Надо Знать

добавить знаний



Высшее учебное заведение



План:


Введение

Киево-Могилянская академия

Высшее учебное заведение (ВУЗ, вуз) - образовательный, образовательно-научное учреждение, которое основано и действует в соответствии с законодательством об образовании, имеет один из четырех уровней аккредитации, реализует в соответствии с предоставленной лицензией образовательно-профессиональные программы высшего образования по определенным образовательным и образовательно-квалификационным уровням, обеспечивает обучение, воспитание и профессиональную подготовку лиц в соответствии с их призванием, интересами, способностями и нормативными требованиями в области высшего образования, а также осуществляет научную и научно-технической деятельности.


1. Классификация высших учебных заведений Украины по форме собственности

Высшее учебное заведение государственной формы собственности - высшее учебное заведение, основанное государством, которое финансируется из государственного бюджета и подчиняется соответствующему центральному органу исполнительной власти;

Высшее учебное заведение, которое находится в собственности Автономной Республики Крым - высшее учебное заведение, основанное органами власти Автономной Республики Крым, финансируемой из бюджета Автономной Республики Крым и подчиняется органам власти Автономной Республики Крым;

Высшее учебное заведение коммунальной формы собственности - высшее учебное заведение, основанное местными органами власти, финансируемой из местного бюджета и подчиняется местным органам власти;

Высшее учебное заведение частной формы собственности - высшее учебное заведение, основанное на частной собственности и подчинен владельцу или владельцам;


2. Типы высших учебных заведений

По состоянию на октябрь 2011 среди высших учебных заведений Украины I-IV уровней аккредитации

  • 197 университетов,
  • 62 академий,
  • 109 институтов,
  • 234 колледжей,
  • 130 техникумов,
  • 121 училище,
  • 1 консерватория [1].

Университет - многопрофильное высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации широкого спектра естественных, гуманитарных, технических, экономических и других направлений науки, техники, культуры и искусств, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно- методическим центром, имеет развитую инфраструктуру учебных, научных и научно-производственных подразделений, соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения, способствует распространению научных знаний и осуществляет культурно-просветительскую деятельность.

Могут создаваться классические и профильные (технические, технологические, экономические, педагогические, медицинские, аграрные, художественные, культурологические и т.д.) университеты;

Академия - высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

Институт - высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации или структурное подразделение университета, академии, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит научную, научно- методическую и научно-производственную деятельность и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

Консерватория (музыкальная академия) - высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в области культуры и искусства - музыкальных исполнителей, композиторов, музыковедов, преподавателей музыкальных дисциплин, проводит научные исследования , является ведущим центром в области своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

Колледж - высшее учебное заведение второго уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в родственных направлениях подготовки (если является структурным подразделением высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации или входит в учебный или учебно-научно-производственного комплекса) или нескольким родственным специальностям и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

Техникум ( училище) - высшее учебное заведение первого уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации по нескольким родственным специальностям, и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.


3. Национальный вуз

Государственному высшему учебному заведению четвертого уровня аккредитации в соответствии с законодательством может быть предоставлен статус национального.

Национальному высшему учебному заведению по решению Кабинета Министров Украины могут быть предоставлены полномочия:

  • заключать государственные контракты с исполнителями государственного заказа для нужд высшего учебного заведения;
  • принимать решения о создании, реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений, организаций, структурных подразделений высшего учебного заведения;
  • вносить предложения о передаче объектов вуза в сферу управления других органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, в коммунальную собственность и передачи объектов коммунальной собственности в государственную собственность и отнесения их к имуществу вуза;
  • выступать арендодателем недвижимого имущества, принадлежащего высшему учебному заведению;
  • устанавливать и присваивать ученые звания доцента или профессора высшего учебного заведения;
  • определять и устанавливать собственные формы морального и материального поощрения работников высшего учебного заведения.

4. Структурные подразделения высшего учебного заведения

Структурными подразделениями высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации являются кафедры, факультеты, институты, филиалы, библиотека и т.п..

4.1. Кафедра

Кафедра - базовое структурное подразделение высшего учебного заведения (его филиалов, институтов, факультетов), который проводит учебно-воспитательную и методическую деятельность по одной или нескольким родственным специальностям, специализациям или учебным дисциплинам и осуществляет научную, научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность по определенному направлением. Кафедра создается решением Ученого совета высшего учебного заведения при условии, если в ее состав входит не менее пяти научно-педагогических работников, для которых кафедра является основным местом работы, и не менее трех из которых имеют ученую степень или ученое звание.

Руководство кафедрой осуществляет заведующий кафедрой, который избирается на эту должность по конкурсу Ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения - сроком на семь лет). С заведующим кафедрой заключается контракт.


4.2. Факультет

Факультет - основной организационный и учебно-научное структурное подразделение высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации, которое объединяет соответствующие кафедры и лаборатории. Факультет создается решением Ученого совета высшего учебного заведения при условии, если в его состав входит не менее трех кафедры и на нем учится не менее 200 студентов дневной (очной) формы обучения.

Решение о создании факультета вне места расположения высшего учебного заведения государственной формы собственности принимается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования, другими центральными органами исполнительной власти, имеющих в своем подчинении высшие учебные заведения.

Структурными подразделениями высшего учебного заведения первого и второго уровней аккредитации является отделение и предметные (цикловые) комиссии

Отделение - структурное подразделение, объединяющее учебные группы из одной или нескольких специальностей, методические, учебно-производственные и другие подразделения. Отделение создается решением руководителя высшего учебного заведения, если на нем учится не менее 150 студентов.

Предметная (цикловая) комиссия - структурное учебно-методическое подразделение, которое проводит воспитательную, учебную и методическую работу по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам. Предметная (цикловая) комиссия создается решением руководителя высшего учебного заведения при условии, если в ее состав входит не менее трех педагогических работника.

Филиал - обособленное структурное подразделение, которое создается с целью обеспечения потребностей в специалистах местного рынка труда и приближения места обучения студентов с их места жительства.

Филиал возглавляет директор, который назначается в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения.

Структурными подразделениями высшего учебного заведения четвертого уровня аккредитации могут быть научные, учебно-научные, научно-исследовательские и научно-производственные институты. Руководство институтом осуществляет директор, который избирается на должность по конкурсу сроком на пять лет.

Могут создаваться:

  • учебно-научно-производственные центры (комплексы, институты),

объединяют родственные факультеты, колледжи, техникумы, научные, научно-исследовательские, научно-производственные и проектные институты, опытные станции, кафедры, научные лаборатории, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, учебно-производственные комбинаты, экспериментальные заводы, фабрики, фирмы , клинические базы учреждений медицинского образования, полигоны, технопарки, другие подразделения;

  • учебно-научные центры (комплексы, институты),

объединяют родственные факультеты, кафедры, научные лаборатории, центры, другие подразделения, которые обеспечивают подготовку специалистов по определенным специальностям (направлениям подготовки) и проводят научные исследования по определенному направлению;

  • научно-исследовательские центры (комплексы, институты), которые объединяют

родственные научные лаборатории, центры, другие подразделения по определенному направлению научно-исследовательской работы.

Высшее учебное заведение должно иметь в своем составе библиотеку, которую возглавляет директор (заведующий).

Директор библиотеки высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации избирается Ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения - сроком на семь лет).

Высшее учебное заведение может иметь в своем составе подготовительные отделения (подразделения), подразделения переподготовки и повышения квалификации кадров, лаборатории, учебно-методические кабинеты, компьютерные и информационные центры, учебно-производственные и творческие мастерские, учебно-опытные хозяйства, производственные структуры, издательства, спортивные комплексы, учреждения культурно-бытового назначения и другие подразделения, деятельность которых не запрещена законодательством.


5. Формы обучения в высших учебных заведениях

Обучение в высших учебных заведениях осуществляется по следующим формам:

  • дневная (очная);
  • вечерняя;
  • субботняя;

Формы обучения могут быть объединены. Сроки обучения по соответствующим формам определяются возможностями выполнения образовательно-профессиональных программ подготовки специалистов определенного образовательно-квалификационного уровня.

Экстернатная форма обучения - особая форма обучения, предполагающая самостоятельное изучение учебных дисциплин, сдачи в высшем учебном заведении зачетов, экзаменов и прохождения других форм итогового контроля, предусмотренных учебным планом.


6. Формы организации учебного процесса

Учебный процесс в высших учебных заведениях осуществляется в следующих формах:

  • учебные занятия;
  • самостоятельная работа;
  • практическая подготовка;
  • контрольные мероприятия.

Основными видами учебных занятий в высших учебных заведениях являются:

  • консультація.

Вищим навчальним закладом може бути встановлено інші види навчальних занять.


7. Управління вищим навчальним закладом

Безпосереднє управління діяльністю вищого навчального закладу здійснює його керівник - ректор (президент), начальник, директор тощо.

Керівник вищого навчального закладу в межах наданих йому повноважень:

  • вирішує питання діяльності вищого навчального закладу, затверджує його структуру і штатний розпис;
  • видає накази і розпорядження, обов'язкові для виконання всіма працівниками і структурними підрозділами вищого навчального закладу;
  • представляє вищий навчальний заклад у державних та інших органах, відповідає за результати його діяльності перед органом управління, у підпорядкуванні якого перебуває вищий навчальний заклад;
  • є розпорядником майна і коштів;
  • виконує кошторис, укладає угоди, дає доручення, відкриває банківські рахунки;
  • принимает на работу и увольняет работников;
  • обеспечивает охрану труда, соблюдение законности и порядка;
  • определяет функциональные обязанности;
  • формує контингент осіб, які навчаються у вищому навчальному закладі;
  • відраховує та поновлює на навчання осіб, які навчаються у вищому навчальному закладі;
  • контролирует выполнение учебных планов и программ;
  • контролює дотримання всіма підрозділами штатно-фінансової дисципліни;
  • забезпечує дотримання службової та державної таємниці;
  • здійснює контроль за якістю роботи викладачів, організацією навчально-виховної та культурно-масової роботи, станом фізичного виховання і здоров'я, організовує побутове обслуговування учасників навчально-виховного процесу та інших працівників вищого навчального закладу;
  • разом із профспілковими організаціями подає на затвердження вищому колегіальному органу громадського самоврядування вищого навчального закладу правила внутрішнього розпорядку та колективний договір і після затвердження підписує його.

Керівник вищого навчального закладу відповідає за провадження освітньої діяльності у вищому навчальному закладі, за результати фінансово-господарської діяльності, стан і збереження будівель та іншого майна.

Для вирішення основних питань діяльності відповідно до статуту керівник вищого навчального закладу створює робочі та дорадчі органи, а також визначає їх повноваження.

Керівник вищого навчального закладу щорічно звітує перед власником (власниками) або уповноваженим ним (ними) органом (особою) та вищим колегіальним органом громадського самоврядування вищого навчального закладу.

Керівник вищого навчального закладу відповідно до статуту може делегувати частину своїх повноважень своїм заступникам та керівникам структурних підрозділів.

      • При виході на пенсію з посади керівника вищого навчального закладу керівник, який пропрацював на цій посаді не менше двох термінів підряд, може бути призначений на посаду почесного ректора (президента), начальника, директора тощо вищого навчального закладу із виплатою грошового утримання за рахунок навчального закладу в розмірі заробітної плати, яку він отримував перед виходом на пенсію.

Призначення почесного ректора (президента), начальника, директора тощо вищого навчального закладу здійснюється у порядку, встановленому Кабінетом Міністрів України. Умови призначення та виплати грошового утримання визначаються у статуті вищого навчального закладу.


Руководство факультетом осуществляет декан. Декан факультета может делегировать часть своих полномочий своим заместителям.

  • Декан издает распоряжения, касающиеся деятельности факультета. Распоряжение декана являются обязательными для исполнения всеми работниками факультета и могут быть отменены руководителем высшего учебного заведения. Руководитель высшего учебного заведения отменяет распоряжения декана, которые противоречат закону, уставу высшего учебного заведения или наносят вред интересам высшего учебного заведения.

Руководство отделением осуществляет заведующий. Заведующий отделением назначается руководителем высшего учебного заведения из числа педагогических работников, имеющих полное высшее образование и опыт учебно-методической работы.

  • Заведующий отделением обеспечивает организацию учебно-воспитательного процесса, выполнение учебных планов и программ, осуществляет контроль за качеством преподавания учебных предметов, учебно-методической деятельностью преподавателей.

8. Ученые советы

Ученый совет высшего учебного заведения является коллегиальным органом высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации и образуется сроком до пяти лет (для национального высшего учебного заведения - сроком до семи лет).


Ученый совет факультета является коллегиальным органом факультета высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации.

В высшем учебном заведении третьего или четвертого уровня аккредитации могут быть созданы ученые советы других структурных подразделений. Их полномочия определяются руководителем высшего учебного заведения.


9. Наблюдательный совет

В национальном вузе в обязательном порядке создается Наблюдательный совет.

Наблюдательный совет рассматривает пути перспективного развития высшего учебного заведения, оказывает помощь его руководству в реализации государственной политики в области высшего образования и науки, осуществляет общественный контроль за деятельностью руководства вуза, обеспечивает эффективное взаимодействие вуза с органами государственного управления, научной общественностью, общественно -политическими и коммерческими организациями в интересах развития высшего образования.

Состав Наблюдательного совета национального высшего учебного заведения утверждается Кабинетом Министров Украины. Положение о Наблюдательном совете национального высшего учебного заведения утверждает председатель Наблюдательного совета по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования.

Срок полномочий Наблюдательного совета составляет не менее трех лет, но не более чем пять лет.

Наблюдательный совет может быть создан также в высшем учебном заведении третьего или четвертого уровня аккредитации по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования или другим центральным органом исполнительной власти, в подчинении которого находится высшее учебное заведение.


10. Рабочие и консультативные органы вузов

Для решения текущих вопросов деятельности высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации создаются рабочие органы:

  • ректорат;
  • деканаты;
  • приемная комиссия.

Положение о рабочих органах утверждаются приказом руководителя высшего учебного заведения в соответствии с уставом высшего учебного заведения.

Для решения текущих вопросов деятельности высшего учебного заведения первого или второго уровня аккредитации создаются рабочие органы:

  • административный совет;
  • приемная комиссия.

Совещательным органом высшего учебного заведения первого или второго уровня аккредитации является Педагогический совет. Педагогический совет возглавляет руководитель высшего учебного заведения. В состав Педагогического совета входят заместители директора, заведующие отделений, заведующая библиотеки, председателя предметных (цикловых) комиссий, педагогические работники, главный бухгалтер.

Также совещательную функцию выполняет студенческое самоуправление.

Положение о рабочих и совещательные органы утверждаются приказом руководителя высшего учебного заведения в соответствии с уставом высшего учебного заведения.


11. Статистика количества высших учебных заведений Украины

См.. также


Примечания

  1. Проект "Національної стратегії розвитку освіти в Україні на 2012?2021 роки". Октябрь 2011

13. Источник


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам