Галущинский Феодосий Тит

Феодосий Тит Галущинский ( * 13 апреля 1880, Бучач - ? 31 августа 1952, Мондер, Канада) - Украинская греко-католический иеромонах - василианин, доцент Львовского университета, ректор Львовской духовной семинарии, архимандрит Ордена святого Василия Великого.


1. Биография

1.1. Детство и ранние годы

Тит Галущинский родился в семье греко-католического священника Николая Галущинского, служивший помощником священника в Бучаче. В 1882 году его отца перевели в село Звиняч Чертковского уезда, где он был настоятелем до смерти в 1923 году. Николай Галущинский был высокообразованным священником, говорил на нескольких европейских языках, был хорошо знаком с общественными движениями тогдашней Европы, несколько раз был кандидатом на посла в сейм. По этой же семьи происходит сенатор и председатель "Просвита" Михаил Галущинский, председатель "Родной школы" профессор Иван Галущинский, адвокат Николай Галущинский. Дочь Николая Галущинского Стефания была замужем за о. доктором Иваном Фиголя, преподавателем Львовской духовной семинарии.

Народную школу и первые классы гимназии Тит закончил в Бучаче под руководством отцов Ордена, а в высших классах учился в Тернополе, где в 1899 году получил аттестат зрелости с отличием и стипендию на университетские студии. После этого он записался на философско-богословский факультет в Львове и поступил в Львовской духовной семинарии как семинарист от Станиславской епархии.

Первый и второй год философско-богословских студий закончил во Львове, где, кроме лекций философии и богословия слушал также изложения украинской истории и литературы у профессоров М. Грушевского и К. Студинского. Во время сецессии украинских студентов Львовского университета Тит как видпоручник студентов теологии участвовал в протестной делегации в министерства, поэтому на дальнейшие студии был вынужден уехать в Вены. Там он закончил свое образование в богословском институте святого Августина и в августе 1904 года принял священнические рукоположен Станиславовского епископа Григория Хомышина в церкви отцов Василиан в Бучаче. На рукоположение присутствовал, среди прочих, позднее первый епископ украинского в США Сотер Ортынский, Ордена. После рукоположения о. Тит выехал на дальнейшие студии богословия в Фрайбурга ( Швейцария), а в следующем учебном году перевелся в Инсбрука. Там получил степень доктора теологии на основании защиты диссертации "Взаимоотношения между славянами и Византией в X веке".

После учебы в. Тит вернулся на родину и в течение короткого времени был катехитом в Коломыи. После того как в 1906 году в Станиславе открылась новая духовная семинария, его назначили туда на преподавателя Ветхого Завета и префекта семинаристов. Здесь он подружился с другим префектом, позже Перемышльских епископом в. Иосифом Коциловского.


1.2. Введение в Василианского Чина

Ректором вновь открытой семинарии в Станиславе был о. Иеремия Ломницкий, ЧСВВ, который во время первой мировой войны умер в ссылке в Симбирске. Под влиянием аскетизма в. Иеремии оба префекты, в. Тит Галущинский и о. Иосиф Коциловский, вступили на новициат отцов Ордена в Крехове.

На новициате в. Тит получил монашеское имя Феодосий. При новициата отмечался хорошим примером, в частности любовью к молитве. После новициата в. Феодосий два года преподавал Священное Писание и нравственное богословие для василианских студентов в Кристинопольский монастыре. В 1913 году настоятели отправили в. Феодосия к Рима на духовника Украинская папской коллегии святого Иосафата. В Риме он одновременно учился в Папском библейском институте. В 1915 году, по причине войны между Австрией и Италией, был вынужден вернуться в Львов и здесь габилитувався на доцента Львовского университета на основании археолого-библейской диссертации "De exordiis urbis Babel". Как доцент, преподавал Священное Писание во Львовском университете, а также принимал участие в австрийской научной экспедиции в Малой Азии. Когда поляки заняли Галицию, в. Феодосий в знак солидарности с другими украинскими профессорами отказался от доцентуры. В 1919 - 1920 годах издавал католический журнал "Нова Рада", который впоследствии закрыли польские власти.

В 1920 году о. Феодосия избрали генеральным советником Василианского Ордена, а затем, в 1926 году, переизбран его на второй срок.


1.3. Ректор Львовской духовной семинарии

В послевоенные годы, по просьбе митрополита Андрея Шептицкого, василиане взяли провод Львовской духовной семинарии, а ее ректором в 1920 году назначен в. Феодосия Галущинского. В этот период он отличился большим педагогическим и организационным талантом. Семинарию нужно было восстанавливать после войны. Большинство семинаристов были бывшими военными и старшинами, поэтому среди них трудно было наладить Семинарийное дисциплину. С каждым семинаристом ректор старался часто проводить индивидуальные беседы, в результате чего ему удалось завоевать авторитет и доверие среди студентов.

Во время своего ректорства ( 1920 - 1927) в 1923 году о. Т. Галущинский основал Богословское Научное Общество во Львове и был его первым председателем. Под его руководством Общество начало издавать квартальщик "Богословия", первым редактором которого был о. Иосиф Слепой, поздний Глава УГКЦ.


1.4. Последние годы и смерть

После ректорства настоятели Василианского Ордена назначили о. Феодосия игуменом монастыря святого Онуфрия во Львове. Здесь он также проявил широкую организационную деятельность: организовал религиозное общество святого Иосифа для украинских девушек-служанок, был духовником крупнейшей Марийской Жены Пань во Львове, проводил реколлекции священникам, монахам и монахиням, проповедовал миссии для народа, продолжал преподавать Священное Писание во Львовской духовной семинарии. Стал соучредителем журналов "Новая заря", "Правда" и "Добрый Пастырь" (был первым редактором последнего).

В 1931 году о. Феодосия вторично назначили духовником Папской коллегии святого Иосафата в Риме, а также членом кодификационной комиссии восточного канонического права. В 1946 году его избрали генеральным консультором Чина, а 11 июня 1949 года Апостольский Престол именовал в. Феодосия архимандритом (главным настоятелем) целого Василианского Ордена, а также советником Конгрегации Восточной Церкви.

Архимандритства Галущинского пришлось на нелегкое для Василианского Ордена период. Это были послевоенные годы преследований Греко-Католической Церкви в Украине. Василианский Чин, как и вся УГКЦ потеряли свой легальный статус в Галичине, и их организационные структуры частично перестали существовать. Только в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки деятельность василиан могла развиваться. Главный двор архимандрита находился в это время в Риме, куда он перенесен в 1932 году, а Чин разделены на провинции. Деятельность в. Галущинского как архимандрита имела преимущественно организационно-административный характер. Особое внимание он обращал на издательскую деятельность. По инициативе о. Феодосия, а также протоконсультора Ордена о. Глеба Кинаха, было восстановлено научный журнал "Записки Ордена", основанный в 1924 году о. Иосафатом скрутень. Редактирование журнала поручено в. Афанасию Великому.

Как главный настоятель Ордена, 9 июня 1952 года о. Феодосий прибыл в Канаду, чтобы в местной василианские провинции Пресвятого Сердца Иисуса провести каноническую визитацию монастырей и принять участие в юбилейных торжествах. При канонического осмотра он побывал в центральной и восточной части Канады, посетил василианские монастыре в Монреале, Эдмонтоне и Мондер, где провел реколлекции для епархиального духовенства. Там же архимандрит организовал реколлекции для монахов-василиан, но их не завершил, так неожиданно умер вследствие инфаркта миокарда 31 августа 1952 года. Похоронен в Мондер на монашеском кладбище отцов Ордена.


2. Научный и писательский задел

Кроме педагогической, преподавательской и организационной работы, в. Феодосий был автором нескольких научных и научно-популярных произведений. Его важнейшие научные работы: "De exordiis urbis Babel" - О началах города Вавилона, 1917, "значиння св. Писания в проповедничестве", 1922, "История Библейская", 3 тома, научно-популярное издание, 1922-1930, "De ucrainis S. Scripturae versionibus "- О украинские переводы Священного Писания, 1925," Мысль и наука Церкви в вопросах литургической языка ", 1929," Апостольские призвание в Евангелиях ", 1932," Acta Innocentii PP. III ", 1944 (критическое издание документов папы Иннокентия III, касающихся дел Восточных Церквей. Кроме того, подготовил к печати аналогичное собрание документов папы Иннокентия IV, который впоследствии издал в. М. Войнар, Ордена. В 1946 году издал перевод Евангелий украинском языке. Кроме того, издал сборник проповедей под названием "Воскресный звон", десятки брошюр, написал сотни статей в украинских, немецких, французских, итальянских газетах и ​​журналах.


3. Интересные факты

В мае 1916 года иеромонах Феодосий Галущинский, пользуясь знакомством своего отца с Иваном Франко, пытался убедить последнего принять перед смертью святое таинство исповеди, что ему почти удалось, но он не успел уделить ему это святое таинство, потому что на следующий день Франко умер [1].

Примечания

Источники

  • Иеромонах Феодосий Тит Галущинский, Ордена - www.bazylianie.pl/?option=com_content&view=article&id=280
  • Назар И. Отец д-р Феодосий Тит Галущинский Ордена / / Бучач и Бучаччина. Исторически мемуарный сборник. - Нью-Йорк-Лондон-Париж-Сидней-Торонто. - 1972. - С. 116-119.
  • Автобиография Галущинского Тита / / ЦГИА Украины во Львове, ф. 359, оп. 1, д.. 233, л. 178-188.
  • Подручный П. Генеральная Курия Ордена в Риме / / Записки Ордена 11 (Рим 1982), 323-338.
  • Назар И. сильветку первых василиан после Добромильской реформы / / Записки Ордена 11 (Рим 1982), 460-464.
  • Myskiv P. Theodosius Titus Halusczynskyj OSBM. Protoarchimandrita Ordinis Basiliani S. Josaphat / / Analecta OSBM 1 (Romae 1953), 489-494.