Надо Знать

добавить знаний



Гармония музыкальная



План:


Введение

Гармония ( греч. αρμονία - Связь, порядок; строй; слаженность, соответствие, стройность). Термин "гармония" в музыке включает ряд значений:

  1. приятная для слуха слаженность звуков, звучность ( эстетическое понятие, нем. Harmonie )
  2. Закономерное сочетание тонов в одновременном звучании; созвучие (музыкально-теоретические понятия).
  3. научная и учебная дисциплина ( нем. Harmonielehre ).

1. Сущность гармонии

Понятие гармонии применяется для характеристики высотной системы, акордикы, тональных (ладовых) функций и может касаться как конкретного созвучие, так и определенного музыкального стиля в целом (например, "гармония барокко" , "гармония Прокофьева" ). Понятие гармонии, однако, не следует смешивать с понятиями "сопровождение" (например, в выражении "Мелодия и гармония "вместо" мелодия и аккомпанемент" ) и гомофония (например, в выражении "Полифония и гармония "вместо" полифония и гомофония ").

Суть музыкальной гармонии - проекция общеэстетического понятие гармонии на область звуковых явлений, объединяющая наиболее специфические для музыкального искусства художественные элементы и отношения: созвучия, строю функции (тогда как, например, метр и ритм свойственны и поэзии). Осознание благозвучности гармонично набор звуков стало величайшим завоеванием художественного мышления.

При этом восприятие того или иного аккорда как "гармонии" (т.е. созвучия) или как набора несвязанных звуков зависит от музыкального опыта слушателя. Так, неподготовленному слушателю гармония музыки XX века может показаться хаотичным набором звуков, взятых в одновременности.


2. Происхождение термина

Срок гармония имеет древний индоевропейский корень "ар", что вказвував на связь или сочетание чего-то с чем-нибудь [1]. В древнегреческой языке ἁρμονία, является производным от глагола ἁρμόζω (harmozo), "соединять" [2] и первоначально применялся в бытовом смысле. В "Илиады" срок гармония приняты как период мирной жизни, мира [1].

Пифагорейцы (6 век до н. э) предоставили слово "гармония" философского значения. В изложении Аристотеля, гармония сфер порождалась движением небесных светил, и характеризовалась благозвучием. [3] Первые свидетельства применения термина "гармония" в специальном музыкально-теоретическом смысле приходятся на V-IV вв. до н. е., этим термином обозначалось сочетание двух контрастирующих элементов - двух нот, однако доподлинно неизвестно, практиковалось древними греками одновременное их звучание. [4] Филолай и Платон "гармонией" называют октавный звукоряд, что объясняется как сцепление двух тетрахордов, а Аристоксен использует производный термин - "енармония", которым обозначает одну из разновидностей тетрахордов.

Впоследствии понятие гармонии сохраняло свою смысловую основу, однако конкретные представления о гармонии как звуковысотными слаженность диктовались актуальными для данной исторической эпохи оценочным критериям. С развитием многоголосной музыки гармония разделилась на "простую" (одноголосный) и "сложенную" (многоголосное; в трактате английского теоретика Уолтера Одингтона "Сумма теории музыки", нач. XIV век), позже гармонию стали трактовать как учение о аккорды и их свя Обязанности (у Дж. Царлино, 1558, - теория аккорда, мажора и минора, мажорно или минорности всех приборов; у М. Мерсенна, 1636-1637, - идеи мировой гармонии, роли баса как фундамента гармонии, открытие явления обертонов в составе музыкального звука).


3. Становление, развитие и история гармонии

Первоначальная музыка предположительно была единогласной. Одноголосие считается также первой ступенькой в ​​развитии профессиональных музыкальных культур - так, единогласными были григорианский хорал раннего средневековья и знаменный распев [5].

Переходной ступенью между одноголосие и гармоничным мышлением считают гетерофония - вид многоголосия, возникающий при отклонении отдельных голосов от основного напева. Следы этого типа многоголосия исследователи находят во многих музыкальных культурах [6].


3.1. Гармония в эпоху средневековья и возрождения

Первые достоверные сведения об использовании многоголосие в профессиональной музыке приходятся на IX-XI века. В ранних формах многоголосия ( органум IX-XI вв.) выдвигается новый элемент музыки - автономное созвучие; опорными созвучию становятся интервалы квинты и октавы. С XIII века гармония обогащается терцового созвучиями, которые трактуются, как правило, как несовершенные (и требующие решения) консонансы, позже, в эпоху Возрождения (XV-XVI века) терке созвучие начали предприниматься свободно и, наконец, стали господствующими.

К началу XVII века господствовала модальность (старомодальна гармония). Церковная музыка (одноголосие и многоголосие) основана на восьми (с середины XVI века - двенадцати) церковных тонах с добавлением внутриладового хроматизм. Светскую музыку эпохи Возрождения зачастую также объясняют через церковные тона, к которым, однако, она полностью не сводится (напр., категориями церковных тонов невозможно объяснить гармонию Вичентино и позднего Джезуальдо). Образец модальной гармонии эпохи Ренессанса - шансон Лассо "Это faux amour d'are" (G-миксолидийського).


3.2. Гармония Нового Времени

Гармония Нового времени (XVII-XIX вв.) Основана на тональности как системе музыкального мышления особого типа, окончательно оформившейся в русле идей эпохи Просвещения и характеризуется функциональной централизованность, строгой рациональной выверенностью и иерархией, разветвленности, динамизмом тональных функций, оптимальным единообразием всех структур - от строения и расположения аккордов до монументальных тональных планов в крупных формах. Хотя еще в Баха заметны следы старинной модальности (фригийский лад во 2-й части 1-го Бранденбургского концерта), в эпоху барокко уже утверждаются мажор и минор двух господствующие лады. Господствующими они остаются и в XXI веке, особенно в массовой культуре.


3.3. Гармония XX-XXI веков

Рубеж XIX-XX веков характеризуется отказом от господства тональной системы, как единого действующей. Зато, возникает многообразие индивидуальных гармонических систем, которые включают расширенное трактование тональной системы ( С. Прокофьев), опору на искусственные лады ( О.Мессиан), или принципиальное избежание черт классической тональной системы ( додекафония).

Более того, если музыка предыдущих двух столетий преимущественно опиралась на гомофонный склад, то в XX веке гомофонного состав сосуществует с другими формами организации музыкальной ткани - полифонической и монодичнои. Это обстоятельство делает предметом дискуссий сам термин "гармония" [7].


Литература

  • Риман Г. Упрощенная гармония ..., пер. с нем. М. - Лейпциг, 1901.
  • Яворский Б. Л. Строение музыкальной речи, ч. 1-3. М., 1908.
  • Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии, ч. 1-2. М., 1924-25.
  • Протопопов С. В. Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2. М., 1930.
  • Оголевец А. С. Основы гармонического языка. М. - Л., 1941.
  • Ван дер Варден Б. Л. Пифагорейское учение о гармонии / / пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. М., 1959 (репринт: М., 2006), сс. 393-434.
  • Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. М., 1966.
  • Дубинин И. Гармония. - Киев: Музыкальная Украина, 1968. - 133 с.
  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969.
  • Холопов Ю. Н.. Очерки современной гармонии. М., 1974.
  • Курт Э.. Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера, [пер. с нем.]. М., 1975.
  • Бершадская Т. Лекции по гармонии. - Л. "Музыка", 1985
  • Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988.
  • Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс. Части 1, 2. М., 2003, 2005.
  • Холопов Ю. Н. Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера. М., 2006.
  • Этингeр Μ. Α. Раннеклассическая гармония. М., 1979.
  • Zarlino G. Le istitutioni harmoniche, Venetia, 1558; факсимильное издание: New York, [1965].
  • Mersenne M. Harmonie universelle, P., 1636 - 37; факс. изд.: Paris, 1963.
  • Rameau J.Ph. Traile de l'harmonie <...>, P., 1722; факс. изд.: Νew Υork, [1965].
  • Rameau J. Ph. Nouveau Systeme de musique th?orique. Paris, [1726].
  • F?tis FJ Trait? complet de la th?orie et de la pratique de l'harmonie. P., 1903.
  • Gevaert F. Α. Trait? d'harmonie th?orique et pratique, v. 1-2. Paris-Bruxelles, 1905-07.
  • Schenker H. Neue musikalische Theorien und Phantasien, Teil 1 - Harmonielehre. Stuttgart, 1906.
  • Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz, Bd. 1. Mainz, 1937.
  • Dahlhaus C. Untersuchungen ?ber die Entstehung der harmonischen Tonalit?t. Kassel - Basel, 1968.
  • La Motte D. de. Harmonielehre. Kassel [uaO], 1978.
  • Khramov M. Project Commator and Sonantometry / / Proceedings of the International Symposium FRSM-2008. Kolkata, 2008, pp. 133-140.

Примечания

  1. а б Холопов., С.8
  2. Harmonia, Henry George Liddell, Robert Scott, "A Greek-English Lexicon", at Perseus - www.perseus.tufts.edu/cgi-bin/ptext?doc=Perseus:text:1999.04.0057:entry = # 15282
  3. (Аристотель. "О небе", II.9.)
  4. Dahlhaus, Carl. "Harmony", Grove Music Online, ed. L. Macy (accessed 24 February 2007), grovemusic.com - www.grovemusic.com/ (subscription access).
  5. Ю. Н. Холопов. одноголосии - enc-dic.com/enc_music/Odnogolosie-5298.html / / Музыкальная энциклопедия, М., 1973-82
  6. Т. Ф. Мюллер. Гетерофония - enc-dic.com/enc_music/Geterofonija-1834.html / / Музыкальная энциклопедия, М., 1973-82
  7. Бершадская. с.204


музыка Это незавершенная статья о музыку.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам