Надо Знать

добавить знаний



Газета



План:


Введение

Современная газета
Больше газета в Тернополе, изготовленная на День города, 28 августа 2009 года
Стенгазеты, 1951

Газета (от итал. gazzetta - Название мелкой монеты) - ежедневное или еженедельное периодическое издание в форме составных листов, содержит новости и комментарии.

Газеты получили коммерческую ценность после изобретения печать, начали выпускаться в Германии в 1609, в 1616 в Нидерландах. В 1622 появилась первая газета на английском языке ("Викли ньюс" англ. "Weekly News" - "Еженедельные новости"), редакторами были Николаc Бурн и Томас Арчер.

Совершенствование полиграфии, изобретение парового станка в 1814, роторной машины в 1846 в США и 1857 в Англии, газетной бумаги (сделанного из деревянной пульпы, технология стала использоваться в Англии в 1880-х) и повышение грамотности увеличило выпуск газет. После появления компьютерных технологий стоимость производства газет уменьшилась.


1. История газет

Предшественниками газет традиционно считаются новостные сообщения, распространявшиеся в Древнем Риме о событиях, произошедших в городе. Переписывали от руки свитки под названием Acta diurna populi romani (Ежедневные дела римского народа") вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчеты о заседаниях сената, доклады полководцев и послания правителей соседних государств.

Первой в мире печатной газетой стал "Столичный вестник", который начал выходить в Китае в VIII веке. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, поскольку доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность.

В течение последующих веков в газетах мало что изменилось: вплоть до изобретения в Германии в 1450-х годах Иоганном Гутенбергом печатного пресса, позволявшего размножать текст и изображения, не прибегая к услугам переписчиков, газеты (представлявшие собой все те же переписанные от руки свитки с главными новостями) оставались весьма дорогим атрибутом жизни высокопоставленных чиновников или богатых торговцев. Свой современный вид газеты начали приобретать в XVI веке. Тогда и стало привычным название газета - по наименованию мелкой итальянской монеты gazzetta, которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации - прообразы информационных агентств - и возникла профессия писателей новостей.

К числу первых газет, сильно напоминающих современные нам издания, принято относить газету La Gazette, которая издавалась с 30 мая 1631 в Франции. Тираж газеты насчитывал около 1200 экземпляров, а ее издателем стал, получив в 1630 патент на распространение новостей на территории, дворянин Теофраст Ренодо. Политическое значение La Gazette было настолько велико, что некоторые сообщения в нее писали лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришелье. Значение La Gazette для развития этого типа СМИ было особенно большим еще и потому, что в La Gazette стала размещаться платная реклама. В 1657 одна из английских газет опубликовала первую рекламное предложение, вскоре король Карл II разместил частное объявление о пропаже любимой собаки, а полвека спустя Даниэль Дефо положил начало политической журналистике, основав еженедельник "Обзор государственных дел".

Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 (хотя некоторые исследователи называют 1605). Местом ее появления стала Германия. Газета, начинавшаяся словами Relation: Aller Furnemmen", была напечатана в январе 1609 в свободном имперском городе Страсбург, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рим, Венеции, Вены и Праги. Редактором-издателем этого еженедельника стал типограф Иоганн Каролюс, который ранее занимался составлением рукописных листков новостей.

В том же 1609 в Аугсбурге появилась Avisa Relation oder Zeitung - другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте. То, что в немецкий печать проникло итальянское слово "avviso", свидетельствует о генетической связи между первыми немецкими еженедельными газетами и их венецианскими прообразами. Формат немецких изданий и форма подачи новостей также напоминают венецианские avvisi. Первые печатные газеты не имели четко определенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а со дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.


1.1. История газет в Российской империи

В России первые газеты - рукописные "вестовые письма появились во времена царствования Михаила Федоровича с 1613. Они также назывались "столбцы", поскольку писались столбцами на приклеенных один к другому продолговатых листах, длиной несколько сажень. Позднее они были названы на европейский манер - "Куранты". Старейшим изданием такого рода из сохранившихся до наших дней считается экземпляр Курантов, вышедший в 1621. Основу содержания "вестовых писем составляли переводные заметки из иностранной прессы и донесения русских дипломатов и купцов из-за границы. Первой российской печатной газетой стала появившаяся в 1702 по приказу императора Петра I газета Ведомости о военных и другие дела, достойные знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах". Первый лист этой печатной газеты появился в Москве 2 января 1703. Петр сам правил корректуру. Газета представляла собой осьмушку листа, почти без полей, церковного шрифта. Большая часть сведений черпалась из голландских газет, причем Петр сам отмечал карандашом, что нужно переводить для газеты. Печатались Ведомости в количестве 1000 экземпляров. Продажная цена номера была 2 копейки.


1.2. Первые американские газеты

Английские колонисты в Америке, из-за небольшой плотность населения и жесткое правление узнали о существовании газет сравнительно поздно. 25 сентября 1690 в Бостоне вышел первый номер "Паблик оккеренсиз" ("Publick Occurrences, both Forreign and Domestick"). Первую заметку этой первой в Америке газеты следует признать удачной: "Обращенные в христианство индейцы в некоторых частях Плимута недавно назначили день благодарения Господу за Его милости". Однако, если газета намеревалась выжить, прочие материалы, надо признать, были выбраны не столь удачно. "Паблик оккеренсиз" содержала нападки на индейцев, воевавших на стороне англичан против французов, и пересказ непристойной сплетни о французском монархе. Эта журналистика отражала вкусы издателя Бенджамина Харриса, который выпускал в Англии газетенку сплетен и сенсаций, пока его не отправили за решетку, а после того, как он опубликовал провокационную заметку о якобы католическую заговор против Англии, и вынудили эмигрировать в Америку. Власть Массачусетса тотчас выразили свое высокое негодование и возмущение" по поводу "Паблик оккеренсиз", так что первый выпуск первой американской газеты оказался последним. Очередная газета появилась в колониях лишь через 14 лет.

Мировой бум газет пришелся на XIX века, когда в газеты сместился центр политической и общественной жизни многих стран Европы. В XX веке газеты продолжали успешно развиваться, постепенно видоизменяясь из-за появления таких новых электронных средств массовой информации, как радио (в 1920-е годы) и телевидения (в 1950-е годы). Не будучи способными конкурировать с радио и телевидением в оперативности передачи информации и эмоциональности представления сюжетов, газеты сделали основную ставку на комментарии, подробный анализ событий, а также на развитие таких программ, как освещение местных новостей и всевозможные мелкие объявления.

В конце XX века, с появлением Интернет, куда ушла значительная часть рекламных объявлений, газеты стали переживать определенный кризис. Ответом на кризис для многих газет стал переход в таблоидных формат, что позволяет экономить бумагу, а также привлекать более короткими и эмоциональными статьями большое количество молодых динамичных читателей, которые оставались неохваченными прежними консервативными газетами. Все же, переход в формат таблоида не является для современных газет панацеей и не всегда приносит ожидаемый экономический эффект. В наше время [ Когда? ] большинство газет мира находится в поиске новых форм подачи материалов и привлечения читателей и рекламодателей.


2. Виды и типы газет

Газеты делятся:

  • по принципу территориального распространения и охвату аудитории - общенациональные, региональные (республиканские, областные, краевые), местные (городские, районные), * внутрикорпоративные (обращенные к сотрудникам определенной организации);
  • по тематике - деловые, общеполитические, отраслевые, рекламно-информационные, развлекательные, смешанные; также по возрастному принципу - детские, молодежные газеты, газеты для пенсионеров и тд.;
  • по периодичности - ежедневные (утренние или вечерние), еженедельные, ежемесячные;
  • по формату - A4, Берлинер, A3, A2;
  • по стилю оформления - цветные, черно-белые и черно-белые с цветными вставками;
  • по стоимости - платные и бесплатные;

3. Особенности газет

  • Мобильность - газету можно читать как дома, так и в любом другом месте;
  • Общедоступность - газета предназначена для неопределенного круга лиц, читателем которой может стать любой человек;
  • Периодичность - газета относится к периодическим изданиям, которые выходят в свет по установленному издателем графику. По этому признаку газеты делятся на ежедневные, еженедельные, ежемесячные (редко). Существуют газеты выходят два или три раза в неделю, два раза в месяц и т.д. Существуют также утренние и вечерние газеты;
  • Официальность - многие решения (распоряжения, законы и т.д.) органов власти всех уровней вступают в силу только после их официального опубликования в газете или ином печатном органе.

4. Газетные жанры

Основные функции средств массовой коммуникации - информация, образование, создание общественного мнения и воспитание - находят свое отражение в конкретных жанровых формах. Использование тех или иных жанров определяется в первую очередь общественно-историческими условиями жизни. Например, в довоенной советской журналистике был очень распространен жанр очерка. По свидетельству известного в то время журналиста Семена Нариньяни в Комсомольской правде 1930-х годов очерк был жанром номер один. "Иногда в одном номере печаталось по два-три очерка сразу. На второй странице очерк производственный, на третьей - морально-этический, на последней - спортивный или научный". То есть в газетах того времени преобладали материалы, несущие образовательную, воспитательную функции. Постигая грамоту, народные массы молодой советской республики тянулись к знаниям, и газеты старались выполнять поставленные перед ними задачи - обучать и воспитывать людей на ярких примерах новой жизни.

Сегодня мы наблюдаем другую картину: крупные жанры на полосах ежедневных газет появляются не слишком часто, они перекочевали в еженедельники, журналы. На первое же место вышли информационные жанры. Ускоренный темп жизни, информационный бум диктуют изданиям и соответствующие формы подачи материалов. Многие газеты, учитывая читательские интересы, ориентируют журналистов на небольшие по объему - 100-120 строк - материалы не только информационных, но и аналитических жанров с многочисленными фактами, лаконичной аргументацией, без лишних слов. Наряду с традиционными жанровыми формами сегодня на страницах газет и журналов появляются новые, например, научно-популярные эссе, социально-политические диалоги, социальные портреты современников, социально-экономические очерки, проблемные социальные критические репортажи, аналитические интервью и т. д. .

В международной журналистике много жанров требуют специального исполнения. Газетные материалы должны обладать определенной направленностью - тщательно учетом всех специфических черт, присущих аудитории той или иной страны или группы стран, для которых предназначается публикация, а также рис, присущих местным газетам.


4.1. Информационные жанры

Информационные жанры - новость, заметка, репортаж, отчет, интервью - отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, явления. Этим жанрам отводится наибольшая часть газетной площади. Именно эти жанры несут аудитории все последние новости. В некоторых газетах их обозначают одним общим термином новости, часто вкладывая в это понятие не просто сообщение о чем-то новом, а о сенсационном факте.

Сенсация - самый ходовой товар в массовой прессе. Издателю он повышает тиражи газет, приносит прибыли. Усилия репортеров этих изданий направлены на то, чтобы каждый номер обеспечить необычной, захватывающей новостью. И на страницы газет сплошным потоком идут материалы о катастрофе и убийства, пожары и наводнения. А если вдруг ничего не случилось, сенсации приходится выдумывать, используя слухи и т. д.

Новости в такой печати - главный жанр. Они занимают более половины площади газет (не считая рекламы). Светская, скандальная хроника, политические, экономические, спортивные сообщения заполняют многочисленные полосы. Большое количество новостей приводит к тому, что многие читатели ограничиваются просмотром одних заголовков или в лучшем случае чтением первых абзацев, набранных крупным шрифтом. В заголовок или начало материала выносятся наиболее выгодные, часто второстепенные детали. Читатель же, приученный к тому, что изложение информационных материалов строится по принципу "перевернутой пирамиды" (главное сообщается вначале, а затем все менее и менее существенные подробности, чтобы легко было сокращать материал с конца при макетировании и верстке), воспринимает их как важное в сообщении.

Жанр материала журналист выбирает в зависимости от его содержания, от того насколько важны, злободневны и интересны найденные, отобранные факты.


4.1.1. Интервью

Этот жанр является разговором журналиста с одним или несколькими лицами, имеющим общественный интерес. Изложение фактов, высказывание о событиях ведется от имени человека, который опрашивают. Именно этим - мнением специалиста, компетентного в этом вопросе авторитетного лица - и ценно интервью для читателей. Как и другие информационные жанры, интервью должно быть злободневным, отличаться целеустремленностью, деловитостью. Интервью может играть даже роль официального политического документа, если его дает журналисту крупный политический деятель, глава правительства, президент.


4.1.2. Репортаж

В отличие от других информационных жанров репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится общественно значимое событие, которое развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события. Характерные особенности жанра - оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское "я", которое помогает создавать так называемый "эффект присутствия", позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.


4.1.3. Заметка

Это самый распространенный информационный жанр. Он сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Основные его черты - краткость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопрос: что, где, когда? Не дает анализа событий, то есть не отвечает на вопрос: почему? В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни - новый факт. Причем не просто факт, а факт, имеющий общественное значение.

4.1.4. Отчет

Отчет - это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, сборы и т.д.), т.е. о том событии, на котором происходит большой обмен информацией. В отчете должны быть представлены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, участвующих в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т. д.). Отчета свойственна предельная документальность и близость к словам говорят, а также определенная сухость состава. Одно из главных требований к автору отчета - точность сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст.

Виды отчета:

  • Прямой информационный отчет - воспроизводит события в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает то, что происходит, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы. Аналитический отчет - рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, выделяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков.
  • Тематический отчет - нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронутых выбранную им тему.

4.2. Аналитические жанры

Аналитические жанры - корреспонденция, комментарий, статья, рецензия, обзор прессы, письмо, обозрение - имеют более широкие временные рамки, в них содержится изучение и анализ системы фактов, ситуаций, обобщения и выводы. Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазон аналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг.

4.2.1. Комментарий

Этот жанр используется для оперативного разъяснения важных событий общественной жизни. До недавнего времени его считали одним из разновидностей статьи, которая отличается оперативной и гибкой формой, применяется для отклика на такие явления, как документ, речь политического деятеля, выступление прессы и т. д. Однако несмотря на то, что эти два жанра часто фигурируют в одном ряда, между ними есть существенная разница. Комментарий требует минимального размера и выстраивается, как правило, вокруг одного факта (или цепи однозначных фактов). Статья же подразумевает обстоятельный анализ явления, раскрытие его разных сторон, привлечение фактов разных планов. Как показывает практика, комментарий сегодня уже уверенно занял свои позиции как самостоятельный жанр в ряду других аналитических жанров. Особенно это заметно в публикациях на международные темы. Комментарий представляет собой актуальное публицистическое выступление, которое объясняет факты и явления с политических позиций, на которых стоит автор. Основные требования к этому жанру - лаконичность и точность оценки автором событий. Газетная практика дает большое количество примеров скромных по объему, построенных на одном или нескольких близких друг другу факты, лаконичных комментариев. Вместе с тем, нельзя отрицать и право на существование развернутых комментариев, в которых автор опирается на факты из разных источников, прослеживает историю того или иного явления, раскрывает читателями его истинный смысл. Публикации этого жанра довольно разнообразны по применяемым в них литературно-публицистическим средств, которые определяются творческой и политической задачей, поставленной журналистом. Комментарий может иметь пропагандистскую, критическую, сатирическую, полемическую окраску в зависимости от конкретного повода.


4.2.2. Корреспонденция

Это наиболее распространенный аналитический газетный жанр, который основывается на конкретном анализе фактов, изучении любой локальной ситуации. Назначение корреспонденции - пропагандировать новые явления общественной жизни, вскрывать недостатки. Корреспонденция строится на ряде фактов, объединенных одной общей темой. В ней выдвигаются злободневные вопросы, требующие немедленного решения. Основные черты корреспонденции - это оперативность, актуальность, конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, четкие временные рамки того, что происходит, убедительность, аргументированность изложения проблемы, обобщение, конкретные рекомендации улучшения дела.


4.2.3. Статья

Это один из наиболее распространенных и сложных газетных жанров. Ей присущи наибольшая по сравнению с другими жанрами, широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. Это - исследование, посвященное какому-то важному конкретному вопросу, явлению, где умело сочетается высокий уровень обобщения с мастерством литературного изложения. Жанр статьи присутствует в большинстве периодических изданий, именно он в значительной мере определяет их аналитический уровень и направление.

4.2.4. Рецензия

С помощью этого жанра журналист осмысливает и оценивает научные, общественно-политические, художественные произведения. Главное отличие рецензии от других жанров состоит в том, что ее объектом является не непосредственные факты действительности, а факты и явления, уже изучены, осмыслены и отражены в книгах, спектаклях, кинофильмах и т. д. Рецензия оценивает достоинства и недостатки работы ученого или художника, сопоставляя результаты исследования с жизнью, делая соответствующие выводы. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения, дает им оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач.

Периодические издания откликаются на те работы, которые представляют наибольший интерес для аудитории. Задача газеты - заметить лучше, популяризировать его, а также указать на ошибочные или слабые работы.

Главное назначение рецензии - помочь читателю или зрителю глубже разобраться в вопросах политики, экономики, науки, техники, искусства. Рецензия всегда целенаправленна, рассчитана на определенную аудиторию, читательскую группу. Она содержит данные о рассматриваемом произведении, о замысел автора, дает анализ и указывает на общественную значимость работы.


4.2.5. Обзор СМИ

Этот жанр очень схож с жанром рецензии, поскольку представляет собой одну из форм рецензирования. Однако объект его изучения значительно уже - это газеты и журналы. Этот жанр имеет большую историю. Он всегда присутствовал в газетах, которые вели полемику с другими органами печати, что особенно характерно для партийной прессы, полемизировала со своими идейными противниками, оппонентами. К. Маркс и Ф. Энгельс, редактируя Новую Рейнскую газету", постоянно использовали обзор прессы в качестве средства для борьбы с буржуазной прессой. Кроме того, обзор прессы использовался для руководства местной партийной прессой, особенно в первые годы Советской власти. Многие провинциальные газеты не имели на то время достаточно квалифицированных журналистских кадров, и задачей обзоров было повышение уровня журналистского мастерства работников печати на положительных примерах лучших изданий, разбор характерных ошибок и недостатков местной прессы. Обзоры печати заменяли тогда учебные пособия по журналистике, служили повышению профессионализма молодых газетчиков. Все это определило судьбу жанра как управленческого. В последующих постановлениях партии роль обзора печати была обусловлена ​​потребностью изучать содержание местных газет, исходя из их анализа.


4.2.6. Обзор

Это один из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определенными временными и географическими рамками. Обзор дает читателю богатую, разностороннюю картину окружающей действительности, раскрывающая связи между явлениями общественной жизни, указывает на тенденцию их развития.

Исследователи жанров журналистики отмечают следующие особенности обзора:

  • обозреватель оперирует не отдельным фактом, не отдельным событием, а более-менее широкой совокупностью фактов, событий, ситуаций, явлений, процессов, сторон общественной жизни. Это набор не случайных, а * тщательно отобранных фактов, из которых состоит истинная картина действительности в ее определенном аспекте (политика, промышленность, сельское хозяйство, культура и т. д.);

каждый отдельный факт, событие, явление рассматривается автором не самостоятельно, а как элемент целого.


4.3. Художественно-публицистические жанры

Художественно-публицистические жанры - очерк, фельетон, памфлет - сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типическое через индивидуальное.

4.3.1. Фельетон

Это один из сатирических жанров, задача которого - разоблачение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренения. Как и другие художественно-публицистические жанры, фельетон сочетает в себе понятийные и образно-выразительные средства. Фельетон, как один из распространенных газетных жанров сатиры, использовался журналистами для борьбы с пережитками, которые мешали общественной жизни.

4.3.2. Памфлет

Этот жанр отличается от фельетона более острой сатирической окраской, нередко внешнеполитической направленностью. В отличие от "фельетона, который строится на одном или группе близких друг другу фактов, явлений, в памфлета более широкого масштаба. Его назначение - вести огонь по системе взглядов, раскрыть существенное в политике врага, в его идеологической концепции, в его методы воздействия. Этот жанр отличается "убийственной" иронией, едким сарказмом, поразительным идейных противников. Многие памфлетов публиковалось в советской прессе в годы Великой Отечественной войны, в них памфлетистов подвергали беспощадной критике фашизм и его главарей. Их безжалостное разоблачение и осмеяние, презрение и насмешка возбуждали у читателей глубокое чувство ненависти к врагам. В последнее десятилетие XX века в российской журналистике также было опубликовано большое количество памфлетов. С помощью этого жанра противоборствующие политические силы демократов и оппозиции вели ожесточенную борьбу за умы читателей.


4.3.3. Очерк

Это главный художественно-публицистический газетный жанр, включающий в себя все функции СМК (средств массовой коммуникации) с преобладающей функцией воспитания. Этот жанр занимает как бы промежуточное место между журналистикой и литературой. Его с успехом используют и газетчики, и писатели.

В отличие от художественного повествования в тексте очерка автор, прерывая рассказ о герое, может непосредственно обращаться к читателю, прямо выражая свое отношение к изображаемому, что дает ему неограниченные возможности в осмыслении, объединение самых разнообразных фактов и явлений, далеко отстоящих друг от друга в пространстве и времени. Именно эти авторские размышления часто являются основными элементами очерка, основным композиционным стержнем, вокруг которого и идет группировка всего собранного материала.

Хороший очерк иногда имеет и сюжет. Все это обусловлено тем, что очеркист обычно показывает явление, а не рассказывает о нем, как это обычно делает автор заметки, корреспонденции, статьи.

Сила воспитательного воздействия очерка состоит в том, полюбившийся читателям герой очерка живет среди них, у него есть конкретный адрес, ему можно написать письмо, позвонить, встретиться, обменяться мнениями, чувствами. Между героем очерка и аудиторией устанавливается прямая связь, которая может длиться много лет. Примером может служить очерк Ю. Роста "Братья" в "Литературной газете" (2 декабря 1981). В ней автор рассказал о десяти братьев Лысенко, которых мать проводила на войну и которые все живы и невредимы вернулись после победы домой. А кроме сыновей у Евдокии Лысенко было еще пять дочерей. В конце материала, воздавая должное простой многодетной крестьянке, автор предложил поставить ей в селе памятник, тем более что росту она была маленького, и бронзы на нее уйдет немного. Как позже писал очеркист, газета получила много писем, где читатели выражали готовность принять участие в сооружении памятника. Журналист готовился поблагодарить авторов писем и выразить надежду, что памятник Матери когда-нибудь будет установлена, как вдруг получил письмо на официальном бланке Днепропетровского машиностроительного завода им. В. И. Ленина, где сообщалось, что рабочие завода просят согласия отлить безвозмездно памятник. Публикация этого письма вызвала новый поток почты. Тогда газета и местные власти объявили конкурс на лучший проект памятника Матери. Никаким гонорарный фонд организаторы не имели, тем не менее, в редакцию поступили десятки эскизов. В результате через два с половиной года в украинском селе Бровахи был открыт памятник Евдокии Лысенко, матери десяти солдат, поставленный всем миром. ("Литературная газета", 9 мая 1984).


5. Интересные факты

28 августа 2009 года в Тернополе по случаю Дня города изготовили самую большую в Украина (а может, и не только) газету, размер которой равен примерно 50 м . Эта акция состоялась по инициативе Тернопольского пресс-клуба и при содействии Тернопольского горсовета с целью объединения всех журналистов региона и подчеркивания важности "четвертой власти". На центральной площади города собралось немало представителей тернопольских и всеукраинских изданий, чтобы со страниц собственных газет склеить одну общую. На это ушло почти километр скотча, а городской голова Тернополя Роман Заставный собственноручно помогал "выпуска" газеты-гиганта. Организаторы акции планировали пригласить на мероприятие представителя Книги рекордов Украины, но не успели оформить нужные документы. И без того удивительная газета стала сюрпризом и украшением Дня города и в течение суток, пока ее было закреплено к лестнице местного драмтеатра, у нее сфотографировались сотни тернополян и гостей города [1].


См.. также

6. Сноски


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам