разный смысл - "единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития". Так развитие есть не что иное, как процесс формирования личности с обязательным постепенным накоплением новых качеств, характерных для человека. Обучение же - внутренняя необходимость в процессе развития ребенка не природных, а исторических особенностей человека. Обучение создает зону ближайшего развития, пробуждает в ребенке внутренние процессы развития, которые сначала проявляются во время взаимоотношений с окружающими, сотрудничества с товарищами, а позже становятся достоянием самого ребенка. По словам самого Выготского: ". Обучение и развитие (.) Связаны друг с другом с первого дня жизни ребенка". Выготский утверждал, что обучение в сочетании с развитием должно все время находиться на уровень выше, а ребенок во время этого процесса требует постоянной поддержки взрослого, так осмысленно копируя действия взрослого ребенок развивается. "Зоной ближайшего развития" является расстояние между актуальным уровнем развития (имеющимися возможностями ребенка) и потенциальным, когда ребенок справляется с поставленными задачами под руководством взрослых. Своевременное выявление этой "зоны" позволяет определить насколько ребенок готов перейти к следующему уровню обучения, поскольку каждый ребенок имеет свои особенности относительно этого. Продуктивность обучения школьника гарантируется только тесным сотрудничеством с учителем, кроме того, в этом сотрудничестве как учитель, так и ученик должны проявлять одинаковую активность, что позволит активизировать творческие силы ребенка в полном объеме. Выготский утверждал, что обучение должно больше ориентироваться на функции ребенка, которые еще полностью не сформированы, то есть "зону ближайшего развития", чем на уже пройденные этапы развития, поскольку они являются низким уровнем навчання.Тилькы ориентируясь на зону ближайшего развития, которая является критерием умственного развития ребенка, показателем индивидуальных различий детей, обучение ведет развитие вперед, поскольку то, что находится в этой "зоне" совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующей возрастной фазе. "... Обучение должно ориентироваться на уже пройденный циклы развития, на свой низший порог; однако опирается не столько на созревшие, сколько на созревающие функции". Несомненным выводом является то, что ребенка нужно учить не тому, что она способна освоить сама, а потому, что пока еще не умеет, но в состоянии освоить с помощью учителя.

Исследования Выготского, который, кроме всего прочего, был членом Государственного ученого совета, в этой области носили актуальный характер, поскольку в то время система советского образования и воспитания находилась в состоянии перестройки. Планировалось перейти от комплексной к предметной системы обучения в школе с целью изучения как дети усваивают научные понятия, предметные знания.

Еще одной заслугой Выготского в педагогике была предложена им возрастная периодизация в обучении - спонтанный период (раннее детство), спонтанно-реактивный (дошкольное) и реактивный (школьный) - ". Ребенок дошкольного возраста (.) Сам строит теории (.), Пытается объяснить Целый ряд зависимостей и отношений (.) Эта тенденция в развитии ребенка должна быть использована в процессе обучения ". Выготский в некоторой степени сравнивает труд педагога с трудом садовника, поскольку учитель так же своевременно должна отреагировать на процессы созревания стадий развития ребенка, как садовник - плодов. Свои исследования в этом направлении он систематизировал в "Динамике умственного развития школьника в связи с обучением".

Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л. С. Выготского о системной и содержательной строения сознания и его развития в онтогенезе. В его работах принцип развития сочетался с принципом системности. Ученый был уверен, что сознание человека представляет собой систему отдельных процессов, и ни одна функция сознания не может развиваться изолированно, а ее развитие зависит от места в этой структуре. Отсюда следует, что центром сознания в раннем возрасте является восприятия, в дошкольные годы - память, в школьные - мышления. Развитие же других психических процессов в каждом возрасте находится в зависимости от доминирования в сознании той или иной функции. Исходя из того, что вход в сознание и переход от одной структуры к другой осуществляется через развитие значения слова, то есть - обобщение, Выготский пришел к выводу, что в случае, когда системное развитие сознания не подпадает под прямое влияние обучения, то появятся возможность управлять развитием обобщения и изменением структуры сознания вообще. Из этого следует, что обучение, формируя обобщения, перестраивает всю систему сознания. Эта гипотеза долгое время не имела экспериментального подтверждения и в ней виделся определенный идеализм, поскольку она, фактически, сводила развитие к взаимодействию сознаний, а формирование обобщения через общение ребенка со взрослым - ". Речевые структуры, усваиваемые ребенком, становятся Основными структурами его мышления".

Через преждевременной смерти Выготский не смог разработать это направление до конца. Но представители его школы, его последователи такие, как Леонтьев, Запорожец, Зинченко, Гальперин, Божович и др.., На базе экспериментальных исследований пришли к выводу, что в основе развития обобщений все-таки лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность субъект объекта.

Как уже отмечалось, вклад Выготского в развитие советской детской психологии и педагогики имеет чрезвычайно большое значение. Некоторые его гипотезы были разработаны им в начальной стадии, требовали проведения дополнительных исследований, обоснований, поскольку они содержали в себе переворот тогдашних теорий, внесли новое направление в развитии научных представлений о психологии и педагогике. Однако, Выготскому, который так рано ушел из жизни, не удалось сделать это самому, но тот фундамент, что он заложил был прочной основой дальнейшей работы в прогрессивном развитии этих наук. Поэтому его имя навсегда золотыми буквами вошло в историю развития науки.

В советское время Выготский считался реакционным психологом, собрание его работ были опубликованы лишь в начале 80-х годов ХХ века усилиями учеников ученого. Эти ученики фактически и создали Факультет психологии МГУ им.М.В.Ломоносова.


4. Библиография Л.С. Выготского


5. Публикации в Интернете

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Выготский Лев Семенович

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам