Ганс Мемлинг

Ганс Мемлинг ( нем. Hans Memling , нидерл. Jan van Mimmelynghe , лат. Johannes Memmelinc или Memlinc; 1433/1435, Зелигенштадт - 11 августа 1494, Брюгге) - крупнейший фламандский живописец второй половины XV века. Продолжая пиздньоготичну художественную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения. Уроженец Гессена, он работал преимущественно в Брюгге, где есть музей его имени.


1. Биография

Родился у1430-е годы, вирогидно, в Германии (поселок Мемлинген вблизи Майнца). В регистре горожан Брюгге говорится Яна Мемлинга, сына Германа, родившийся в Залингендштадти под Майндцем. По другой версии, фамилия Мемлинг происходит от названия поселка Мемлинг вблизи Ашаффенбург в Баварии.

Ганс Мемлинг, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадти. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Вероятно ремесло художника он овладел в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадти. Полагают, что как художник он сформировался в Кельне : в его творчестве прослеживается влияние утонченного Стефана Лохнер, а также безымянного "мастера святой Вероники", годы активности которого приходится на 1400-1420 гг Около 1459 - 1460 года он приехал в Нидерландов. Брюссель ( графство Фландрия) в составе Нидерландов был частью Бургундского герцогства, где правила французский династия Валуа. При дворе ценилось фламандское искусство, и изучал Мемлинг. Вероятно Мемлинг учился в Рогир ван дер Вейдена в Брюсселе, о чем упоминает Джорджио Вазари. Также бесспорно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения учителя. Вероятно, Мемлинг был близок ко двору графа Шароле (позднее - Карла Смелого).

После смерти Вейдена Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство ( 30 января 1465) и стал членом Гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значился как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинга - солдата армии Карла Смелого, раненного в битве при Нанси ( 1477). Он получил убежище в госпитале Св. Иоганна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Мемлинг действительно писал картины для госпиталя, однако до военных действий имел только косвенное отношение - как богатый горожанин, занял вместе с другими определенную сумму денег для борьбы с королем Франции Максимилиану I в 1480 году.

После смерти Карла Смелого в 1477 году Бургундские земли отошли Франции, Фландрия же осталась независимой от нее. Брюгге постепенно теряло статус культурной столицы, однако фламандское искусство ценилось при испанском дворе. Мемлинг жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев, принадлежал к братству Снежной Богоматери, к которому также принадлежали Карл Смелый, его жена Едизавета Йоркская и вся верхушка городской буржуазии. В 1480 году Мемлинг был одним из богатейших горожан, купил несколько домов. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Его учеником был Ян Варханеман. Умер Мемлинг 11 августа 1494 года, похоронен на кладбище церкви Сен-Жиль.


2. Творчество

Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ в течение длительного времени наряду с отсутствием документальных подтверждений создает определенные трудности в их хронологическом расположении. До наших времен сохранилось более ста работ автора.

2.1. Триптих "Страшный суд"

См.. Страшный суд (Мемлинг)

2.2. "Мадонна из мертвых Христом"

Было создано в 1475 году, сейчас находится в Мелбурн, Национальной галерее Виктории. На заднем плане вкомпоновано изображения предателей (Пилат и его жена Анна, Ирод, Петр, Иуда) и предметы пытки Христа (копье, кнут и т.д.). Перед зрителем - не рассказ, а мистическая картина.

2.3. "Триптих Донна"

"Триптих Донна", центральная композиция
"Триптих Донна", наружные створки

Работа была заказана сэром Джоном донном оф Кидуелли, который присутствовал при заключении брака между герцогом Карлом Смелым и сестрой английского короля принцессой Елизаветы Йоркской в 1468 году. Сэр Джон стал заместителем Мемлинга.

На внешних створках изображены монохромно святых Христофора и Антония. Нетрадиционно изображен молодой и безбородого Христофора - возможно, можеллю служило изображения римской скульптуры. На внутренних створках - Иоанн Креститель и апостол Иоанн (действуют в едином интерьере с центральной композицией, предоставляет триптихе внутренней логичности и динамизма). По Иоанном Крестителем, в честь которого крестили Мемлинга, вероятно, изображен автопортрет художника. Традиционным для нидерландской живописи является пейзаж на заднем плане.

В центральной части персонажи изображены симметрично. На переднем плане - сэр Джон, его жена Едизавета Застингс, их дочь Анна. На капителях изображены фамильные гербы.

Складень до 18 ст. находился в коллекции герцога Девонширского. В 1957 году его приобрела Лондонская национальная галерея.


2.4. "Семь радостей Марии"

"Семь радостей Марии" (1480). Старая пинакотека, Мюнхен

Центральные сюжеты - Благовещения, рождения Христа, поклонение волхвов, воскресения Христа, Успение и вознесение Марии. Другие сюжеты - восход звезды в честь Рождества Христова, волхвы у Ирода, избиении малышей, Петр ходит по водам. В углах изображены донатора Питера Буйлтика и его жену Катарину ван Рибенс.


2.5. Диптих Мартина ван Ньивенхове

Диптих Мартина ван Ньивенхове

Выполнено в 1487 году, сейчас находится в Брюгге. Центральная композиция - "Мадонна с малышом".

Мартин принадлежит к патрицианского бюргерского рода, занимал должность регента госпиталя святого Иоанна (Сент Янса) в Брюгге. На время создания диптиха ему было 24 года.

Донатор и Мадонна снова изображены в одном интерьере, край плаща Богоматери лежит под молитвенником Мартина. Зеркало символизирует Богородицу, которая связывает небесный мир с земным (в виде яблока). Зеркало расположено на закрытом ставни. Мемлинг изображает тело малыша архаично, не принимая во внимание пропорции детского тела.


2.6. Портреты

Мемлинг славился своими портретами. В основном эти изображения Брюггських горожан были створкой диптиха, где донатор запечатлен в момент молитвенного обращения к мадонны. Художник умел предоставить человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портрет находился на фоне пейзажа погрудное в трехчетвертными повороте, стал на долгое время образцом, которому подражали итальянские и нидерландские художники.

Оставаясь около тридцати лет верным выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Однако его влияние длился лишь короткое время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, "последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные". Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель, который поставил его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.

Эрвин Панофски:

" Если романтики и викторианцы считали его мягкость наивысшим выражением сеньовичного искусства, то мы склонны сравнивать его с таким композитором, как Феликс Мендельсон. Иногда он очаровывает, но никогда не раздражает, никогда не шокирует и никогда не ужасает. "
  • Парные портреты Томмазо ди Фолко Портинари и Марии Маддалены Бандини Барончелли - было создано в связи с бракосочетанием заказчиков. Сейчас находится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк. В "Алтари Портинари" Марию изображен с таким же золотым украшением. Вирогидно, относится к раннему периоду творчества Мемлинга - об этом свидетельствует неточность изображение правой руки Томмазо. Однако мастерски изображен полуулыбку Марии.
  • Потртрет Антуана Бургундского (внебрачный сын Филиппа Доброго);
  • Человек с медалью (Антверпен Королевский музей);
  • Сивилла Самбета (портрет Марии Морелл, дочери бургомистра Гийома Морелл)

3. Другие произведения

  • "Страсти Господни" (1470-1471) - художник трактовал эпизоды Страстей довольно необычно. Он разместил евангельские сцены в городской среде, напоминающей один из городов Нидерландов, сочетая мифологические и реалистические мотивы.
  • "Вирсавия" (1485-1490) - редкое для того времени изображение обнаженной женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанным предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта.
  • Рака Святой Урсулы (1489) - один из самых поздних произведений Мемлинга. Это реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатисою женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария - шесть эпизодов печальной легенды о Урсулу, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются в Мозельской реликварии.

Литература

  • Till-Holger Borchert (Hrsg.): Hans Memling - Portraits. Ausst.-Kat. Belser, Stuttgart 2005, ISBN 3-7630-2448-4.
  • Dirk de Vos: Hans Memling. Das Gesamtwerk. Stuttgart / Z?rich 1994, ISBN 3-7630-2312-7.
  • Dirk de Vos: Fl?mische Meister. DuMont, K?ln, ISBN 3-8321-7201-7.
  • Hans Memling. In: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL).
  • Joseph Eduard Wessely: Memling, Hans. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 21, Duncker & Humblot, Leipzig 1885, S. 307-309.
  • Peter Eikemeier: Memling, Hans. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 17, Duncker & Humblot, Berlin 1994, S. 29-31.