Надо Знать

добавить знаний



Ганс Эрни


Hans Erni.jpg

План:


Введение

Ганс Эрни ( нем. Hans Erni ; 21 февраля 1909, Люцерн, Швейцария) - живописец и график из Швейцарии. Прославился стенописи и цветными литографиями, картонами для гобеленов, керамическими произведениями.


1. Происхождение

Родился в городе Люцерн в семье машиниста пароходов. Начальное образование получил в школе и готовился стать землемером. Но отверг предыдущий намерение ради чертежей на строительном предприятии.

2. Художественное обучение

1927-1928 рр.навчався в училище декоративно-прикладных искусств города Люцерн. В 1928-29 годах жил в Париже. Начал учиться в академии Жюлиана, и покинул ее. Разбушевавшийся Париж того времени считали "столицей искусств". Это был город рождения так называемой "парижской школы", куда отнесли представителей разных стран, от Японии до Польши, работавших в то время в столице Франции.

Эрни покинул Париж и уехал в Берлин, где учился в Государственном училище свободных и прикладных искусств. Германия стояла на пороге нацизма и он покидает Берлин, где столкнулся с непонятными ему политическими проблемами, далекими от искусства.

Эрни вернулся в Люцерн и часто приезжает в Париж, где вовлекается в водоворот художественной жизни. Изучает произведения старых мастеров и учится на работах мастеров современных, не похожих на работы предшественников 16-18 веков.

  • Париж, вокзал Сен Лазар, фасад

  • Париж, Триумфальная арка


3. Первые произведения, первые выставки

Зафиксирована участие Эрни в выставках с 1933 года. Большое влияние на мастера из Швейцарии имели и творчество Пикассо, Жоржа Брака, произведения абстракционистов, позже сюрреалистов. Имело свои последствия и захват Гансом - чертежей, машинами и механизмами вообще. Эрни тоже пробовал раскладывать формы как Пикассо включать в свои произведения технические схемы, геометрические фигуры и т.д.. Это было время экспериментов и поисков своего стиля ("Техническая функция", 1936, " Эмансипация ", 1938). Эксперименты с формами и красками вообще станут характерными творческом пути мастера на всю жизнь.

К этому периоду относятся и попытки стенописей - ("Художник-творец", 1933, стенопись в спортивном клубе г. Люцерн).


4. Влияние сюрреализма

В сюрреализме вообще трудно найти оптимистичные картины. Ведь это перевод снов человека и надьуявы, надреальности на картину. Конечно, на молодого Эрни имели свое влияние произведения Сальвадора Далее и Ива Танги. Но Эрни и в сюрреалистических произведениях не отказывается от значимых и даже философских тем ("Пятиугольник" 1939, "Лист из дневника урбаниста" 1941). В "Листы урбаниста" он пишет свой автопортрет как анатомический рисунок и рядом дает растение с ботаническим точностью.


5. Вторая мировая война

Эрни был на войне водителем и художником камуфляжа. Но не покидает творчества. Разочарованность в человеческом обществе привела его к пейзажей. Он рисует суровые, величественные Альпы, но без людей и следов их пребывания здесь. Преобладает пустынность.

К этому периоду относятся плакаты Эрни, иллюстрации к книгам. 1945 он получил заказ на стенопись Павильон машин Базельской промышленной выставки ( темпера на стене). Большое место в росписи занимает схема турбины. Наряду ряды людей, мать с младенцем, и все это - в противодействие машине, в противодействие машинизации, дегуманизации реальной жизни.

Среди книжных иллюстраций следует отметить произведения в сборник Гульельмо Каневашини "Человеческий труд на протяжении веков" (1943).


6. Человеческий труд на протяжении веков

Победа над фашизмом в 2 мировая война возродила веру в человека у многих. Казалось, что с войнами вообще было покончено. Оптимизм захватил и Ганса Эрни.

Тема труда человека, труда протяжении веков так увлекла мастера, станет главной в произведениях мастера на сто лет его жизни. Труд протяжении веков - это тема как прославленной фрески Эрни "Стена веры в человека" (7 на 27 м, 1954, музей этнографии в г. Невшатель), так и последних литографий.


7. Декоративно-прикладные произведения

Ганс Эрни в 1967 году.

Двадцатый век - кроме экспериментов в искусстве - обратилось к забытых техник и забытых произведений искусства. Во Франции возродили создания гобеленов. Мастер Жан Люрса (1892-1966) возобновил производство гобеленов и дал первые образцы каpтонив для них. Появление гобеленов на выставках стала сенсацией, произведения Жана Люрса стали образцами (гобелен "Свобода", 1948 со стихотворением Поля Элюара, гобелен "Рекрут ста поселков" и другие).

Свои картоны к гобеленов создал и Ганс Эрни. Он расширил тематику гобеленов и добавил как темы, так и новые средства выразительности образов. Картон "Веревка Ариадны (Лабиринт Минотавра) "на сюжет древнегреческого мифа, стала достижением Эрни в этой области искусства. Свои попытки у него и в производстве художественной керамики.


8. Цветная литография

Ганс Эрни - известный в мире мастер цветной литографии. Сделаны целые циклы работ, объединенных темами "человек и творчество", "человек и животные", "человеческая любовь", "красота женщины", "молодость", "животные".

Технику цветной литографии Ганс Эрни использует и для иллюстрации книг ("Рисовальщик", обложка к монографии Чарльза Рознера "Графические произведения Ганса Эрни", 1957).

Не оставляет экспериментов Эрни и в технике черно-белой литографии. Его лист на давьногрецьку тему "Вакх на винограднике" (белая краска на черном фоне, 1955) стал всемирно известным произведением. Художник играет с переворачиванием технологии - рисунок создан белым на черном, тогда как в традиционной гравюре или офорте - рисунок, изображение создают черные или темные линии.


9. Художник-долгожитель

Ганс Эрни происходит из семьи долгожителей. В родительской семье было семеро детей (три брата и четыре сестры). Старшая сестра Эрни в январе 2009 года отпраздновала свои 102 года. В феврале 2009 года Ганс Эрни отпраздновал свои сто лет.

Ганс был женат дважды. Первая жена умерла в 1948 г. От первого брака есть дочь Симоне Эрни. Через год в 1949 г. Ганс женился с секретаршей Дорис Кесслер. Супруги мало двойку дочерей и сына. Одна из дочерей умерла в семилетнем возрасте от лейкемии.


10. Музей Ганса Эрни

Ганс Эрни на фоне плаката мирового общества "Швейцария - СССР"

Ганс Эрни не принадлежал к коммунистической партии или к партии левого толка, но его приверженность была именно к ним. Именно Ганс Эрни создал плакат в честь культурных связей Швейцарии и СССР, следует признать - достаточно слабых. Художник отделился от привязанности к левым идеям после введкення советских войск в Венгрию и подавления там восстания в 1956 году. Но художнику не забыли приверженности коммунистов и существовала политическая запрет на популяризацию его произведений в капиталистических государствах. Разделяли этот запрет и в нейтральной Швейцарии. Произведения Ганса Эрни (в отличие от зарубежных музейных учреждений) долго не покупали государственные музеи на родине.

Ситуация изменилась медленно через международное признание художника. Только в сентябре 1979 Музей транспорта в городе Люцерн выделил экспозиционные площади, где был создан Музей Ганса Эрни. В заведение передали -

Живой мастер, художник монументалист создал музее очередной стенопись на тему латинского выражения Panta Rhei ("Все течет, все изменяется"), площадь которого - 30 м ?. В творчестве мастера:


Источники

  • Сборник "Современное Изобразительное искусство капиталистических стран", М, "Сов.художник", 1961, глава - Ханс Эрни (рус).
  • Konrad Farner: Hans Erni: Weg und Zielsetzung des K?nstlers. Arbeiten aus den Jahren 1931 bis 1942. Amstutz, Herdeg & Co. 1943, Z?rich 1943
  • Konrad Farner: Hans Erni. Ein Maler unserer Zeit. Mundus (Erbe und Gegenwart 48), Basel 1945
  • Walter R?egg: Hans Erni. I. Das malerische Werk. Hrsg. von Ernst Scheidegger. Edition Erpf, Bern 1979
  • John Matheson: Hans Erni. Das zeichnerische Werk und ?ffentliche Arbeiten. Ex Libris, Z?rich 1983
  • Hans Erni. Werkverzeichnis der Lithographien. ABC, Z?rich 1993, ISBN 3-85504-141-5
  • Jean-Charles Giroud: Hans Erni. Die Plakate 1929-1992. Benteli, Bern 1993
  • Andres Furger: Ateliergespr?che mit Hans Erni. Neue Z?rcher Zeitung, Z?rich 1998, ISBN 3-85823-739-6
  • Karl B?hlmann, Marco Obrist: Hans Erni. Dialog. Arbeiten im ?ffentlichen Raum. Benteli, Bern 2002, ISBN 3-7165-1285-0
  • Karl B?hlmann: Zeitzeuge Hans Erni. Dokumente einer Biografie von 1909 bis 2009. Neue Z?rcher Zeitung, Z?rich 2009, ISBN 978-3-03823-505-7

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам