ГАЗ-А

ГАЗ-А - легковой автомобиль среднего класса с открытым 5-местным 4-дверным кузовом типа фаэтон. Лицензионная копия автомобиля Ford-A, оборудование и документация на производство которого были куплены советским правительством в США в 1929 году в Ford Motor Company.

Первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки. Выпускался с 1932 по 1936 на Горьковском автомобильном заводе и с 1933 по 1935 год на московском заводе КИМ. Первые две машины были собрано 8 декабря 1932 года. Всего было выпущено 41 917 машин.


1. Описание конструкции

  • Конструкция автомобиля рамная, рама из двух лонжеронов, связанных поперечными балками.
  • Сцепление - однодисковое, сухое.
  • Коробка передач - трехступенчатая, три скорости вперед и одна - назад.
  • Главная передача на задний мост - пара конических шестерен со спиральными зубьями. Передаточное число главной передачи - 3,77
  • Подвеска и передний, и задний оси - зависимая, на поперечных рессорах, с 4-мя гидравлическими амортизаторами коловратные типа одностороннего действия.
  • Шины - 5,50-19 дюймов, колеса с трехрядными металлическими спицами.
  • Тормоза колодочные, с механическим приводом. Стояночный тормоз - ленточный, на заднюю ось.
  • Радиус поворота - 5,5 м

2. Модификации и специальные автомобили на базе ГАЗ-А

  • ГАЗ-3 и ГАЗ-6 - модификации с закрытым 4-дверным кузовом седан. ГАЗ-6 изготавливался малыми партиями в 1934-1936 годах. Это первый отечественный серийный легковой автомобиль с закрытым кузовом. Основной проблемой при производстве были операции на конвейере с тонкими металлическими листами и их сварки.
  • ГАЗ-4 - модификация с грузопассажирским кузовом пикап грузоподъемностью 500 кг. Автомобиль был оснащен кабиной от грузовика ГАЗ-АА, запасное колесо размещалось в нише на левом крыле. Грузовая платформа - 1,6 на 1,1 м. Выпускался в 1934-1936 годах. Выпущено более 10,5 тыс. (по некоторым данным, 10648 шт.) Пикапы ГАЗ-4.
  • ГАЗ-А-Аэро - экспериментальный автомобиль с аэродинамически чистым обтекая кузовом на шасси ГАЗ-А. Созданный в 1934 инженером А. А. Никитиным.
  • ГАЗ-А-Аремкуз - специальная модификация для работы в такси, выпускалась в Москве в 1933-1935 годах. Автомобиль-такси оснащался закрытым кузовом с внутренней перегородкой, отделявшей водителя от пассажирского салона, производства московского авторемонтной-кузовного завода "Аремкуз". В отличие от ГАЗ-3 и ГАЗ-6, кузов был не цельнометаллическим, а на деревянном каркасе с металлическими панелями. Длина модификации достигала 4286 мм, высота - 1720 мм, снаряженная масса - 1350 кг. Выпущено около 500 штук.

3. Применение

ГАЗ-А самая массовая советская легковая модель первой половины 1930-х, поставлялась преимущественно государственным органам и в Красную армию.

  • ГАЗ-А был массовым штабным автомобилем Красной Армии 1930-х. Армейская модификация была оснащена коротковолновой военной радиостанцией "5АК".
  • ГАЗ-А был самой массовой моделью такси первой половины 1930-х. Оснащался внешним таксометром (с правого борта) механического типа с флажком "свободный-занят". Вывод из эксплуатации этих машин начало осуществляться после появления ГАЗ-М1. Но в Ленинграде, например, ГАЗ-А эксплуатировались в такси до 1 марта 1938 г. и только после приказа Президиума Ленсовета были отправлены из города на периферию.
  • На базе ГАЗ-А изготавливали несколько типов карет скорой помощи с оригинальным дизайном кузова, включая облицовку передка.

4. Интересные факты

  • Автомобили ГАЗ-А участвовали в автопробеге Москва - Каракумы - Москва ( 1933 год) и успешно преодолели более 9,5 тыс. км.
  • В Ленинграде и Москве эксплуатация ГАЗ-А была запрещена после 1936 года, а немногочисленным автовладельцам предлагалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1, делалось это по причинам устаревшей конструкции ГАЗ-А до 1936 года и непорядочным появлением автомобиля старой конструкции в большом городе.

5. В игровой и сувенирной индустрии

Масштабная модель автомобиля в России выпускается на саратовском заводе Тантал, ныне "Моссар", с резким ухудшением качества по сравнению с началом производства в СССР.

Модель ГАЗ-А 1:43 также была приложена к журналу "Автолегенды СССР" № 38, выпускаемой издательством DeAgostini.

В 2011 году фирмой "DIP Models" ограниченным тиражом была выпущена модель автомобиля ГАЗ-А "Аремкуз"

п ? в ? р Серийные легковые автомобили ГАЗ
Ранние модели:
Внедорожники:
Семейство автомобилей "Волга":
Представительские модели: