Надо Знать

добавить знаний



Галилео Галилей


Galileo.arp.300pix.jpg

План:


Введение

Галилео Галилей
Galileo.arp.300pix.jpg
Родился 15 февраля 1564
Пиза Флоренийське герцогство, Италия
Умер 8 января 1642
Арсетри, Большое Тосканское герцогство, Италия
Место жительства Большое Тосканское герцогство, Италия
Область научных интересов астрономия, физика, математика
Заведение Пизанский университет
Падуанский университет
Alma mater Пизанский университет
Известный в связи с: кинематика
динамика
телескоп
гелиоцентризм


Галилео Галилей ( итал. Galileo Galilei ; 15 февраля 1564 - 8 января 1642) - выдающийся итальянский мыслитель эпохи Возрождения, основатель классической механики, физик, астроном, математик, один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания, поэт и литературный критик. Сын музыканта Винченцо Галилей.


1. Жизнеописание

1.1. Ранние годы

Галилей родился в городе Пиза, недалеко от Флоренции в семье родовитого, но обедневшего дворянина Винченцо Галилея, видного теоретика музыки и лютнист. Полное имя: Галилео ди Винченцо Бонайути где Галилей ( итал. Galileo di Vincenzo Bonaiuti de 'Galilei ). Представители рода Галилея упоминаются в документах по XIV века. Несколько его прямых предков были приорами (членами правящего совета) Флорентийской республики, а прапрадед Галилея, известный врач, тоже носил имя Галилео, в 1445 году был избран главой республики.

В семье Винченцо Галилея и Джулии Амманнати было шестеро детей, но выжить удалось четверым: Галилео (старшему из детей), дочерям Вирджинии, Ливии и младшему сыну Микеланджело, который в дальнейшем тоже приобрел известность как композитор-лютнист. В 1572 году Винченцо переехал во Флоренцию, столицу Тосканского герцогства. Правящая там династия Медичи была известна широким и постоянным покровительством искусства и наук.

О детстве Галилея известно немного. С ранних лет мальчика тянуло к искусства, через всю жизнь он пронес любовь к музыке и рисованию, которыми владел в совершенстве. В зрелые годы лучшие художники Флоренции - Чиголи, Бронзино и др. - советовались с ним в вопросах перспективы и композиции; Чиголи даже утверждал, что именно Галилею он обязан своей славой. По произведениям Галилея можно сделать также вывод о наличии у него прекрасный литературного таланта. Начальное образование Галилей получил в расположенном неподалеку монастыре Валломброза. Мальчик очень любил учиться и стал одним из лучших учеников в классе. Он взвешивал возможность стать священником, но отец был против.

В 1581 он поступил в Пизанского университета, где изучал медицину. Но, увлекшись геометрией и механикой, в частности произведениями Архимеда и Евклида, оставил университет с его схоластическими лекциями и вернулся к Флоренции, где четыре года самостоятельно изучал математику. С 1589 он стал профессором Пизанского университета. В 1592 - 1610 гг, после вынужденного отъезда из Пизы, Галилей работал на кафедре математики Падуанского университета, далее - придворным философом герцога Козимо II Медичи. С 1611 года Галилео принадлежал к Академии деи Линчеи.


1.2. Конфликт с церковью

В марте 1630 году книга "Диалог о двух главнейших системах мира - Птолемея и коперниковой ", итог почти 30-летней работы, в основном завершена, и Галилей, решив, что момент для ее выхода благоприятен, предоставляет тогдашнюю версию своему другу, папскому цензору Риккарди. Почти год он ждет его решения, затем решает пойти на хитрость . Он добавляет к книге предисловие, где объявляет своей целью развенчание коперниканства и передает книгу тосканской цензуре, причем, по некоторым сведениям, в неполном и смягченном виде. Получив положительный отзыв, он пересылает его в Рим. Летом 1631 он получает долгожданное разрешение. В начале 1632 "Диалог" вышел в свет. Книга написана в форме диалога между тремя любителями науки: коперниканцем Сальвиати, нейтральным участником Сагредо и Симпличио, сторонником Аристотеля и Птолемея. Хотя в книге нет авторских выводов, сила аргументов в пользу системы Коперника говорит само за себя. Важно также, что книга написана не научным латыни, а "народной" итальянском языке.

Галилей ожидал, что папа отнесется к его уловке так же снисходительно, как раньше к аналогичным по идеям "Писем к Инголь", однако просчитался. В довершение всего он сам безрассудно рассылает 30 экземпляров своей книги влиятельным духовным лицам в Риме. Как уже отмечалось выше, незадолго перед тем (1623) Галилей вступил в конфликт с иезуитами; защитников у него в Риме осталось мало, и те, оценив опасность ситуации, предпочли не вмешиваться.

Большинство биографов сходится во мнении, что в простаку-Симпличио римский папа Урбан VIII узнал себя, свои аргументы, и пришел в ярость. Историки отмечают такие характерные черты Урбана, как деспотизм, упрямство и невероятное самомнение. Сам Галилей позже считал, что инициатива процесса принадлежала иезуитам, которые представили Папе крайне тенденциозный донос о книге Галилея (см. ниже письмо Галилея к Диодати). Уже через несколько месяцев книга была запрещена и изъята из продажи, а Галилея вызвали в Рим (несмотря на эпидемию чумы) на суд Инквизиции по подозрению в ереси. После неудачных попыток добиться отсрочки по причине плохого здоровья и продолжающейся эпидемии чумы (Урбан на это пригрозил доставить его насильно в кандалах) Галилей подчинился, отбыл положенный чумной карантин и прибыл в Рим 13 февраля 1633. Никколини, представитель Тосканы в Риме, по указанию герцога Фердинанда II поселил Галилея в здании посольства. Следствие тянулось с 21 апреля по 21 июня 1633.

По окончании первого допроса обвиняемого под стражу. Галилей провел в заключении всего 18 дней (с 12 по 30 апреля 1633) - эта необычная снисходительность, вероятно, была вызвана согласием Галилея покаяться, а также влиянием тосканского герцога, неустанно ходатайствовало о смягчении участи своего старого учителя. Принимая во внимание его болезни и преклонный возраст, в качестве тюрьмы была использована одна из служебных комнат в здании инквизиционного трибунала.

Тем не менее в приговоре инквизиции были выявлены следующие слова:

Заметив, что ты при ответах не совсем чистосердечно признаешься в своих намерениях, мы сочли необходимым прибегнуть к строгому испытанию.
Исходный текст (Лат.)

Cum vero nobis videretur non esse a te integram veritatem pronunciatam circa tuam intentionem: judicavimus necesse esse venire ad rigorosum examen tui, in quo (absque praejudicio aliquo eorum, quae tu confessus es, et quae contra te deducta sunt supra, circa dictam tuam intentionem) respondisti Catholice. Шаблон: -1

После "испытания" Галилей в письме из тюрьмы (23 апреля) осторожно сообщает, что не встает с постели, так как его мучает ужасная боль в бедре". Часть биографов Галилея предполагают, что пытки действительно имело место, другие же считают это предположение недоказанным, документально подтверждена только угроза пыткой, часто сопровождалась имитацией самой пытки. В любом случае, если пытки и были, то в умеренных масштабах, так как уже 30 апреля ученого отпустили обратно в тосканский посольство.

Судя по сохранившимся документам и письмам, научные темы на процессе не обсуждались. Основными были два вопроса: сознательно ли Галилей нарушил эдикт 1616 года, и раскаивается ли он в содеянном. Три эксперта инквизиции дали заключение: книга нарушает запрет на пропаганду "пифагорейской" доктрины. В итоге ученый был поставлен перед выбором: либо он покается и отречется своих "ошибок", или его постигнет участь Джордано Бруно и многих других, замученных инквизицией. 16 июня инквизиция провела пленарное заседание с участием Урбана VIII, где постановила:

Ознакомившись со всем ходом дела и выслушав показания, Его Святейшество определил допросить Галилея под угрозой пытки и, если устоит, то после предварительного отречения как сильно подозреваемого в ереси ... приговорить к заключению на усмотрение Святой Конгрегации. Ему приказано не рассуждать более письменно или устно каким-либо образом о движении Земли и о неподвижности Солнца ... под страхом наказания как неисправимого.

Последний допрос Галилея состоялся 21 июня. Галилей подтвердил, что согласен произнести требуемое от него отречения, на этот раз его не отпустили в посольство и снова взяли под арест. 22 июня был объявлен приговор: Галилей виновен в распространении книги с "ложным, еретическим, противным Св. Писанию учением о движении Земли: [1]

Вследствие рассмотрения твоей вины и сознания твоего в ней присуждаем и объявляем тебя, Галилей, за все вышеизложенное и исповеданные тобой под сильным подозрением у этого Святого судилища в ереси, как одержимого ложное и другом Священном и Божественному Писанию мыслью, будто Солнце есть центр земной орбиты и не движется с востока на запад, Земля же движется и не есть центр Вселенной. Также признаем тебя ослушникам церковной власти, запретившей тебе излагать, защищать и выдавать за вероятное учение, признанное ложным и противным Св. Писания ... Чтобы столь тяжкий и вредоносный грех твой и ослушание не остались без какого-либо вознаграждения и ты впоследствии не стал бы еще смелее, а, наоборот, послужил бы примером и предостережением для других, мы решили книгу под заголовком "Диалог" Галилея запретить, а тебя самого заключить при Святом судилище на неопределенное время.

Галилей был приговорен к тюремному заключению на срок, который установит Папа. Его объявили не еретиком, а "сильно заподозренным в ереси; такая формулировка также была тяжким обвинением, однако спасала от костра. После оглашения приговора Галилей на коленях произнес предложенный ему текст отречения. Копии приговора по личному распоряжению Папы Урбана были разосланы во все университеты католической Европы


1.3. Последние годы

Папа не стал долго держать Галилея в тюрьме. После вынесения приговора Галилея поселили на одной из вилл Медичи, откуда он был переведен во дворец своего друга, архиепископа Пикколомини в Сиене. Через пять месяцев Галилею было разрешено отправиться на родину, и он поселился в Арчетри, рядом с монастырем, где находились его дочери. Здесь он провел остаток жизни под домашним арестом и постоянным надзором инквизиции.

Режим содержания Галилея не отличался от тюремного, и ему постоянно угрожали переводом в тюрьму за малейшее нарушение режима. Галилею не разрешалось посещение городов, хотя тяжелобольной заключенный нуждался постоянном врачебном наблюдении. В первые годы ему запрещено было принимать гостей под страхом перевода в тюрьму; впоследствии режим был несколько смягчен, и друзья смогли посещать Галилея - правда, не более чем по одному.

Инквизиция следила за пленником до конца его жизни, и даже при смерти Галилея присутствовали два ее представителя. Все его печатные работы подлежали особо тщательной цензуре. Отметим, что в протестантской Голландии издание Диалога" продолжалось (первая публикация: 1635 год, в переводе на латинский).

В 1634 году умерла 33-летняя старшая дочь Вирджиния (в монашестве Мария-Челеста), любимица Галилея, преданно ухаживала за больным отцом и остро переживала его приключениях. Галилей пишет, что ею обладают "безграничная печаль и меланхолия ... постоянно слышу, как моя дорогая дочь зовет меня". Состояние здоровья Галилея ухудшилось, но он продолжает энергично работать в разрешенных для него областях науки.

Последней книгой Галилея стала "Беседы и математические доказательства двух новых наук", где излагаются основы кинематики и сопромата. Фактически содержание книги представляет собой разгром аристотелевой динамики; вместо Галилей выдвигает свои принципы движения, проверенные на опыте. Бросая вызов инквизиции, Галилей вывел в новой книге тех же трех персонажей, что и в запрещенном ранее Диалоге о двух главнейших системах мира". В мае 1636 ученый ведет переговоры об издании своего труда в Голландии, а затем тайно переправляет туда рукопись. В доверительном письме другу, графу де Ноэлю (которому он посвятил эту книгу) Галилей пишет, что новая работа "снова ставит меня в ряды борцов". "Беседы ..." вышли в свет в июле 1638 года, а в Арчетри книга попала почти через год - в июне 1639 года. Этот труд стал настольной книгой Гюйгенса и Ньютона, которые завершили начатое Галилеем построение основ механики.


2. Научные открытия

Картина Кристиано Банти 1857 Галилео перед римской инквизицией
Именно на этой странице Галилео впервые записал наблюдения естественных спутников Юпитера. Это наблюдение меняло устоявшееся мнение о том, что все небесные тела должны вращаться вокруг Земли. Полное описание своих наблюдений Галилео опубликовал в Sidereus Nuncius (1610)
Статуя Галилео перед Уффици, Флоренция

Галилей был основоположником экспериментально-математического метода изучения природы. Он оставил развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие принципы механического мира. Его исследования кардинально повлияли на развитие научной мысли. Именно от него берет начало физика как наука. Важнейшим вкладом Галилео Галилея в науку была сознательная и последовательная замена пассивного наблюдения активным экспериментом. Результатами этих экспериментов стали сделанные ученым научные открытия.


2.1. Механика

Галилею человечество обязано двумя принципами механики, сыграли большую роль в развитии не только механики, но и всей физики. Сформулировав принцип относительности движения для прямолинейного и равномерного движения, закон свободного падения тел, механику их движения по наклонной плоскости (1604 - 1609) и тела, брошенного под углом к горизонту, идею о изохронизма колебания маятника ( 1583), идею инерции ( 1609), Галилей заложил основы механической системы отсчета, а второй принцип, связанный со свободным падением тел, привел его к понятию инертной и тяжелой массы. Эйнштейн распространил механический принцип относительности Галилея на все физические процессы, в частности на свет, и вывел из него последствия о природе пространства и времени (при этом преобразования Галилея заменяются преобразованиями Лоренца). Объединение же второго галилеевского принципа, Эйнштейн толковал как принцип эквивалентности сил инерции и сил тяготения, с принципом относительности привело его к общей теории относительности.


2.2. Изобретения

Первым серьезным изобретением Галилея были гидростатические весы для быстрого определения состава металлических сплавов ( 1586) определил удельный вес воздуха. Изобрел термоскоп, что является прообразом термометра. Выдвинул идею применения маятника в часах. Проводил физические исследования посвящены также гидростатици, прочности материалов.


2.3. Астрономические исследования

Узнав об изобретенной в Голландии подзорную трубу, Галилей в 1609 построил свой ​​первый телескоп с трехкратным увеличением, а чуть позже - с увеличением в 32 раза, как он сам писал впоследствии, "построил себе прибор в такой степени чудесный, что с его помощью предметы казались почти в тысячу раз больше и более чем в тридцать раз ближе, чем при наблюдении невооруженным глазом ". С их помощью Галилей осуществил ряд важных астрономических открытий - горы и кратеры на Луне, размеры звезд и их колоссальная удаленность, пятна на Солнце, 4 спутника Юпитера, фазы Венеры, кольца Сатурна, Млечный Путь как скопление отдельных звезд и др..

Галилей наладил у себя производство телескопов.

В 1610 - 1614 годах, изменяя расстояние между линзами, он создал также микроскоп. Благодаря Галилею линзы и оптические приборы стали мощным орудием научных исследований. Как отмечал С. И. Вавилов, "именно от Галилея оптика получила наибольший стимул для дальнейшего теоретического технического развития". Оптические исследования Галилея посвящены также учению о цвет, вопросам природы света, физической оптике. Галилею принадлежит идея конечности скорости распространения света и постановка ( 1607) эксперимента по ее определению.


2.4. Процесс и отречение

Создание телескопа и астрономические открытия принесли Галилею широкую популярность. Эти открытия безусловно усиливали позиции гелиоцентрической системы Коперника в борьбе со схоластическим аристотеливско - птолемеевской трактовкой Вселенной. После Публикации в 1632 году "Диалога о двух главнейших системах мира - Птолемея и коперниковой" инквизиция вызвала его в суд ( 1633), обвинив в коперниканстви. Угрожая запретить заниматься научной деятельностью, сжечь неопубликованные работы, и применяя пытки, инквизиция заставила Галилея отказаться от теории Коперника, а на "Диалог" наложила запрет. После процесса Галилей был объявлен "узником святой инквизиции" и вынужден был жить сначала в Риме, а затем в Арчертри у Флоренции. Однако научную деятельность Галилей не прекратил, до своей болезни (в 1637 году Галилей окончательно потерял зрение) он завершил труд "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки", который подводил итог его физических исследований.

До нашего времени дошло несколько интересных и поучительных высказываний Галилея; частности, он отмечал: "В науке тихое замечание одного человека ценнее громкие утверждения тысяч единомышленников."


3. Мнения

В основе мировоззрения Галилея лежит признание им объективного существования мира, бесконечного и вечного, при этом Галилей предполагал божественную первопричину. В природе, за Галилеем, ничто не уничтожается и не порождается, происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из неделимых атомов, ее движение - универсальное механическое передвижение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Все процессы в природе обусловлены строгой механической причинностью. Отсюда истинная цель науки - найти причины явлений. Исходный пункт познания природы, за Галилеем, - наблюдение, а основа науки - опыт. Галилей утверждал, что задача ученых не добывать истину из сопоставления текстов признанных авторитетов и путем абстрактных, отстраненных рассуждений, а "... изучать великую книгу природы, что и является настоящим предметом философии".

Развивая в гносеологии идею безграничности "экстенсивного" познания природы, Галилей предполагал и возможность достижения абсолютной истины, т.е. "интенсивного" познания. В изучении природы Галилей выделял два основных метода познания: суть первого заключалась в том, что понятие опыта, в отличие от своих предшественников, Галилей не сводил к простому наблюдению, а предпочитал планомерно поставленному эксперимента, посредством которого исследователь как ставит природе вопросы и ищет на них ответы. Метод этот Галилей назвал резолютивным, он, собственно, методом анализа, расчленения природы, т.е. аналитическим. Другим важнейшим методом познания Галилей признавал композитивным, т.е. синтетический. Он с помощью ряда дедуктивных суждений проверяет истинность выдвинутых при анализе гипотетических предположений. При этом Галилей считает, что хотя опыт и является исходным пунктом познания, но сам по себе он не дает еще достоверного знания. Последнее достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, которое опирается на строгий количественно-математическое описание. В итоге достоверное знание мы получаем при сочетании синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного.

Произведения Галилея по литературе положили начало итальянской научной прозе. Из художественных произведений Галилея известный набросок одной комедии и сатирическое "Стихотворение в терцинах".

В 1971 году католическая церковь отменила решение об осуждении Галилея.


4. Основные произведения

  • Звездный вестник ( 12 марта 1610)
  • О солнечные пятна ( 1613)
  • Письмо Кастелли ( 1613)
  • Диалог Галилео Галилея, академика Линчео, экстраординарного математика университета в Пизе, философа и старшего математика Его Светлости Великого герцога Тосканского, где в собраниях, которые длятся четыре дня, приводятся рассуждения о двух главнейших системах мира, Птолемея и коперниканский, причем недетерминированные предлагаются доводы столь же для одной из них, сколько и для второй ( 1630)
  • Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки ( 1638).

Примечания

  1. http://books.google.com/books?id=hQo5AAAAMAAJ&hl - books.google.com / books? id = hQo5AAAAMAAJ & hl

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам