Гверчино

Гверчино, т.е. Джованни Франческо Барбьери ( 8 февраля 1591, Ченто, Эмилия - 9 декабря 1666, Болонья) - итальянский художник суток барокко. Рисовал картины на исторические, библейские сюжеты, аллегории, фрески, иногда портреты и пейзажи. Один из лучших живописцев эпохи барокко. Создал несколько офортов.


1. Биография

Евангелист Лука рисует Мадонну, Канзас Сити, США.

Джованни родился в небольшом городке Ченто, что расположено между городами Болонья и Феррара. В 17 лет стал учеником малоизвестного художника Бенедетто Дженнари в Болонье, обучение продолжил в Лодовико Каррачи.

Наибольшее влияние на сознание и художественную манеру Джованни Франческо имели произведения не мастеров академизма Болонье, а их противника, гениального Караваджо. От Караваджо идут резкая светотень Гверчино и колористические поиски, выгодно отличали его произведения среди продукции болонских мастеров. Именно на Гверчино обращал внимание другой мастер из Болоньи - неуравновешенный по манере, но смелый художник Креспи (1664-1747).

По рекомендации маркиза Энцо Бентивольо талантливый Гверчино перебрался в Рим, где работал в 1621-1623 гг по закажите папы римского Григория 15-го. Римский период творчества отметился интересными сюжетами и попытками различных художественных техник. Именно здесь Гверчино создал фрески виллы Людовизи. Создал он фрески и в кафедральном соборе городка Пьяченца в 1626 г. Среди заказчиков Гверчино богатая семья Корсини (картина "Избиение Христа у колонны", 1657), монахи ордена Св. Франциска ("Евангелист Лука рисует Мадонну", 1655, теперь Канзас Сити, США).

С годами терял разнообразие поисков и склонился к академическим нормам и требованиям. С 1642 года возглавил Болонскую академию, выиграв в карьере, но проиграв как художник.

Долго работал в родном Ченто и в Болонье. Умер в 1666 г.


2. Рисунки Гверчино

  • Женщина художница

  • Рисунок к фреске "Аврора"

  • Христос и самаритянка


3. Портреты

Автопортрет Гверчино с сестрой Лючией и любимым собачкой. Частное собрание, Рим.

В творчестве мастера немного портретов. Удивляет живая и непосредственная зарисовка какого-то торговца, сделана быстро и удачно (теперь сборка в городе Вашингтон). Смелостью и отсутствием идеализации веет и от автопортрета с сестрой и любимым собачкой. Озабоченная женщина нацелена в свои мысли и даже котик на руке и выходки брата не отвлекают ее. Центральное место в картине отведено не сестре, не ему любимому, а собаке. Гверчино имел физический изъян. Но и это не помешало показать себя таким, каким он был. Среди портретов 17 века этот один из правдивых.


4. Аллегории

  • Аллегория живописи и скульптуры, Рим, Национальная галерея древнего искусства.

  • Аллегория Победы, Фреска. Ченто, пинакотека города.

  • Аллегория Астрологии, Остин, Техас, США.


5. Религиозные композиции


6. Возвращение блудного сына

Гверчино волновала притча о возвращении блудного сына. Он несколько раз обращался к этому сюжету и каждый раз трактовал тему несколько иначе. То это только отец, прощает повернувшогося после блужданий сына, то переодевания сына в роскошные одежды. Все композиции хорошо созданы. Но мало психологически нагружены, не затрагивают зрителя слишком бытовухе, снижением ступени переживаний. Тема прощения, тема родительской любви, так искренне освещена в картине Рембрандта, Гверчино не удалась. В Рембрандта это шедевр мирового уровня, исключительный произведение всего 17 века, в Гверчино - очередная бытовая сцена на библейскую тему. И это снижение содержания притчи не в пользу художника.


7. Танкред и Эрминии. Пуссен и Гверчино

Танкред и Эрминии. палаццо Дориа-Памфили, Рим.
Гверчино. И я жил в Аркадии, Рим.

Барочные влияния Караваджо и барочная стилистика присутствуют в картине "Танкред и Эрминии". По легенде, Эрминии нашла тело раненого возлюбленного после боя и спасла ему жизнь. Гверчино подает момент найдены раненого и отчаяние Эрминии. По эстетике барокко Италии сильные чувства (отчаяние, ожесточенный бой, видение святого т.п.) имели цену и уважение, были желанной темой картин и театральных представлений. Театр и театральные эффекты вообще влияли на художников барокко. И чем менее талантливым был мастер, тем более театральности и недостатков барочного метода использовалось.

Гверчино удержался на грани хорошего вкуса. Поэтому в картине красивая композиция, праздничный колорит, достаточно естественные чувства раненого Танкркеда и отчаяние его возлюбленной. Но картина на эту же тему в Пуссена и лучше композицией, и не хуже колоритом, не хуже проявлением чувства персонажей. Более того, Пуссен вложил столько таланта, мастерства и вкуса в раскрытии темы, в Пуссена картина получила в-философского значения, значение формулы любви, любви-мечты ( Эрмитаж, Петербург). Гверчино в этих ступеней так и не дотянул.

Все недостатки Гверчино как художника присутствуют и в Катыни "И я жил в Аркадии". Два пастухи с мифической страны счастья Аркадии нашли могилу. Череп умершего человека и надпись надгробия "И я тоже жил в Аркадии" служат напоминанием и пастухам, и зрителям о мимолетности жизни и необходимость творить добро. Ибо смерть - рядом. И можно потерять жизнь и ничего не успеть.

Брался за эту тему и Николя Пуссен. И сделал еще один шедевр ( Лувр, Париж). В Гверчино картина имеет лишь легкое философское окраску. Ему не удавались драматические или философские сюжеты. Картина напоминает натюрморт с черепом, к которому добавили две человеческие фигуры. Но Гверчино не рисовал чистых натюрмортов. Примитивную построение картины не спасают ни мастерская материальность воспроизведения вещей, ни добрый колористический строй.


8. Страны мира, где хранят произведения Гверчино